Рациональный режим труда и отдыха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рациональный режим труда и отдыха



    Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха, и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

   Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.

Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека ("контрастный" принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой, на садовых участках и т. п.

Задание 2. Прочитайте. Докажите, что данный текст является рассуждением. Аргументируйте свой ответ.

Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!

Чем это объяснить, я не знаю. Предполагаю, что слово оживает в двух случаях.

Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу. А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне, и в романсе слова действуют на нас сильнее, чем в обычной речи.

Во-вторых, даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами.

И наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из ее драгоценных качеств. На аллитерацию имеет право и проза. Но главное не в этом.

Главное в том, что проза, когда она достигнет совершенства, является, по существу, подлинной поэзией.                              

(К. Г. Паустовский)

Занятие 2.

Цели: - закрепить полученные знаний по типам речи;

      - повторить теоретические сведения об использовании различных типов речи в разных стиля;

Вопросы:

1. Назовите языковые средства текстов-рассуждений.

2. Вспомните в текстах какого стиля речи используется рассуждение.

Справочный материал:

Функционально-смысловые типы речи связаны с функциональными стилями речи. В научном стиле используются преимущественно рассуждение и описание; в публицистическом – повествование и рассуждение; в официально-деловом и разговорном - повествование; в художественном – все типы речи в сочетаниях. Однако по отношению к тем или иным функциональным стилям можно говорить лишь о преобладающем типе речи. Так, в текстах научного стиля преобладание того или иного типа речи или их комбинация зависит от конкретной научной дисциплины: для текстов математической тематики более характерно рассуждение, биологической - описание, исторической – повествование, физической – описание и рассуждение.

Размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте. А могут и не получать. Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения.

Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:

вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно; Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.

Таблица 2. Употребление конструкций с причинным, условным, уступительным, сравнительным, целевым, сопоставительным, противительным, изъяснительным значением в текстах-рассуждениях.

 

Смысловая нагрузка структурных частей рассуждения Употребление конструкции, характерных для выявления данной смысловой нагрузки
1. Указание причины В простом предложении – употребление предлогов благодаря, из-за, от, по причине, по + сущ.; в сложном предложении – употребление придаточных предложений с союзами: так как, потому что, благодаря тому что, из-за того что, по причине того что, ибо.
2. Указание на условие В простом предложении употребление предлогов + сущ.: при условии (чего?), в случае (чего?), при наличии (чего?), при (чем?); в сложном предложении – придаточные предложения с союзами если, если бы
3. Указание на уступку В простом предложении употребление предлогов + сущ.: несмотря на то (что?), вопреки тому (что?); в сложном предложении – придаточные с союзами: несмотря на то что, как ни, сколько ни, хотя (хоть), вопреки тому что
4. Указание на следствие В простом предложении – употребление предлогов с сущ.: вследствие (чего?); в сложном предложении – конструкции с союзами вследствие того что, и поэтому.
5. Сопоставление, противопоставление, сравнение В простом предложении и сложном предложениях – употребление союзов как, как будто, словно, точно, а, но, однако, если…, то-

Дидактический материал

Задание 1. Прочитайте текст. Определите тип речи. Укажите структурные части и языковые средства.

Режим дня студентов

Одним из основных условий сохранения высокой работоспособности является соблюдение режима дня - распорядка работы, питания, отдыха, сна Основу режима составляет правильное распределение времени.

Для того чтобы правильно спланировать бюджет времени, необходимо соблюдать следующие правила:

- четко определять цели своей деятельности. Это помогает заранее спланировать работу, организовать все действия, направленные на ее достижение, позволяет контролировать выполнение;

- придерживаться определенной системы и последовательности в работе, правильно и равномерно распределять ее во времени. Работать следует систематически - каждый день определенное количество часов, а не изучать большой объем информации за один раз время от времени, непериодически Ведь частые изменения форм работы вредно сказываются на производительности умственного труда, вызывая усталость, поскольку требуют перестройки мыслей и действий Кроме того, любое отвлечение внимания разрушает логично построенное мнение, после чего иногда приходится тратить в несколько раз больше времени и умственных усилий, чтобы вернуться к этой утраченной мысли;

- не делать больших перерывов в процессе умственной работы, поскольку каждый раз после перерыва требуется определенное время для вхождения в работу;

- правильно чередовать различные виды деятельности: сначала умственную и физическую работу, впоследствии - различные виды интеллектуального труда. Это будет способствовать высокой работоспособности;

- научиться правильно отдыхать. Для восстановления сил нужны перерывы после каждые 1-2 часа работы; отдыхом может быть и замена умственного труда физическим;

- выполнять всегда все вовремя и помнить совет: "Сделай сегодня все, что можно не оставлять на завтра";

- вести дневник или книгу для записей и записывать планы на ближайшие дни, недели, месяцы;

- помнить, что волевые усилия, желание достичь максимальных положительных результатов сэкономят усилия, время и способствовать эффективному выполнению работы.

