Уроки нравственности в прозе виктора потанина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уроки нравственности в прозе виктора потанина



Е.А. Речкин

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Курганский техникум сервиса и технологий»

руководитель – Т.И. Лаврова

 

«Слово наше - это великая тайна и такая же

великая надежда, потому что каждый народ

надеется не затеряться в веках,

ведь именно в словах и в грамматических

формах проявляется душа народа»

П.В. Федорович

 

Стремительно, уверено и прочно вошёл в большую литературу со своими темами, героями и речевым складом Виктор Федорович Потанин. Он родился в 1937 году. Ранее детство и юность писателя прошли в родном в селе Утятском Притобольного района среди тружеников-хлеборобов, в окружении природы. Годы учения в Курганском педагогическом институте, а за тем в Литературном институте им. М.Горького не разрушили его творческой связи с землей отцов. Наоборот, связи эти с годами крепли, становились глубже, сознательнее, многостороннее.

В.Потанин хорошо знает деревню, и её жизнь и её людей. И не только знает. Он любит землю с признательностью хлебороба, видит в ней источник жизненных сил человека. Не случайно действие почти всех рассказов В.Потанина, опубликованных в четырех сборниках последних лет, происходит в деревне, а героями его произведений являются сельские жители, судьба которых неотделима от истории родных мест.

Одной из примечательных особенностей рассказов В.Потанина является глубокая слитность писателя с той жизнью, которая изображена на страницах его книг. Автор выступает не только как рассказчик (многие произведения написаны от первого лица), но и как действующее лицо, персонаж, герой. Он активно вмешивается в судьбу других людей, дает оценку их поведению, открыто выражает свое отношение к происходящим событиям. Он живет радостями и горем своих героев, их заботами и страстями, болями и надеждами. Рассказ «Туман на снегу» - о сложной и трудной жизни двух неустроенных людей заканчивается признанием писателя: «Только дома, у могилы Матвея, на родном Тоболе, как увижу старый узенький катерок, так почудятся там глаза Степана, Маруси. И иду за ними следом, мне машут руками, смеются. Уже и катера нет, а я все равно иду, пока не устану». Желание видеть человека выпрямленным, преодолевшим беду, стремление помочь ему поверить в себя проступает и в концовке рассказа «Пьяный дом»: «Но как придет весна, встанут теплые белые ночи - все о Семене думаю, ударит, засвеpлит в голове его насмешливый голос: «Здорово. Окуниха!» и скрутит горло от давних болей за них. «Что с вами, Сема, Зоя, построили ли дом, родили ли сына?...»

Доброе участие человека в судьбе других творит чудеса. Твердо становятся на Землю люди, прощавшиеся с жизнью, подобно старому Закомалдину из рассказа «Когда прошли дожди». Пробуждаются творческие силы у тех, кто согнулся под тяжестью жизненных невзгод («Светлые муки»). И сам человек, творящий добро, становится выше, светлее, прекраснее и еще хочется сделать полям что-то хорошее, доброе или самому написать песню или пойти в бой и погибнуть за свою страну».

Светел колорит рассказов В.Потанина. В них много тепла, солнца улыбок. Радостным открытием мира становится для деревенской девочки Нины поездка в Москву («Привези мне камешек»). Звонкой весенней радостью наполнен рассказ «Иван Иванович» о заветных думах шагающего по селу мальчика, которого приветливо встречают прохожие… «Поет Иван Иванович и думает, что вырастет большой - тоже будет всем людям все дарить и любить всех».

 Добрый след на земле оставляют люди, с которыми знакомится писатель. Это скромные сельские труженики, показанные преимущественно в сфере нравственной жизни. Вместе с одним из них (рассказ «Северный ветер») читатель утверждается в справедливости слов: «Не уходит добрый человек с земли без памяти. А если память большая, то имя его оживает, да и сам тоже…»

Герои рассказов В.Потанина – обыкновенные, земные люди, с приобретениями и потерями в жизни, со своей тропкой в ней. Но их сближает стремление к мечте в большом и малом. Старая учитeльница Анна Ефимовна убежденно говорит молодой собеседнице: «Человек рождается для мечты… Если потерял ее - значит не жил, сидел в норе» мечтают начать новую жизнь Семен и Зоя из рассказа «Пьяный дом». Деревенские ребята хотят стать летчиками, «строить дома до неба и длинные мосты через моря», мечтают о том, «как бы к земле чуть приблизить солнце», чтобы и под курганом зацвели груши («Улица Серебрянка»).

