Палаточного лагеря, экспедиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Палаточного лагеря, экспедиции



 

Специфические особенности загородного временного коллектива детей, подростков или молодых людей выражаются в следующих основных характеристиках:

- Автономность.

Дети, подростки или молодые люди, находясь в полевом лагере,экспедиции, оказываются вне влияния семьи, школы, дворового сообщества или какого-либо другого постоянного социального окружения, определяющего набор основных ролей, отыгрываемых растущим человеком и во многом определяющих стратегию его жизни. Оторванность от постоянного социального окружения, пусть и временная, дает ребенку и молодому человеку уникальную возможность смены ролей, возможность быть другим, быть разным, возможность экспериментировать со своим поведением, что, безусловно, является одним

из очевидных и важных условий осуществления полноценного психического и социального развития человека.

Также, автономность, независимость и оторванность от привычных связей, отношений, ожиданий и зависимостей позволяют создать оптимальные социальные, педагогические и психологические условия для развития такого, безусловно, важного (особенно в условиях сегодняшней действительности) качества, как самостоятельность.

Большинство детей первый опыт практически полного самообслуживания и самоконтроля в повседневном быту получают именно в лагерях или походах – недостаток

подобного опыта впоследствии негативно может сказаться на личностном и социальном самоопределении и самоутверждении человека.

- Сборность.

Как правило, в одной группе, в одном временном коллективе оказываются ребята с различным (и, в каждом случае, неповторимым и оригинальным) жизненным опытом, мировоззрением, комплексом умений и навыков, ценностными ориентациями, представлениями о нормах поведения, отношений. Кроме того, зачастую это бывают группы, членами которыхстановятся дети и молодые люди из разных местностей, районов и даже регионов. Все это в условиях практически постоянно осуществляющегося общения (с учетом того, насколько важной и принимаемой подростками и молодыми людьми является информация, исходящая от сверстников) приводит к тому, что за достаточно короткий промежуток времени (если, например, сравнивать его с учебным годом) осуществления жизнедеятельности в условиях какого-либо загородного формирования ребята получают довольно значительный объем жизненного опыта. При этом они нередко узнают о том, что имеет огромное значение в жизни, но о чем бы они навряд ли узнали бы в школе или даже в семье. Многое из того, что было когда-то закрытым для понимания, становится доступным и осознаваемым.

Поэтому родители так часто поражаются разительным переменам (часто неожиданным) и непривычной им взрослости, которые они замечают в своих детях, вернувшихся с лагерных смен, из похода или экспедиции.

 

- Необходимая согласованность.

Попадая в новые, непривычные условия – условия временного коллектива – ребенок или молодой человек оказывается в такой социальной ситуации, в которой постоянно возникает необходимость подчиняться новым требованиям и правилам, которые нередко вступают в противоречие с его внутренними правилами, установками и ожиданиями. Педагогически правильно организуемый процесс коллективного принятия ряда правил и

периодически осуществляемой их коррекции потенциально может привести к достижению довольно высокого уровня развития взаимодействия, согласованности совместной деятельности.

- Высокая интенсивность взаимодействия.

Условия жизнедеятельности временного коллектива способствует высокой интенсивности общения детей и молодых людей, поскольку оно становится необходимым в различных сферах: бытовой, интеллектуальной, деловой, эмоциональной. Объективная необходимость устанавливать коммуникативные связи ведет к высокому моральному напряжению, что, в рассматриваемом контексте, становится положительным фактором развития личности и коллектива. Достаточно быстро (если сравнивать с обыденной жизнью) возникают и получают дальнейшее развитие контакты, завязываются довольно тесные отношения. Постоянно осуществляемая совместная деятельность также требует особого и очень высокого темпа в поиске общих решений и их дальнейшей (как правило, не терпящей отлагательства) реализации. Ребята очень скоро, практически сразу могут увидеть результаты коллективных усилий, проанализировать и оценить их эффективность, сделать выводы, совместно принять очередное решение и т.д. Все это приводит к высокому динамизму внутриколлективных процессов: стремительное развитие отношений, постоянно осуществляемое деление на микрогруппы (в творчестве, труде, спорте, быту, общении и пр.), частая смена (опять же, в зависимости от ситуации) позиций, функций и ролей. Необходимо отметить, что реализация программ (образовательных, досувговых и пр.) в условиях полевых лагерей вводит подрастающее поколение в социальную среду, знакомит с ней, чем значительно ускоряет процесс воспитания. В полевых лагерях проходят проверку и закалку такие   важные морально-волевые качества, как честность, скромность, организованность, дисциплинированность, смелость, решительность, отзывчивость, доброта, принципиальность, дружба, товарищество, ответственность, трудолюбие и многие другие. В них дети, подростки,

