Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опасности и угрозы социального генезиса↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Превратности, капризы и сложности природной и социальной стихий, принципиально неустранимая возможность их деструктивного воздействия на общество заставляет социальные институты постоянно прилагать значительные усилия по их обузданию, блокированию, нейтрализации. В распоряжении человека имеется только одна возможность – создавать локальные ниши, выстраивать социосферу, внутри которой ему была бы гарантирована относительная безопасность для нормального отправления его витальных, социальных и духовных функций. Следовательно, понять, описать, оценить безопасность можно только посредством выявления тех факторов и обстоятельств, которые подрывают или способны подорвать ее, можно только обратившись к ее антитезе – опасности. Именно поэтому их анализ и оценка составляют исходную основу всей политики безопасности. И совсем не случайно в Федеральном законе «О безопасности» в содержание деятельности по обеспечению безопасности на первое место поставлено прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности. В этой связи принципиальное значение имеет объективно точные, свободные от идеологических соображений и политической конъюнктуры и по возможности всесторонние анализ и оценка источников и форм опасности в России, механизмов ее нарастания, предупреждения, устранения. Изучение и освещение существующих здесь проблем, разработка путей их решения предполагают четкость исходных позиций, строгость понятийного языка, выявление внутренней взаимосвязи рассматриваемых явлений и т.д. Учитывая эти обстоятельства задачей данной главы является выяснение, во-первых, общей характеристики опасности как социального явления и научного понятия, а во-вторых, сущности опасностей и угроз социального генезиса.
§1. Общая характеристика опасности как социального явления и научного понятия Интересы обеспечения безопасности человека, общества, государства предполагают анализ и оценку тех факторов, что ослабляют или подрывают ее, их квалификацию (оценка и обозначение качеств объекта исследования), кватификацию (показатель его качества) и классификацию (группировка объектов исследования в соответствии с их общими признаками). По характеру адресной направленности и роли субъективного фактора в возникновении неблагоприятных условий различаются такие понятия, как «вызов», «риск», «опасность», «угроза». Вызов – совокупность обстоятельств не обязательно угрожающего характера, но требующих конкретного реагирования на них, к которым можно отнести: - неконтролируемое распространение оружия массового поражения; - технологический отрыв индустриально развитых стран, их стремление к одностороннему решению ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права; - глобализацию, осуществляемую по планам и в интересах западных стран; - исчерпание природных ресурсов; - этническую мобилизацию и связанные с ней религиозно-этнические конфликты, перерастающие в затяжные региональные войны; - диспропорции демографического развития и массовую неконтро-лируемую миграция и т.д. Эти и другие обстоятельства сейчас не ставят под вопрос безопасность России. Но если не принять вызов и не осуществить ряд конкретных и решительных мер, в том числе в тесном сотрудничестве с другими странами мирового сообщества, страна может оказаться на периферии международной сферы и прогресса; тогда обеспечение ее безопасности окажется трудно-достижимым или невозможным. Так, расширение НАТО на Восток или активизация исламского экстремизма непосредственно, «здесь и сейчас» не направлены против России. Но они создают обстановку, в которой ухудшаются ее положение и, следовательно, возможности, как говорится, «идти своим путем». Здесь действует правило, о котором выдающийся английский ученый Арнольд Тойнби писал: «Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние». «... Мы задались вопросом, а существует ли некий социальный закон, который укладывается в формулу: "Чем сильнее вызов, тем сильнее стимул". Проведя тщательный эмпирический анализ, мы составили подробное описание ответов, которым, как выяснилось, соответствовало пять типов вызова: вызов суровых стран, вызов новых земель, вызов ударов, вызов давлений и вызов ущемления. Во всех случаях сформулированный нами закон действует безоговорочно»1. По существу, речь идет о ряде факторов неопределенности, под которыми понимается ситуация, конфликт или процесс, развитие которого может существенно изменить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или сфере деятельности и создать прямую угрозу ее развитию. В качестве наиболее значимых факторов неопределенности в современном мире выделяются: развитие внутренней ситуации в ключевых странах мира, развитие ситуации в странах СНГ, ситуация в приграничных с СНГ регионах, возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Кроме того, неопределенность обусловлена нарастанием факторов нестабильности, связанных с ростом народонаселения, истощением энергоресурсов, углублением экологического кризиса, нарастанием разрыва между богатыми и бедными странами, различными цивилизациями, культурами и пр. Сам характер факторов неопределенности исключает возможность формулирования однозначного прогноза их развития. Данное обстоятельство превращает факторы неопределенности в особую категорию системы «опасность – безопасность». Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта. Так, не всегда удается заранее точно просчитать, как скажутся на безопасности страны те или иные новации. В подтверждение можно сравнить объявленные цели и полученные результаты образования СНГ, приватизации, военной реформы и т.д. В свое время деятель эпохи Великой французской революции Сен-Жюст с горечью признал: «Сила вещей ведет нас, по-видимому, к результатам, которые не приходили нам в голову»2. Поэтому не случаен, ставший у нас классическим афоризм бывшего премьер-министра РФ В.С. Черномырдина: «Хотели, как лучше, получилось, как всегда». Риск – это возможная опасность чего-либо или действие наудачу, требующее смелости, бесстрашия в надежде на счастливый исход. Иными словами, под риском понимается «деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели»3. Здесь следует отметить, что риск, если не стремление, то готовность к нему заложены в природе человека. Строго говоря, умение и желание пойти на риск базируется на всеобщем свойстве человеческой натуры – страсти к игре. Об этом писал Й. Хейзинга: «Элемент страсти, удачи, риска одинаково свойственен и экономическому предприятию и игре. Чистое стяжательство не рискует и не играет». Те, кто не рискует, оказываются позади. Принявшие правильное решение процветают. Ошибившиеся уступают место тем, кто не ошибся. Правила, отмечает он, конечно, жесткие, но не найдено других способов обеспечить процветание. На этом выгадывает все общество4. В различных сферах риск имеет разную природу. Например, в бизнесе немецкий ученый Х. Крупп выделял несколько групп рисков: - риск, обусловленный рыночной конъюнктурой; - риск возможных забастовок; - риск из-за трудностей управления системой ввиду ее сложности; - риск, связанный с сохранностью вложений капитала. В XXI веке расширение предметной области риска связано с увеличением удельного веса вредного производства, ростом взаимозависимости различных сфер и видов человеческой деятельности. Для российской действительности возрастание риска связано с интеграцией в мирохозяйственную систему. Растущая открытость нашей экономики, отмечает Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, является для нас сегодня безусловным благом. Но она приносит не только значительные выгоды, но и риски. За прошедший год наши граждане почувствовали их на себе. Рост цен на продовольствие, спад на фондовом рынке – это болезни, «приехавшие» к нам, прежде всего, из-за границы5. Риск часто понимают как вероятность определенных ограничений в реализации желательных событий и их нежелательных последствий, связанных с «потерями», ущербом. Соответственно, говорят об уровне или степени риска. Необходимость в оценках риска возникает тогда, когда ставится задача выбора в условиях, где желательно снизить уровень неопределенности. Принято рассматривать возможности управления риском. По мысли одного из основателей современной философской антропологии А. Гелена, человек нуждается в глобальной, универсальной стимуляции, исходящей не от конкретной, а от абстрактной Среды (мира вообще), и предполагающей универсальную стратегическую реакцию. Противоречивость ситуации связана с тем, что стремление свести риск до минимума порождает осторожность и выжидательность. Готовность не бояться риска выливается в волюнтаризм и авантюризм6. Опасность – это объективно существующая возможность негативного воздействия на состояние и жизнедеятельность людей, их общностей и институтов, в результате которого им может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий их состояние, придающий их развитию нежелательные динамику или параметры (характер, темпы, формы и пр.). Это вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность возмущающего воздействия на тот или иной объект, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами. «Опасность» можно охарактеризовать и как наличие и действие сил (факторов), которые являются деструктивными и дестабилизирующими по отношению к какой-либо системе и при определенных условиях могут нанести ей ущерб. При этом деструктивными и дестабилизирующими следует считать те силы (факторы), которые способны нанести ущерб данной системе, вывести ее из строя или полностью уничтожить. Конституирующей характеристикой «опасности» является ее привязанность к будущему – потенциальность. Она характеризует возможность наступления «негативных явлений», однако исчезает как таковая (как минимум, перестает квалифицироваться как «опасность») либо с исчезновением такой возможности, либо, напротив, с ее реализацией7. В научной литературе нередко проводится различие между потенциальной опасностью (абстрактная возможность деструктивных воздействий, которые могут и не проявиться) и реальной (действующая опасность, требующая защитных мер). Однако это разграничение представляется надуманным. Дело в том, что опасность есть категория