Детей подготовительной группы, 6-7 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детей подготовительной группы, 6-7 лет



     Следует помнить, что в подготовительной группе окончательно определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка и большую значимость имеет речевая готовность ребенка к обучению в школе. В основном с этой целью и проводится диагностика речевого развития детей 6 – 7 лет. Из стимульного материала могут понадобиться картинки № 7, 8, 9, 10,11, 14, 24, 25.

  Связная речь. Одним из главных показателей готовности к обучению в школе является уровень развитости связной речи, важным разделом которой является коммуникативная сторона речи. Вывод о речевом общении воспитатель делает из наблюдений за ребенком на занятиях, в быту, в играх, опираясь на критерии диагностической таблицы. Только следует не забывать, что уровень речевого общения не всегда совпадает с уровнем монологической и диалогической речи ребенка. Вторым показателем развитости связной речи у ребенка 6-7 лет является его умение рассказывать о различных событиях своей жизни, пересказывать прочитанное взрослым, составлять рассказы. Авторы данной диагностики присоединяются к мнению ученых педагогов и психологов и рекомендуют для обследования связной речи предложить ребенку составить рассказ по серии картинок. Именно это расскажет о будущем школьнике многое: умеет ли он логически мыслить при установлении причинно-следственных связей и при раскладывании картинок по порядку; насколько развито творчество при  додумывании конца рассказа; насколько самостоятельно рассказывает, или как быстро использует помощь педагога; насколько богат словарный запас и правильно ли соединяет слова в предложении; проявляет ли творчество или речь шаблонна. В данном случае работа идет в начале учебного года с серией №7 «Кошка и мышка», а в конце учебного года с серией № 8 из четырех картинок «Вороны и собака». Главными критериями оценки рассказа дошкольника подготовительной группы являются самостоятельность, логичность, полнота и творчество. Для объективного определения уровня составления рассказа воспитатель должен четко и в определенной последовательности задавать вопросы и отмечать в ходе обследования, какую помощь оказывал ребенку. Поэтапно формулируем задания для ребенка. Первый этап – раскладывание картинок, дошкольнику предлагаются 3 картинки (8а, б, в) разложенные воспитателем в беспорядке на столе либо стопкой, но тоже в неправильном порядке. Последнюю картинку 8г воспитатель сам кладет в конце в перевернутом виде.

- «Рассмотри картинки и разложи их так, чтобы было понятно, что было сначала, а что потом. А последнюю картинку я тебе не покажу, ты попробуешь сам придумать конец рассказа».

Независимо от того, правильно или неправильно разложил ребенок картинки, спрашиваем:

- «Про кого эта история?»,

- «Про собаку и ворон»

-  «Значит, как мы назовем рассказ?»

                                     -«Собака и вороны»

Если ребенок неадекватно называет птиц, воспитатель сам дает точное их название. А если при составлении рассказа ребенок не использует правильное название и его приходится поправлять несколько раз, значит у него недостаточно богатый активный словарь и он не очень хорошо использует помощь. При правильной последовательности картинок воспитатель сразу переходит ко второму этапу и предлагает составить рассказ:

- А теперь составь рассказ «Вороны и собака».

Ребенок с высоким уровнем связной речи сразу приступает к рассказыванию. Причем начало рассказа выходит за рамки картинки: «Пошел щенок гулять …», «Однажды собака бегала во дворе и нашла косточку …» и т.д. Довольно грамотно использует межструктурные связи, например: «Лаял, лаял щенок и как …», «В это время …» и межфразовые связи, например: «вдруг», «когда», «пока». Использует много точных глаголов, таких как - «грыз, летали, опустились, напали, клевала, отбирала, рассердился, залаял, прогнал, испугались, улетели …».

Если же картинки испытуемый разложил неправильно, можно дать совет:

- «А теперь составь рассказ. И, если во время рассказывания тебе покажется, что ты разложил картинки не правильно, то можешь переложить картинки по-другому»