молодые люди находятся в таких условиях, когда каждый из них оказывает помощь своему товарищу, одновременно принимая помощь от него.

Выполняя на виду у всех общественные поручения, каждый участник этой деятельности несет за нее ответственность перед своими товарищами, а удовлетворение личной потребности сливается с выполнением общественной обязанности. Это делается добровольно, под влиянием внутренней потребности молодого человека действовать сообща, в условиях простора для его инициативы и самостоятельности.

Дисциплинированное поведение в полевом лагере — это не слепое послушание, а сознательное и активное стремление каждого участника к выполнению своего долга перед коллективом. На этой основе возникают отношения товарищеского сотрудничества, взаимопомощи, ответственности, соподчинения, руководства и контроля, которые цементируются едиными целями и задачами коллектива, их высокой общественной значимостью. Если общественная деятельность в школе формирует в основном нравственные понятия, представления, то пребывание в военно-спортивном лагере служит основой для закрепления их в поступках, поведении. Особенно необходимы эти качества сейчас, когда молодежь постоянно испытывает негативное влияние через средства массовой информации, практически не встречающее противодействия.

 

 

Особенности полевой палаточного духовно – патриотического лагеря.

 

Объединяет, три основных составляющих основу воспитания подростков направлений:

- духовно-нравственное

- историческое

- военно-патриотическое

 

Что создает уникальную по своей сути систему воспитания человека.  

 

Программа смены «Русь святая – храни веру православную»

лета 2018-го года посвящена:

 

· - 1155-летию возникновения славянской письменности (863г. - равноапостольные братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку);

· 1030-летие Крещения Руси (988г.)

· 965 лет со времени рождения Владимира Мономаха (1053-1125), Великого князя киевского;

· 905 лет первоначальному варианту летописного свода «Повесть временных лет» (составлен около 1113г.);

· 100-летию преставления страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича

Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного

Евгения врача (4.VII 1918)

· 905 лет «Уставу» Владимира Мономаха (обнародован в 1113г.);

· 795-летие битвы на р. Калке между монгольским и русскими войсками (1223г.);

· 455-летие первой российской типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Москве (1563г.);

· 435 лет «Азбуке» Ивана Федорова (1578г.) Первая книга мирского назначения — русский букварь

«Азбука»;

· 405-летие династии Романовых (1613г. - Михаил Романов провозглашен царем);

· 405 лет легендарному подвигу костромского крестьянина Ивана Сусанина (1613 г.);

· 215 лет кругосветному плаванию И.Ф. Крузенштерна (1803 г.);

· 200-летие со времени торжественного открытия памятника Минину и Пожарскому (1818 г.);

· 75 лет Курской битве (1943 г.);

· 315-летие Санкт-Петербурга – города, основанного по замыслу царя-реформатора Петра I в устье

Невы и ставшему на два столетия столицей Российской империи (1703 г.);

· 75 лет со времени прорыва блокады Ленинграда (1943 г.);

· 75 лет Сталинградской битве (окончена в 1943 г.).

