Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Православный фонд социального и духовного развития «Благовест»↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Православный фонд социального и духовного развития «Благовест»
ПОЛЕВОЙ ПАЛАТОЧНЫЙ ДУХОВНО – ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ «ПЕРЕСВЕТ»
Г. С. Ягодное Воспитательная программа Православно-ориентированной Лагерной смены ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛЕВОГО Обучение подростков в течение всей смены и включает в себя три периода:
Смена – это Поход, длящийся 11 дней. В организационный период начинает погружение в воссоздаваемое на земле царство правды – Святую Русь. Происходит устроение княжества, выбор деятельности, определение органов самоуправления. При этом все участники должны владеть полной информацией: о жителях славянских племен раннего христианства 10-12 веков, о законах, действующих на ее территории, о своих функциях, о способах подведения итогов. Высший орган самоуправления – народное вече. В основной период происходит дальнейшее погружение в «Русь Святая – Русь Богатырская». Проживание в княжестве и ее деятельность строится на соблюдение воинской дисциплины. При этом особое внимание уделяется воспитанию воина на основе игровых видов деятельности как обеспечивающим положительный эмоциональный фон в коллективе, способствующим самореализации и самоутверждению детей. В ходе Похода каждый из жителей Удельного Княжества «Пересвет» получает именные грамоты по результатам каждого дела. Чем выше творческая активность, тем больше грамот он получает. Все жители Княжества принимают участие в работающих мастерских, в играх, состязаниях, турнирах, праздниках, тематика которых соответствует направлениям программы. В заключительный период подводятся итоги игры, жизни Княжества «Пересвет», работы мастерских. Проходит заключительный общий праздник «Пир на весь мир». Образовательные дополнительные программы мастерских и творческих лабораторий краткосрочные, рассчитанные на лагерную смену.
Адресаты программы.
Участники программы – дети 7-17 лет, отдыхающие в лагере, воспитатели, вожатые, педагоги дополнительного образования.
Цели и задачи программы. Цель программы: Оздоровление детей и молодежи на духовном и физическом уровне через приобщение детей к позитивному опыту жизни русского народа и народов Поволжья, используя опыт православной педагогики, воссоздавая модель жизни в духе Православных традиций. В первую очередь древнерусское воспитание было живой непосредственной передачей культурного предания от наставника к воспитаннику, простым и совершенным путём - от сердца к сердцу, из уст в ушеса, поступком перед очами. Но наставник переживал и за будущую судьбу воспитанника, когда начинал чувствовать, что скоро отойдёт в мир вечный. Это нежная и трогательная отчая любовь непостижима. Теперь остаться вместе с воспитанником возможно было только через писанное слово. Поэтому на Руси в каждой семье составлялось для сыновей духовное завещание, где на первом месте ставились святые истины православной веры, а на втором - мудрость гражданского жития. В древнерусском литературном памятнике «Наставление отца к сыну» мы видим правила героической и духовной жизни древнерусского воина-государственника: «Сын мой, когда на рать с князем едешь, то ездий с храбрыми впереди – и роду своему честь добудешь, и себе доброе имя. Что может лучше быть, если перед князем умереть доведётся! Слуг же твоих, сопровождающих тебя в пути, чадо, почитай и люби. Сын мой, если хочешь достичь многого в глазах Бога и людей, то будь ко всем почтителен и добр ко всякому человеку, и за глаза и в глаза. Если над кем-нибудь смеются. Ты похвали его и полюби, и от Бога получишь вознаграждение, и от людей похвалу, и от защищённого тобой – почитание».
