Берестяной промысел Зауралья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Берестяной промысел Зауралья



А.В. Никитченко

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Курганское училище (колледж) олимпийского резерва»

Руководитель – М.Ю. Прокопьева

 

    Появление берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. У древних людей берёза вызывала ассоциации с сильным деревом, но и другие свойства березы ставят ее в ряд исключительных. Береза привлекала своей ослепительно белой корой - берестой и зеленью. Лекарственные свойства березового сока, листвы, бересты тоже были известны человеку с древности. Ну а практическое применение березы настолько широко, что стоит остановиться только на бересте, которую относят к области древнейшего способа первобытного использования дерева для домашних надобностей.

В прошлом береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту. В строительстве – это изолятор от сырости, береста предохраняла от гниения. Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: корзины, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы.

С корзинами ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали «вторую жизнь» после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях - поплавки.

Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны, сапоги были сплетены из бересты. Не могу утверждать, что крестьяне носили берестяные пиджаки, но ступни и болотные сапоги имели широкое распространение. И сейчас есть любители плести одежду из бересты.

Прочно вошла береста в «мир детства» в виде игрушек. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили шумящим оберегом и развивали мышление. В дальнейшем его окружали плетеные из бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная колыбель, которая была переносной. Бересту использовали для изготовления музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек.

По некоторым источникам, берестяным промыслом в России занималось 115 тысяч человек. Время возникновения этого промысла еще не ясно, связывают его происхождение со старообрядческими скитами и поселениями, появившимися здесь в XVII-XVIII вв. Однако, с развитием промышленности и усложнением жизни берестяной промысел утрачивается даже в сельской местности.

Сейчас российские народные промыслы переживают новый этап своего существования. Мы заново открываем красоту произведений старого традиционного искусства, олицетворяющего в себе многовековой опыт художественного вкуса, жизненной мудрости человека.

В Зауралье остались единицы мастеров, работающих с берестой. Один из тех, кто пытается не только сохранить, но и передать секреты народного промысла – мастер художественной обработки бересты, работающий в центре русской народной культуры «Лад» города Шадринска, Владимир Махнюк, лауреат областной премии «Душа Зауралья». Владимир Георгиевич уже более пятнадцати лет учит ребят держать в руках специальные инструменты, выжигать и резать по бересте.

Сам мастер начал заниматься обработкой этого непростого природного материала в 1993 году, после увольнения из Вооруженных Сил. Приехав в родной Шадринск, устроился на автоагрегатный завод, отработал там пару лет и понял, что тянет к творчеству. Так и «познакомился» с берестой, так как это не только легкодоступный, но и в то же время один из самых практичных материалов, издавна используемых в быту на всей территории России, там где есть березовый лес.

Владимир Георгиевич написал книгу-руководство для начинающих мастеров, в которой поэтапно рассказал о своей технике. Он подготовил и обучил ряд мастеров, которые работают самостоятельно и, в свою очередь, также занимаются подготовкой новых специалистов. По его стопам пошли и сыновья. Старший уже работает с берестой самостоятельно, а младший пока помогает отцу.

Другой мастер, который живет в г. Далматово, Владимир Лобов, работает с берестой и создает свое берестяное кружево. Его изделия вот уже много лет подряд получают заслуженную оценку ведущих искусствоведов страны. В его коллекциях появляются все новые и новые изделия: кружки, туеса, квасники, чайники, самовары, куклы. Кукла «Зауральская красавица» является визитной карточкой Курганской области.  И именно она представляла нашу область в олимпийском Сочи.

Зауральская земля богата народными умельцами, это только некоторые из них, но это люди увлеченные, любящие родной край и, главное, пытающиеся привить любовь к народной культуре подрастающему поколению.

 

 


НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЗАУРАЛЬЯ

Егорова Анна

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Курганское училище (колледж) олимпийского резерва»

Руководитель – М.Ю. Прокопьева

 

Существование разных видов промыслов в Зауралье обусловлено природой края, составом населения, социально-экологическими причинами. Русские начали осваивать край с конца XVI века, значительно потеснив кочевников (башкир и татар), а также «лесных охотников» (полуоседлые рыболовы и охотники). Значительную часть переселенцев составляли староверы из Архангельской губернии и Предуралья. Позднее в поисках лучшей доли шли крестьяне из центральных и южных областей России.

