ТОП 10:

Республика великих просторов



    Безбрежны, как океан, красивы и богаты казахстанские земли. По территории Казахстан равен вместе взятым Великобритании, Франции, Испании, Португалии, Италии, Швеции, Греции, Норвегии и Финляндии.

    Природные условия республики удивительно контрастны. Когда на юге зацветают сады, на севере все еще бушуют снежные метели. На территории Казахстана как бы встречаются суровая Сибирь и знойная Средняя Азия, горная тайга и пустыни, обширные низменности и мощные горные хребты. На севере страны бесконечно простираются разнотравно-злаковые степи с березово-осиновыми рощицами. Южнее рощицы постепенно исчезают. Далее господствует неоглядная степь. К югу степь незаметно переходит в полупустыню, а затем – в пустыню. Пустыни в Казахстане занимают весьма обширную площадь. Здесь редко встречаются реки. Бедна пустыня и растительностью. Лишь вблизи гор по речкам и арыкам буйно разрослись сады, виноградники, поля хлопчатника, риса.

    Пустыни с юга и востока живописно окаймляются мощными скалистыми хребтами, увенчанными снегами и ледниками. (По О. Мацкевичу и М. Ярмухамедову).

        

Задание 2. Ознакомьтесь с текстами и определите стиль, тип речи. Обоснуйте свои выводы. Составьте по текстам вопросный план.

А. Самое соленое горное озеро в Казахстане – Тузколь расположено на востоке Алматинской области в горном обрамлении Кегенской впадины. Его соленость переменчива по сезонам года и от года к году, но установлено, что она может достигать 236 г/л. Соленость Тузколя почти такая же, как в Мертвом море в Израиле или Большом Соленом озере в США. Тузколь называют еще казахстанским Мертвым морем. С озера Тузколь открывается величественная панорама вершин Цен­трального Тянь-Шаня, среди них самая высокая точка Казахстана – пик Хан-Тенгри (6995).

Б. Балхаш – озеро, расположенное в Балхашско-Алакольской низ­менности. В старину его называли Атырау кол и Коктениз (Синее мо­ре). Глубина в некоторых местах достигает 26 м. ширина варьирует от 17 до 22 км. Берега изрезанные, с множеством маленьких заливов. По­луостров Сарыесик разделяет озеро на две части. Западная часть, бо­лее пресная, чем восточная, питается водами реки Или, тогда как восточ­ная – Аксу, Каратал и Лепсы. Водная поверхность замерзает прибли­зительно в ноябре, а в апреле обычно начинается паводок.

В основном озеро используется для рыболовного хозяйства. Рядом расположен город с одноименным названием, который был основан в 1937 году и относится к Карагандинской области.

Задание 3. Прочитайте текст. Определите тему, идею текста. Выявите общие особенности в тексте, которые присущи разговорному стилю речи. Выскажите свое мнение о прочитанной легенде.

 

У нашей страны есть одно знатное чудо природы - это наше Семиречье. На казахском языке – Жетысу. Название говорит само за себя. Семиречье – это семь рек: Или, Каратал, Аксу, Коксу, Тентек, Лепсы, Аягуз. Они все вместе вливаются в озеро Балхаш. В народе считают, что Семиречье – это жемчужина Казахстана, о которой говорится в интересной легенде, передающейся из поколения в поколение. Послушайте ее.

У волшебника Балхаша была красавица дочь Или. Слава о ней шла по всей степи. Стали сватать ее женихи - богатые баи и ханы, но все они казались девушке недостойными её красоты.

Тогда Балхаш решил устроить состязание для женихов.

– Кто окажется самым умным, ловким и сильным, тот получит Или в жены! – объявил волшебник.

Услышал об этом молодой Каратал. Джигит был очень беден. Но он имел пару прекрасных коней, отличался ловкостью, отвагой и си­лой. Каратал тоже поехал во дворец волшебника попытать счастья.

Балхаш не хотел и разговаривать с бедным джигитом. Но Или по­любила его с первого взгляда. Она упросила отца позволить Караталу принять участие в состязании женихов.

Каратал победил в борьбе и на скачках молодых баев и ханов.

Однако Балхаш не сдержал своего слова. Он отказался иметь зятем бедняка-джигита.

Весь день проплакала красавица, а ночью к ней тайно пришел Ка­ратал и предложил:

– Если любишь меня – бежим!

Или с радостью согласилась. В ту же ночь они умчались на конях Каратала.

Балхаш узнал об их бегстве. Гневным голосом, прозвучавшим по степи сильнее грома, он приказал остановиться беглецам. Но Или и Каратал не пожелали вернуться. Они мчались в родной аул Каратала.