Задачи программы: Особенно подчеркиваем, что наше предложение заключается не в умножении кадетских корпусов и не в формальной работе в данном направлении образования будущих воинов-профессионалов, а по сути в глубокой грамотной творческой реставрации духовной стороны отечественной педагогики, способной быть доступной для всех желающих, проживающих во всех регионах нашей необъятной Родины, а уже потом, конечно, в том числе и для воспитанников кадетских корпусов. воспитательные:
- Духовно-нравственное воспитание детей и подростков через осуществление личностного подхода к каждому ребенку со стороны духовника лагеря и православных воспитателей – носителей этой культуры и традиций. - Формирование теологического мировоззрения через систему занятий в кружках, киноклубах: «Мир Православия», «Русский мир», «Духовное пение», «Церковно-славянский язык»; участие детей на добровольных основах, с разрешения родителей согласно заключенному Родительскому Договору, в: «Молитвенном правиле», в церковных Таинствах и Богослужениях, паломнических поездках; раскрытие возможностей эмоционально-личностного переживания Богообщения через общелагерные мероприятия: «Молебен», «Крестный ход», «Полунощница», купание в Святом источнике. - Патриотическое и нравственное воспитание через привитие интереса к истории и культуре России, а так же своей малой Родины, к истокам народного творчества; - Воспитание личностных качеств ребенка, таких как: трудолюбие, аккуратность, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощь, милосердие и другие.
образовательные:
- Приобщение детей к позитивному опыту жизни русского народа через воссоздание модели проживания по церковным канонам и православным традициям, используя опыт православной и светской педагогики в организации детского коллектива. Центральными становятся праздники: Празднование памяти святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, равноапостольного князя Владимира, явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы, празднование дня пророка Илии, преподобномученицы великой княгини Елизаветы, преподобного Илии Муромца, страсттерпца Николая и его семьи, благоверного князя Михаила тверского, князя Александра Невского, Дмитрия Донского...
- Углубление и расширение знаний об истории и развитии народных ремесел через обучение приемам обработки различных материалов – бумаги, глины, ткани, дерева, шпонов, лозы – для выполнения художественных изделий.
развивающие:
- Проведение полноценного отдыха детей, развитие интеллектуальных, творческих, социокультурных способностей, развитие образного мышления через создание положительной эмоциональной атмосферы в лагере, введения ребенка в новый круг общения. - Способствование раскрытию у детей талантов, интересов, творческих способностей, фантазии через вовлечение детей в игровую деятельность, организацию кружков по интересам, подготовку и проведение коллективно-творческие мероприятия. - Создание условий для укрепления физического здоровья детей через систему спортивно-творческих мероприятий, походов, соревнований, праздников на открытом воздухе, на природе, организацию здорового питания, соблюдение режима дня, выполнения правил техники безопасности.
Принципы программы
Программа летнего православно-ориентированной смены лагеря «Пересвет с пребыванием детей и подростков, опирается на принципы православного воспитания:
Принцип Христоцентризма.
Мероприятия и конкурсы, отношения в лагере между воспитателями, вожатыми и отдыхающими детьми должны соответствовать православным нормам поведения и не идти в разрез с христианским учением и духовно-нравственными христианскими ценностями. В жизненных ситуациях ориентироваться на образец и идеал человеческой жизни – Самого Иисуса Христа, Его учении о нравственности в Нагорной проповеди (Заповедях Блаженства), оценки поступков людей, изложенные в притчах и проповедях. Именно поэтому вводится кружок: «В мире Православия», на котором повышается уровень информированность детей в этой области. Особенностью православно-ориентированной смены являются такие мероприятия как: молебен, Крестный ход, ночная Полунощница (молитва по монастырскому чину), посещение храма и участие в Таинствах Церковных, молитва утром, вечером, перед едой и после принятия пищи. Участие в этих программах строго добровольное, что закреплено в Положении по проведению православно-ориентированной смены в лагере «Пересвет» и в Договоре с родителями (законными представителями). Молебен на начало доброго дела перед отъездом в лагерь и благодарственный молебен по окончании лагерной смены.
2. Принцип соборности.
Каждый имеет право на свое мнение и свой голос. Составляя программу смены, учитывается отзыв детей и родителей по прошлогодним сменам. Важно создание условий для участия всех детей и подростков в программе. Подбирая мероприятия, выбирая и составляя сценарии праздников и конкурсов, необходимо учитывать не только опыт светской педагогики, но опираться на весь Собор православной Церкви, православной педагогики. Принцип соборности подразумевает: учение Господа нашего Иисуса Христа, духовный опыт святых людей, память прошлых поколений Вселенской Церкви и Российского государства, наших усопших предков, ныне живущих родных, близких, пример духовенства и монашества, каждого крещенного христианина, положительный пример и опыт человеческой истории, литературы, науки, помощь благодати Духа Святого и милость Пресвятой Богородицы. Поэтому в процессе проведения смены обязательны такие мероприятия как «Народное Вече», празднование праздников святых. Важной особенностью проведения профильной смены является присутствие представителя духовенства русской Православной смены – духовника лагеря. Духовник участвует в составлении плана мероприятий на смену, проводит беседы с отрядами, присутствует на общелагерных мероприятиях, помогает детям правильно подготовиться к Таинствам церковным. Создание условий для развития детского самоуправления.
