Адекватно оценивать уровень речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Адекватно оценивать уровень речи.



Не всегда встречаются в чистом виде высокий, средний и низкий уровень речевого развития. Чаще ребенок с чем-то справляется, а в чем-то затрудняется. В таких случаях лучше ориентироваться на средний уровень по предложенной диагностической таблице. Если испытуемый выполняет правильно примерно 70% заданий, то его речевое развитие можно оценить как «выше среднего». Если менее 70%, то «ниже среднего». На самом деле такой результат говорит о потенциале, который следует использовать для поднятия имеющегося речевого уровня до более высокого. Таким образом, оценочная шкала может состоять из 5-ти уровней:

o высокий,

o выше среднего,

o средний,

o ниже среднего,

o низкий.

При возникновении трудностей или разногласий педагогов, специалистов, родителей в определении уровня речевого развития дошкольника, советуем провести не экспресс-диагностику, а углубленную диагностику речи конкретного ребенка, что даст развернутую картину состояния речи ребенка. Углубленную, развернутую диагностику помогут провести специалисты – логопеды и психологи в детском саду или в медико-психолого-педагогической комиссии.

 

Методические рекомендации к экспресс-диагностике речи детей первой младшей группы, 2-3 года

     Учитывая, что процесс комплектования данной возрастной группы может затянуться и то, что в этот период возраст исчисляется не только годами, а и месяцами, сроки обследования в диагностической таблице определяются не началом и концом года, а возрастом ребенка. Из наглядного материала понадобятся сюжетные картинки №1, 2, 3, 4 книжка стихов А.Барто, 3 звучащих игрушки и ширма, картинки № 16, 18.

Связная речь. Ребенку предлагается рассмотреть картинку «Семья», или «Дети играют» и ответить на вопросы. В первую половину года задаются вопросы, требующие ответы словом или словосочетанием: кто, что?, что делает папа?, что делает девочка? и т.д. Во второй половине учебного года вопрос формулируется так, чтобы ребенок отвечал предложением и словосочетанием «Кто и что делает?». Дети с высоким уровнем речевого развития начинают отвечать предложением и рассказывать сразу о нескольких персонажах. С низким уровнем ребенок может молчать, тогда требуются наводящие вопросы «это кто?», «что делает папа?» и предложить повторить фразу по картинке, например: «Мальчики сидят на ковре. Папа читает книжку дочке. Мальчики катают мяч. Мама вяжет варежку», таблица поможет оценить уровень выполнения этих заданий. Так же для исследования связной речи предлагается рассказать конкретное стихотворение из серии «Игрушки» А.Барто и определить по диагностической таблице как ребенок его рассказывает.

Словарный запас и грамматический строй речи. Развитие словаря и грамматического строя речи детей, необходимо наблюдать в режимных моментах, а так же при рассматривании сюжетных картин №1,2 и рассказывании стихотворений А.Барто.

  По словарю в 2 - 2,5 года исследуются следующие показатели: существительные - предметы (названия игрушек, мебели, одежды) части тела и лица (руки, ноги, голова, рот, глаза, уши); части предметов и телаживотного (кабина, руль, колесо; уши, гребешок, хвост). Глаголы, называющие бытовые действия (умывается, ест, спит, гуляет), игровые действия (строит, катает, везёт). Прилагательные - обозначающие цвет (красный, синий, желтый, зелёный) и размер (большой, маленький). По грамматическому строю исследуется структура слова, его звуконаполняемость (слова из 2-3 закрытых слогов со стечением согласных рубашка,   коробка, туфли, гольфы, шапка, машина, шуба, вода, Таня…). При обследовании слоговой структуры слова поможет таблица «Слова разных слоговых структур», предложенная в данных методических рекомендациях в разделе подготовительная группа. В ней прослеживается усложнение слоговой структуры слова от первой младшей до подготовительной группы. Характерные грамматические категории - использование в речи предлогов (в, на), различение и употребление единственного и множественного числа имён существительных (при рассматривании картины ребёнок самостоятельно отвечает на вопросы или показывает предметы) Для обследования выше перечисленных категорий предлагаем по картинке №2 задать следующие вопросы:

-Кто это? (девочка, мальчик)

-Что это? (мячик, машина, стул, стол)

-Что делает мальчик? (катает, строит)

-Что делают девочки? (рисуют, сидят)

-Какого цвета бантик у девочки, шортики у мальчика?

Ответы детей будут соответствовать уровням речевого развития по диагностической таблице.

Для уточнения понимания ребёнком единственного и множественного числа существительных и родовой принадлежности можно задать вопросы по сюжетной картинке

-Кто катает машину? (мальчик)

-Кто рисует? (девочки)

-Кто сидит на стуле? (девочка)

-Что мальчик везёт в машине? (кубики)

Дети с высоким уровнем точно и адекватно отвечают на вопросы. Для детей со средним уровнем необходимы дополнительные, уточняющие вопросы:

-Это кубик, а это что…? (кубики)

-Это мальчик, а это кто…? (мальчики)

-Это девочка, а это кто…? (девочки)

Дети с низким уровнем, не говорящие, затрудняются правильно показать предметы на этой же картинке: «Покажи кубики, покажи кубик; покажи девочку, покажи девочек; покажи мальчика».

Дети со средним уровнем без труда показывают местонахождение предметов по вопросам, которые направлены на понимание и использование простых предлогов (В, На), а дети с низким уровнем  не понимают вопросов с этими предлогами

- На чём сидит девочка?

-На чём лежит мячик?

-На чём лежат рисунки?

-В чём лежат кубики?

Затем ребёнку предлагается словесная игра «Назови, что это у тебя?» Цель: различение и называние частей тела (руки, ноги, голова, рот, глаза, уши).   Педагог, дотрагиваясь до определённой части тела, просит ребёнка назвать, что это у него. После проведённого обследования педагог анализирует и делает выводы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.85.87 (0.005 с.)