Тогда волшебник перенёсся в степь и у ног беглецов превратился в огромное озеро.

С тех пор оно стало называться его именем – Балхаш. Или и Каратала волшебник превратил в бурные реки, впадающие в это озеро.

Много веков бурлят и волнуют они, напрасно пытаясь слиться воедино.

 

Задание 4. Прочитайте текст. Составьте диалог, цель которого – сообщение информации. Объясните значение выделенных слов в тексте.

Здравницы Казахстана

    Казахстан – одна из крупнейших стран мира, занимающая 9-е место по площади. На ее территории находятся 8500 рек, в число которых входят крупные реки Сырдарья, Урал, Эмба, Иртыш, около 50 тысяч озер (Балхаш, Селетенгиз, Зайсан, Алаколь). Насчитывается 12 водохранилищ (Бухтарминское, Капчагайское и другие).

    Величественные вечно зеленые кедры и сосны, словно танцующие белоствольные березовые рощи, сверкающие на солнце каскады водопадов, ослепительные горные вершины, кристально чистый воздух, напоенный ароматом разнотравья лугов, уникальные источники минеральных и радоновых вод – в таком окружении расположены санатории, курорты, пансионаты, оздоровительные центры.

Здравницы предлагают водолечения из источников, грязелечение, бальнеологические процедуры, климатотерапия, физиотерапия, массаж, лазеротерапия и другие. В перечень их дополнительных услуг, в обязательном порядке, входит организация экскурсионных поездок, посвященных природным красотам того или иного региона страны.

Задание 5. Расскажите о природных красотах, достопримечательностях своего родного края (области, района, города, села).

Задание 6. Прочитайте текст, ставя заключенные в скобках слова и словосочетания в нужных падежах. Выпишите два предложения (по выбору), подчеркните дополнения, укажите, чем они выражены.

 

Как сделать гербарий

    Засушенное растение вы прикрепляете (лист) (бумага) и делаете (пояснительная надпись). Прикрепляются растения (нитка) или (узкие полоски) (бумага), смазанными (клей). Высушенные растения становятся очень хрупкими, поэтому (они) надо обращаться очень осторожно. Вы сделали (гербарный лист). (Эти листы) не оставляйте долго (свет). Они могут выцвести. Готовые (гербарный лист) выкладываются (папка). Вот гербарий и готов.

Задание 7. Прочитайте, озаглавьте текст. Ответьте на вопросы: Вошли ли в мировой список животные, растения Казахстана? Назовите их. Что вы знаете о цветовой символике?

 

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло (недалеко от Парижа) на международной конференции был основан МСОП. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения, она составляла мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой.

А почему красный цвет? Красный цвет - это цвет тревоги, опасности, который говорит: «Осторожно! Могут исчезнуть все животные и растения на всей планете».

Задание 8. Перепишите диалог, расставляя знаки препинания.   

Скажи-ка мне красавица спросил я что ты делала сегодня на кровле? А смотрела откуда ветер дует. Зачем тебе? Откуда ветер оттуда и счастье. (М.Ю. Лермонтов).

 

Задание 9. Поиграем в игру «От сердца к сердцу». Возьмите в руки любой предмет (ручка, тетрадь и др.) и, передавая его из рук в руки, выскажите свои добрые пожелания Матушке-Природе.

Например:«Матушка-Природа, желаю тебе всегда процветать и радовать нас!» и т.д.

Задание 10. Прочитайте выразительно стихотворение «Красная книга». Ответьте, какое впечатление на вас произвело это стихотворение.

 

Как это страшно – умиранье рода
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошённая природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползёт проказа запустенья.
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут. И падут растенья.
И зверь не обойдёт своей беды.
И сколько тут корысти не ищи ты.
Какой ты отговоркой не владей.
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.

Задание 11. Тест «Умеешь ли ты охранять природу?».

1. На поляне растет очень красивый цветок. Как вы поступите?

а) полюбуюсь на него и пойду дальше –1 балл;

б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу – 5 баллов;

2. Вы нашли гнездо с птенцом. Что вы сделаете?

а) покормлю птенца – 3 балла;

б) позову одногруппников, чтобы они тоже посмотрели – 5 баллов;

в) буду наблюдать издали – 1 балл.

3. Ваша группа собралась в рощу за березовым соком. Пойдете ли вы со всеми?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно – 5 баллов;

б) узнаю или расспрошу об этом у других – 2 балла;

в) не пойду – 1 балл.

4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, кульков.

Как бы вы поступили с ними?

а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик – 1 балл,
б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился – 5 баллов;

в) закопал бы в землю – 3 балла.

