Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пейзажная живопись как средство развития познавательного интереса

Поиск

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСКУССТВУ РОДНОГО КРАЯ

Н.А. Шушарина

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение 

«Курганский педагогический колледж»

Руководитель – И.П. Нелюбина

Новые федеральные образовательные стандарты ставят перед школой задачи по созданию обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, способность к обучению и самообучению на протяжении всей жизни.

Так, с ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.

Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе происходит формирование познавательного интереса у младших школьников к пейзажной живописи в целом.

Актуальность работы заключается в том, что в процессе работы над пейзажами Зауралья, создаются условия не только для развития познавательного интереса, но и для воспитания патриотизма, бережного отношения, любви и уважения к Родному краю.

Познавательный интерес—это важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования, не является присущим человеку от рождения.

Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Формируется и развивается в деятельности, это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

Условно различают последовательные стадии его развития:

Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека.

Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного.

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания.

Выполненный теоретический анализ литературы позволил выделить, что глубокий интерес к изучению родного края в начальных классах встречается чаще на уроках окружающего мира.

Необходимо отметить, что при изучении пейзажной живописи не все программы по изобразительному искусству предоставляют возможность введения регионального компонента.

В связи с этим возникает необходимость при изучении пейзажной живописи знакомить младших школьников с творчеством Зауральских художников. Так, как любовь у младшего школьника начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Предметом познавательного интереса младших школьников являются новые знания о пейзажной живописи. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые факты в творчестве художников- пейзажистов, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению. Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радости, интереса.

В связи с этим, на уроках изобразительного искусства по изучению пейзажной живописи, с целью развития познавательного интереса к родному краю рекомендуется знакомить младших школьников с творчеством Зауральских художников. Так на уроке  по теме: «Знакомься с мастерством русских зодчих» мы рассказали школьникам о соборах города Кургана. При подготовке к уроку мы использовали наглядный материал, в том числе, рисунки других ребят, которые вызвали  огромный познавательный интерес и привлекли их внимание.

 Тема урока: «Лето в произведениях художников». При создании коллективного панно мы подобрали интересный, познавательный материал о самых известных парках нашей страны, в том числе г. Кургана. При подведении итогов работы школьники высказали желание собрать дополнительный материал о истории возникновения центрального парка культуры и отдыха.

Третий урок был проведен по теме «Весна разноцветная».

Детям было предложено внимательно рассмотреть подготовленный иллюстративный материал на презентации по данной теме и обратить внимание на особенности изображения художниками-пейзажистами весенней природы родного края. При подготовке к уроку по изучению весеннего пейзажа родного края был подобран наглядный материал, в том числе, о Зауральских художниках-пейзажистах, картинах зауральских художников-пейзажистов, который вызвал огромный познавательный интерес и привлек их внимание. Объяснения учителя сопровождалось педагогическим рисунком на доске, с помощью наглядного материала, поэтапного изображения рисунка. Это способствовало лучшему восприятию и запоминанию процесса изображения. Отмечено снижение ошибок при цветовом решении работы, а также в целом ее незаконченности. 

Четвертый урок был проведен по теме: «Полюбуйся многоцветием земли в осенних произведениях пейзажистов».

Был подобран материал о соборе А. Невского, также использовалось творчество зауральских художников-пейзажистов, в том числе Германа Травникова, Анатолия Абрамова, Фаина Ланина. Младшие школьники с восторгом рассматривали полотна с изображением Зауральской природы. Говорили о том, что художники с любовью изображают наши березовые рощи, осиновые и сосновые леса. Отмечали, что художники с особой любовью и трепетом рисовали пейзажи своей малой Родины. При рассмотрении собора А. Невского некоторые сообщили, что вместе с родителями уже рассматривали данный собор в парке и даже слышали колокольный звон.

Таким образом, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью педагоги насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Они используют различный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решению целей обучения и воспитания школьников.

Следовательно, развитие познавательных интересов в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

Одним из эффективных средств воспитания положительного отношения к Родине является изобразительное искусство. Искусство помогает детям воспринимать то, что они могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональный фон, на котором легче усваиваются знания.

Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою Родину. Единство приемов и методов, используемых на уроках изобразительного искусства, обеспечивает развитие у младших школьников устойчивого познавательного интереса к своему краю, воспитает положительное и бережное отношение к природе.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.242.39 (0.012 с.)