вероятностная, она существует как потенциальная возможность ущерба, а потому не может быть реальной. Только реализация опасности означает, что объекту нанесен тот или иной ущерб. Следует отметить, что в мире не существует абсолютно деструктивных или конструктивных сил. Они выступают таковыми лишь по отношению к конкретным системам, в конкретных условиях места и времени. Это же относится и к дестабилизирующим силам. Даже землетрясения или извержения вулканов (со всеми их катастрофическими последствиями) в геологических масштабах могут рассматриваться как конструктивные факторы, приводящие в соответствие тектонические силы, обеспечивающие развитие структуры земной коры. Аналогичным образом и война как социальное явление, противодействие военных сил в разных условиях места и времени, а иногда и одновременно, но в разных отношениях, может выполнять и деструктивную, разрушительную, и конструктивную, созидательную, роль. Опасность предполагает наличие причин, условий и сопутствующих обстоятельств, превращающих ее разрушительный потенциал в реальную угрозу жизнедеятельности. Взятая в целом, совокупность потенциальных и реальных опасностей, угрожающих жизненно важным интересам личности, общества и государства, изменчива в социальном времени и пространстве и способна либо возрастать, либо уменьшаться. Отечественные исследователи, в рамках международного проекта «Катастрофическое сознание в современном мире» изучая опасности, выделили 4З позиции и по степени распространенности среди людей, свели их в четыре группы8. 1. Фоновые опасности, вызывающие повышенную тревогу у менее, чем 30% респондентов, представлены глобальными угрозами в целом и включают: перенаселение планеты и городов; исчезновение белой расы; глобальное потепление климата и др. Сюда же входят идеологические опасности: диктатура и массовые репрессии, приход к власти радикальных коммунистов, геноцид и массовое преследование людей по этнонациональной принадлежности, масонство и его попытки захватить мир, сионизм и еврейские заговоры, нашествие ислама, распространение неонацизма. Вместе с тем, россиянам совершенно беспочвенным представляется страх перед иррациональными угрозами, такими как конец света, гибель землян в результате космической катастрофы, захват Земли инопланетянами. 2. Доминирующие опасности в общественном мнении составляют те, в отношении которых тревогу испытывают 30-50% респондентов, и которые охватывают в основном внутригосударственные проблемы: военные, этнические, природные, экологические, демографические, морально-духовные, связанные с захватом власти в стране экстремистами или мафией, распространением ядерного оружия, ядерной войной, терроризмом, гражданскими и межэтническими войнами, природными бедствиями, генетическим вырождением нации, полной утратой традиций и культуры. 3. Главенствующие опасности, которые вызывают сильную тревогу и постоянный страх у 50-70% опрошенных. Среди них устойчиво доминируют экономическое неблагополучие (обнищание, снижение жизненного уровня, массовая безработица) и различные проявления социальной патологии (полное беззаконие, криминализация общества, коррупция властных структур), то есть большинство в каждой группе испытывает тревогу в отношении повседневных опасностей, угрожающих физическому выживанию, страх перед социальным хаосом, беспорядками. На втором месте среди опасностей этой группы – природные и экологические катастрофы: распространение массовых эпидемий, химическое и радиационное заражение воды, воздуха, продуктов. 4. Всеобщие опасности идентифицировались как опасности, в отношении которых 70-100% респондентов различного пола, возраста, уровня образования и социального статуса чувствуют себя не защищенными. Причинами своей тревоги они считают те, что типичны, вероятно, для большинства населения, и прямо связывают их с реформами и нестабильностью российского общества. Угроза – наиболее конкретные и непосредственные проявления деструктивных факторов, порождаемых целенаправленной деятельностью откровенно враждебных сил. Опасность и угроза представляют собой разные формы и уровни состояния, подрывающего безопасность социума. Однако в обыденном, научном и политическом языке они нередко употребляются как синонимические понятия. Достаточно строго различить их довольно сложно. Даже в словаре С.И. Ожегова одно понятие объясняется через другое. Неудивительно, что в речи появляются такие словосочетания, как «опасная угроза» или «угрожающая опасность». Подобная лингвистическая нечеткость попадает и в официальные документы. «Угроза безопасности, – отмечалось, например, в Законе «О безопасности» (1992) – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства». Здесь угроза и опасность звучат синонимически. А вот другая, не менее путаная формула из того же закона: «Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности». В Концепции национальной безопасности (2000) один из разделов назывался «Угрозы национальной безопасности Российской Федерации», в которым они обусловливаются геополитическими факторами, реальным уровнем экономического и социально-политического и духовного развития страны, национальными и историческими традициями, менталитетом народа и т.