Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Высокогорная жемчужина Казахстана
«Медео» – крупнейший в мире высокогорный комплекс для зимних видов спорта (скоростной бег на коньках, хоккей с мячом, фигурное катание и др.), с площадью искусственного ледового поля – 10,5 тыс. кв.м. Толщина ледового покрытия на катке составляет 2,3 м. из материалов двадцати наименований. Историки утверждают, что урочище «Медео» названо в честь владетеля пастбищных угодий Заилийского Алатау, доброго и справедливого бая – Медеу Пусырманова (1850-1908 годы). Мягкий климат в ущелье, оптимальный уровень солнечной радиации, невысокое атмосферное давление и чистейшая горная вода обеспечивают высокое качество льда, что способствует достижению высоких результатов в конькобежном спорте. Об этом отметил поэт в строках стиха: «В Медео для слова «лед», лучшая рифма «полет!».
Задание 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Поставьте существительные, данные в скобках, в нужном падеже. Поющий бархан На (берег) реки Или находится уд…вительный памятник природы – Поющий бархан. Он расп…ложен между двух небольших горных (гряда) – Большим и Малым Калканами. Роза (ветер) в этом месте Сп…собствует тому, что песок, образующий бархан, все время находится на одном (место), никуда не перемещаясь, и имеет свойство во время ветра изд…вать своеобразный гудящий звук такой (сила), что это «пение» слышно за несколько километров. Задание 3. Дайте свое толкование слов. Поясните стилистическую окраску слов: по отношению к кому можно их употребить; в какой ситуации их можно употребить.
Симпатяга, забияка, кривляка, старикан, баловень, громила, крикун. Задание 4. Выпишите из текста просторечия, использованные автором. Ответьте на вопросы: Какие слова со сниженной стилистической окраской вы заметили? Какие внеязыковые средства использовались при беседе? Василиса снимает фартук – она что-то стирала и не достирала – подходит к Авдотье и протягивает ей руку. – Давай поручкуемся, старуха Авдотья. – Иду, дай, думаю, зайду на Василису погляжу! А тебе и присясть некогды, – кричит Авдотья во всю избу. – А как присядешь? Весь день на ногах, то одно, то другое… – Ее и за тыщу лет не переработать! Попомни, Василиса, она все равно после нас останется. Хошь конем вози, а останется. – Останется, останется, – кивает Василиса. – Ее из одного дня в другой перетащишь, а уж надо дальше тащить. Так и кочуешь, как цыган с торбой.
– И никуда не денешься! – А куда денешься? (По В. Распутину). Задание 5. Закончите предложения, где даются определения предметов, понятий (разгадывание кроссворда).
1. Птица, изображённая на государственном флаге Республики Казахстан, – …. 2. Место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, называется …. 3. Животное, которое навсегда исчезло с лица Земли, – это …. 4. Цветок, который называют высокогорным и считают цветком влюблённых, – …. 5. Наука о нашем собственном доме, о Земле и законах, по которым мы должны в нём жить, называется …. 6. Книгу, в которую занесены редкие и исчезающие растения, животные, называют …. Задание 6. Охарактеризуйте речевые ситуации данных диалогов по следующим параметрам: социальный статус, образование, тип взаимоотношений коммуникантов, условия общения. Приведите доказательства своего выбора.
А. – Вы не скажете, как пройти к Национальному театру оперы и балета? – Идите прямо по этой улице? – Это далеко? – Нет, рядом.
Б. – Привет, че делаешь? – Ничего, только глаза продрал? – Куда-нибудь пойдешь сегодня вечером? – Да, после того, как похаваю чего-нибудь, потащусь на тусовку.
В. – Уважаемые пассажиры! Объявляется посадка на скорый поезд 15-й «Астана – Алматы». Поезд стоит на первом пути. Убедительно просим вас пройти к выходу. Выход через второй этаж вокзала.
Задание 7. Какие из приведенных групп слов можно охарактеризовать как 1) арготизмы, 2) жаргонизмы, 3) единицы сленга. Объясните свой выбор. Больной, дятел, жених, карась, фраер, штамп, чиграш. Дембель, салабон, хвост (академическая задолженность), чайник (начинающий, малоопытный), автомат (зачет), академка, универ, керогез (компьютер). Клевый, тащиться, чувак, приколоться, косить, прикид, развести.
Задание 8. Данные фразеологизмы употребите в предложениях (устно). Дрожит как осиновый лист, свалился как снег на голову, мрачный как туча, развеялся как дым.