Каждый студент должен научиться рационально тратить время, ценить его, овладевать навыками научной организации труда.

Задание 2. Прочитайте данные слова. Вспомните, для какого типа текста они являются опорными. Попробуйте определить тип текста только по опорным словам. Попробуйте составить текст, пользуясь группой опорных слов.

1. Во‑первых… потому что… значит… Во‑вторых… следовательно… в‑третьих…значит… разумеется… а также…таким образом…

2. Было поздно… пришли… открылось… разговаривали и смеялись… веселились…было весело!

3. Самая удивительная, самая лучшая…теплый и ласковый… каштановые… нежная… добрая и справедливая!

                                                                                              

Занятие 3.

Цели: - научить студентов включать в рассуждение специальные слова в зависимости от вида рассуждения;

- развивать внимание, логическое мышление студентов, устную и письменную речь;

Вопросы:

1. Какие языковые средства используются в рассуждении-доказательстве?

2. Назовите языковые средства, используемые в рассуждении-объяснении и размышлении.

Справочный материал:

Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Может быть доказательством, объяснением, размышлением. Основные вопросы, характерные для данного типа речи:1)Почему? 2)В чем причина данного явления? 3)Что из этого следует? 4)Каковы следствия данного явления? 5)Что оно значит?

В следующей таблице данные языковые средства разных видов рассуждения. Прочитайте и проанализируйте таблицу.

                                                                                    Таблица 3

Виды рассуждения Вводные слова, наречия Союзы Речевые обороты
Доказательство Во-первых, во-вторых, следовательно, итак, таким образом, поэтому, потому, тогда, например. Поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем, если Из этого следует, что…; отсюда заключаем, что…; из чего вытекает, что…; это позволяет предположить, что…; предположим, что…; допустим, что…; доказательством служит…; об этом свидетельствует…
Объяснение Например, таким образом, поэтому Так как, потому что, благодаря тому что, поскольку Причина состоит в следующем…; укажем на причины…; это объясняется тем, что…; это зависит от …; это связано с тем, что…; это является следствием того, что…
Размышление По-моему, по моему мнению, по моему убеждению, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно, поэтому, потому, отсюда, таким образом Поскольку, так как, так что, если, хотя, несмотря на то, что Я полагаю, что…; попробуем сравнить…; попытаемся разобраться…; причина состоит в том, что…; это можно объяснить тем, что…; всё зависит от того, что…; это позволяет предположить, что…; получается, что…; предположим, что…; допустим, что…; мне близка мысль о том, что…; я согласна с тем, что…; некоторые сомнения у меня возникают, когда…;я могу с уверенностью сказать (утверждать), что…; я убеждён, что…; мне хочется сделать вывод о том, что…

                           

Дидактический материал

Задание 1. Прочитайте текст. Определите главную мысль текста. Определите тип речи, его вид. Обоснуйте свой ответ. Назовите языковые средства, помогающие определить тип речи и его вид.

Физическая культура как вид культуры общества
Для понимания места и значения физической культуры в обществе необходимо иметь представление об общей культуре человечества. С одной стороны, это процесс материальной и духовной деятельности людей, с другой - продукт этой деятельности, ее результат.

          Культура представляет собой не абстрактную деятельность, а ее качественную сторону, которая отражается в результатах материальной и духовной сторон деятельности человека и общества.

          Человек в сфере культуры осуществляет деятельность в трех аспектах:
1. Познает («потребляет») культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, созданных предшествующим человеческим опытом.

2. Действует в общественной среде как носитель определенных культурных ценностей.

3. Создает новые культурные ценности, которые становятся базой для развития культуры последующих поколений.

  Таким образом, культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле - это сфера духовной жизни людей. Она включает предметные результаты деятельности людей, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности.

Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность.