д. Но дело в том, что если угроза – целенаправленная деятельность откровенно деструктивных сил, то она всегда конкретна и реальна. Это определяется тем, что у этих сил созрели намерения и возможность предпринять соответствующие действия, не считаясь ни с какими факторами. Если же она на такие действия не идет, то следует говорить об опасности, а не угрозе. Так, в официальном документе Министерства обороны РФ «Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации» подчеркивается: «На сегодняшний день уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликтных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ»9. Между тем, специалисты вполне обоснованно подчеркивают ряд различий между опасностью и угрозой10. Во-первых, угрозу отличает от опасности степень готовности к причинению того или иного ущерба. Угроза – это стадия крайнего обострения противоречий, непосредственно предконфликтное состояние, когда налицо готовность одного из субъектов политики применить силу в отношении конкретного объекта для достижения своих политических и иных целей. Опасность же заключает в себе потенциальную угрозу причинения ущерба тем или иным интересам, для реализации которого необходимо создание соответствующих условий (накопление возможностей и формирование намерений). Во-вторых, угроза включает в себе две важных компоненты: намерения и возможность нанесения ущерба объекту безопасности, а опасность – наличием только возможности. В-третьих, угроза носит персонифицированный, конкретно-адресный характер, что предполагает наличие реального субъекта (источника) угрозы и объекта, на который направлено ее действие, то есть предполагается наличие ее источника и направления – когда, откуда и против кого угроза создается. Опасность в отличие от угрозы носит гипотетический, часто безадресный характер, ее субъект и объект явно не выражены. Опасность может исходить из многих источников и действовать по отношению ко многим объектам, а угроза исходит из конкретного источника и адресована конкретному объекту. Иначе говоря, опасность есть объективно существующая потенциальная возможность нарушения нормального функционирования и развития социума, а угроза – совокупность условий и факторов, создающих конкретные предпосылки для реализации опасности. С философской точки зрения, опасность или угроза есть не что иное, как образное, эмоционально окрашенное выражение того, что принято обозначать приближением той или иной системы к кризисному состоянию. В этой связи их можно определить как понятия, фиксирующие нарастание в жизни человека или его сообществ таких противоречий, дальнейшее развитие которых может привести к их гибели. Понятия «вызов», «риск» «опасность», «угроза» не обозначают никакие конкретные материальные явления. Все они предстают как геокультурный феномен, представляющий в превращенной форме правила запрета через объективно существующую и осознанную возможность причинить деятельностью какого-либо субъекта травму, деформацию, неприемлемый ущерб цели, идеалу, ценностям, интересам человека, семьи, общества, государства, цивилизации. И все они привязаны к некоторому классу ситуаций (жизненных, экономических, политических и пр.), в которых может произойти то или иное негативное явление. Как таковые они обозначают точки разной интенсивности на линии движения от нормы к конфликту, кризису, катастрофе. В этой связи хотелось бы снова обратить внимание на семантическую неточность Концепции национальной безопасности, в которой как угрозы России определяются: кризисное состояние экономики, падение научно-технического потенциала страны, усиление социальной напряженности, продолжающееся разрушение единого духовного пространства России и пр. Но ведь все это уже не возможность возникновения негативных явлений и процессов, а явное свидетельство если не загнивания и умирания самобытной российской цивилизации, то крайнего ее ослабления. Методологическая роль рассматриваемых феноменов, выстроенных в ряд, заключается в следующем. Во-первых, они показывают многоплановость тех ситуаций, которые вызывают озабоченность и тревогу людей, побуждая их к действиям по защите своих ценностей и условий жизнедеятельности. Во-вторых, подчеркивают специфическое содержание и особенности проявления каждого из этих феноменов и характеризуют разные степени, интенсивности проявления неблагоприятных факторов. При этом четкой разграничительной линии между ними нет. В-третьих, комплексный анализ вызовов, рисков, опасностей и угроз позволяет выявлять также тенденции их изменения (нарастания или ослабления). Применительно к обеспечению государственной безопасности это может выглядеть следующим образом: 1) отсутствие в условиях опасности государственным интересам угрозы их безопасности; 2) появление и наличие угрозы государственной безопасности; 3) непосредственная угроза государственной безопасности, то есть такое ее состояние, при котором вероятность реализации опасности государственным интересам приближается к реальности, поэтому очевидно, что если угроза представляет собой близкую к реализации опасность, то ее отсутствие (безопасность), означает