Хотелось бы обратить внимание педагогов на тот факт, что в начале учебного года такой совет возможен не только детям с низким уровнем, а и детям со средним уровнем. Если ребенок при составлении рассказа сам обнаруживает ошибку и исправляет ее – это средний уровень; если ошибки не видит и воспитателю приходится оказывать помощь в установлении причинно следственных связей, выясняя, что было сначала, а что потом – это низкий уровень. В конце учебного года этот же совет говорит, что у ребенка уровень развития связной речи «ниже среднего». К семи годам дошкольник со средним уровнем речи последовательно и логично составляет рассказ, работает самостоятельно или с одним-двумя наводящими вопросами, может использовать формальные межструктурные связи в виде слова «потом», или союза «и», употребляет только половину перечисленных выше точных глаголов, что в свою очередь характеризует его словарный запас тоже, как «средний». Если - же к концу учебного года дошкольнику требуется помощь в раскладывании последовательных картинок, наводящие вопросы к каждой картинке; он употребляет в рассказе такие слова, как «ест» вместо «грызет», «кусает» вместо «клюет», «смотрит» вместо «лает, сердится, рычит», что объясняется ограниченностью словарного запаса, то можно делать вывод о низком уровне речевого развития ребенка. Чтобы быть объективным, точным в оценке уровня речевого развития огромное значение имеют наблюдения воспитателя за ребенком в течение длительного времени, которые следует обязательно учитывать при данной речевой диагностике. Например, педагогу казалось, что у определенного воспитанника достаточно высокий уровень речевого развития, а ребенок не смог самостоятельно правильно разложить последовательные картинки. Ваши сомнения развеет предложение дополнительно разложить картинки из серий №10 «Про девочку Машу и куклу Наташу» или №11 «Как Алеша хотел белку испугать». Возможен и другой вариант работы ребенка по серии картинок: раскладывает верно, даже 2-3 серии, но рассказ короткий, бедный по словарному запасу – связная речь такого ребенка не соответствует среднему уровню, здесь возможны и низкий уровень и ниже среднего. В любом случае, уточнить уровень развития связной речи поможет диагностическая таблица.

В начале учебного года подготовительной группы предлагается обследовать лексико-грамматическую сторону по играм конца старшей группы, причём не обследованные ранее дети диагностируются по всем предложенным играм, а для всех остальных используются данные старшей группы.

  Словарный запас и грамматический строй речи. В конце подготовительной группы обследование словарного запаса и грамматического строя речи ребёнка советуем провести во время обследования связной речи при составлении ребёнком рассказа по серии сюжетных картинок «Собака и вороны». Во время рассказывания можно определить уровень глагольного словарного запаса, обратив внимание на то, как ребёнок употребляет глаголы. Например, «грыз, летали, опустились, напали, клевала, отбирала, рассердился, залаял, прогнал, улетели, испугались». Дети с высоким уровнем речевого развития точно используют подобные глаголы при составлении рассказа, у детей со средним уровнем из предложенных выше 10-12 глаголов используется половина, но они довольно точные и адекватные: «летали, отбирала, прогнала, грызла, залаяла, клевала». Дети с низким уровнем используют 2-3постоянно, повторяющихся глагола с неточными   заменами. Например, «ест» вместо «грызёт», «кусает» вместо «клюёт». Практически не использует глаголы «напали, рассердилась, опустились, испугались».

Для того, чтобы уточнить как ребёнок владеет обобщающими понятиями после составления рассказа «Вороны и собака» можно задать вопросы:

- Как ты думаешь, в какое время года происходила эта история? (летом)

-Какие времена года ты ещё знаешь?

-Собака это кто? (животное; домашнее животное)

-Назови, какие ещё бывают животные кроме домашних?

-Ворона это кто? (птица)

-Какая это птица? (дикая)

-Какие ещё бывают птицы? (перелётные, домашние)

-Назови перелётных птиц (домашних птиц)

Дети с высоким уровнем самостоятельно и уверенно называют обобщающие понятия, дифференцируют противоположные понятия дикие и домашние животные, перелётные – домашние - зимующие птицы,времена года.Дети со средним уровнем самостоятельно, но неуверенно справляются с данным заданием – могут долго думать, дожидаясь поддержки взрослого взглядом, кивком головы и.т.д.Дети с низким уровнем могут выполнять это задание в быстром и медленном темпе, но в любом случае понятия путают, ошибаются и называют с помощью педагога;

По картинке №14 одновременно обследуем грамматический строй речи - слоговую структуру слова и словарь - умение называть профессии.

Ребёнку предлагается назвать их словом, отвечая на вопросы: кто это? или что это?

-Милиционер, регулировщик, водопроводчик, градусник, вертолёт, портфель.

Затем ребёнка просят повторить предложение с этими словами:

-Регулировщик руководит движением на перекрёстке.

Для лучшего ориентирования в словах разнообразной слоговой структуры воспитателям предлагается таблица примерных слоговых структур. Данной таблицей можно пользоваться с первой младшей группы.