5. Как вы оцениваете свои знания по охране природы?

а) почти все знаю, но хотел бы знать еще больше – 3 балла;

б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше – 1 балл;

в) я люблю природу – 5 баллов.

 

Интерпретация результатов:

1. 19 -25 баллов. Наверное, вы любите природу, это хорошо. Однако о ней знаете очень мало, поэтому необходимо изучать жизнь растений, повадки животных.

2. 11-18 баллов. Безусловно, знаете много о природе и хотели бы ей помочь, но знания неполные. Следует больше читать, говорить со знающими людьми, тогда сможете принести пользу.

3. 5-11 баллов. Если бы все были такими как вы, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Вы не только знаете много о природе, но и умеете её охранять. Но главное – не останавливайтесь. Стремитесь расширять свои знания о природе.

Занятие 2.

Цели:

-  ознакомить сформами (жанрами)разговорного стиля речи, дать их характеристику.

- развивать умения активно использовать различные формы разговорного стиля в процессе коммуникации; расширить словарный запас;

- воспитывать уважение к природе и богатству Казахстана.

Вопросы:

1. Понятие речевого жанра.

2. Формы разговорного стиля, их характеристика.

Справочный материал.

1. Речевые жанры – это относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, в которых каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями. Диалог является классической формой речевого общения.

2. По типам коммуникативных установок, способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и монологической речи различаются следующие формы (жанры): беседа, разговор, спор, рассказ, история, письмо, записка, дневник.

Беседа. Это жанр речевого общения (диалог или полилог), в котором происходит: обмен мнениями по каким-либо вопросам; обмен сведениями о личностных интересах для установления типа отношений; бесцельный обмен новостями, мнениями и т.д. Большую роль играют регулятивы, то есть слова либо словосочетания типа: «Знаешь. Представь себе. Неужели. Понятия не имею. Разве» и др.

Разговор. Характерной чертой является целенаправленность. Различают три этапа разговора: получение нужной информации; выявление мотива; выяснение отношений. В этом жанре может реализоваться как кооперативная, так и некооперативная стратегия.

Спор. Это обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины. Конструктивным началом в данном жанре является общность взглядов, позиций. «Впечатление истинности» создаются при использовании изъяснительных сложноподчиненных предложений, например: «Само собой разумеется, что …. Известно, что ….».

Рассказ. Это жанр разговорного стиля, в котором преобладает монологическая форма речи внутри диалога или полилога. Характерная черта – целостность. Модальный план рассказа, оценка осуществляются с помощью порядка слов в предложении, интонации, вводных конструкций, частиц, наречий, перифраз. Фразеология, идиоматика, аллюзивные прецедентные тексты представляют собой смысловые блоки.

История. Это монологическая, запланированная речь, учитывающая все компоненты прагматической ситуации. Важным прагматическим аспектом выступает память. В истории наблюдается обилие конкретизирующих лексем, вводных слов, показывающих контроль говорящего над ходом изложения и способом выражения.

Письмо. Необходимым условием этой формы является искренность. Главным условием переписки является непринужденность отношений с адресатом. Характерная языковая особенность – линейность синтаксических связей, что свидетельствует о произвольном характере тематических элементов в ходе изложения мыслей. Используются формулы приветствия и прощания, берущих свое начало в глубине веков.

Записка. Как и письмо, этот жанр письменной разговорной речи в большей степени формируется общим миром чувства-мысли адресанта и адресата. Развернутое рассуждение может заменяться одним-двумя словами, играющими роль намека.

Дневник. Дневниковые записи представляют собой тексты адресованной разговорной речи, следовательно, имеют все стилистические особенности текстов, обусловленных многофакторным прагматическим пространством. Характерной особенностью жанра является использование синтаксических приемов, как: градация, вопросно-ответные ходы, риторические вопросы, вводные слова и предложения (то есть сигналы авторской рефлексии).

 

Дидактический материал:

Задание 1. Прочитайте текст, дополните его новой информацией. Составьте номинативный план.

О беркуте

Беркут – чёрная и хищная птица, в диаметре достигает трёх метров, в высоте – до двух метров. Латинское название беркута переводится «золотой орёл». Шведы и французы называют его королевским. Пары беркутов неразлучны на всю жизнь.

Добычей беркута являются мелкие млекопитающие. Опытный беркут берет волка и джейрана. Охотясь, он поднимается высоко вверх, паря в восходящих потоках воздуха, заметив добычу, камнем падает вниз, хватает её и летит в гнездо. Гнёзда они строят на недоступных скалах или больших деревьях. Беркут никогда не возвращается в свое гнездо, если к нему подошел человек.