и отсутствие угрозы государственной безопасности. В процессе своей жизнедеятельности человек постоянно сталкивается с опасностями и угрозами, носящими порой скрытый характер, которые при наличии определенных, нередко трудно предсказуемых условий, ведут к их усугублению и превращению в экстремальные ситуации, а при неумении их локализовать или стабилизировать – и в чрезвычайные, способные привести к тяжелым людским и материальным потерям. Опасности и угрозы весьма разнообразны. Их источниками могут лежать природные катаклизмы, вызывающие стихийные бедствия; экологические, связанные с нарушением равновесия в деятельности человека и окружающей природной среды; техногенные, возникающие при авариях и катастрофах в производственной сфере, на транспорте, в системах коммуникаций; социальные, связанные с противоречиями в сфере общественных отношений и иные. Направлены эти крайне опасные явления на социум (человек, общественные и государственные структуры) и окружающую их среду (природную, производственную, социальную и пр.), вне которой социум просто не может существовать. В силу этого их нужно не только знать, уметь идентифицировать, прогнозировать, но и защищаться от них – предупреждать, локализовать, нейтрализовать, пресекать, а если есть такая необходимость, то и уничтожать. Создавая условия для своего существования, удовлетворяя потребности, человек постоянно воздействует на окружающий мир, вызывая его ответную реакцию – противодействие, в результате которого он подвергается воздействию различных факторов – природных, производственных, технических, социальных и иных. При этом без серьезных последствий для себя социум переносит эти воздействия только до тех пор, пока они не превышают определенный предел или уровень приемлемого риска. При их превышении происходит нарушение функционирования социума, то есть возникает опасная ситуация, которая в принципе еще обратима и при своевременном принятии мер может уменьшиться до приемлемого уровня или вообще исчезнуть. Когда же процесс опасности нарастает дальше и начинает выходить из-под контроля, то возникает экстремальная ситуация – ситуация, вышедшая за пределы обычной, когда возникает реальная угроза жизнедеятельности социуму и среде его обитания. Ситуация, которая отличается значительными масштабами распространения опасности и тяжестью ее последствий для социума и окружающей его среды характеризуется как чрезвычайная ситуация. Важнейшим условием возникновения опасности или угрозы является действие факторов риска. В их основе лежит накопление и последующее высвобождение различной энергии (физической, химической, биологической, социальной и т.д.), накопление противоречий различного генеза и их перерастание в кризисные ситуации, носящие чрезвычайный характер. В развитии действий факторов риска выделяется следующие стадии. Накопление факторов риска – важнейшая стадия развития опасностей и угроз, которое происходит в самом их источнике. Она может длиться мгновения, сутки, недели, месяцы, годы, а иногда и десятилетия (внутренние магматические процессы, подготавливающие извержение вулкана; текто-нические перемещения геологических пластов земной поверхности, которые могут стать причиной землетрясения; износ средств производства и морально-психологические коллизии в среде персонала предприятия, ведущие к техногенной катастрофе; политические и экономические предпосылки социальных катаклизмов и т.д. Инициирование опасности или угрозы, то есть своего рода толчок, его пусковой механизм. На этой стадии факторы риска достигают состояния, когда уже в силу различных причин невозможно сдерживать их внешнее проявление. И здесь достаточно малейшего повода, чтобы вызвать катастрофу. Например, сильный дождь может спровоцировать прорыв гидротехнического сооружения, которое десятилетиями не ремонтировалось; покушение на политического деятеля может начать военный конфликт, который уже давно созрел и т.д. Процесс непосредственной реализации опасности или угрозы. На этой стадии происходит воздействие высвободившихся факторов риска на социум и его окружение. Продолжительность этого процесса, его последствия, особенно в начальный период, трудно предсказуемы, что объясняется сложностью и противоречивостью ситуации, а также не всегда правильной оценкой обстановки. Примером здесь может быть землетрясение, когда невозможно предсказать какой по силе будет его следующий толчок, последний он или это только начало, сильный пожар, или террористическая акция. Стадия затухания, хронологически охватывающая период от перекрытия (ограничения) источника опасности или угрозы до ликвидации их последствий. Опасности и угрозы имеют самые различные источники и причины происхождения, множество форм проявления, различные масштабы и объем причиненного ущерба. Они вполне определенно и однозначно изложены в официальных нормативных документах, научной и учебной литературе. На этом следует остановиться подробнее. Дело в том, что одна из основных задач методологии – определение логических средств, с помощью которых можно более корректно решать проблемы безопасности. К числу таких средств относятся исследовательские