Соблюдать условия обследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соблюдать условия обследования.



Соблюдать условия обследования.

- Физическое и эмоциональное состояние ребенка на момент обследования. Испытуемый должен быть здоров и эмоционально настроен на беседу с воспитателем.

- Формулировка вопроса. Вопрос должен быть сформулирован коротко, четко, без лишних слов и речевых оборотов, соответствовать возрасту ребенка. Именно это условие является самым важным, так как часто ребенок не может ответить, потому что не понимает, что конкретно от него требуется. А самая распространенная ошибка взрослого – это склонность задавать длинный, много словный, непродуманный вопрос. Чтобы избежать ее, следует сформулировать вопрос заранее и записать его.

- Наглядный материал. Материал должен соответствовать возрасту и подбираться заранее. Комплект картинок для диагностики существует обособленно: используемая наглядность при обучении на занятиях не должна присутствовать при обследовании речи ребенка. На столе размещается только та картинка, по которой идет разговор, а все лишние на данный момент убираются.

Выявлять проблемы в речевом развитии и

Определять зону ближайшего развития.

Для этого воспитатель должен выявить реальное владение речевыми категориями конкретного ребенка на момент обследования таким образом, чтобы не только определить речевые трудности, но и найти то, с чем ребенок справляется в определенном разделе речи, спускаясь от более сложного вопроса к более простому. Это поможет спланировать работу по восстановлению пробелов в речевых навыках дошкольника. Например, обследуем по сюжетной картинке «Дети играют» связную речь ребенка второй младшей группы в возрасте 3 года 10 месяцев. Диагностика показывает, что у этого ребенка низкий уровень связной речи. На вопросы «Почему?», «Как?», «Кто и что делает?» ответить не может. Тогда воспитатель задает вопросы из 1 младшей группы «Что делает мальчик?» и т.д. Ребенок отвечает неадекватно, либо совсем неточно «сидит; стоит», вместо «рисует, строит, катает, везет, играет». Тогда воспитатель просит показать, кто рисует, кто строит, кто везет и т.д. Ребенок и здесь путается, то есть плохо понимает глаголы. Задаются более простые вопросы «Это что? Это кто?», ребенок на чал правильно отвечать «Машинка; стол, кубик и т.д. Можно сделать вывод, что связная речь у этого дошкольника не только на низком уровне, а примерно соответствует речи двухгодовалого ребенка, т.к. он владеет только существительными и очень небольшим количеством глаголов. В данном случае именно с этого и надо начать работу по развитию связной речи.

Ребёнок со средним уровнем развития

словаря

С помощью взрослого называет части предметов и тела животного

Глаголы, обозначающие трудовые действия называет правильно, а глаголы-взаимоотношения - с помощью взрослого.

Неустойчиво называет величину и вкус предметов, основные цвета называет хорошо, а оттенки называет неустойчиво. Не всегда адекватно пользуются наречиями (сейчас, близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно)

Грамматического строя речи

В активной речи адекватно употребляет предлоги (В, НА, ПОД, ЗА) Редко использует предлог ОКОЛО (иногда возможно искажение НА-А).

Не нарушают структуруслова из 2-3 закрытых слогов без стечения согласных (автобус, огурец, помидор, машина)

Грамматический строй речи

Следующие вопросы направлены на понимание и использование предлогов В, На, За, Под, Около. Ребёнка просят ответить:

- Что у деда под ногами? (травка)

- А что у бабки над головой? (небо)

- Что у деда на голове? (кепка, фуражка)

- Куда посадил дед репку (в землю)

-Откуда дед тащит репку? (из земли)

Дети с высоким уровнем в активной речи адекватно употребляют эти предлоги. Для понимания противоположности предлогов под - над, можно предложить ребёнку смоделировать ситуацию в дидактической игре с игрушкой «птичка».

- Птичка летает над столом, под столом.

     Дети со средним понимают и используют предлоги верно, а в противоположных предлогах путаются. Дети на низком уровне самостоятельно в речи предлоги не употребляют, но при повторении фразы их проговаривают. Даже не всегда верно выполняет инструкции взрослых. Чтобы уточнить понимание предлогов детьми, следует предложить ребёнку смоделировать ситуацию в дидактической игре с игрушками: птичка, стол, коробка. Ребёнку предлагается выполнить действия с птичкой:

-Посади птичку на стол

-Спрячь птичку в коробку

-А теперь птичка спряталась под стол

-Птичка летает над столом и прячется за коробку

Для проверки понимания и умения образовывать (по аналогии) слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами «-к», «-ик», «-чик» предложите ребёнку поиграть в словесную игру «Большой - маленький» по сказке «Репка»:

-Большая мышь, а маленькая….(мышка)

И по аналогии – «кошка – кошечка», «собака – собачка», «репа – репка», «трава – травка», «рука – ручка», «нога – ножка».