Рассказы В. Потанина населены людьми, которых роднит близость к земле, привязанность к пашенному раздолью, тишине сельских улиц, к общему труду на колхозных полях. Это о них думает Таня из рассказа «Радуга в степи», глядя на старую колхозную повариху Авдотью и ее внучку: «Вырастет Нюрка и тоже будет такая же, как все здесь, как Авдотья, будет родней всему, что живет среди этих людей, обмытых росой, потом трактористов, дождями».

Среди них выделяются народные умельцы, подобные колхозному печнику Григорию Лавыгину из рассказа «Ради этой минуты», который своими руками создает красоту в жизни и сам несказанно красив трудовом порыве.

Люди сильны дружбой и радостью взаимного общения. Замкнутость, стремление уйти в себя ведет к духовной изоляции человека, к потере жизненной устойчивости. Разлад с людьми губителен. Это отчетливо понял молодой учитель из рассказа «В полях». Внимание близких поднимает человека, укрепляет его веру в себя. Участие односельчан помогло Федору Дедову (рассказ «Чудо») вновь ощутить себя человеком, близким и нужным людям. Большим праздником становится минута, когда человек видит плоды от творимого добра. «Может, ради таких минут, мгновений, когда все тебя любят, и живем на свете».

Однако гуманизм потанинских рассказов не имеет нечего общего со всепрощением. Писатель непримирим к стяжательству, он обличает пошлость бездушие, карьеризм, душевную черствость. Глубоко волнует рассказ «Приезд к матери» - о тяжелой судьбе женщины, сын которой забыл о своем долге перед нею.

Поражает душевная пустота «врачихи Падеринки» Нины Панкратовой, отгородившейся от людей плотной стеной («В командировке»). Наказан за презрение к людям, взрастившим его, Михаил Сорокин из рассказа «Люли –люли – люшеньки».

В.Потанин не ищет занимательных сюжетов, не придумывает сложных ходов в развитии действия своих рассказов и повестей. В них все обыкновенно буднично, как жизни и так же сложно, как в ней. В скупых зарисовках встают живые картины жизни, в простоте слов слышна мелодия народной речи, лиризм и напевность пототанинской прозы ощущается во многих рассказах, особенно Таких, как «Близнецы, «Соловьи». Это не дань моде на ритмизованную прозу Это органическое свойство стиля писателя, сближающее его с народной песенностью.

У Потанина частенько интересуются: почему он не переселился в столицу, где кипит литературная жизнь, где крупные издательства? Он отвечает на это: «провинция крепко держит нас в своих объятиях. Да и мы не особенно вырываемся. Потому что здесь держит нас детство, родительские могилы, родной язык, природа».

В Иркутске прошел VIII Международный славянский литературный форум «Золотой Витязь». В зале иркутского драматического театра по красной ковровой дорожке прошли 27 литераторов из разных стран мира – России, Беларуси, Армении, Грузии, Сербии и других. Двоим из них - знаменитым писателям Захару Прилепину и Виктору Потанину вручили высшую награду форума - золотую медаль им. А.С. Пушкина. Потанину – 80 лет, но жизнь и творчество продолжается.

 


ИЗДЕЛИЯ ИЗ БЕРЕСТЫ – НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

                                                                                                   А.В. Зайкова

Государственное бюджетное                             

профессиональное образовательное учреждение          

«Березовский агропромышленный техникум»

руководитель - Т.В. Никиташина

 

Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой — мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, чтобы в него не проникала сырость. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки-берестянки, делали знаменитые теперь туеса, в которых молоко и квас даже в жару оставались холодными. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности, позволившие ученым заглянуть в далекое прошлое.

В изготовлении изделий из бересты, есть какая- то магическая притягательность. Этот экологически чистый природный материал будто имеет колдовскую силу, и тот, кто однажды пробовал сплетать берестяные ленточки, становится странным поклонником этого вида художественного ремесла. В крестьянских семьях приёмы традиционного плетения передавались из рук в руки, от старших - к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа.