Исторически культура возникает как объективно необходимая деятельность человека, направленная на преобразование окружающей природы и человеческой сущности в интересах личности и общества. Другими словами, сущность человека проявляется в продуктах его духовной, материальной, физической и других видах культуры, которые постепенно становятся самостоятельными видами социальной деятельности со своими конкретными целями, задачами, функциями, содержанием и другими признаками. Поэтому физическую культуру следует рассматривать и как деятельность, и как ее результаты.
В интересах совершенствования человека физическая культура использует физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, режим труда, быта, питания и отдыха. Она должна всемерно способствовать росту экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворению духовных потребностей людей, быть действенным средством всестороннего гармонического развития личности, формирования активной жизненной позиции.
Физическая культура - одна из тех областей социальной деятельности, в которой формируется и реализуется социальная активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры. Все это свидетельствует о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества.

Задание 2. Прочитайте данные предложения. Определите правильный порядок их следования. Постройте текст из данных предложений. Разбейте текст на абзацы, выделите опорные слова. Определите тип текста. Подберите к нему заглавие.

Предложения: В‑третьих, леса предупреждают обвалыв горах. Велико значение леса в нашей жизни. Во‑первых, в лесах живут звери и птицы, растут грибы, ягоды и деревья. А также они защищают поля от пыльных бурь и снежных заносов. Поэтому к ним нужно бережно относиться. Их надо охранять. Во‑вторых, леса украшают землю и очищают воздух.

Заглавия: «Почему так важен лес?», «Прекрасный лес», «Прогулка по лесу».

Задание для СРО: Написать сочинение-рассуждение на тему «Правильно ли я провожу свое время?»

Составитель: к.ф.н. Хамидова А.Х.

Тема 10 «Функциональные стили речи. Публицистический стиль»

«СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Занятие 1.

Цели:

- сформировать у студентов представление о стилистической организации речи; сообщить о функциях и особенностях публицистического стиля речи;

- продолжить работу над развитием рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности на изучаемом языке;

- продолжить работу над воспитанием патриотизма и активной гражданской позиции.

Вопросы:

1. Функциональные стили речи

2. Публицистический стиль речи и его особенности

3. Основные функции публицистики в обществе

Справочный материал:

Стилистическая организация речи - это системы языковых элементов, разграниченные условиями и задачами общения. Стиль наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим. Выделяют пять стилей: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорный стиль.

Для каждого стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений. Стили речи реализуются в определенных формах или типах текстов, называемых жанрами речи.

Жанры речи – типизированная форма организации речи, определяющая типы текстов, отличающихся заданным характером речевой деятельности и формой использования языковых средств. В основном каждый жанр речи принадлежит к определенному стилю речи, но есть и межстилевые жанры, например: статья, очерк, эссе.

Публицистический стиль - это функциональный стиль речи, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) - журналах, газетах, на радио и телевидении.

Важной особенностью публицистического стиля является сочетание двух функций языка: функции сообщения (информативной) и функции воздействия (экспрессивной).

В публицистических произведениях освещаются актуальные вопросы современности, представляющие интерес для всего общества: вопросы политики, экономики, морали, философии, культуры, воспитания и т.д.

Публицистические тексты отличаются аргументированностью. Сообщение информации в публицистических текстах, как правило, подкрепляется проверенными фактами, использованием статистических данных, количественных сведений, ссылкой на источник информации, использованием цитат. Точность и достоверность информации в публицистическом тексте может достигаться путем использования научных данных и ссылки на законодательные и нормативные документы. Поэтому в языке СМИ могут активно использоваться термины, общенаучные слова, а также языковые средства официально-делового стиля.

Для языка публицистики характерна экспрессивность, достигаемая за счет использования средств разговорного и художественного стилей речи. Поэтому в публицистических текстах часто можно встретить сравнения, эпитеты, слова возвышенной лексики или жаргонизмы (иногда с целью выражения иронии) и т.д. Экспрессивные средства языка помогают автору выразить свою оценку описываемых событий или явлений – осуждение, критика, одобрение, обеспокоенность, оптимизм и т.п. Как правило, эта оценка совпадает с мнением основной массы читателей.

Стремление к экономии языковых средств обусловливает такую отличительную черту публицистического стиля, как лаконичность изложения при информативной насыщенности. Поэтому в языке газет, журналов, радио и телевидения часто встречаются сложные слова и аббревиатуры.

Повествование в публицистических текстах часто переплетается с рассуждением и описанием.

