Словарь и грамматический строй речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Словарь и грамматический строй речи.



     В конце средней группы обследование словарного запаса и грамматического строя речи ребёнка советуем провести во время обследования связной речи при рассказывании ребёнком сказки «Теремок».

Во время рассказывания ребёнком сказки можно обратить внимание на то, как ребёнок называет персонажей сказки и на использование в речи точных глаголов (прибежала, постучала, спросила, позвала, ответила, пришёл, прискакал, заглянул, развалил)

Дети с высоким и средним уровнем называют всех персонажей сказки самостоятельно, а дети с низким уровнем называют их неуверенно.

Ребёнок с высоким уровнем использует в своей речи точные глаголы, ребёнок со средним уровнем путает точные глаголы (глаголом «прибежал» обозначает глаголы «пришёл, прискакал»; «развалил» - глаголом «сломал»; «позвала» - глаголом «сказала»;) дети с низким уровнем используют в своей речи в основном только глаголы «пришёл», «сказал». В этом возрасте дети знакомы с профессиями взрослых (шофер, повар, врач, парикмахер). Для того чтобы выяснить, как ребёнок использует в речи глаголы профессиональной направленности, педагог предлагает поиграть в игру «Угадайте», картинка № 19

Перед ребёнком выкладываются картинки, на которых изображены люди разных профессий. Ребёнку предлагается угадать, кто изображён на картинках и что каждый из них делает.

-Это кто? (повар).

-Что делает повар? (готовит обед) Вспомни и скажи, что ещё делает повар? (печёт, варит, жарит, режет)

-Это кто? (врач)

-Что делает врач? (слушает ребёнка) Вспомни и скажи, что ещё делает врач? (лечит, выписывает рецепты, ставит уколы)

-Это кто? (парикмахер).

-Что делает парикмахер? (подстригает) Вспомни и скажи, что ещё делает парикмахер? (причёсывает, укладывает волосы, красит волосы)

Дети с высоким уровнем называют 5-6 глаголов профессиональной направленности, дети со средним уровнем-3-4 глагола. Дети с низким уровнем затрудняются назвать эти глаголы. Для того чтобы уточнить, как ребёнок с низким уровнем понимает значение глаголов можно предложить показать 

-Кто варит?

-Кто лечит?

-Кто причёсывает?

-Кто печёт торт?

-Кто ставит уколы?

Грамматический строй речи. Одним из показателей является использование предлогов.Для уточнения понимания и использования предлогов ЗА, Перед, Над, Под предлагается словесная игра «Что где находится» по картинке №25 с опорой на картинку. По указанию педагога ребёнок называет картинки, по отношению к которым необходимо определить расположение того или иного предмета.

- Это дом, это крыльцо. Скажи, где находится труба, прячется кот? Труба - на крыше, кот - за крыльцом.

-Это мяч, это медвежонок. Скажи, где находится мишка? Мишка -перед мячом.

Ребёнок с высоким уровнем понимает противоположность предлогов За, Перед, а ребёнок на среднем уровне использует в речи предлоги Перед, Над, Под. Ребёнок с низким уровнем эти предлоги в активной речи опускает

В этом возрасте дети осмысленно употребляют в речи наречия, указывающие на расположение предметов, поэтому после рассказывания сказки для уточнения понимания и использования в речи наречий местоположения, (слева, справа, рядом, около, между), умения называть животных, ребёнку предлагают рассмотреть картинку и ответить на вопросы:

-Покажи и скажи, кто слева? (волк)

-Покажи и скажи, кто справа? (медведь)

-Покажи и скажи кто внизу? (мышка)

-Покажи и скажи, кто верху? (заяц)

-Вот медведь, а это волк, где стоит мышка? (между волком и мишкой)

-Где стоит лягушка (рядом с Теремком).

Дети с высоким уровнем понимают и адекватно используют в своей речи наречия местоположения, дети со средним уровнем понимают значение этих наречий, но затрудняются их использовать. Дети с низким уровнем не понимают и неадекватно их используют в своей речи.

Дети пятого года жизни уже могут использовать в своей речи существительные, обозначающие названия частей тела животных и деталей предметов. Для того чтобы определить, как ребёнок различает и называет эти существительные, ему предлагается рассмотреть теремок и назвать его части.

-Расскажи и покажи, какие части есть у теремка (крыша, стены, труба, окна, двери)

-Покажи и назови части тела волка (хвост, лапы, голова, пасть, уши).

Дети с высоким и средним уровнем называют части тела животных и детали предметов самостоятельно. Дети с низким уровнем называют неустойчиво, поэтому для уточнения можно попросить ребёнка показать у теремка крышу, окна, двери, трубу; а у волка хвост, лапы, голову, пасть, уши.

Еще одним ярким показателем уровня грамматического строя речи является умение образовывать и использовать в речи существительные, обозначающие детёнышей животных, предлагается словесная игра «Кто у кого» по картинке к сказке «Теремок». Показывай животное и называй его детёныша.

- У зайца - зайчонок

- У мышки – мышонок. А если их много, то это...мышата.

Ребёнок с высоким уровнем начинает правильно использовать суффиксы: «онок», «енок», «ат», «ят». Ребёнок со средним уровнем по аналогии образовывает слова при помощи этих суффиксов. Ребёнок с низким уровнем слова, обозначающие детенышей животных, понимает и повторяет, но самостоятельно не образовывает. В словесной игре «А у меня много…» проверяется умение образовывать и употреблять существительные в родительном падеже множественного числа со словом «много» (окончания – ов, -ей). Педагог объясняет игру:

- Я назову один предмет – «шар», а ты скажешь, что у тебя много таких предметов – «много шаров». Даёт образец:

 - У меня есть шар, а у тебя много шаров. Игра проводится последовательно со словами: «дом, стол, мяч, ключ, карандаш». Дети с высоким уровнем образовывают и употребляют существительные в родительном падеже множественного числа со словом «много» правильно, не допуская ошибок. Дети со средним уровнем могут допустить ошибки при образовании таких существительных, как – «ключов, карандашов». Дети с низким уровнем неадекватно выполняют задание – не могут образовывать эти существительные - они скажут: «Много столы, много шары» Для проверки умения образовывать по аналогии относительные прилагательные по материалу педагог даёт образец высказывания, а затем просит ребёнка закончить следующее предложение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.005 с.)