Дети с высоким уровнем развития понимают, употребляют, по аналогии образовывают слова уменьшительно – ласкательного значения с суффиксами «к», «ик», «чик». Дети со средним уровнем смысл слов с уменьшительно- ласкательным значением понимают, но в активной речи не всегда использует, поэтому можно предложить игру по вопросам:

 - У меня большой нос, а у тебя маленький…. носик.

- У меня большие глаза, а у тебя маленькие… глазки.

- У меня большие пальцы, а у тебя маленькие…пальчики.

Дети с низким уровнем развития не могут адекватно изменить слово с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса. Они так и скажут:

«У меня маленькие глаза, маленькие пальцы»

   Во время рассказывания сказки следует обратить внимание на произнесение слов из 3-4 слогов со стечением согласных (дедушка, бабушка, внучка, сапоги, рубашка, фуражка). Дети с высоким уровнем развития все эти слова произносят верно. Дети со средним уровнем могут в речи произнести эти слова не чётко, но при повторении за взрослым не переставляют и не пропускают слогов, но могут пропустить звуки. Дети с низким уровнем переставляют слоги (сапоги - «пасаги») пропускают звуки (внучка - «нучка», рубашка - «убака»)

Фонематические процессы. В данном возрасте ребенок умеет различать на слух не только звучащие игрушки, но и множество других физических звуков: узнает по звуку, что делают с предметом: разрезаю, мнут, складывают бумагу, застегивают кнопки, наливают воду, закрывают коробку и т.д. А к четырем годам малыш способен слышать речевые звуки в словах, что можно отследить, предложив ребенку повторять за воспитателем слова, выделяя голосом определенный звук. Например, по картинке №2 «Дети играют» перечислить предметы, в названии которых слышится звук «Ф»: фффутболка, туфффли, шкаффф. Важным показателем состояния фонематических процессов является умение произносить слова с разным количеством звуков и предложения с разным количеством слов. По картинкам №3 и №4 предлагается повторить предложения: «Один мальчик катается с горки, а другой догоняет мяч», «Кукла сидит на стуле, а мишка в коляске», «Таня прыгает через скакалку». Ребенок с высоким уровнем с первого раза повторяет правильно такие фразы, со средним – про Таню повторяет без ошибок, а в первых двух предложениях воспитатель помогает, вставляя союз «А»: «Один мальчик катается с горки ….. а … другой догоняет мяч». С низким – без ошибок может повторить предложение без предлогов из двух-трех слов: «Мальчик катается», «Мальчик ловит мяч», «Кукла сидит».

 

Методические рекомендации к экспресс-диагностике речи

Словарь

Аграмматизмы во фразе – перестановка или пропуск слов в предложении.

Аграмматизмы в слове – перестановка или пропуск слогов в слове, нарушение согласований в роде, числе, падеже.

Адекватно – соответствует ситуации.

Антонимы – слова противоположные по смыслу (грязный - чистый)

Глаголы точные – точно отражающие действие (собака не ест, а грызет кость; бегущий человек не идет, а бежит)

Глаголы приставочные – глаголы образованные с помощью приставки и наиболее точно определяющие действие (человек, подходящий к киоску – точнее не идет, а подходит; отходящий от него – не идет, а отходит)

Грамматические категории – согласование слов в предложении в роде, числе, падеже; словоизменение и словообразование.

Грамматические конструкции – соединение слов в словосочетании по роду, числу, падежу.

Дифференциация – различение, разграничение звуков, слов, понятий.

Звуконаполняемость – количество и последовательность звуков в слове.

Звукоподражание – комплекс речевых звуков или один речевой звук, обозначающий звучание предметов, голоса животных, название предметов.

Импрессивная речь – понимание речи.

Качественные прилагательныеобозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени (длинный - длиннее..)

Коммуникабельность - умение общаться и устанавливать речевой контакт.

Коммуникативная сторона речи – легко или с трудом вступает в контакт, самостоятельно или с помощью взрослого начинает разговор, использует нормы речевого этикета.

Критерии – мерило, оценка суждения.

Лексико-грамматическая сторона речи – точность и объем словаря, использование грамматических конструкций.

Межструктурные связи – словосочетания или предложения, помогающие перейти от одного сюжета к другому.

Межфразовые связи - слова, помогающие соединить части предложения в сложносочиненном, сложноподчиненном предложении.