· Запомните некоторые синонимичные слова и словосочетания, часто встречающиеся в языке СМИ

Средства массовой информации (бұқаралық ақпарат құралдары) = масс-медиа = пресса

Министерство иностранных дел (Сыртқы істер министрлігі) = внешнеполитическое ведомство

Налоговые органы (салық органдары) = фискальные органы

Депутаты Парламента – парламентарии

Дидактический материал

Задание 1. Прочитайте.Составьте вопросы к тексту. Организуйте беседу по его содержанию. Расскажите, какую роль играют СМИ в вашей жизни.

СМИ в современном мире

Средства массовой информации – это система сообщения визуальной, словесной, звуковой информации по принципу широковещательного канала, которая охватывает массовую аудиторию и имеет периодическую форму распространения. К видам СМИ относятся:

- Печатные издания (журналы и газеты);

- Электронные СМИ (интернет-издания, радио, телевидение);

СМИ являются частью более широкого понятия - СМК (средства массовой коммуникации).

 На сегодняшнее время СМИ характеризуют не только как «информирующие», но и как "формирующие общественное мнение" и "развлекающие". Благодаря тому, что стал активно развиваться механизм обратной связи, то есть аудитория получила возможность выражать свое мнение, характер СМИ перестал быть однонаправленным.

К СМИ не относятся библиотеки, интернет-блоги, малотиражки, конференции, форумы, стенгазеты и т.п.

Практически сразу после появления интернет стал использоваться как источник информации, а так же как средство массовой коммуникации. Традиционные СМИ перешли на страницы Интернета. Так появились интернет-СМИ. Несмотря на то, что аудитория у них еще не так велика, они продолжают ее завоевывать. Практически все средства информации имеют свои сайты в интернете. Информация на них постоянно обновляется. Наряду с интернет-СМИ, существует интернет-радио и интернет-телевидение.

Благодаря развитию интернет-СМИ, количество людей, предпочитающих бумажную прессу, с каждым годом сокращается.

На данный момент, согласно официальным данным, в Казахстане действуют 252 электронных СМИ, 146 теле- и радиокомпаний, 98 кабельных операторов, 1364 газеты, 522 журнала, 64 агентства.  

Задание 2. Сравните тексты, представленные в таблице. Какой из них написан в публицистическом стиле? К какому стилю относится второй текст?

Обратите внимание, сколько причастных оборотов использовано в каждом из текстов. Какие слова и выражения публицистического текста можно отнести к экспрессивным языковым средствам?

Свобода слова, получения и распространения информации   1. Свобода слова, творчества, выражения в печатной и иной форме своих взглядов и убеждений, получения и распространения информации любым не запрещенным законом способом гарантируются Конституцией Республики Казахстан. Цензура запрещается. 2. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации. 2-1. Средства массовой информации обязаны содействовать государственным органам, осуществляющим противодействие терроризму. 3. Не допускаются разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, пропаганда и оправдание экстремизма или терроризма, пропаганда наркотических средств, жестокости и насилия. 4. Не допускается использование средства массовой информации в целях совершения административных правонарушений либо уголовно-наказуемых деяний. (Из Закона Республики Казахстан о СМИ) XII Евразийский медиафорум начал свою работу в Астане     В центре внимания диалоговой площадки мирового уровня - XII Евразийского медиафорума, который стартует 24 апреля в столице, по традиции, самые острые мировые проблемы. Эксперты мирового уровня, ведущие политики обсудят вопросы геополитического расклада, проблемы развития медиа в мире. В работе Медиа форума примут участие самые известные аналитики, первые лица ведущих мировых средств массовой информации.            Организаторы Медиафорума традиционно предоставят все условия для открытых встреч и публичных выступлений экспертов… Участники, в частности, обсудят такие темы, как «Новый мировой порядок или неизбежность третьей мировой войны», «Иранская ядерная программа. Кто победитель, а кто проигравший?», «Неугасающий факел Ближневосточного огня. Каков основной расклад сил в регионе?», «Столкновение амбиций. «Яблоко раздора» между Россией и Западом», «Евразийская интеграция. Грядет ли экономическая «революция»?», «Сколько стоит «раскрутить» и «продать» страну?» Стоит отметить, что предыдущий Евразийский медиафорум собрал около 600 делегатов из 46 стран мира. Его работу освещали свыше 350 представителей отечественных и зарубежных СМИ. (Источник: Вечерняя Астана © wwww.vechastana.kz 24.04.14)

Задание 3. От данных слов общественно-политической лексики с помощью суффиксов или путем их отсечения образуйте существительные, обозначающие людей, занимающихся соответствующим родом деятельности. Составьте предложения с некоторыми из них.