Являясь «воротами в Сибирь», Зауралье много веков было на перекрестке Запада и Востока. Культурные традиции разных народов смешивались здесь между собой. Развитие капитализма, рост городов, технический прогресс, торговля, а позднее революция и коллективизация – все это оказывало сильное влияние на народное искусство края, иногда стимулируя развитие отдельных его видов, а иногда задерживая его. Понятие промысла было очень широким, охватывающим как занятия, связанные с присвоением продуктов природы (охота, рыболовство, сбор ягод), так и некоторые подсобные земледельческие занятия (садоводство, огородничество и т.д.), услуги (извоз), добычу сырья.

Анализ современного состояния народного декоративно-прикладного искусства Зауралья показывает, что оно сохраняет и развивает исторические виды и формы. Есть ряд отличительных особенностей, характерных для Курганской области:

- значительное разнообразие различных видов народного декоративно- прикладного искусства в Курганской области: обрядовая вышивка (черно- красный крест, красное шитьё, белое по белой сетке), филейное шитьё (скатерти, покрывала, подзоры, накидки), художественная гладь (платки, салфетки, скатерти, полотенца), лоскутное шитьё (коврики, одеяла), ткачество (дорожки, половики интенсивного цвета, с широкой палитрой красочных сочетаний), ковры (тип узора - цветочный), изделия из бересты (декор-резьба, тиснение), плетение лозы, резьба по дереву, керамика, кружевоплетение;

- локально-географическое распространение основных видов народного декоративно-прикладного искусства в Курганской области: г. Курган, Шадринский, Белозерский, Куртамышский, Катайский и др. районы;

- наличие организованных форм народного декоративно-прикладного искусства: центры русской народной культуры, студии художественной вышивки, школы по народным промыслам. Мастерская художественных изделий (г.Курган, ЗАО «Курганстальмост») работает по современной технологии на новейшем универсальном кузнечном оборудовании. Мастера изготовляют разнообразные кузнечные изделия: решётки на окна и двери, различные декоративные ограждения для лестниц, террас и балконов, калитки, ограды, ворота, каминные принадлежности, наборы кованой мебели.

Распространение различных видов народного декоративно-прикладного искусства в Курганской области осуществляется через:

1) выставки, которые организовывают краеведческий и художественный музеи, областной культурно-выставочный центр, областной методический центр народной культуры,

2) информацию газетной печати,

3) передачи по телевидению.

Достаточно высокий уровень творческих работ всех видов народного декоративно-прикладного искусства Зауралья создает возможность сохранять и развивать традиции родного края. Так, при поддержке Правительства области зауральские художественные ремесла были представлены в рамках работы II Общероссийского фестиваля природы «Первозданная Россия» в Москве. Наши мастера приняли участие в конкурсе профессионального мастерства «Славим человека труда!» Уральского федерального округа в отрасли «Народные художественные промыслы» в г. Ханты-Мансийске. А в День г. Кургана прошел первый областной конкурс мастеров традиционных народных художественных ремесел «Зауралье мастеровое». В номинациях «Художественная обработка бересты», «Ручная вышивка», «Роспись по дереву и металлу», «Текстильная кукла» приняли участие 15 мастеров из 10 муниципальных образований.

Таким образом, мы можем с уверенностью говорить, что народная культура в нашем крае не забыта, декоративно-прикладное искусство развивается и достигает определенных высот. Есть мастера в нашем крае! А значит они передают свое мастерство своим ученикам, учат любить их свою родину и свою культуру.

 

    Список используемой литературы:

1. В.С. Медведевских, Г.М. Федосимов. Народное декоративно- прикладное искусство Зауралья: Учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. – 55 с.

 

Стихи над рассветом…

(Люди, природа и быт Зауралья

на полотнах зауральских художников)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 1842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.011 с.)