Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальные обряды, традиции в Курганской области. Пасха. Светлое христово воскресение⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22
Д.Ю. Коркина Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский педагогический колледж» Руководитель - С.А Степанова
Праздники на Руси всегда были своеобразным ориентиром, вехой, которая регламентировала хозяйственную деятельность крестьян, давала им возможность общения с миром, служила одним из самых действенных рычагов в воспитании молодежи, развивала творческие начала отдельного человека, способствовала созданию семьи и была тесно связана с церковным праздничным календарем. Один из любимых праздников жителей Курганской области - Пасха или Светлое Христово Воскресение. Обычай празднования Пасхи восходит к первому веку. В основе праздника лежит событие евангельской истории о чудесном воскресении распятого на кресте Иисуса Христа. Пасху называли праздником из праздников, торжеством из торжеств, Великим днем. Пасха отмечается не ранее 7 апреля и не позднее 8 мая, в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и полнолунием. Обрядовые ритуалы Пасхи корнями уходят в языческую эпоху, хотя и сильно смешались с христианскими церемониями, которые отправлялись главным образом в виде церковных служб и христосования. Неделя, предшествовавшая Пасхе, называлась Страстной. С каждым днем страстной недели, или, как обыкновенно говорят в народе, "страшной", связаны свои, только к ней относящиеся приметы. С понедельника начинает вся Русь крещеная мыться-чиститься, к встрече светлого праздника сряжаться-готовиться. Вторник является днем, в который, по старому обычаю, положено делать "сочёное молоко". Для этого рано поутру, еще до рассвета, сметают по закромам льняное и конопляное семя, перемешивают, толкут в ступах и разводят водой, поят скотину на ранней зорьке. Не пьет "молоко" скотина - быть худу, испорчена дурным человеком. В страшную среду принято из предосторожности, на всякий случай, обливать всю скотину на дворе, да не простой водою, а натаенной из снега, собранного по оврагам и посоленного прошлогодней "четверговой" солью. Эта вода предохраняет двор от всякого "напуска" на целый год. Со среды на четверг обычно подают милостыню, помогают неимущим, прощают грехи, выплачивают долги за кого-то.
Особое значение придавалось Чистому четвергу. В этот день пережигают соль в печи, тщательно сохраняют ее на божнице, за иконами, а при необходимости дают больным людям для исцеления. Чтобы сжечь соль, ее иногда смешивают с квасной гущей и потом, завязав в ветошку, бросают в печь в самый жар. От огня соль с гущей скипится в одну сплошную массу, которую толкут в ступке. Так же с четвергом связаны разные магические обряды: с водой, с волосами, с животными и прочее. Например, девушки подрезают в этот день кончики кос, чтоб росли длиннее да гуще. У овец подстригают шерсть на лбу, у кур, коров и лошадей - хвосты. Делается это в уверенности, что у всех - и у людей, и у животных - от этой процедуры волосы станут гуще и здоровья прибавится. И ещё пример, до восхода солнца и пробуждения птиц хозяйка приносила воду, наливала в рукомойник, опускала в него серебряное кольцо или монету, а затем этой водой все умывались – для здоровья. В четверг мыли в доме, выметали в подполье, стирали, чтоб на Пасху грязной рубахи не оставалось. Мели во дворе, за оградой, и мусор весь сжигали. Чтоб ни одного грязного угла не было, чтоб ко Христову дню все было чисто. Иисус Христос везде заглянет! В субботний день женщины хлопотали у печи - стряпали пасхи, готовили разные мясные угощения, красили яйца. Определяли пай Иисуса Христа: сколько куры снесут в этот день яиц – столько их клали на божницу за иконы. Отдавали нищим пай (яйца). Пасхи и куличи, вынутые из русской печи, раскладывали в переднем углу под образами на белые вышитые льняные полотенца. В ночь великой субботы все спешили в церковь. Здесь проходила пасхальная служба. Когда она заканчивалась, священник со своей свитой, с иконами обходил церковь три раза. Народ оставался внутри. Батюшка возвращался и говорил: "Христос воскрес!" "Воистину воскрес!" - отвечали ему. Это повторялось три раза. После этого священник подходил к кресту, и звучала молитва. Затем батюшка освящал пасхи и крашеные яйца. В домах возвращающихся из церкви ждал накрытый стол, главным угощением которого были пасхи, крашеные яйца, куличи. Люди, помолившись, садились разговляться.
Утром, нарядные, все выходили на улицу, поздравляли и целовали друг друга. У крестьян существовало поверье, что в первый день святой недели "солнце играет". Появление весеннего светила на чистом небе и его мерцание предвещало хорошее лето, благополучный урожай, счастливые свадьбы. Многие старались подкараулить это мгновение. Взрослые мужчины выходили смотреть солнце на колокольни, а женщины и дети забирались на пригорки, крыши домов. Увидев солнце, дети просили его выглянуть в окошечко: "Солнышко, покажись, красное, снарядись!" Центральное место в пасхальной обрядности занимало окрашенное яйцо - символ праздника. Его ели первым. Во время гуляний обязательно брали с собой крашеные яйца. Ими обменивались, приносили родным, соседям, раздавали нищим.
В первый пасхальный вечер ходили по домам, поздравляли хозяев. Хозяева за стол садили и угощали. Христосовались. Пели волочебные песни: Хозяйнюшка, наш батюшка! Ты спишъ-ляжишъ со своей женой, Со своей женой, с бояронёй, Открой окно, взгляни в гумно. Христос воскрес, наш батюшка! В твоем гумне три праздничка, Христос воскрес, три праздничка. Первой праздник - Христов денек, Христос воскрес, наш батюшка. Второй праздник - Егорий-свет, Ты спишъ-ляжишъ со своей женой, Со своей женой, с бояронёй. Тритий праздник - Илья Пророк, Ты спишъ-ляжишъ со своей женой, Со сваей женой, с бояронёй. Там сноп сожнешь и клад складешь, Хозяйнюшка, наш батюшка! Хозяин зажигал и избе свечу, и она горела, пока пели песню. Выносил буханку хлеба, или ведро пшеницы, или десять яиц, или сдобу, или деньгами одаривал поющих. Так готовились к Пасхе и отмечали её наши предки. Так отмечают этот великий праздник некоторые наши современники и по сей день.
Список использованных источников: 1 Народные праздники Зауралья [Текст]/автор-сост. Л.А.Саверский.– Куртамыш., Куртамышская типография, 2005. – 686с. 2. Энциклопедия русских обычаев [Текст]/автор-сост. Н.А.Юдина.-М.:Вече,2001.-512 с.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.009 с.) |