        

Мажилис, инвестиция, бизнес, Парламент, акимат, Сенат, предпринимать, покупать, менеджмент, совет, консультация, организация, нарушение, администрация, избирать, наблюдать, налог, операция, перевозить, активный, управление, таможня, исполнять.

 

Задание 4. Почему прессу часто называют «четвертой властью»? Перепишите в тетради приведенный ниже комментарий, вставляя пропущенные прилагательные.

Четвёртая власть (в англ. яз. Fourth Estate) — словосочетание, определяющее и саму прессу, и её влияние в обществе. Утверждается, что журналисты оказывают большое влияние на общественное мнение.

Первой, второй и третьей властями являются, соответственно, …, … и … ветви власти. Следует отметить, что термин «четвёртая власть» является лирическим, образным и отражает лишь огромное влияние СМИ на общество. При этом СМИ не имеют реальной власти, так как не имеют законного права насильно принуждать к совершению какого-либо действия, например, к уплате штрафа.

В условиях глобализации некоторые эксперты называют власть прессы первой, а не четвёртой.

 

Занятие 2.

Цели:

- закрепить материал о лексических и словообразовательных языковых средствах, характерных для публицистического стиля речи;

- привить навыки смыслового и стилистического анализа публицистического текста;

- привить интерес к чтению и анализу текстов СМИ на родном и русском языках.

Вопросы:

1.Языковые средства, характерные для публицистического стиля речи

2.Основы стилистического анализа публицистических текстов.

Справочный материал:

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:
на уровне лексики:

- широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;

- использование экспрессивных образных средств, фразеологизмов и «крылатых выражений»;

- частая языковая игра, необычная лексическая сочетаемость

на уровне словообразования:

- использование сложных слов и аббревиатур («взаимовыгодный», «добрососедский», «СНГ», «КНБ»);

- использование интернациональных суффиксов (-ци(я), -р(а), -изм и т.п.) и иноязычных приставок (архи-, анти-, гипер-, дез-, пост-, контр-);

- использование отвелеченных существительных с суффиксами –ост(ь), -ств(о), -ни(е), -и(е) («сотрудничество», «осуждение», «непримиримость»)

К общественно-политической лексике относятся слова языка, служащие для обозначения предметов, явлений, процессов, связанных с общественно-политической сферой жизни страны, а также должностей, профессий и названий различных организаций, учреждений и социальных институтов. В то же время в текстах публицистического стиля, особенно в языке газет может быть использована лексика разных стилей речи: разговорные выражения, термины, художественные слова, эпитеты, сравнения, клише, жаргонизмы и т.д.

Языковая игра - намеренное нарушение норм речевого поведения. Психологической основой языковой игры является эффект обманутого ожидания: читатель ожидает, что в соответствии с нормами языка будет написано одно, а читает совсем другое.

Языковая игра задействует средства различных уровней - от фонетики и графики до синтаксиса. К примеру: «Утоп-модель» - образовывается несуществующее слово; «Техника опасности» - «разрушается» устойчивое словосочетание «техника безопасности»; «Нефть под ОПЕКой США» - используются заглавные буквы, чтобы внутри слова подчеркнуть  аббревиатуру, означающую альянс стран, добывающих нефть и влияние на него некоторых стран.

Аббревиатура — сокращенное слово или словосочетание. Выделяют следующие разновидности аббревиатур:

а) инициальная аббревиатура ( СНГ – содружество независимых государств);

б) сложносокращенное слово (роддом, теракт, зампред);

в) графическое сокращение (т. е. — то есть);

г) смешанное сокращение (ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество).