Охота с ловчим беркутом – древняя традиция. Она сохраняется и поныне. В настоящее время этих редких хищных птиц разводят в созданных специальных питомниках. Их дрессировкой занимаются беркучи, специалист старинного дела.

Беркут (орел) изображён на государственном флаге Республики Казахстан. Он является символом независимости, свободы и полета в будущее.

 

Задание 2. Напишите другу/подруге письмо, включите в него отрывок из произведения А.Кекильбаева.

 

В своих дневниках и книгах чужестранцы-путешественники писали о Казахстане как о суровом, скудном на растительность, крае бесконечных степных просторов и огромных песчаных массивов.

Какие только невероятные контрасты не ошеломляют вас в обширной, как сама земля, стране, называемой Казахстаном?!

В каких-нибудь сорока-пятидесяти километрах от громоздящихся друг на друга исполинских белоснежных пиков, очень напоминающих легендарные пирамиды египетских фараонов, увеличенных в тысячекратном размере, без конца и края расстилается степь огромным бледно-желтым океаном. Сотни и сотни тысяч гектаров ровных, как летное поле первоклассных аэродромов, ковыльных просторов вдруг примыкают к густым сосновым борам да прозрачным, как слезы, бесчисленным озерам.

Задание 3. Составьте словосочетания и предложения.

    Природа: очаровательная, зачаровывающая, околдовывающая, завораживающая, загрязненная, чистая, неисчерпаемая.

Горы: громадные, неприступные, острые, причудливые, заснеженные, гордые, каменистые, обрывистые, отвесные, песчаные.

Лес: дикий, дремучий, золотистый, изумрудный, развесистый, волшебный, царственный, березовый, дубовый, заповедный, сосновый.

Степь: безбрежная, волнистая, раздольная, холмистая, безжизненная, буранная, дикая, заснеженная, засушливая, целинная.

Река: глубокая, многоводная, мелководная, обмелевшая, полноводная, хрустально-светлая, бурная, быстрая, лесная, равнинная, родниковая.

                                     

Задание 4. Прочитайте выразительно текст, объясните значение выделенных слов. Перескажите, используя конструкции, выражающие пространственные отношения. Составьте по тексту диалог.

 

Большой хлеб

    Глубокая первозданная тишина разлилась над казахстанской степью. Всего день или два назад над ее бескрайними просторами еще стоял шум страды, трудной и в то же время прекрасной, окончившейся победой – убрано все до последнего колоса. И снова, в которую уж осень, стою я у края поля и, кажется, слышу его живое дыхание: земля словно набирает силы для будущего урожая.

    Какой же трудный путь лежит между пшеничным потоком, что ныне наполнил закрома, и зернышком, что легло в почву. Земля требует физических и нравственных усилий многих тысяч людей, их бессонных ночей, нелегкого труда. И так из года в год.

    Сегодня на столе у каждого из нас хлеб нового урожая. Кусочек хлеба…. Всегда неповторимый, священный запах свежеиспеченного каравая.

    У нашего народа, у которого закон гостеприимства определяет образ жизни, есть такой обычай, связанный с умением принимать гостей. Зайдите в любой дом по делу или просто так, для вас обязательно накроют стол. Но вы спешите, вам некогда посидеть. И тогда хозяева обязательно скажут: «Отведайте кусочек хлеба». И гость должен обязательно сделать это, ибо выше, ценнее хлеба ничего нет.

    Моя родная земля приглашает отведать казахстанского каравая все народы Отчизны. (С. Бердикулов).

Задание 5. Прочитайте диалог, правильно произнесите подчеркнутые слова. Для какого стиля речи характерен данный диалог, обоснуйте его.

– Добрый день, Ольга Ильинична, вы в библиотеку?

– Да, я хочу поработать с каталогом. А вы, Тамара Никитична?

– Я тоже занята: у меня много дел в компьютерном классе. Но, может быть, мы зайдем на минутку в кулинарию? Там сегодня продают сдобный хлеб, разные вкусные булочки, кету, языковую колбасу, творог, сосиски и грейпфруты.

– Давайте зайдем. Правда, я вчера была в пиццерии и купила пиццу, но если в кулинарии есть фарш, свекла и яйца, я приготовлю на ужин тефтели и салат, а на завтрак – яичницу.

– Смотрите, буфет еще работает! Выпьем кофе с бутербродами. Какой сегодня большой выбор тортов!

– Я, пожалуй, куплю этот, с какао и кремом.

– Возьмите другой, он вкуснее и красивее.

– Пожалуй, вы правы!

 

Задание 6. Ознакомьтесь с текстом, дополните его своим рассказом.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.9.19 (0.022 с.)