Принцип иерархичности.
Опирается на отношения между членами Церкви Ветхозаветного периода. Эти правила были сохранены и во время Нового Завета. Задача педагогического коллектива так организовать воспитательный процесс, чтобы старшие помогали младшим, заботились о них, а младшие учились у старших, слушались их. Одновременно решаются две задачи: воспитание послушания, уважения, и воспитание ответственности. Духовно сильные должны нести немощи слабых. Развитию таких качеств способствуют игры и КТД: «Твой ангел Хранитель», «Город Мастеров», военно- спортивная игра «Русь святая – храни веру православную» и другие. Воспитательная программа предлагает реальные социально-значимые дела, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа: концерт для инвалидов, для пожилых людей села, помощь в ухаживании за лагерным цветником. Продуманная системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип христианской любви.
Задача любви – первостепенной важности задача. Ребенок должен чувствоваться себя защищенным, уверенным в хорошем дне и в хороших отношениях с воспитателем и вожатым, он имеет право быть понятым, имеет право на ошибку и на прощение. Уважение к личности ребенка является неотъемлемой частью воспитательной программы, доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели. Обязательное условие -добровольное включение ребёнка в ту или иную деятельность с учётом интересов учащихся, их индивидуального вкуса и запросов. Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху, оказать помощь. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса. Важными являются слова апостола из послания к Коринфянам: «Если я все языки мира знаю, если я горы передвигаю…, а любви не имею, нет мне пользы в том, я как кимвал звучащий – пустой». Важно искренне любить каждого человека, тем более детей, которых тебе доверили родители.
Содержание и механизм реализации. Легенда лагеря
Лагерь объявляется «Удельным княжеством Пересвет». В древнерусском княжестве своими верными подданными правит князь. Он делит все свои земли на вотчины, строит крепости и отдает их на временное пользование дружинам, а те обещают защищать землю русскую от всякой нечисти, от набегов кочевых племен, хранить святое Православие. Организовывается уклад и традиции Киевской Руси: проживание в тереме, проведение народного вече, общая трапеза, богатырские потешки, выход в дозор, народные хороводы, славянский базар и другое. Старший в отряде – воевода, его помощник – богатырь, посадские – все остальные. Есть торговые люди, то есть купцы, землепашцы, городской люд. Каждый выбирает себе интересное занятие.
Но не все спокойно в княжестве. То змей Горыныч за добычей летит, то соловей-разбойник на дороге промышляет, а то враг- печенег собирает силу великую - полчища воинов, чтобы пограбить, разорить землю Русскую. Как устоять в этой опасной борьбе? Только вместе, соединив все вотчины и выйдя на бой, не щадя живота своего…Устоит ли земля Русская?...Все зависит от каждого из жителей «Удельного княжества Пересвет».
В лагере используется свой игровой словарь:
•«Удельное княжество «Пересвет» - лагерь •Вотчина, Терем, Крепость, Светелка, Палата - спальный корпус •Дружина, Вотчина, Древнерусский Город — отряд •Князь (княгиня) «Удельного княжества «Пересвет» — директор лагеря •Старейшина (мудрейший) – заместитель директора по воспитательной работе, старший воспитатель •Главный воевода - командир дружины •Посадские – жители удельного княжества •Мастер - староста мастерской, кружка, гостиной, секции •Бояре – воспитатели •Боярская дума – планерка воспитателей •Витязь - физрук •Советники - вожатые •Народное вече, народное собрание - место общего сбора отрядов, вечерняя свечка •Городская Дума — совет лагеря, планёрка органов детского самоуправления и вожатых •Ярмарочная площадь - общий сбор отрядов, линейка, актовый зал, сцена •Писарчук – редакционная коллегия •Трапезная - столовая •Глашатый – старший дежурный из дежурного отряда •Древо мудрости – дерево, на котором с помощью ленточек разных цветов отмечаются поощрения •Лекарь, Травник - врач, медсестра •Богатыри — помощники воевод в отрядах •Богатырское собрание – орган самоуправления в лагере •Богатырские потешки – зарядка •Дневной дозор – проверка комиссии САН поста •Ночной дозор - охрана лагеря •Дозорная крепость — пост полиции •Мастер на все руки - лидер из числа детей, получивший наибольшее признание среди всех участников и организаторов лагеря •Славянский базар, Народное гуляние – праздник
/Словарь дорабатывается в лагере, вместе с детьми, во время работы смены/.
