Детей старшей группы, 5-6 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детей старшей группы, 5-6 лет



     Педагогам следует учитывать, что именно в старшем возрасте у ребенка большой потенциал и значительные возможности в интеллектуальном развитии вообще, и в речевом в частности, поэтому возрастают требования, начиная с начала старшей группы. Диагностику связной речи можно провести на последовательных картинках: № 12 «Доигрались» и № 7 «Кошка и мышка», а также на некоторых словесных и наглядных играх с использованием картинок № 13, 15, 19, 20, 21, 22, 25.

Связная речь. Хотелось бы обратить особое внимание педагога к коммуникативной стороне речи детей старшей возрастной группы. А именно то, что замкнутость, нежелание общаться с незнакомыми взрослыми или наоборот, требование повышенного внимания к себе у ребенка в 5-6 лет нельзя считать только возрастной или психологической особенностью. Так как теперь ребенок способен учиться преодолевать в себе недостатки общения и учиться пользоваться правилами общения в целом и речевого этикета в частности. А значит, если ребенок к шести годам умеет хорошо пересказывать тексты и обладает большим словарным запасом, но не умеет общаться, то нельзя считать его речевой уровень достаточно высоким. Учитывая, что старшие дети должны уметь пересказывать и составлять рассказ, в начале учебного года а нализируем пересказ с опорой на серию картинок «Доигрались» картинки № 12, причем картинки в нужном порядке раскладывает сам воспитатель. Для того, чтобы на пересказ ушло поменьше времени предлагаем провести его таким образом: разложить картинки и прочитать рассказ можно на фронтальном занятии для всех детей сразу, или, как вариант по подгруппам. А вот пересказывать будет каждый ребенок отдельно в определенное время. Примерный текст рассказа «Доигрались»: «Коля и Сережа были в детском саду. Однажды мальчики захотели поиграть бумажной лодочкой. Они начали спорить, кто будет играть лодочкой первый. Они схватили лодочку и стали тянуть каждый к себе. Тянули, тянули и упали, а лодочку порвали». Определить уровень пересказа поможет диагностическая таблица. В конце учебного года необходимо проследить умение детей старшего возраста составлять рассказ по серии из трех картинок, обратив особое внимание на умение устанавливать причинно-следственные связи, то есть на логику повествования и на точность глаголов: «гуляла, увидела, погналась, ловила, убегала, спряталась, искала, выбежала, убежала».   

      Предлагаем рассказ «Кошка и мышка» картинки № 7. Воспитатель обследует каждого ребенка отдельно и четко формулирует задание:

- «Рассмотри картинки и разложи их по порядку так, чтобы было понятно, что было сначала, а что потом» 

После того, как ребенок разложит картинки, воспитатель предлагает составить по ним рассказ. Если картинки испытуемый раскладывает не правильно, то воспитатель формулирует это задание так:

- «А теперь составь рассказ. И, если во время рассказывания тебе покажется, что ты разложил картинки не правильно, то можешь переложить картинки по-другому»

Дети с высоким уровнем сами начинают повествование, и весь рассказ выстраивают самостоятельно, а детям со средним уровнем приходится задавать наводящие вопросы, например такие: «Про кого эта история?», «Где гуляла кошка и кого она увидела?», «Куда делась мышка?», «Зачем мышка спряталась в ботинок?», «Почему мышке удалось выбраться из ботинка?», «Чем закончилась эта история?» Количество наводящих вопросов говорит об уровне связной речи у ребенка, это можно уточнить в диагностической таблице. Более двух-трех вопросов придется задавать детям с низким уровнем. Большое значение для оценки рассказа имеет количество и качество перечисленных выше глаголов. Дети с низким речевым уровнем обладают бедным глагольным словарем, а это не позволяет точно определить действие персонажа и ответить на вопрос «Что делает?», что в свою очередь мешает самостоятельно разложить картинки и установить причинно-следственные связи. Если ребенок использует только глаголы «гуляла», «бегала», не употребляет глаголы «ловила», «искала», «спряталась», «убежала», «выбежала», в таком случае нельзя говорить о среднем уровне составления рассказа. Удачное использование хотя бы 4-5-ти слов-действий говорит о среднем уровне, употребление почти всех слов-действий или других, но хорошо подходящих по смыслу говорит о высоком уровне. Так же дети с высоким и средним уровнем способны употреблять точные прилагательные «старый», «рваный», «дырявый». Качественно определить уровень связной речи позволит диагностическая таблица. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.003 с.)