 

Таблица слов разных слоговых структур

Группа   Слоговая структура слова Примеры

I

младшая

 

1 –3 слога без стечения согласных с открытыми слогами и закрытыми слогами машина, ваза, кубики, Таня, папа, мама дом, кубик, домик
1-3 слога со стечением согласных и закрытыми слогами карандаш,  морковь, автобус, груша, яблоко, огурец, помидор, коробка, бантик, туфли, цветы, мальчик, шапка

II

младшая

3-4 слога без стечения согласных с открытыми и закрытыми слогами сапоги, сарафан, барабан, барабаны
3-4 слога со стечением согласных дедушка, бабушка, внучка, рубашка, фуражка, туфельки, кирпичики, скамейка, грузовик, неваляшка

Средняя

3-4 слога со стечением согласных яблоко, бантик
3-4 слога с двумя стечениями согласных погремушка, сковородка, матрёшка, тропинка, снеговик, морковка
Старшая 3-4 слога с двумя - тремя стечениями согласных экскаватор, аквариум, сковородка стрекоза, фотограф, продавец
Подгото- вительная 4-5 слогов со стечением согласных милиционер, регулировщик, водопроводчик, градусник, вертолёт, портфель.

 

     Дети с высоким уровнем произносят все эти слова и повторяют предложение правильно. Дети со средним уровнем   могут переставить слоги в словах «регулировщик, водопроводчик», но при повторе за взрослым проговаривают их правильно. В предложении так же могут допустить ошибку, но при повторении в замедленном темпе исправляют её. Дети с низким уровнем в предложенных шести словах могут допустить 2-3 и более ошибок и даже при повторении в замедленном темпе затрудняются исправить эти ошибки (милиционер - мицилинер, мицинер). Предложения с этими словами правильно повторить не могут.

По этим же картинкам предлагаем назвать профессии:

-Кто это? (регулировщик, милиционер, водопроводчик)

 С помощью следующих вопросов уточняем умение называть еще 3 профессии:

- Человеку какой профессии нужен градусник?

-Кто управляет вертолётом?

-Кто работает в школе?

Ребёнок с высоким уровнем ответит точно на все вопросы и самостоятельно назовет 6 профессий. Ребёнок со средним уровнем милиционера назовёт полицейским или солдатом; регулировщика – милиционером; Для уточнения, педагог может задать наводящие вопросы:

-Воду проводит кто?

-Регулирует движение кто?

-Полицейский в других странах, а в нашей стране….милиционер.

Ребёнок с низким уровнем слова, указывающие на профессиональную направленность в своей речи не использует, из шести профессий три и более назовёт не правильно, затрудняется исправить ошибку даже с помощью наводящих вопросов взрослого.

Для проверки словаря прилагательных предлагаем игру с антонимами №24

«Наоборот», поставив условие, не произносить слова «большой» и «маленький». Дети с высоким уровнем без труда по картинкам называют все предложенные антонимы. Дети со средним уровнем несколько неуверенны в этих понятиях, поэтому им нужна словесная игра по предложенным опорным картинкам «Я начну, а ты продолжи» Например: «У мальчика стакан полный, а у девочки….».

Дети с низким уровнем называют по картинкам антонимы не правильно, а чаще всего заменяют антонимы словами «большой» и «маленький». Либо в словесной игре «Я начну, а ты продолжи» используют неадекватные прилагательные. Например:

- длинный – узкий, толстый – короткий и т.д. …

Уровень словарного запаса будущего школьника характеризует владение пространственнымии и временными наречиями: «слева, справа, далеко, близко, высоко, низко, слева вверху, слева внизу, справа вверху, справа внизу, завтра, вчера, сегодня». Рациональнее будет проследить эти умения в быту и на занятиях по математике при ориентировке на листе. Высокий уровень: самостоятельно, уверенно и правильно понимают и употребляют эти наречия. Средний уровень: понимают и не ошибаются в употреблении понятий «далеко, близко, высоко, низко, сегодня, завтра»; понимают, но употребляют не всегда уверенно, иногда ошибаясь «слева, справа, слева вверху, слева внизу, справа вверху, справа внизу». Низкий уровень: не всегда понимают; не употребляют

(заменяя словами «там, тут»), либо используют в речи неадекватно эти понятия, особенно «слева, справа, слева вверху, слева внизу, справа вверху, справа внизу, завтра, вчера).

По серии картинок №8  проверяется умение образовывать и использовать притяжательные прилагательные. Педагог, показывая ребёнку картинку, произносит предложение и задаёт вопрос. Ребёнок отвечает, используя притяжательные прилагательные.