С момента заезда в лагерь все дети и взрослые становятся жителями «славянского княжества», поселяются в «теремах» и «светелках», вовлекаются в удивительный мир творчества и истории, начиная с древних веков по наше время.
УКЛАД (режим дня)
7.45-8.00 – Подъем, утренний туалет.
8.00-8.15 – Утреннее молитвенное правило.
8.20-8.40 – Богатырские потешки (зарядка).
9.00-9.10 –Сбор удельного княжества «Пересвет» (общелагерная линейка).
9.10-9.30 – Трапеза (завтрак).
9.30-10.30 - Уборка терема и вотчины (корпуса, комнат и территории).
10.30-12.30 - Занятия по направлениям (спортивные секции, проведение соревнований, кружковая работа, отрядные походы, подготовка к праздникам и мероприятиям и др.).
11.00-11.30 - Дневной дозор (обход комиссии Сан. Поста).
12.30-13.00 – Время отрядных игр и кружков (в том числе кружок «Мир Православия»)
13.00-14.00 – Трапеза (обед). Подготовка к тихому часу.
13.30 -14.00 – Богатырское собрание (сбор актива лагеря)
14.00-16.00 – Час тишины и мира.
16.00-16.20 – Трапеза (полдник).
16.20 – 17.00 – Подготовка к общелагерному мероприятию, репетиции.
17.00 – 17.15 – Народное вече (вечерняя линейка).
17.15-19.00 – Славянские игры (общее лагерное мероприятие, концерт, КТД, лагерная игра, спортивные забавы).
19.00-19.30 – Трапеза (ужин).
19.30-20.50 – Вечерние зори (костер, народное гуляние (танцы), игры на свежем воздухе, отрядная «Свечка», работа киноклуба).
21.00-21.10 – Трапеза (второй ужин).
21.10-21.30 – Подготовка ко сну, вечерние процедуры.
21.30 – 21.50 - Вечернее молитвенное правило.
21.50-22.00 – Отбой.
Внешний вид воспитанников.
1. Родители обязаны обеспечить ребенка теплой одеждой и набором одежды для походов в лес, купания, игр на свежем воздухе, посещения бани и душа. У детей обязательно должна быть сменная обувь и тапочки.
2. На утреннюю зарядку, спортивные мероприятия дети являются в спортивной форме.
3. Детям запрещается участвовать в походах в лес без головного убора и специальной одежды, полностью закрывающей тело.
4. Внешний вид воспитанников при участии в Богослужении в храме, паломничестве по святым местам, выполнении молитвенного правила должен соответствовать этикету Православной Церкви: для девочек - платье или юбка, на голову - платок; для мальчиков - брюки и рубашка.
Кадровые условия
В соответствии со штатным расписанием. Организация курсов дополнительного образования: «Школа православного вожатого», «Основы Православной культуры и православной педагогики», «Религиоведение» для воспитателей и вожатых профильной православно-ориентированной смены. Духовник смены назначается правящим архиереем.
4.Педагогические условия
• соответствие организации воспитательного процесса целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в общелагерных мероприятиях; • отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей и особенностей профильной смены (реализация принципов православного воспитания); • обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления; • единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
Методические условия:
• наличие необходимой документации, программы, плана; • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены, школы православного вожатого; • отобранную тематику коллективно творческих дел, соответствующую воспитательной программе профильной смены; • творческие мастерские; • индивидуальная работа; • деловые и ролевые игры; • самоуправление в отряде и в лагере; • профильные семинары для педагогических работников; • благотворительные мероприятия (концерты для инвалидов, для пожилых людей интерната и другое).
