Семейно-календарные традиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семейно-календарные традиции



ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА ЗВЕРИНОГОЛОВСКОЕ

Н.С.Нестеров

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение 

«Курганский промышленный техникум»

руководитель – О.А.Сазонова

 

Казачья тема глубоко пронизывает регионально-культурное пространство села Звериноголовское, пространство бытования казачьей культуры, ту среду, в которой существуют и развиваются культурные явления: просвещение, семейный уклад, традиции, обряды, устное народное творчество.

Жизнь казаков на протяжении десятилетий протекала по своим привычкам, обычаям, традициям, обрядам. Они были неотъемлемыми атрибутами от рождения человека до его смерти. Значительное место занимали храмовые праздники и традиционные торжества. На сороковой день после рождения младенца крестят, и с этого дня среди шуток и веселья начинается воспитание казака. Перво – наперво, новорожденному дарят «на зубок» какое-нибудь оружие: шашку, кинжал, старинный пистоль или ружьё. После крестин отец или дед «опоясывает» его шашкой и «примеряет» на коня. Особо знаменательно событие – появление первого зуба. В этот день, везёт отец сына на коне в церковь, служит молебен и ставит свечку своему покровителю или общему казачьему покровителю - Георгию Победоносцу, чтобы был храбрым и преданным Богу и Православию. В три года казачата самостоятельно ездили верхом по двору, а пятилетние вовсю скакали по улицам, стреляли из лука и играли в войну. Основное же воспитание проходило в семье. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеше долголетен на земли». Потом казачат тренировали всем приемам воинского искусства закаленные в боях старики в присутствии самого атамана. Их учили стрелять на полном скаку, мчаться во весь дух, стоя в седле, и одновременно отмахиваться шашкой; поднимать с земли монету и рубить пламя свечи, стоящей на низенькой подставке. Так вырастали целые поколения казаков. Эти традиции, пусть немного изменённые, сохранились до наших дней.                                                                                                  

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции и обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние законы: у важительное отношение к старшим, уважение к женщине (матери, сестре, жене), безмерное почитание гостя. У Звериноголовских казаков существовал обряд введения малыша в воинское сословие. На сороковой день после рождения сына мать малыша совершала очистительную молитву. После этого отец опоясывал ребенка своей шашкой, сажал на коня и, придерживая его в седле, обводил три раза вокруг дома, читая вслух молитву, затем возвращал его матери и поздравлял с казаком. После совершения этого обряда признавалось увеличение общины еще на одного члена. Через несколько месяцев, когда у малыша-казака прорезывались первые зубки, его вновь «садили» в седло и везли в церковь, где заказывали молебен покровителю казаков Оренбургского войска св. Георгию Победоносцу. Сохраняя общерусский обычай что-нибудь дарить малышу на первый зубок, оренбургские казаки вновь дарили оружие, наиболее ценным из которого считалось огнестрельное. Все было подчиненно воспитанию воина. Так с момента рождения малыш был окружен вниманием казаков, заботой о том, чтобы вырастить из него казака – защитника Отечества, патриота Родины и казачьего сословия. Казак рождался воином. В семье его не называли мальчиком, а непременно казаком, казачьим сыном.

До сих пор в селе Бугровое Звериноголовского района бытует обряд «Посажение на коня». Трехлетнего казачка садят на лошадь. Во дворе стелится ковёр, вокруг которого дед или крёстный мальчика три раза проводит под уздцы эту лошадь «по солнышку». После этого бабушка даёт внуку хлеб-соль, дед дарит орудие труда, а крёстный – плётку.

Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному. Это все потому, что ездить верхом их приучали очень рано. Пока ребенок не мог держаться на лошади, его возил отец, посадив впереди себя. Потом начинали сажать на коня уже одного. «Уцепившись за гриву коня и прижавшись «как клещ», по казачьему выражению, мальчуган ездит на водопой, причем его отец идет рядом с ним, ухвативши коня под уздцы: «Казачата особенно любят лошадей и верховую езду, – писал известный краевед А. Кривощеков. – Если ребенок видит, что отец намеревается поехать верхом, он с плачем просит взять его с собою. Благодаря всему этому мальчик казачонок уже в семь лет становится смелым лихим наездником, а в 10 – скачет, как старый казак. Горе ему, если упадет: не в том беда, что ушибется, а в том, что упал: стыд перед всеми, засмеют, «бабой» назовут, скажут: «какой казачонок, коли с лошади пал!». Так с детских лет мальчик незаметно растет наездником».

Всей станицей праздновались проводы казака, уход на службу. Служба казачья была полна реальной опасности, поэтому бытовала такая пословица: «Станичники казака в армию снаряжают, что в могилу провожают».

Перед уходом на службу казак должен получить прощение у станичников и близких, чтобы они на него «не держали зла», для этого, перед отправкой в поход казак обходил родных. В последний день собирались к казаку в дом. Отец давал благословление и наставление, как надо служить царю – батюшке. Все выходили во двор, где брат или отец подводили ему коня, украшенного цветами. Уходил казак на службу со своим конем и в полном снаряжении. После молебна священник кропил святой водой не только уходящего на службу, но и его коня. Эта традиция «Проводов в армию» живет в каждом селе Звериноголовского района. Не хватает современным казачкам только коня.

У казаков, как и у любого народа, были свои традиции в играх. В этом также проявлялся их образ жизни, связанный с условиями хозяйствования и жизненным укладом.

Во-первых, казаки - это степной народ, во-вторых – народ, всегда высоко ставивший самостоятельность, в-третьих, народ - «наездник»: все это отражалось в том, как играли казачьи дети. Была распространена среди казаков игра в «Бабки». «Кидалки-швырялки», «Чехарда», «Утка». Игры с коновязью помогали детям и подросткам упражняться в джигитовке.