- Это голова собаки. Она чья?– Собачья.

- Хвост чей? – ….

- Лапы чьи?-….

- Это голова вороны, чья голова?-…Воронья

- У вороны хвост чей? -…

- Крылья чьи? -….

Ребёнок с высоким уровнем безошибочно выполняет это задание. Ребёнок со средним уровнем понимает задание и пытается изменить слово, но может использовать не правильный суффикс (воро нь я – ворон ин а). При исправлении воспитателем в следующих подобных словах использует суффиксы правильно. Ребёнок с низким уровнем притяжательные прилагательные самостоятельно затрудняется образовывать (воронина, воронячия…) или даже не понимает, как надо изменить слово и говорит, например, так: «Голова вороны»

Понимание и использование в речи противоположных простых и сложных предлогов можно выявить из наблюдений в режимных моментах, на прогулках, на занятиях и во время обследования связной речи. Для уточнения используется словесная игра «Что где находится» с опорой на картинку № 25. По указанию педагога ребёнок называет картинки, по отношению к которым необходимо определить расположение того или иного предмета, используя предлоги ЗА, ИЗ-ЗА, ПОД, ИЗ-ПОД.

- Это крыльцо. Где прячется кошка?

- За крыльцом.

- Откуда она выглядывает?

- Из-за крыльца.

- А это мышка? Где сидит мышка?

- Под крыльцом.

- Откуда она выглядывает?

- Из-под крыльца

- Это клумба, цветы, бабочка. Где летает бабочка?

- Над цветами.

- Где растут цветы?

- На клумбе.

Ребёнок с высоким уровнем верно употребляет все предлоги в данной игре. Ребёнок со средним уровнем употребляет простые и сложные предлоги. Понимает противоположные предлоги, но в речи их использует не всегда. Для уточнения умения использовать эти предлоги можно задать вопросы, содержащие в себе предлог: «Скажи, кто прячется за крыльцом, кто выглядывает из-за крыльца; а кто сидит под крыльцом, кто выглядывает из-под крыльца». При такой постановке вопроса ребенок верно использует предлоги в своих ответах. (За крыльцом прячется кошка. Кошка выглядывает из-за крыльца. Мышка сидит под крыльцом. Мышка выглядывает из-под крыльца). Ребёнок с низким уровнем даже при уточненных вопросах содержащих предлоги, либо не употребляет их в ответах, либо использует неадекватно. Например, на вопрос: «Откуда выглядывает кошка?» или «Из-за чего выглядывает кошка?» может ответить:

- Из крыльца.

В грамматическом строе речи у детей 6-7-ми лет важно, какими предложениями пользуется ребенок, этот навык без особого труда можно выявить во время составления рассказа по серии картинок № 8 «Вороны и собака»:

Простыми нераспространенными

- Вороны полетели.

Простыми распространенными

- Собака грызла косточку. Вороны отбирали кость у собаки.

Сложносочиненными

- Собака грызла кость, и на нее напали вороны.

Сложноподчиненными

     - Собака зарычала на ворон, потому что разозлилась на них.

     Проанализировав тип используемых предложений и последовательность слов в них, можно по диагностической таблице определить уровень грамматического строя дошкольника.

Фонематические процессы. В подготовительной группе дошкольники учатся на занятиях по подготовке к обучению грамоте звуковому анализу и синтезу слов, делению слов на слоги, анализу предложений, различению звуков между собой. Ярким показателем готовности ребенка к обучению грамоте является его умение производить звуковой анализ слова. Именно это предложено сделать в данной диагностике с каждым ребенком отдельно. Всем детям предлагается одно и тоже слово, например «плита», лучше положить перед ребенком картинку с изображением плиты и обязательно цветные фишки, символизирующие звуки речи: красные фишки - гласные звуки, синие фишки – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Как правило, именно так в детском саду и в начальной школе обозначают звуки речи. Непосредственно перед звуковым анализом уточните с ребенком какая фишка какой обозначает звук, затем сформулируйте задание:

- «Выложи звуковую схему слова «плита».

     Когда схема будет готова, попросите назвать каждый звук по порядку, сопровождая произнесение звука показом фишки указкой или пальчиком, получится эффект «прочитывания» слова. Если все выполнено верно, спросите:

- Какой звук и почему ты обозначил зеленой фишкой?