 

· Запомните значение наиболее часто употребляемых в лексике СМИ иноязычных приставок

Приставка Значение Примеры
а- (ан-) отрицание, отсутствие какого-либо качества аномальный
анти- "противо-", противоположность; враждебность чего-либо антикризисный
архи- высшая степень признака архимиллионер
гипер- превышение нормы гиперактивный
де- отмена, уничтожение, отрицание демонтаж
дис- разделение, отделение, отрицание дисбаланс
интер- "между" интернациональный
контр- противодействие, противоположность контраргумент
ре- возобновление или повторность действия, противоположенное действие    реконструкция, регресс
про- быть сторонником, действовать в интересах кого либо проамериканский, прозападный
пост- "после" постсоветский
супер- высшего качества, свойства; усиленное действие супермаркет
транс- движение через какие-либо пространства; подчиненность транснациональный
экстра- "сверх чего-либо", "вне чего-либо" экстраординарный
экс- движение изнутри наружу, выход, уход (в т.ч. с поста) экс-премьер-министр


Дидактический материал:

Задание 1. Знаете ли вы, какие словосочетания скрыты за аббревиатурами, часто используемыми в современных казахстанских СМИ?

ВВП - ІЖӨ, СВМДА – АӨЫСШК, ООН - БҰҰ, ВОЗ - ДДҰ, ФИИР - ҮИИД, АО - АҚ, ТОО - ЖШС, ШОС - ШЫҰ, ЕС - ЕО, ЕАЭС - ЕАЭО, ОБСЕ – ЕҚЫҰ, ОАО - ААҚ, НПО - ҮЕҰ, ЦА - ОА, ЦАР - ОАА, ЗАО - ЖАҚ, ГСМ - ЖЖМ, ТС - КО, МВФ – ХВҚ, МИД - СІМ, КНБ - ҰҚК, РФ - РФ, АПК - АӨК, ТЦ - СО, ТРЦ - СОО, ТРК - ТРА

Запишите в тетрадь их полные версии в казахском и русском языках. Выпишите из газеты или составьте самостоятельно предложения с использованием данных или других аббревиатур.

 

Задание 2. Из данных предложений выпишите сложные слова. Сделайте их морфемный разбор. Запишите словосочетания, на основе которых они образованы. Объясните правописание сложных слов.

1. Стороны обсудили ключевые вопросы двустороннего сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной и культурно-гуманитарной сферах.

2. Законопроектом предусматривается увеличение ставок налогообложения.

3. Главными темами повестки дня стали вопросы исполнения природоохранного законодательства.

4. Журналисты обеспечивают своевременное освещение социально-политической жизни нашей страны.

5. В Атырауской области заканчивается капитальный ремонт дороги Атырау – Индер, благодаря чему уже сократилось время в пути для сельхозтоваропроизводителей, снабжающих горожан свежей продукцией.

Задание 3. Прочитайте, определите тип речи данного текста. Какова цель текста?

Выпишите из текста существительные, сделайте их морфемный разбор. Выявите, сколько среди них

- существительных с иноязычными суффиксами –ци(я)

- отвлеченных существительных с суффикасми –ост(ь), -ни(е).

Докажите, что данный текст написан в публицистическом стиле.

    При поддержке Комитета связи, информатизации и информации Министерства инвестиций и развития РК в южном мегаполисе состоялась ежегодная конференция на тему «Новые медиа: эволюция печатных СМИ». Форум прошел в рамках проекта «Переход печатных СМИ в Интернет».

    Участники конференции обсуждали принципы построения интернет-редакций, основы мультимедиа, а также влияние Интернета на изменения в современной журналистике. Не остались без внимания вопросы авторского права в Сети и монетизации интернет-ресурсов. Основной целью мероприятия стало стимулирование участников проекта к активности, предоставление возможности получения информационной и технической поддержки, развитие мультимедийной журналистики в регионах.

    Проект «Переход печатных СМИ в Интернет» направлен на оказание государственной поддержки печатных СМИ в Сети, призван способствовать повышению конкурентоспособности казахстанского информационного пространства

(Из статьи У.Манбетеева в газете «Казахстанская правда» от 4 октября 2014 г.)

Задание 4. Из данных предложений выпишите словосочетания со словами, в морфемном составе которых есть иноязычные приставки. Объясните, какое значение они придают слову. Докажите, что данные предложения относятся к публицистическому стилю.

1. СНГ сыграло основополагающую роль в восстановлении и развитии межгосударственных связей на постсоветском пространстве.

2. Бизнес-сообщество обсудило антикоррупционную программу партии на площадке Национальной палаты предпринимателей, которая всесторонне поддержала проект документа.

3. В Южном Казахстане идет реконструкция трассы, ведущей от Шымкента до границы с Узбекистаном.

4. 28 ноября 2012 г. в Евразийском национальном университете им.Л.Гумилева прошла встреча руководства у



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.96.247 (0.124 с.)