4.9. Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
1. Временный характер детского объединения. Погружение ребенка в мир русской культуры и православия на период проведения лагерной смены (10 дней). 2. Разнообразная деятельность. Насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий. 3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности. Заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека. 4. Природно-климатическая база. Природное окружение, чистый воздух, наличие рядом реки (река Волга - является важной составляющей успеха лагеря)
Дополнительно для анализа деятельности работает «вечерняя свечка» - «Час откровения». Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется. Сделать запись в Листке откровений может каждый. В лагерную смену проводится «народное вече» с детьми старших отрядов. Подростки ставят на общелагерное обсуждение свои проблемные вопросы, высказывают свое мнение, принимают общее решение.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены, так называемая «Доблесть вотчины» и «Доблесть витязя». Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива. Участвуя в мероприятиях, каждый ребёнок набирает «Добринки». По итогам смены дети награждаются грамотами, подарками. Работу целого отряда оценивает жюри по каждому конкурсу и присуждает места (уровень), вотчины – победители получают на лагерном вече (линейке) белых голубей (грамоты). По количеству набранных грамот определяется самая успешная вотчина.
В смене принимают участие 100 человек в возрасте от 7 до 17 лет. Это дети как из воскресных школ Самарской области, так и все желающие, в том числе дети из детских домов и интернатов (10 %). Лагерь «Пересвет» принимает детей и подростков не только из городов Тольятти, Самара и Самарской области, но и из других регионов России оправдывая статус межепархиального лагеря.
Методика коллективно-творческого дела (КТД).
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию детского и подросткового возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свой лагерь сделать его красивее. Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач, задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща всем коллективом, каждый член которого имеет свою ответственность и сферу деятельности.
Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.
Отрядное дело – событие (набор действий), осуществляемое посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей отряда (вотчины).
Направления КТД:
1. Духовно-нравственные дела (молитвенное делание, игра «Тайный ангел-хранитель» и др.) 2. Организаторские дела (форум, метод взаимодействия, игры по станциям, КТД на определение лидера) 3. Общественно-политические дела (самоуправление, народное вече и др.) 4. Познавательные дела (познавательные игры, исследовательские практикумы и др.) 5. Трудовые дела (десанты, организация самообслуживания, дежурства) 6. Художественные дела (творческие конкурсные групповые занятия: рисование, лепка, вырезание, пение в хоре и др.) 7. Спортивные дела (спортивные игры, зарядка, состязания, забавы русской старины и др.) 8. Занятия в творческих и ремесленных мастерских, кружках ДОО 9. Развивающие (концерт, фестиваль, тематический театральный конкурс, прощальный бал и др.) 10. Патриотические дела (фестиваль военной песни, смотр строя и песни, военно-спортивные игры и др.)
2. Методика самоуправления.
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию чувства ответственности и сознательности.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем дети и подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно определение мотива и выбора средств в достижении цели характеризует коллектив как здоровый либо не здоровый коллектив. Принятие решения и готовности нести ответственность за последствия действий, является ключевым для формирования группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
В соответствии с принципами православной педагогики (принцип иерархичности), родители, вожатый, воспитатель и администрация лагеря не приравниваются в обязанностях и степени ответственности с ребенком и детским коллективом, а контролируют, направляют, обогащают своим опытом деятельность детского коллектива.
Трудовое направление
Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным. Трудовая деятельность - созидательна, учит проецировать, мечтать, развивает воображение. Привитие таких качеств как аккуратность, умение довести дело до конца, взаимопомощь, терпение, получение радости от процесса труда, принесение радости другим людям, имея возможность сделать подарок, выполненный своими руками, становится возможным, если правильно организовывать трудовое воспитание.
Цель: формирование трудовых умений и навыков.
Задачи:
1. Развивать у детей волевые качества, чувство долга и ответственности, развивать способности ребенка через трудовую деятельность. 2. Воспитывать уважение к членам коллектива, бережное отношения к результатам труда, любовь к труду. 3. Формировать умения и навыки самообслуживания. 4. Проводить профориентационную работу.