Береста была верной спутницей древних славян: в неё обувались, ей украшались, расчёсывали волосы, в ней хранили продукты, из неё питались, ею одевались и на ней писали.

Берёза – одно из самых любимых на Руси деревьев и один из главных образов народного творчества. В песнях, сказках, преданиях берёза - символ весны и Родины. Любимое дерево наделяется самыми ласковыми эпитетами. Её называют стройной, кудрявой, тонкой, белой, душистой, весёлой. Бесчисленны поговорки, пословицы, загадки, связанные с берёзой. «Берёза не угроза – где она стоит, там и шумит». В старину у берёзы в начале лета был свой особый праздник – семик. В эти праздничные дни она была окружена всеобщим вниманием. Ветками берёзы, как драгоценными цветами, украшали красный угол крестьянской избы. Девушки водили хороводы вокруг молодых берёзок, гадали, завивая венки из берёзовых ветвей, и пели песни.

Снаружи берёзу сплошным чехлом покрывает кора. Берёзовая кора не пропускает влагу и воздух и практически не поддающаяся гниению. Ежегодно эти слои прирастают, и кора становится толще. По количеству тонких слоёв, как и по годичным кольцам древесины, можно определить возраст дерева. Внутренние слои, бывают различных оттенков: от жёлтого цвета, до тёмно- коричневого цвета. Именно эти внутренние слои и есть береста, используемая при изготовлении различных изделий. Тонкая, правильно выделанная береста по своей упругости, гибкости, прочности не уступает коже. Эти качества взяли на вооружение мастера народного творчества, модельеры, и на свет появились прекрасные изделия из бересты, уникальные коллекции одежды.

В Древней Руси бересту применяли для изготовления предметов быта – в каждой избе обязательно были туески, короба, заплечные короба – пестери (прадедушка современного рюкзака) и другая утварь. Из узких длинных лент, снятых весной со ствола дерева, плели корзины, солонки, обвивали ими деревянные пастушьи рожки. Даже небольшой обрывок бересты в руках народного музыканта мгновенно превращался в простейший музыкальный инструмент.

В большом почёте была берестяная обувь (лапти, галоши, сапоги). В зависимости от местных условий эти изделия украшались различными узорами, выполнялись в разных технологиях.

Особый интерес представляют берестяные грамоты, донесшие до нас информацию многовековой давности. Именно на бересте писали когда-то наши предки. Известные случаи, когда и в Великую Отечественную войну, при отсутствии бумаги, партизаны печатали на бересте свои газеты.

«Бела берёза, да дёготь чёрен», - говорится в русской поговорке. И действительно, если бересту подвергнуть сухой перегонке, то можно получить вязкую пахучую жидкость чёрного цвета – дёготь. В старину дёгтем чистили сапоги, чтобы не трескалась кожа, смазывали колёса и петли дверей. К тому же дёготь врачевал: в народной медицине его использовали при различных кожных заболеваниях. В современной медицине он входит в состав мази Вишневского. Оригинальная зубная паста была у жителей Урала. Тот, кто жевал берестяную смолу, имел белые и крепкие зубы. Применяли бересту и как ранозаживляющий пластырь при ранах и ожогах. Специальными научными исследования установлено, что изделия из берёзовой коры снимают головную боль и нормализуют давление. В берестяной колыбельке малышу спалось так же сладко, как на чистом воздухе в березовом лесу, ведь в бересте содержатся полезные для здоровья летучие вещества.

Из листовой бересты, снятой большими кусками, изготавливали маленькие лодки, палатки, использовали её в качестве кровельного материала. Береста столь легка, что даже крупные изделия из неё практически невесомы. Это по достоинству было оценено нашими прабабушками и прадедушками.

Всё на Земле взаимосвязано и приспособлено друг к другу, вот почему, прикасаясь к тёплым берестяным вещам, чувствуешь особую тонкую связь с природой.

Бересту заготавливают на рубеже весны или ранним летом, когда от набухшей соком коры берёзы легко отделяется.

В народе бытуют приметы для начала заготовки бересты:

1. Когда появятся первые комары;

2. Когда первый гром прогремит;

3. Когда листочки на берёзе станут размером с пятикопеечную монету.