С 16-17 лет начинались особые взаимоотношения между юношами и девушками. Девушки и женщины из казачьего сословия не требовали особого деликатного обращения, так как почти на равных с мужчинами участвовали в сельскохозяйственных работах, домашнем быту. Девушки – казачки были остры на язык и поэтому могли резко оборвать не в меру «галантного кавалера».

Увеселения молодежи были летними и зимними, проводились преимущественно по воскресениям и в праздники. Особое внимание, почет и уважение было юноше, который умел играть на каком-либо музыкальном инструменте. Казаки хорошо пели. Обычно на вечеринках присутствовали парни преимущественно своего края, хотя вход был свободным для всех. Станица Звериноголовская делилась на несколько главных районов: центр села - это «Крепость», к западу от нее – «Пески», к востоку –«Форштадт», к югу –«Репьи», иначе «Репеевка», к югу от «Песков» находились «Джугары», (за ним в последствии, уже в Советское время, по названию совхоза, построившего там квартиры для своих работников, этот край стали называть «Буревестник»), на побережье Тобола - «Наземка» или «Назьмы», он же - «Говны» (место, где во время проведения ярмарок, стоял непроданный скот, овцы, верблюды). А еще был «Сладкий край». Его называли так потому, что вокруг старой торговой площади и к югу от нее располагались питейные заведения, в которых всегда можно было испробовать сладкой браги и пива. Посторонним не запрещалось принимать участие в вечеринке, но это было небезопасно, так как между ними существовала вражда, поэтому гостя могли изрядно поколотить. Особенно доставалось тем, кто пытался «отбить чужую девушку».

Различали «Вечерки» - это где работали, а потом отдыхали и «Вечеринки», когда ребята были инициаторами, откупали комнату на вечер и приглашали девушек, где, конечно, преобладали краевские. Отдыхали, играли в игры «Ручеек», «Третий лишний», «Голуби», «Золото хороню».

В летнюю пору собирались где-нибудь в одном месте на завалинках, также пели песни, частушки, играли. Игры были различные хороводные: «Гори, гори ясно», «Вдоль по морю», «Ручеек», «Уж я сеяла, сеяла ленок» и т.д.

В наше время проведение праздников, конечно, отличается. Но до сих пор фольклорный ансамбль пользуется спросом.

Благодаря мероприятиям, проводимым Центром казачьей культуры, интерес к культуре казачества растет и в наши дни, проникая в самые дальние уголки Звериноголовского района. Так, 1 мая прошлого года, прошел районный фестиваль детских казачьих игр «Пасхальный подарок», в рамках празднования недели «Красная горка». Традиционными стали военно-патриотические соревнования «Егорьевы игрища». В праздниках, как в зеркале отражается характер, культура и самобытность каждого народа. Ведь даже территория, на которой этот народ проживает, накладывает свой отпечаток, придаёт только этой местности свойственный колорит.

 


«РУСЬ БЕРЁЗОВАЯ». ИСКУССТВО СОЗДАВАТЬ ИЗДЕЛИЯ ИЗ БЕРЕСТЫ – НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Е.А. Петрова

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение 

«Курганский базовый медицинский колледж»

руководитель – Е.А. Карпичева

На протяжении столетий в Зауралье бытуют и плодотворно развиваются виды известных народных художественных промыслов и декоративно - прикладных ремёсел – резьба по дереву, художественная обработка лозы, бересты, глины, соломки, ковка металла и многие другие.

Береста – это верхний тонкий слой берёзовой коры нежного розовато -кремового цвета. Её древнее название «бересто» известно с XV – XVl вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.

Художественные изделия из бересты – оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства – мягкость, гибкость и прочность.

Плетёные из бересты изделия обычно не украшают дополнительно. Главную эстетическую нагрузку несёт сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты, разнообразие природного материала. Так, весенняя береста имеет холодновато – жёлтый цвет, а весенняя – тёплая, тёмно - коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный цветовой эффект.

Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая – июне, когда берёза полна соков, и береста легко отстаёт от остальной коры. Если её снимали умело, не повреждая следующий слой коры – зазелень, то это не вредило дереву, и через несколько лет на нём вырастала снова нарядная белая одежда.

Первые известные сведения о технике обработки бересты относятся к XVIII столетию. Для резьбы по бересте требуются самые простые орудия: нож и шило. Сначала вырисовывается контур рисунка, который затем вырезается острым ножом. Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарику, мастер «выбирает» фон предмета и получает зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. С XlX века она применяется и в берестяных изделиях.

В настоящее время основными центрами берестяного промысла являются: Великий Устюг, Семёнов, Якутия, Архангельская и Томская области. Но и нашей Курганской области тоже есть чем похвастаться.

В 90-х гг. XX в. Владимиром Махнюком была разработана техника обработки бересты, которая получила общепризнанное название «Берестяное барокко». Местом промысла стал г. Шадринск Курганской области. Главным художественным замыслом деятельности мастерской является создание "столовой бересты" - традиционных столовых сосудов и емкостей, имевших повсеместное хождение в быту на территории российского государства за все время его существования. При этом все предметы пригодны для использования по прямому назначению и имеют, в то же время, высокохудожественное качество внешнего оформления. В 2011 г. Совет по народным художественным промыслам и ремёслам Курганской области отнёс работы шадринской берестяной мастерской «Честа» к народным художественным промыслам.

Все изделия нашей мастерской могут быть использованы по прямому назначению: в берестяном чайнике можно заваривать чай, в берестяной крынке - хранить молоко, ну а в берестяной самовар можно наливать готовый кипяток, где он сохранит свою температуру в течении долгого времени. А кроме этого имеется и полноценный берестяной самовар, в котором можно нагреть воду с помощью дров.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.015 с.)