Задание 9. Прочитайте отрывок из произведения казахстанского писателя Максима Зверева, дайте языковой анализ текста.
Барса-Кельмес Михаил Иванович терпеливо ждал, изнывая от жары и безделья. Он знал, что этого сайгака отдали из зоопарка за его бодливость. Никто из рабочих не соглашался больше за ним ухаживать. «Ведь должен же он пойти поискать водопой? – утешал себя Михаил Иванович. – До пресного озера отсюда, говорили, несколько километров. Там он встретит других сайгаков и забудет обо мне…». День сменялся ночью, а сайгак не уходил, становясь, наоборот, все злее. Он не давал своей жертве даже высовывать голову, чтобы подышать чистым воздухом. Михаил Иванович выбил вверху еще одну доску и только таким путем мог высовывать голову наружу и осматриваться. Кругом расстилалась ровная, выжженная солнцем равнина, без единого кустика или деревца. Четвертые сутки прошли так же, как и предыдущие. Сайгак был по-прежнему беспощаден к Михаилу Ивановичу, и, видимо, ничуть не страдал от жажды. На пятые сутки узник проснулся, когда солнце уже начинало пригревать и в ящике сделалось душно. Михаил Иванович не рискнул выглянуть в дверь, и высунулся в отверстие вверху. Сайгака не было. Осада снята! Очевидно, сайгак ушел искать водопой. Взглянув на море, он невольно улыбнулся: на горизонте, там, где вода сливалась с небом, виднелась полоска дыма. Это за ним шел пароход.
Задание 10. Составьте логическую схему по языковой теме (теория вопроса). Задание 11. Прочитайте высказывания о природе, приведите другие примеры (пословицы, поговорки, афоризмы). Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует. (И. Гете). Сотри случайные черты. И ты увидишь: Мир прекрасен! (А. Блок). Спрашивайте природу, она хранит все истины и на вопросы ваши будет отвечать вам непременно и удовлетворительно. (Р. Бэкон). Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно. (И. Зейме). Задание 12. Составьте кластер по лексической (речевой теме). Задание для СРО: Подготовить беседу-полилог на тему «Природа Казахстана и проблемы туристической отрасли».
Составитель: к.ф.н. Акишева А.Т.
Список литературы Обязательная литература 1.Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат). Под ред. Ахмедьярова К.К., Жаркынбековой Ш.К. – Алматы, 2009. – 217с. 1.Русский язык «В2»: учебно-методическое пособие для студентов 1 курса неязыковых факульетов (коллектив составителей). – Астана, ЕНУ им.Гумилева, 2013. – 148 с. 2.Русский язык «LSP, LAP»: учебно-методическое пособие для студентов 1 курса неязыковых факульетов (коллектив сост.). – Астана, ЕНУ им.Гумилева, 2013. – 148 с. 3.Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009. 4.Салагаев В.Г. Студенческие научные работы. Академическая риторика. А., 2004
Дополнительная литература 5.Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник.-Алматы: Print-S, 2005.-529 с. 6.Цой А.А. Развитие навыков научной речи: учебное пособие. – А., 2000. 7.Бекишева Р.И., Мусатаева М.Ш. Пособие по научному стилю русской речи (юридический цикл). – А., 2001.
