Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ и тенденции развития розничной торговли в РФ
Розничная торговля в 2016 г. продемонстрировала рост, однако динамика была обеспечена инфляционным фактором, физические объемы торговли сократились на 10%. Опережающими темпами выросли цены на продукты питания: практически 20%[16,56]. Снижение реальных располагаемых доходов граждан наряду с высокой динамикой потребительских цен привели к изменению потребительской активности в пользу избирательно-сберегательной модели потребления, однако крупнейшие игроки сектора потребительских товаров продолжили активное развитие розничных сетей. Драйвером по-прежнему остается невысокий уровень проникновения современных форматов торговли. В 2016 г. девальвация рубля привела к росту цен на импорт одежды и обуви, снизила маржинальность бизнеса и заставила отдельных ретейлеров либо сократить количество магазинов, либо уйти с рынка. В то же время, в условиях благоприятной ситуации на рынке коммерческой недвижимости на российский рынок вышли новые бренды премиального и среднего ценового сегмента, поэтому явного тренда на снижение активности не наблюдается. Сильное снижение потребительского спроса испытал в 2016 г. авторынок: объемы продаж сократились до уровней кризисного периода 2009-2010 гг. [18,17]. В такой ситуации важным сигналом для сектора остается сохранение курса государственной поддержки автомобильной отрасли. Год оказался достаточно продуктивным для сегмента товаров для дома и ремонта. Несмотря на негативную макроэкономическую конъюнктуру, ключевые игроки придерживались своих планов развития в России, озвученных еще в 2015 г. Хорошим сигналом для отрасли стало сохранение с небольшим приростом объемов ввода новых жилых зданий. Продолжились процессы консолидации и органического роста в развитии аптечных сетей. Рынок детских товаров оказался достаточно устойчив к ухудшению макроэкономической ситуации. Динамику поддерживает сокращение доли неорганизованной розницы и улучшение демографической ситуации. В перспективе сокращение численности женщин репродуктивного возраста окажет влияние на изменение структуры потребительского спроса в сегменте. Онлайн ритейл испытывает сильное давление со стороны зарубежных интернет-магазинов. Трансграничная торговля по сравнению с внутренней растет опережающими темпами, что приводит к развитию протекционистских настроений[18,56].
На фондовом рынке Московской биржи сектор потребительских товаров и торговли показал в 2016 г. лучший результат среди других отраслей и общего рынка. Сектор торговли занимает в структуре ВВП 15,8%, что больше сектора обрабатывающих производств (14,1%) и добычи полезных ископаемых (9,8%). В торговле задействована наибольшая численность занятого населения: 18,7% или 12,7 млн человек. Налоговые поступления от розничной торговли в бюджетную систему РФ составляют 2,8% или 354,6 млрд руб., а с учетом оптовой торговли и торговли автотранспортными средствами – 10,6%. В сравнении, сектор добычи полезных ископаемых обеспечивает 29,9%, обрабатывающие производства – 18,1%. В постоянных ценах оборот розничной торговли снизился на 10% в 2016 году В 2016 г. развитие розничной торговли можно охарактеризовать как инфляционный рост. В текущих ценах оборот розничной торговли за год вырос на 4,6% до 27 575,7 млрд руб., однако в постоянных ценах – снижение составило 10%. Структура оборота по итогам 2016 г. существенно не изменилась и практически равномерно распределена между продовольственными товарами (48,6%) и непродовольственными товарами (51,4%). [15,61] В сравнении с розничными рынками других стран российский розничный рынок по итогам 2016 г. потерял некоторую привлекательность: снижение в рейтинге Global Retail Development Index (GRDI, A.T. Kearney) по сравнению с 2015 г. на 9 позиций до 21-го места. Снижение обусловлено одновременной реализацией макроэкономических, геополитических и фискальных рисков и вызовов: низкие цены на нефть, рост инфляции, отток капитала, снижение потребительской уверенности, замедление экономического развития, в комбинации с геополитическими вызовами (санкции, ограничения на импорт). Девальвация рубля снизила рентабельность бизнеса, имеющего в структуре затрат высокую долю импорта. Тем не менее, российский рынок остается привлекательным ввиду своего размера: 9-я экономика в мире по населению и 10-я – по ВВП. Доля импорта в структуре оборота розничной торговли сократилась до 38% - минимума с 2000 г. Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства за 2016 г. сократился на 35,6% до 22,9 млрд долл. США по сравнению с 2015 г.; импорт текстиля, текстильных изделий и обуви – на 33,4% до 10,2 млрд долл. США.8 В результате, в структуре товарных ресурсов розничной торговли доля импорта сократилась до 38% - минимальное значение с 2000 г. Собственное производство (показатели балансов товарных ресурсов) продемонстрировало.
Деятельность организаций торговли10 в 2016 г. продемонстрировала улучшение сальдированного финансового результата: положительное сальдо увеличилось на 51,6%, что в целом сопоставимо с результатом деятельности организаций в экономике в целом (+53,1%). Однако доля прибыльных организаций в секторе торговли практически не изменилась – прирост 0,3 п.п. до 80,4%, что тем не менее лучше показателя экономики в целом (71,9%). Опережающие индикаторы - конъюнктурные обследования по итогам IV квартала 2016 г. фиксировали значительное ухудшение делового климата в розничной торговле. Индекс предпринимательской уверенности перешел в отрицательную зону, преодолев уровень кризисного периода 2008 - 2010 гг. Отличие ситуации 2016 г. от кризисного 2009 г. по оценкам организаций розничной торговли состоит в отсутствии поддержки со стороны потребителя. У большинства потребителей доминирует избирательно-сберегательная модель поведения, обусловленная дефляционными и инфляционными ожиданиями, снижением реальных доходов, высоким уровнем кредитной нагрузки населения), отсутствии широкого спектра доступных кредитных продуктов и высокой неопределенности экономической ситуации. Как результат - организации переходят от стратегического планирования к краткосрочному (горизонт не дальше 3-х месяцев) или ручному управлению, основной задачей которого становится сохранение бизнеса. В то же время, в части кредитной нагрузки населения следует отметить первые признаки улучшения: индекс кредитного здоровья в конце 2016 г. впервые с 2012 г. продемонстрировал небольшой рост, что является важным сигналом в стабилизации потребительского спроса (рис.). Доля розничных сетей в обороте розничной торговли устойчиво растет: с 17,5% в 2010 г. до 25,0% в 2016 г. (+2,1 п.п. к 2015 г.) Однако, до сих пор на современные форматы торговли (дискаунтеры, супермаркеты, гипермаркеты) приходится порядка 65% рынка. Остальная часть рынка – традиционные магазины, открытые рынки и киоски с павильонами. Таким образом, потенциал роста до уровня развитых экономик (80,7%-88,7%) – высокий: более 20 п.п [15,56]. Среди факторов, сдерживающих расширение географического присутствия федеральных сетей, отмечается неудовлетворительное состояние инфраструктуры, что усложняет транспортировку товаров и приводит к снижению рентабельности. Несмотря на сложные макроэкономические условия и сжатие потребительской активности ключевые участники отрасли отметили улучшение финансовых и операционных показателей своей деятельности. Конъюнктурные ожидания на ближайший год – стабилизация спроса за счет его сокращения в других сегментах, дальнейший рост федеральных розничных сетей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.005 с.) |