Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пейзажная живопись как средство развития познавательного интересаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСКУССТВУ РОДНОГО КРАЯ Н.А. Шушарина Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский педагогический колледж» Руководитель – И.П. Нелюбина Новые федеральные образовательные стандарты ставят перед школой задачи по созданию обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, способность к обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Так, с ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе происходит формирование познавательного интереса у младших школьников к пейзажной живописи в целом. Актуальность работы заключается в том, что в процессе работы над пейзажами Зауралья, создаются условия не только для развития познавательного интереса, но и для воспитания патриотизма, бережного отношения, любви и уважения к Родному краю. Познавательный интерес—это важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования, не является присущим человеку от рождения. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Формируется и развивается в деятельности, это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). Условно различают последовательные стадии его развития: Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Выполненный теоретический анализ литературы позволил выделить, что глубокий интерес к изучению родного края в начальных классах встречается чаще на уроках окружающего мира. Необходимо отметить, что при изучении пейзажной живописи не все программы по изобразительному искусству предоставляют возможность введения регионального компонента. В связи с этим возникает необходимость при изучении пейзажной живописи знакомить младших школьников с творчеством Зауральских художников. Так, как любовь у младшего школьника начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Предметом познавательного интереса младших школьников являются новые знания о пейзажной живописи. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые факты в творчестве художников- пейзажистов, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению. Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радости, интереса. В связи с этим, на уроках изобразительного искусства по изучению пейзажной живописи, с целью развития познавательного интереса к родному краю рекомендуется знакомить младших школьников с творчеством Зауральских художников. Так на уроке по теме: «Знакомься с мастерством русских зодчих» мы рассказали школьникам о соборах города Кургана. При подготовке к уроку мы использовали наглядный материал, в том числе, рисунки других ребят, которые вызвали огромный познавательный интерес и привлекли их внимание. Тема урока: «Лето в произведениях художников». При создании коллективного панно мы подобрали интересный, познавательный материал о самых известных парках нашей страны, в том числе г. Кургана. При подведении итогов работы школьники высказали желание собрать дополнительный материал о истории возникновения центрального парка культуры и отдыха. Третий урок был проведен по теме «Весна разноцветная». Детям было предложено внимательно рассмотреть подготовленный иллюстративный материал на презентации по данной теме и обратить внимание на особенности изображения художниками-пейзажистами весенней природы родного края. При подготовке к уроку по изучению весеннего пейзажа родного края был подобран наглядный материал, в том числе, о Зауральских художниках-пейзажистах, картинах зауральских художников-пейзажистов, который вызвал огромный познавательный интерес и привлек их внимание. Объяснения учителя сопровождалось педагогическим рисунком на доске, с помощью наглядного материала, поэтапного изображения рисунка. Это способствовало лучшему восприятию и запоминанию процесса изображения. Отмечено снижение ошибок при цветовом решении работы, а также в целом ее незаконченности. Четвертый урок был проведен по теме: «Полюбуйся многоцветием земли в осенних произведениях пейзажистов». Был подобран материал о соборе А. Невского, также использовалось творчество зауральских художников-пейзажистов, в том числе Германа Травникова, Анатолия Абрамова, Фаина Ланина. Младшие школьники с восторгом рассматривали полотна с изображением Зауральской природы. Говорили о том, что художники с любовью изображают наши березовые рощи, осиновые и сосновые леса. Отмечали, что художники с особой любовью и трепетом рисовали пейзажи своей малой Родины. При рассмотрении собора А. Невского некоторые сообщили, что вместе с родителями уже рассматривали данный собор в парке и даже слышали колокольный звон. Таким образом, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью педагоги насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Они используют различный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решению целей обучения и воспитания школьников. Следовательно, развитие познавательных интересов в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение. Одним из эффективных средств воспитания положительного отношения к Родине является изобразительное искусство. Искусство помогает детям воспринимать то, что они могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональный фон, на котором легче усваиваются знания. Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою Родину. Единство приемов и методов, используемых на уроках изобразительного искусства, обеспечивает развитие у младших школьников устойчивого познавательного интереса к своему краю, воспитает положительное и бережное отношение к природе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.242.39 (0.012 с.) |