8.Миронова В.Г., Хмельницкая И.Б. Обучение научному стилю речи, Алматы, 1993. – 144 с. 9.Карымсакова Р.Д. Пособие по русскому языку для студентов-юристов – Алматы: Қазақ униеврситеті, 2006. – 316 с. 10.Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: учебное пособие. – М., 1997. – 348 с. 11.Юрьев А. Русский язык. Типы и стили речи. Учебное пособие для студентов казахских отделений гуманитарного профиля университетов (бакалавриат). – Алматы, 2005.- 182с. 12.Шаяхметова Н.К. Русский язык. Обучение научному стилю.- Алматы, 2007 13.Исингарина М.Ж. Русский язык для национальных групп неязыковых вузов. – Алматы, 2001 г. 14.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М, 2002. 15.Концепция развития иноязычного образования Республики Казахстан. – А., 2006. 16.Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов нефилологов (учебное пособие). – М., 2000 – 256с. 17.Нарожная В.Д. Русский язык. Задания для СРСП: Учебное пособие. - Шымкент: АИУ, 2009. - 79с. 18.Павленко В.К., Ким Г.В., Абдыкулова К.Е. Русский язык: Теория и практика: Учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2003-186 с. 19.Концепция развития иноязычного образования Республики Казахстан. – А., 2006. 20.Абжанова Т.А., Кдырбаева Р.А., Кочергина Т.Д. Пособие по развитию навыков научной речи (филологический цикл). – Алматы, 1995. 21.Практический курс русского языка для студентов национальных групп экономических специальностей вузов. Под общей ред. М.Р. Насыровой - Алма-Ата, 1991. – 304с. 22.Практический курс русского языка. Учеб.для нац. групп неяз. вузов. /А.А.Азизов, А.Д.Азимова, Т.Н.Алиева и др. /Под ред. Е.Н.Ершовой, М.: Высш.шк., 1986. – 319с. 23.Демидова А.К. Пособие по русскому языку (Научный стиль. Оформление научной работы). – М., 1991. 24.Лариохина Н.М. Обучение грамматике научной речи и виды упражнений. – М.: Русский язык, 1989. 25.Головин Б.Н. Основы культуры речи. М, 1988. 26.Баш Л.М., Боброва А.В. и др. Современный словарь иностранных слов. – М., 2002.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Для самостоятельного определения уровня усвоения учебного материала
Язык. Функции языка. Речь. Виды и их особенности. Речь. Формы речи. Текст как ведущая единица словесной коммуникации Основные признаки текста. Абзац и сложное синтаксическое целое как части текста. Способы связи предложений в тексте Повествование как функционально-смысловой тип речи. Языковые особенности повествования Описание как функционально-смысловой тип речи.
Виды описания и их особенности. Языковые средства, характерные для описания. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Виды рассуждения и их особенности Языковые средства, характерные для рассуждения. Публицистический стиль как функциональный стиль речи. Функции публицистики в обществе Языковые особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля и их особенности. Официально-деловой стиль как функциональный стиль речи. Подстили и основные жанры официально-делового стиля. Языковые особенности официально-делового стиля. Художественный стиль как функциональный стиль речи. Языковые особенности художественного стиля. Разговорный стиль как функциональный стиль речи. Основные признаки разговорной речи. Научный стиль речи и его особенности. Лексические особенности научного стиля речи. Словообразовательные особенности научного стиля речи. Морфологические особенности научного стиля речи Синтаксические особенности научного стиля речи. Подстили научного стиля речи. Научно-популярный подстиль. Научно-учебный подстиль Собственно научный подстиль. Тема и микротемы научного текста. Коммуникативная задача научного текста. Смысло-речевые ситуации. Композиционно-смысловая структура научного текста. Прогрессия научного текста. Данная и новая информация текста. Способы развития информации в тексте Компрессия научного текста. Виды компрессии. План как вид компрессии текста. Виды планов. Тезирование научного текста. Виды тезисов. Конспектирование научного текста. Виды конспектов. Композиционно-смысловая структура текста. Аннотирование научного текста. Структура и виды аннотации Реферирование научного текста. Структура и виды рефератов. Рецензирование научного текста. Структура и смысловые части рецензии. Отзыв. План отзыва. Резюме-выводы. Особенности резюме-выводов. Цитирование. Правила оформления цитат. Коммуникативные задания Составить сообщение по одной из следующих тем: 1. Языковая ситуация в Республике Казахстан 2. Конституция и Стратегии развития Казахстана. 3. Здоровье и здоровый образ жизни 4. Культура и традиции 5. Праздники Казахстана 6. Искусство в жизни человека 7. Искусство Казахстана 8. Молодежь – будущее Казахстана 9. Труд, учеба и отдых 10. Средства массовой информации 11. Экскурсия по столице 12. Закон и общество 13. Права человека и их защита 14. Природа и человек 15. Природа Казахстана Составить назывной план текста по спеицальности Составить вопросный план текста по специальности Составить тезисный план текста по специальности Составить аннотацию к тексту по специальности Составить тезисы текста по специальности Составить реферат текста по специальности Составить конспект текста по специальности
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для выполнения СРО
КАК СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ТЕКСТА 1. Прочитайте текст, выясните значения непонятных слов. 2. Определите тему и основную мысль текста. 3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их. 4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста. 5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, пересказать текст. 6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.
КАК ГОТОВИТЬСЯ К УСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ. 1. Подумайте, с какой целью вы будете говорить. 2. Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущённый, критический и т.д.). 3. Соберите или отберите необходимый материал. 4. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании. Почему? 5. Определите возможный стиль вашего высказывания. 6. Составьте план. 7. Проговорите своё высказывание перед зеркалом, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами и мимикой. 8. Попросите кого-нибудь послушать вас, учтите их замечания.
