Национальные обряды, традиции в Курганской области. Пасха. Светлое христово воскресение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальные обряды, традиции в Курганской области. Пасха. Светлое христово воскресение



Д.Ю. Коркина

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение

«Курганский педагогический колледж»

 Руководитель - С.А Степанова

 

Праздники на Руси всегда были своеобразным ориентиром, вехой, которая регламен­тировала хозяйственную деятельность крестьян, давала им возможность общения с миром, служила одним из самых действенных рычагов в воспи­тании молодежи, развивала творческие начала отдельного человека, спо­собствовала созданию семьи и была тесно связана с церковным празднич­ным календарем.

Один из любимых праздников жителей Курганской области - Пасха или Светлое Христово Воскресение.

Обычай празднования Пасхи восходит к первому веку. В основе празд­ника лежит событие евангельской истории о чудесном воскресении распя­того на кресте Иисуса Христа. Пасху называли праздником из праздников, торжеством из торжеств, Великим днем.

Пасха отмечается не ранее 7 апреля и не позднее 8 мая, в первый воскресный день, следующий за весен­ним равноденствием и полнолунием.

Обрядовые ритуалы Пасхи корнями уходят в языческую эпоху, хотя и сильно смешались с христианскими церемониями, которые отправлялись главным образом в виде церковных служб и христосования.

Неделя, предшествовавшая Пасхе, называлась Страстной. С каждым днем страстной недели, или, как обыкновенно говорят в наро­де, "страшной", связаны свои, только к ней относящиеся приметы.

С понедельника начинает вся Русь крещеная мыться-чиститься, к встре­че светлого праздника сряжаться-готовиться.

Вторник является днем, в который, по старому обычаю, положено де­лать "сочёное молоко". Для этого рано поутру, еще до рассвета, сметают по закромам льняное и конопляное семя, перемешивают, толкут в ступах и разводят водой, поят скотину на ранней зорьке. Не пьет "молоко" скотина - быть худу, испорчена дурным человеком.

В страшную среду принято из предосторожности, на всякий случай, обливать всю скотину на дворе, да не простой водою, а натаенной из снега, собранного по оврагам и посоленного прошлогодней "четверговой" со­лью. Эта вода предохраняет двор от всякого "напуска" на целый год.

Со среды на четверг обычно подают милостыню, помогают неиму­щим, прощают грехи, выплачивают долги за кого-то.

Особое значение придавалось Чистому четвергу. В этот день пережигают соль в печи, тщательно сохраняют ее на божнице, за ико­нами, а при необходимости дают больным людям для исцеления. Чтобы сжечь соль, ее иногда смешивают с квасной гущей и потом, завязав в ветошку, бросают в печь в самый жар. От огня соль с гущей ски­пится в одну сплошную массу, которую толкут в ступке.

Так же с четвергом связаны разные магические обряды: с водой, с волосами, с животными и прочее. Например, девушки подрезают в этот день кончики кос, чтоб росли длиннее да гуще. У овец подстригают шерсть на лбу, у кур, коров и лошадей - хвосты. Делается это в уверенности, что у всех - и у людей, и у животных - от этой процедуры волосы станут гуще и здоровья прибавится. И ещё пример, до восхода солнца и пробуждения птиц хозяйка приносила воду, наливала в рукомойник, опускала в него серебряное кольцо или монету, а затем этой водой все умывались – для здоровья.

    В четверг мыли в доме, выметали в подполье, стирали, чтоб на Пасху грязной рубахи не оставалось. Мели во дворе, за оградой, и мусор весь сжигали. Чтоб ни одного грязного угла не было, чтоб ко Христову дню все было чисто. Иисус Христос везде заглянет!

В субботний день женщины хлопотали у печи - стряпали пасхи, готовили разные мясные угощения, красили яйца. Определяли пай Иисуса Христа: сколько куры снесут в этот день яиц – столько их клали на божницу за иконы. Отдавали нищим пай (яйца). Пасхи и куличи, вынутые из рус­ской печи, раскладывали в переднем углу под образами на белые вышитые льняные полотенца.

    В ночь великой субботы все спешили в церковь. Здесь проходила пас­хальная служба. Когда она заканчивалась, священник со своей свитой, с иконами обходил церковь три раза. Народ оставался внутри. Батюшка воз­вращался и говорил: "Христос воскрес!" "Воистину воскрес!" - отвечали ему. Это повторялось три раза. После этого священник подходил к кресту, и звучала молитва. Затем батюшка освящал пасхи и крашеные яйца.

    В домах возвращающихся из церкви ждал накрытый стол, главным уго­щением которого были пасхи, крашеные яйца, куличи. Люди, помолившись, садились разговляться.

    Утром, нарядные, все выходили на улицу, поздравляли и целовали друг друга.

    У крестьян существовало поверье, что в первый день святой недели "сол­нце играет". Появление весеннего светила на чистом небе и его мерцание предвещало хорошее лето, благополучный урожай, счастливые свадьбы. Многие старались подкараулить это мгновение.

    Взрослые мужчины выходили смотреть солнце на колокольни, а женщи­ны и дети забирались на пригорки, крыши домов. Увидев солнце, дети проси­ли его выглянуть в окошечко: "Солнышко, покажись, красное, снарядись!"

    Центральное место в пасхальной обрядности занимало окрашенное яйцо - символ праздника. Его ели первым. Во время гуляний обязательно брали с собой крашеные яйца. Ими обменивались, приносили родным, соседям, раздавали нищим.

        

В первый пасхальный вечер ходили по домам, поздравляли хозяев. Хозяева за стол садили и угощали. Христосовались. Пели волочебные песни:

Хозяйнюшка, наш батюшка!

Ты спишъ-ляжишъ со своей женой,

Со своей женой, с бояронёй,

Открой окно, взгляни в гумно.

Христос воскрес, наш батюшка!

В твоем гумне три праздничка,

Христос воскрес, три праздничка.

Первой праздник - Христов денек,

Христос воскрес, наш батюшка.

Второй праздник - Егорий-свет,

Ты спишъ-ляжишъ со своей женой,

Со своей женой, с бояронёй.

Тритий праздник - Илья Пророк,

Ты спишъ-ляжишъ со своей женой,

Со сваей женой, с бояронёй.

Там сноп сожнешь и клад складешь,

Хозяйнюшка, наш батюшка!

Хозяин зажигал и избе свечу, и она горела, пока пели песню. Выносил буханку хлеба, или ведро пшеницы, или десять яиц, или сдобу, или деньгами одаривал поющих.

Так готовились к Пасхе и отмечали её наши предки. Так отмечают этот великий праздник некоторые наши современники и по сей день.

 

Список использованных источников:

1 Народные праздники Зауралья [Текст]/автор-сост. Л.А.Саверский.– Куртамыш., Куртамышская типография, 2005. – 686с.

2. Энциклопедия русских обычаев [Текст]/автор-сост. Н.А.Юдина.-М.:Вече,2001.-512 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.009 с.)