Словесная игра « Что из чего сделано?» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Словесная игра « Что из чего сделано?»



-Теремок сделан из дерева -он деревянный. Почему он

-Машина из пластмассы- она…..

-Мяч из резины - он……

-Цветок из бумаги – он….

-Стакан из стекла - ……

Ребёнок с высоким уровнем адекватно образовывает относительные прилагательные, ребёнок со средним уровнем понимает значение относительных прилагательных, но самостоятельно не образовывает (шуба из меха - «мехная»), поэтому можно сформулировать вопрос по-другому:

-Теремок сделан из дерева - он деревянный. Почему я сказала, что он деревянный? Потому что он сделан из дерева.

-Из чего сделан резиновый мяч?-….

-Из чего сделан стеклянный стакан?-….

Ребёнок на низком уровне не понимает значение относительных прилагательных. Он ответит на вопрос педагога: «Шуба из меха - она какая?» - «Тёплая, мягкая»

Для проверки слоговой структуры слов и структуры фразы предлагаетсяигра с мячом «Скажи как я»:  Педагог бросает в руки ребёнку мяч и произносит слово, бросая мяч обратно, ребёнок повторяет это же слово (Матрёшка, погремушка, сковородка, тропинка, снеговик, бантик).

Педагог просит повторить предложение (мяч бросать не надо):

-Прибежала лягушка – квакушка и стали они жить с мышкой-норушкой

Дети с высоким уровнем повторяют слова из 3-4 слогов с двумя стечениями согласных (матрёшка, погремушка, сковородка). Самостоятельно и легко повторяют сложносочинённое предложение. Дети со средним уровнем повторяют слова из 3-х слогов со стечением согласных, из 4-х – опускает слоги (погремушка - помушка), а сложносочиненное предложение делит на два простых. Дети с низким уровнем   в словах из 2-3 закрытых слогов со стечением согласных переставляет и опускает звуки и слоги (свисток – «висто», снеговик – «сневик»). В сложносочиненном предложении повторяют первые 2-3 слова – дальше затрудняются.

Дети этого возраста выполняют интеллектуальные операции, связанные со сравнением предметов, их группировкой, классификацией и сериацией, активно используют в речи слова, обозначающие видовые и родовые понятия (мебель, овощи, фрукты, ягоды, дикие и домашние животные). Для того, чтобы определить уровень словарного запаса, владение перечисленными выше понятиями, детям предлагается игра «Назови одним словом» картинка № 15

-Волк, лиса, заяц, медведь, мышка-это кто? (дикие животные)

-Собака, кошка, корова, лошадь - это кто? (домашние животные)

-Платье, юбка, брюки, рубашка - это что? (одежда)

-Стул, шкаф, кровать, диван-это что? (мебель)

-Морковь, помидор, огурец, капуста-это что? (овощи)

-Яблоко, груша, слива, апельсин-это что? (фрукты)

-Малина, смородина, черника - это что? (ягоды)

Дети с высоким уровнем развития самостоятельно подбирают к названным словам обобщающие понятия. Дети со средним уровнем путают противоположные обобщающие понятия «Овощи-Фрукты», «Дикие животные - домашние животные», остальные понятия называют верно. Для того, чтобы уточнить как дети среднего уровня различают овощи и фрукты, диких и домашних животных можно предложить игру «Что где растёт?» картинки № 21, «Кто, где живёт» картинки № 20

Дети с низким уровнем обобщающих понятий подобрать не могут, им можно предложить сгруппировать предметы в игре «Что к чему подходит» картинки № 22. Перед ребенком кладется одна картинка, например, «брюки» и предлагается подобрать из оставшихся, что к ним подходит. Либо ребенка просят из картинок игры № 22 выбрать, например, мебель. Для того, чтобы уточнить, как ребёнок называет и использует в своей речи эмоционально-этические прилагательные педагог предлагает ему подобрать поиграть в игру «Подбери слово»

- Заяц всех боится - он какой? (трусливый)

-Лиса всех обхитрит - она какая? (хитрая)

-Волк на всех злится - он какой? (злой)

-Мышка не злиться, она веселиться - она какая? (добрая, весёлая)

Дети с высоким уровнем адекватно называют и используют в речи эмоционально-этические. Дети со средним уровнем адекватно называют и используют в речи эмоционально-этические прилагательные. Дети с низким уровнем эмоционально-этические прилагательные не употребляют, но если попросить показать «трусливого», «хитрого», «злого» – он покажет.

Фонематические процессы. В средней группе ребенок учиться различать не только физические, но и речевые звуки. Хорошо пользуется голосовым аппаратом: умеет произносить слова громко и тихо, с вопросительной и отрицательной интонацией, различать близкие по звучанию слова, выделять голосом по просьбе воспитателя любое слово в предложении. А самым главным его достижением является умение придумывать слова на заданный звук и выбирать слова на заданный звук из ряда других. В начале и в конце учебного года детям предлагается повторить за воспитателем любые чистоговорки, например: «са-са-са - вот летит оса; са-са-са- вот бежит лиса; за-за-за- вот идет коза; да-да-да- в реке течет вода; ду-ду-ду- я по улице иду; от-от-от- вот спит кот». В конце учебного года ребенок уже должен уметь выбирать картинку, игрушку или слово на заданный звук в игре «Подними руку, если услышишь звук …». Лучше предлагать слова, в которых заданный звук слышится в начале слова. Ребенку предлагается поднять руку, если он услышит, например звук «З». Воспитатель произносит ряд слов «жук, зайка, шуба, зубы, салат», а ребенок слушает и в нужный момент поднимает руку. Слова следует произносить четко, медленно, но без пауз и, не утрируя звуки. Если ребенок слушает, но не поднимает руку, то воспитатель, закончив произносить слова, задает вопрос, слышал ли ребенок слова со звуком «З»?  Если малыш отвечает утвердительно, то воспитатель предлагает ребенку назвать эти слова. В случае правильного ответа можно считать, что уровень фонематического слуха достаточно высок. Если ребенок не может ответить, то воспитатель предлагает помощь в виде повторного произнесения слов, проговаривая их так же как в первый раз, только утрируя первый звук в каждом слове. Если ребенок справляется, можно считать уровень фонематического слуха средним, если не справляется низким.

 

Методические рекомендации к экспресс-диагностике речи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.007 с.)