В зависимости от назначения материала существует три вида заготовки:

1. Пластовая береста - это кусок, лист, пласт бересты, ограниченный длинной окружности ствола дерева. Она используется для плетения небольших изделий, обшивки туесов, изделий из цельного куска бересты. Ножом – косяком осторожно, без значительного нажима выполняют сверху вниз вертикальный надрез, не повреждая лубкового слоя. С его же помощью отделяют от дерева край пласта и затем снимают его целиком. Ножом же очищают верхнюю часть ото мха и грязи.

2. Для плетения крупных изделий использую длинные спиральные ленты. При снятии лент длиной до нескольких метров вокруг ствола делают спиральные надрезы нужной ширины, начиная сверху вниз, и отделяют бересту. Для удаления мха и грязи снятую ленту протирают. Полученные ленты сворачивают в рулон, клубки, лицевой частью наружу, оставляя в них вентиляционное отверстие.

3. Наиболее трудоёмкий труд считается заготовка сколотнь (цилиндр) для туесов. Не всякая берёза годится для снятия сколотней. Нужно выбрать ствол с чистой и гладкой поверхностью, без наплывов и трещин. Ствол распиливают, затем удаляют участки с сучьями, на ровных частях делают кольцевые надрезы и с помощью тонкого клина щупа или толстой стальной проволоки понемногу отделяют бересту.

Затем её сдёргивают и получают цельный цилиндрический сколотнь. Сколотень снимают одновременно с двух концов, начиная с тонкого конца ствола. Снятый сколотень также протирают тряпкой. Заготовка бересты – занятие трудоёмкое, связанное с большой физической нагрузкой, поскольку нередко приходится делать большие переходы.

Если береста заготавливается впрок, её необходимо поместить в сухое прохладное помещение, избегая попадания прямых солнечных лучей (сарая, чердак и другие). В сыром помещений береста покрывается плесенью, жёлтыми пятнами, а от прямых солнечных лучей меняется её цвет. Куски пластовой бересты укладывают на деревянный щит или в небольшие стопки и прослаивают листом фанеры. Сверху уложенную бересту накрывают деревянным щитом, на котором размещают груз. Рулоны лучше складывать на полках. Берестяную ленту хранят в клубках или рулонах, а подсушенные сколотни - вставленными друг в друга. Береста хранится несколько лет, но при этом значительно теряет свои качества для работы. Поэтому объём заготовленной бересты не должен превышать количество, которое вы сможете использовать.

Стремясь к новому, нельзя терять то ценное, своеобразное, рациональное, что было выработано в течение многих веков мудростью наших предков.

Берёза, являясь для русских архетипом дерева, будит в нас патриотические чувства и активизирует генетическую память, вызывает умиротворяющее воспоминание о счастливой жизни предков. Уже одного этого достаточно, чтобы береста стала в России материалом номер один, а затем и распространилась по всему миру.

А если серьёзно, то достоин, к сожалению, тот факт, что, не смотря на то, что в нашей стране есть и умельцы, и традиции, ассортимент берестяных изделий, по большей части, ограничивается безделушками.

В отличие от предков, мы не представляем, как вписать берёзовую кору в домашний обиход. Хотя берестяные вещицы выглядят хрупкими, на деле можно убедиться в их практичности и долговечности. Каждая вещь, сделанная на бересты, индивидуальна, так как здесь присутствует только ручной труд. Работа с берестой вызывает огромный интерес, потому что это экологически чистый, удивительно нежный, красивый, мягкий и бархатистый, легко поддающийся обработке в детских руках, материал. Работая с ним, можно очень быстро увидеть результат своего труда. В работе с берестой не применяются вредные вещества (растворители, лаки). Одни изделия дошли до наших дней без изменений, другие — в усовершенствованном виде, а третьи если не исчезли, то стали уделом археологических и этнографических экспедиций. Сохранившиеся предметы легко вошли в современный интерьер; и ныне благодаря своей красоте, целесообразности и высоким художественным качествам они являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного искусства.

В заключение хочется добавить, что береста настолько естественный природный материал, что ощущается его тепло и доброта, а главное — Жизнь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 1050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.02 с.)