Мероприятия и формы работы:
Трудовой десант; благоустройство клумб, ухаживание за цветами. Процесс самообслуживания, беседы воспитателей на эту тему и обучающие мастер-классы. Работа дневного и ночного дозора: дежурство по спальням, дежурство по столовой, дежурство по территории лагеря. Технический и творческий труд в кружках. Проведение сюжетно - ролевой игры «Город Мастеров», «Лагерная кругосветка», клуб веселых и находчивых (КВН) по теме «В мире профессий». Просмотр видеороликов-мультфильмов из серии «кем мне быть?».
Патриотическое воспитание
Работа по данному направлению включает в себя изучение социокультурных и исторических традиций нашего народа, родного края, приобщение ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций, духовно-нравственных основ своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам и религиозным культурам. Знакомство детей с доблестными победами российских солдат и великих полководцев позволяют воодушевить ребят, и дает хороший пример для подражания.
Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами патриота своей Родины.
Задачи:
1. Воспитывать нравственные идеалы общества, чувство любви к Родине, стремление к миру. 2. Возбуждать чувство гордости за историческое прошлое своей страны, желание узнать о жизни героев, их подвиге. 3. Прививать желание беречь, обогащать, трудиться и защищать свои культурные, природные, нравственные и семейные ценности своей малой и большой Родины.
Мероприятия и формы работы:
Торжественный подъём на утренней линейке в праздник, посвященный Открытию лагерной смены государственного флага Российской Федерации под исполнение гимна Российской Федерации. Ежедневное построение на утреннюю и вечернюю линейку всего лагеря перед флагштоком с Российским флагом. Проведение игры «Зарница». Конкурс смотра строя и песни. Принятие посильного участия в создании музея лагеря. Участие в благоустройстве лагеря. Литературно-музыкальный вечер «Я люблю свою Россию». Интерактивная игра «Из солдатского вещмешка». Конкурс «Солдатской песни». Конкурс рисунков «Береги лес от пожара», «Святая Русь». Работа кружка: «Лепка из глины», на котором дети лепили самолеты, танки. Кружок «Меткий стрелок». Праздник «Посвящение в богатыри». Торжественное вручение старшему воеводе Меча-Кладенца, как символа защиты Отечества и доблести.
Экологическое воспитание
В ходе экологического воспитания дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности. Поскольку лес является самой распространенной экосистемой и главным природным богатством нашего края, то основные формы, методы и приемы образовательной деятельности направлены на изучение, исследование и оказание помощи лесным сообществам.
Цель: привитие ответственного отношения к природе и окружающей среде.
Задачи: 1. Формировать бережное отношение к богатствам природы. 2. Развивать навыки культурного общения с природой. 3. расширять информированность о лесных и водных обитателях, встречающихся в этом крае, о птицах и насекомых, о растительном мире.
Мероприятия и формы работы:
Экскурсии в природу, викторины, конкурсы, изготовление листовок. Сбор природных материалов, изготовление поделок из подручного материала, конкурс лесовичка - Шустрика «Природа и фантазия». Проведение операции «Муравейник». Ночная рыбалка с рыболовами-любителями. Защита проектов «Будем беречь природу». Экологическая агитбригада. Конкурс рисунков и плакатов «Береги лес от огня». Наблюдение за живой природы: «К нам в гости пришел…» (ежик, жучок, ящерица, дятел и др.). Сбор сухостоя за территорией лагеря, акция: «Санитары леса».
Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
•Составление списка детей, приехавших отдыхать в лагерь; •Проведение инструктажа по ТБ; •Проведение выборов в органы детского самоуправления; •Распределение поручений; •Принятие законов жизни в лагере; •Выборы актива смены; •Сплочение ребят вокруг лидеров (взрослых и детей); •Взаимодействие с окружением; •Подготовка сюжетов для освещения работы в газетах, радио, электронных презентаций.
Основной этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является: •реализация основной идеи смены; •вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
•подведение итогов смены; •выработка перспектив деятельности организации; •Награждение лучших на торжественной линейке, посвященной закрытию лагерной смены; •Составление анализа работ смены с мониторинговыми исследованиями; •Рефлексия, выработка перспектив развития программы. •выпуск фотодневника.
Координаторы смены:
•директор лагеря, •духовник лагеря, •руководитель Православных Образовательных курсов, •заместитель директора по УВР •воспитатели •вожатые •физрук
I СМЕНА
|