КАК РАБОТАТЬ НАД СОЧИНЕНИЕМ. 1. Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную мысль сочинения. 2. Подумайте: кого, в чём и как вы будете убеждать своим сочинением? 3. Соберите или отберите необходимый материал. 4. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении. 5. Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художественный, публицистический и др.). 6. Составьте план. 7. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.
ПАМЯТКА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОБЪЯВЛЕНИЯ
В объявлении: 1) называют адресата; 2) кратко излагают деловую информацию; 3) указывают, от чьего имени она даётся.
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ (ДИСПУТА). 1. Вступительное слово (открытие дискуссии): - объявляется тема дискуссии; - дается ее обоснование и формулируется проблема (тезис и антитезис, т.е. противоположное положение, мнение); - формулируется цель дискуссии; - определяются ключевые понятия через дефиницию, ряды определений, контрастные понятия, через функциональные конкретизаторы, через синонимы, антонимы и т.д. 2. Реплики, организующие дискуссию: - стимулирующие участников дискуссии к высказыванию; - корректирующие, направляющие дискуссионный диалог на соответствие его теме и задаче; - подчеркивающие то общее, что есть в высказываниях спорящих; - снимающие напряжение, возможный конфликт, двусмысленность; - корректирующие тональность, речевое поведение общающихся. 3. Заключительное слово (подведение итогов): - отмечается результат проведенной дискуссии (достижение цели): дискуссия результативная, мало-, частично результативная; нерезультативная; - формулируется вариант согласованной точки зрения или обозначаются выявленные противоположные точки зрения, их основная аргументация; характеризуется состояние вопроса; - отмечаются наиболее аргументированные и конструктивные выступления; стремление к согласию; тактичное поведение некоторых коммуникантов.
КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ СТИЛИСТИЧЕСКУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ТЕКСТА Художественный стиль Лексика, присущая этому стилю: светлая даль, призрачное счастье, розовый закат, ясная лазурь, огненный свет, блестящая зелень, тоска, печаль, вдохновение; Цель: художественное изображение жизни. Сфера употребления: сфера искусства слова. Функция: выполнение эстетической функции, функции эмоционально-образного воздействия на читателя. Стиль речи, характеризующийся образностью, эмоциональностью, единством коммуникативной и эстетической функций, использованием эпитетов, метафор, сравнений, аллегорий, стилистических фигур. Официально-деловой стиль Лексика, присущая этому стилю: оплату гарантируем, месячный срок, акт, протокол; объявить благодарность, ставим в известность, сообщаем, что, распоряжение; обращение к официальному лицу или в государственное учреждение; Стиль речи, для которого характерны официальность, безличность, точность, стандартизированность. Имеет следующие языковые особенности: устойчивость, канцеляризмы, отсутствие эмоциональности, обилие отглагольных существительных,обобщенность, отвлеченность, логичность, объективность, точность: Сфера употребления: административно-правовая; Жанры: заявление, расписка, акт, доверенность, международные договора, государственные акты, юридические законы, постановления, уставы и т.п. Публицистический стиль Лексика: приватизация, демократия, бизнес, идеология; демократия, прогрессивное человечество, силы реакции, священный долг; привлечение общественного мнения к какому-либо факту; Цель: воздействие на слушателей с целью агитации, пропаганды, привлечения к злободневным проблемам. Сфера: общественно-политическая; употребляется в общественно-политической литературе, периодической печати, ораторской речи Жанры: речи, газетные жанры: очерки, статьи, фельетоны и др. Разговорный стиль Лексика: вешать лапшу на уши, физичка, бабки; башковитый, безмозглый, шарашкина контора. Цель: обмен информацией; стиль, который служит, прежде всего, для непосредственного обмена мыслями, т.е. для общения с окружающими нас людьми, и характеризующийся непринужденностью в применении языковых средств Сфера употребления: бытовая Черты: отсутствие официальности, непосредственность, неподготовленность и непринужденность общения. Жанры: беседа, разговор, спор, рассказ, записка
Научный стиль Лексика: дифференциация, абсорбция, преломление лучей; реферат, каталог, низкая температура, поглощать, абстрактный ускорение; Цель: сообщение научных сведений; Сфера: научная Имеет следующие языковые особенности: терминологичность, наличие отглагольных существительных, сложный синтаксис, доказательность, ссылки на источники и др. Жанры: статья, монография, учебник, рецензия, обзор, лекция, тезисы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.125 с.) |