ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ и тенденции развития Розничной торговли в РФ



 

 

 Розничная торговля в 2016 г. продемонстрировала рост, однако динамика была обеспечена инфляционным фактором, физические объемы торговли сократились на 10%. Опережающими темпами выросли цены на продукты питания: практически 20%[16,56]. 

Снижение реальных располагаемых доходов граждан наряду с высокой динамикой потребительских цен привели к изменению потребительской активности в пользу избирательно-сберегательной модели потребления, однако крупнейшие игроки сектора потребительских товаров продолжили активное развитие розничных сетей.

Драйвером по-прежнему остается невысокий уровень проникновения современных форматов торговли. В 2016 г. девальвация рубля привела к росту цен на импорт одежды и обуви, снизила маржинальность бизнеса и заставила отдельных ретейлеров либо сократить количество магазинов, либо уйти с рынка.

В то же время, в условиях благоприятной ситуации на рынке коммерческой недвижимости на российский рынок вышли новые бренды премиального и среднего ценового сегмента, поэтому явного тренда на снижение активности не наблюдается. Сильное снижение потребительского спроса испытал в 2016 г. авторынок: объемы продаж сократились до уровней кризисного периода 2009-2010 гг. [18,17].

В такой ситуации важным сигналом для сектора остается сохранение курса государственной поддержки автомобильной отрасли. Год оказался достаточно продуктивным для сегмента товаров для дома и ремонта. Несмотря на негативную макроэкономическую конъюнктуру, ключевые игроки придерживались своих планов развития в России, озвученных еще в 2015 г. Хорошим сигналом для отрасли стало сохранение с небольшим приростом объемов ввода новых жилых зданий. Продолжились процессы консолидации и органического роста в развитии аптечных сетей.

Рынок детских товаров оказался достаточно устойчив к ухудшению макроэкономической ситуации. Динамику поддерживает сокращение доли неорганизованной розницы и улучшение демографической ситуации. В перспективе сокращение численности женщин репродуктивного возраста окажет влияние на изменение структуры потребительского спроса в сегменте. Онлайн ритейл испытывает сильное давление со стороны зарубежных интернет-магазинов. Трансграничная торговля по сравнению с внутренней растет опережающими темпами, что приводит к развитию протекционистских настроений[18,56]. 

На фондовом рынке Московской биржи сектор потребительских товаров и торговли показал в 2016 г. лучший результат среди других отраслей и общего рынка.

Сектор торговли занимает в структуре ВВП 15,8%, что больше сектора обрабатывающих производств (14,1%) и добычи полезных ископаемых (9,8%). В торговле задействована наибольшая численность занятого населения: 18,7% или 12,7 млн человек. Налоговые поступления от розничной торговли в бюджетную систему РФ составляют 2,8% или 354,6 млрд руб., а с учетом оптовой торговли и торговли автотранспортными средствами – 10,6%.

В сравнении, сектор добычи полезных ископаемых обеспечивает 29,9%, обрабатывающие производства – 18,1%. В постоянных ценах оборот розничной торговли снизился на 10% в 2016 году В 2016 г. развитие розничной торговли можно охарактеризовать как инфляционный рост. В текущих ценах оборот розничной торговли за год вырос на 4,6% до 27 575,7 млрд руб., однако в постоянных ценах – снижение составило 10%.

Структура оборота по итогам 2016 г. существенно не изменилась и практически равномерно распределена между продовольственными товарами (48,6%) и непродовольственными товарами (51,4%). [15,61]

В сравнении с розничными рынками других стран российский розничный рынок по итогам 2016 г. потерял некоторую привлекательность: снижение в рейтинге Global Retail Development Index (GRDI, A.T. Kearney) по сравнению с 2015 г. на 9 позиций до 21-го места.

 Снижение обусловлено одновременной реализацией макроэкономических, геополитических и фискальных рисков и вызовов: низкие цены на нефть, рост инфляции, отток капитала, снижение потребительской уверенности, замедление экономического развития, в комбинации с геополитическими вызовами (санкции, ограничения на импорт). Девальвация рубля снизила рентабельность бизнеса, имеющего в структуре затрат высокую долю импорта.

Тем не менее, российский рынок остается привлекательным ввиду своего размера: 9-я экономика в мире по населению и 10-я – по ВВП. Доля импорта в структуре оборота розничной торговли сократилась до 38% - минимума с 2000 г. Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства за 2016 г. сократился на 35,6% до 22,9 млрд долл. США по сравнению с 2015 г.; импорт текстиля, текстильных изделий и обуви – на 33,4% до 10,2 млрд долл. США.8 В результате, в структуре товарных ресурсов розничной торговли доля импорта сократилась до 38% - минимальное значение с 2000 г. Собственное производство (показатели балансов товарных ресурсов) продемонстрировало.

Деятельность организаций торговли10 в 2016 г. продемонстрировала улучшение сальдированного финансового результата: положительное сальдо увеличилось на 51,6%, что в целом сопоставимо с результатом деятельности организаций в экономике в целом (+53,1%). Однако доля прибыльных организаций в секторе торговли практически не изменилась – прирост 0,3 п.п. до 80,4%, что тем не менее лучше показателя экономики в целом (71,9%).

Опережающие индикаторы - конъюнктурные обследования по итогам IV квартала 2016 г. фиксировали значительное ухудшение делового климата в розничной торговле. Индекс предпринимательской уверенности перешел в отрицательную зону, преодолев уровень кризисного периода 2008 - 2010 гг.

Отличие ситуации 2016 г. от кризисного 2009 г. по оценкам организаций розничной торговли состоит в отсутствии поддержки со стороны потребителя. У большинства потребителей доминирует избирательно-сберегательная модель поведения, обусловленная дефляционными и инфляционными ожиданиями, снижением реальных доходов, высоким уровнем кредитной нагрузки населения), отсутствии широкого спектра доступных кредитных продуктов и высокой неопределенности экономической ситуации.

Как результат - организации переходят от стратегического планирования к краткосрочному (горизонт не дальше 3-х месяцев) или ручному управлению, основной задачей которого становится сохранение бизнеса. В то же время, в части кредитной нагрузки населения следует отметить первые признаки улучшения: индекс кредитного здоровья в конце 2016 г. впервые с 2012 г. продемонстрировал небольшой рост, что является важным сигналом в стабилизации потребительского спроса (рис.).

Доля розничных сетей в обороте розничной торговли устойчиво растет: с 17,5% в 2010 г. до 25,0% в 2016 г. (+2,1 п.п. к 2015 г.) Однако, до сих пор на современные форматы торговли (дискаунтеры, супермаркеты, гипермаркеты) приходится порядка 65% рынка. Остальная часть рынка – традиционные магазины, открытые рынки и киоски с павильонами. Таким образом, потенциал роста до уровня развитых экономик (80,7%-88,7%) – высокий: более 20 п.п [15,56].

 Среди факторов, сдерживающих расширение географического присутствия федеральных сетей, отмечается неудовлетворительное состояние инфраструктуры, что усложняет транспортировку товаров и приводит к снижению рентабельности. Несмотря на сложные макроэкономические условия и сжатие потребительской активности ключевые участники отрасли отметили улучшение финансовых и операционных показателей своей деятельности. Конъюнктурные ожидания на ближайший год – стабилизация спроса за счет его сокращения в других сегментах, дальнейший рост федеральных розничных сетей.





Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.45.252 (0.007 с.)