При условии, что ребенок или вся группа по каким то причинам не знакомы с такой символикой, предложите ребенку несколько фишек одного цвета и сформулируйте задание так:

- «Четко произнеси слово «плита» и выложи столько фишек, сколько звуков слышится в этом слове»

После выполнения этого задания попросите ребенка назвать все звуки по порядку, сопровождая произнесение звука показом фишки. Со звуковым анализом подобных слов дети с высоким уровнем фонематического слуха справляются самостоятельно, без ошибок и с первого предъявления. Дети со средним уровнем выполняют это же задание неуверенно, медленно, могут обозначить мягкий звук «ль» синей фишкой и назвать его как твердый звук «л» или пропустить звук «П» или «ЛЬ». Но быстро находят и исправляют ошибку. Предложите этому ребенку выложить схему слова «зубы», «лиса» и он без ошибок справится с таким заданием. Ребенок с низким уровнем фонематического слуха сделает ошибку не только в слове «плита», но и в слове «зубы» (смотрите диагностическую таблицу). Второй показатель развитости фонематических процессов – это умение различать близкие по звучанию звуки. Предлагаем проверить эту способность на задании по картинке №9 «Назови картинки», в названии которых слышится звук «Ш»». Следует сначала проверить, правильно ли ребенок называет предметы на карточке, а затем предлагать найти картинки, в названии которых есть звук «Ш». Дети с высоким уровнем самостоятельно и безошибочно находят нужные картинки; детям со средним уровень можно один раз помочь таким образом:

- Назови первую картинку.

  -Щетка.

- В слове «щетка» есть звук «Ш»?

              - Нет.

-  Значит, не будешь называть это слово. Дальше ищи картинки на звук «Ш» сам.

Детям с низким уровнем нужна неоднократная помощь, и они все равно могут допустить 2-3 ошибки. Таким образом, вывод об уровне фонематических процессов надо сделать по указанным двум параметрам, опираясь на диагностическую таблицу: если оба задания выполнены без ошибок и самостоятельно, то это высокий уровень; если оба задания выполнены со значительными ошибками и с помощью, то это низкий уровень. Остальные варианты могут быть, как средний уровень, ниже или выше среднего.

 


Словарь

Аграмматизмы во фразе – перестановка или пропуск слов в предложении.

Аграмматизмы в слове – перестановка или пропуск слогов в слове, нарушение согласований в роде, числе, падеже.

Адекватно – соответствует ситуации.

Антонимы – слова противоположные по смыслу (грязный - чистый)

Глаголы точные – точно отражающие действие (собака не ест, а грызет кость; бегущий человек не идет, а бежит)

Глаголы приставочные – глаголы образованные с помощью приставки и наиболее точно определяющие действие (человек, подходящий к киоску – точнее не идет, а подходит; отходящий от него – не идет, а отходит)

Грамматические категории – согласование слов в предложении в роде, числе, падеже; словоизменение и словообразование.

Грамматические конструкции – соединение слов в словосочетании по роду, числу, падежу.

Дифференциация – различение, разграничение звуков, слов, понятий.

Звуконаполняемость – количество и последовательность звуков в слове.

Звукоподражание – комплекс речевых звуков или один речевой звук, обозначающий звучание предметов, голоса животных, название предметов.

Импрессивная речь – понимание речи.

Качественные прилагательныеобозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени (длинный - длиннее..)

Коммуникабельность - умение общаться и устанавливать речевой контакт.

Коммуникативная сторона речи – легко или с трудом вступает в контакт, самостоятельно или с помощью взрослого начинает разговор, использует нормы речевого этикета.

Критерии – мерило, оценка суждения.

Лексико-грамматическая сторона речи – точность и объем словаря, использование грамматических конструкций.

Межструктурные связи – словосочетания или предложения, помогающие перейти от одного сюжета к другому.

Межфразовые связи - слова, помогающие соединить части предложения в сложносочиненном, сложноподчиненном предложении.

Многозначные слова – одно слово имеет несколько значений (ручка-у сумки, у ребёнка, у двери,..)

Неустойчивость навыка – иногда справляется с заданием, а иногда не справляется; выполняет задание с разным результатом.

Обобщение – объединение понятий, предметов по определённому признаку

Онтогенез – совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.

Относительные прилагательные – обозначают такой признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени. По материалу (деревянный), пространственные (городской), временные (январский)

Паронимы – слова отличающиеся по смыслу и одним звуком по звуковому составу (коса-коза)

Показатели – данные, по которым оценивается уровень развития.

Предлоги простые - в, над, на, под, по, за, между, около и т.д.

Предлоги сложные (составные) – из-за, из-под.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.09 с.)