Многозначные слова – одно слово имеет несколько значений (ручка-у сумки, у ребёнка, у двери,..)

Неустойчивость навыка – иногда справляется с заданием, а иногда не справляется; выполняет задание с разным результатом.

Обобщение – объединение понятий, предметов по определённому признаку

Онтогенез – совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.

Относительные прилагательные – обозначают такой признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени. По материалу (деревянный), пространственные (городской), временные (январский)

Паронимы – слова отличающиеся по смыслу и одним звуком по звуковому составу (коса-коза)

Показатели – данные, по которым оценивается уровень развития.

Предлоги простые - в, над, на, под, по, за, между, около и т.д.

Предлоги сложные (составные) – из-за, из-под.

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.-М., 1998.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.- М., 1998.

3. Артемова Т.А., Ковалева А.В., Психологические и физиологические причины снижения уровня интеллекта детей в общеобразовательной начальной школе. /Дефектология 2000 №1./

4. Бородич А.М., Методика развития речи детей.- М., 1981.

5. Бельтюков В.И., О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми./Дефектология 1983 №2./

6. Бельтюков В.И., Пути исследования механизма речи./Дефектология 1984 №3./

7. Бельтюков В.И., Функциональная асимметрия мозга в процессе овладения детьми звуковым (фонемным) строением языка. /Дефектология 1986 №1./

8. Выготский Л.С., Мышление и речь. Собрание сочинений, М., 1982

9. Выготский Л.С., Психология развития ребенка. – М., 2006, Эксмо

10. Гвоздев А.Н., Усвоение ребенком родного языка. /В сб.: Детская речь. Под ред. Н.А.Рыбникова. М., 1927/

11. Гербова В.В. Учусь говорить./Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга»/ - М.,2002.

12. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет; Методическое пособие.

13. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения./Сборник методических рекомендаций/- С.- Петербург.- 2001

14. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. Т.Б.Филичева, Г.А.Каше, М. Просвещение, 1991

15. Запорожец А.В. Психология. М., 1959

16. Катаева А.А., Стребелева Е.А., Дошкольная олигофренопедагогика, М., 2001.

17. Кольцова М.М, Рузина М.С., Ребенок учится говорить.- С.-Петербург.,1998.

18. Лоза Г.Ф., Альбом для развития речи детей раннего возраста, Киев, 1981.

19. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М., 1978.

20. Максаков А.И., Тумакова Г.И. Учите, играя. – М., 1983

21. Маркова А.К., Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей… / Системные нарушения речи под редакцией Волковой Л.С. книга III /

22. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1969.

23. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под редакцией М.А. Васильева/- 1985.

24. Программа «Из детства в отрочество»./ Под редакцией Дороновой Т.Н./- М., 2002

25. Программа «Детство»./ Под редакцией Бабаевой Т.И./ - С.-Петербург, 1999.

26. Психологический словарь. Под редакцией В.П.Зинченко, М. Педагогика, 1998

27. Радуга. Программа и методическое руководство. / Под редакцией Дороновой Т.Н./ - М., 1997.п.гр.,ст.гр, 1994- ср.гр., 1993- мл.гр.

28. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург, 1999.

29. Словарь логопеда., Под редакцией В.И.Селиверстова М., Владос, 1997.

30. Стребелева Е.А. Методтческие рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей, Москва 1994.

31. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981.

32. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи /Логопедическая тетрадь/, С.Петербург 1999.

33. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

34. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника /Иллюстрации и методическое пособие/ Екатеринбург, 1997.

35. Фомичева М.Ф., Воспитание у детей правильного произношения.- М., 1989.

36. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.

 

Соблюдать условия обследования.

- Физическое и эмоциональное состояние ребенка на момент обследования. Испытуемый должен быть здоров и эмоционально настроен на беседу с воспитателем.

- Формулировка вопроса. Вопрос должен быть сформулирован коротко, четко, без лишних слов и речевых оборотов, соответствовать возрасту ребенка. Именно это условие является самым важным, так как часто ребенок не может ответить, потому что не понимает, что конкретно от него требуется. А самая распространенная ошибка взрослого – это склонность задавать длинный, много словный, непродуманный вопрос. Чтобы избежать ее, следует сформулировать вопрос заранее и записать его.

- Наглядный материал. Материал должен соответствовать возрасту и подбираться заранее. Комплект картинок для диагностики существует обособленно: используемая наглядность при обучении на занятиях не должна присутствовать при обследовании речи ребенка. На столе размещается только та картинка, по которой идет разговор, а все лишние на данный момент убираются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.035 с.)