· 700 лет памяти благоверного князя Михаила тверского (22.XI 1318);

· 115 лет – явления иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (5.V 1878)

· 120 лет – чуда от иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной (8.III 1898)

· 110 лет – преставления праведного Иоанна Кронштадтского (20.XII 1908)

· 30 лет – прославления блаженной Ксении Петербургской (24.V 1988)

· 40 лет – обретения мощей прп. Серафима Саровского, чудотворца (19.VII 1903)

· 2018 -2027г. - десятилетие детства (Указ Президента №240 от 29 мая 2017г.).

 

Святой благоверный князь Владимир Равноапостольный на многочисленных княжеских, монастырских и церковных подворьях открывал училища интернатного типа для обучения отроков с 7 лет. Об этом моменте так говорит Нестор Летописец: «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых. Когда отроки отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных» Живя до этого в семьях они получали воспитание в соответствии с представлениями о добре и зле, побуждавшее к добру и в предостережениях от злых поступков. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои былин, преданий и сказок.

В том же 988 году князь Владимир открыл «Дворцовую школу учения книжного», она была учебным заведением повышенного типа. В ней была система начального обучения, имеющую форму общественно-педагогической практики. Преподавание на Руси было только для мальчиков, за исключением открытого княгиней Анной Всеволодовной в 1089 году одного женского училища, где обучали чтению, пению и ремёслам. Особенность методики древнерусского воспитания предполагала достичь в воспитуемых постоянную полезную занятость ума, сердца, воли и тела. С 12 лет княжата и княжии отроки переводились в княжеские палаты-гридницы, где воспитывались мудрыми опытными воеводами, самыми верными товарищами Великого Князя, испытанными долголетней ему службой, часто уже не могущими из-за ран и старого возраста ходить в долгосрочные походы. Воеводы вместе с другими назначенными учёными мужами, так называемыми, мастерами граммоты, ремесленными и церковными людьми обучали пасынков наукам, специально сориентированных на применение в жизни, но таким образом, чтобы у детей в первую очередь развивались лучшие волевые качества, добродетели духовные и гражданские, это называлось «учить чести». Особенно учили чтить старших, соблюдать добрые традиции и обычаи народные, знать церковные обряды. Всё полезное, накопленное народом знание и знание православного христианского предания, бережно передавалось будущим защитникам и управителям русских земель. Их учили церковной молитве и книжному делу; чтению Святых книг, таких как Новый Завет, Псалтырь, Отечник и Жития святых. Гуманитарным предметам; истории, воинской тактике, риторике, языкам окружающих народов (например, князь Всеволод Киевский знал 5 языков, и это считалось большой славой), дипломатии, математике; которая включала в себя учение нумерации, раздвоению, сложению, вычитанию, умножению, делению. Грамматике; в которой изучали алфавит, правописание. Астрономии, природным явлениям, приметам. Но большое внимание уделялось трудовому и физическому воспитанию; верховой езде, охоте, рыболовству, поварству, хождению на лодьях, рукопашному бою, борьбе, владению оружием.

Летом 2018-го года в лагере «Пересвет» в православно-ориентированную смену будет проведена авторская программа дополнительного образования по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи через создание модели древне-русского государства с русским укладом жизни на основе русских православных традиций.

Жители славянского княжества «Пересвет» распределятся по своим вотчинам, изберут князей и воевод, устроят быт в теремах и светелках, смогут принять участие в захватывающих приключениях: «Битва со Змеем Горынычем», «Там, на неведомых дорожках», в военно-спортивной игре «Русь святая – храни веру православную», «Пир на весь мир», «Народное гуляние» и другое. В настоящее время актуальна проблема возрождения старинных традиций и обычаев.

Данная программа построена в русле изучения родного края, русских народных традиций, народного искусства, посредством включения детей в игровую ситуацию, познавательную и практическую деятельность, что способствует формированию духовно-нравственных ценностей, воспитанию патриотизма, любви к родному краю, осуществляет психологическую и практическую подготовку к труду.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.019 с.)