методы, методики, делающие более эффективным изучение заглавных феноменов и используемых при этом понятий, а также их систематизация, типологизация и классификация, обеспечивающие упорядочивание, организацию теоретического и эмпирического материала. Классификация как важный методологический прием изучения событий, процессов, выявляет основные сходства и различия между ними. В качестве оснований для классификации выбираются признаки, существенные для исследуемых явлений. Одно из таких оснований – объекты безопасности и их свойства, по отношению к которым те или иные явления, процессы квалифицируются в координатах опасности и угрозы. Закон РФ «О безопасности» (1992) декларировал: «К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность». На Украине сюда включены еще и «социальные группы»11. По мнению, американского Фонда Наследие, главной целью внешней и оборонной политики США является защита жизни, свободы и собственности американцев»12. Видимо, не нужно развернутой аргументации того, что формулы «защита прав и свобод личности» и «защита жизни, свободы и собственности» дают разную акцентацию проблемы безопасности человека. Сложность вопроса не только в том, чтобы дать исчерпывающий перечень тех явлений и процессов, которые создают негативный фон для различных объектов безопасности. К тому же этот перечень постоянно уточняется. Достаточно сказать, что о таких опасностях и угрозах, как СПИД – для человека, вестернизация – для общества или международный терроризм – для государства мир заговорил только в последние 10-15 лет. В Концепции внешней политики Российской Федерации (2008) в числе новых вызовов и угроз названы международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, региональные конфликты, демо-графические проблемы, глобальная бедность, в том числе энергетическая, а также нелегальная миграция, изменение климата. Не меньше проблем связано с тем, что обеспечение безопасности одного объекта может стать причиной возникновения опасностей и угроз для других. Так, государство призвано быть главным субъектом безопасности личности и общества. В то же время, осуществляя функции обеспечения безопасности, оно может превратиться в угрозу для личности и общества. В свое время академик Г.В. Осипов писал, что «в новых условиях сущностью безопасности становится защита не государства и его политических институтов, а человека и общества»13. А, по мнению академика АЕН Э.А. Позднякова, «в стране, где одна система власти рухнула, а другая не создана,...происходит опасное разложение всех структур и институтов общества...»14. Слабая власть сама представляет угрозу национальным интересам. При слабости закона и права, отсутствии механизмов, обеспечивающих безусловное соблюдение всеми существующих правовых норм государство становится источником многих опасностей. В свое время американский Фонд Наследие предупреждал, что разрастание правительства ведет «к усилению внутренней угрозы». Государственные институты должны быть структурированы с точки зрения их собственной безопасности для общества. Отсюда понятна, например, необходимость развитого гражданского общества, способного взять под контроль само государство. В то же время увеличение свободы личности, усиление самодостаточности человека своим негативным результатом может иметь атомизацию общества, рост социальной разобщенности, в которой ряд современных исследователей (Х. Арендт, М. Фуко) видят причины возникновения и развития тоталитаризма. Следовательно, своеобразным источником опасности национальному благополучию страны является разнородность объектов национальной безопасности (личность, группа, общество, государство) и несовпадение (порою противопоставление) их интересов. Заявленная в нормативных документах по обеспечению национальной безопасности сбалансированность их интересов выступает не как идиллическая гармония, а как результат доминирования одних над другими. Достаточно напомнить острые дискуссии о гражданском контроле над государством или о том, что является приоритетным – интересы личности, интересы общества или интересы государства. Какова бы не была позиция в этих дискуссиях, она исходит из того, что интересы личности, общества и государства находятся в сложном и противоречивом взаимодействии и говорить об их совокупности можно с большими оговорками. Исходя из особенностей опасностей и угроз, русские специалисты еще в XIX веке отмечали: «Опасности, предупреждением которых и создается безопасность в стране, представляют три категории: некоторые из них могут грозить как обществу, так и государству, другие – непосредственно правительству, третьи – главным образом отдельному гражданину. Некоторые опасности грозят всему государству, но прямо и непосредственно они проявляются по отношению к правительству»15. Следует отметить и тот факт, что, по данным проводимых социологических исследований, 60% респондентов не относят личную безопасность к своим жизненным ценностям16. Необходимо также понимать, что «баланс интересов» – не оценочная, а инструментальная, описательная категория. Это не автоматически скла-дывающаяся идиллическая гармония, а результат сложного и противоречивого взаимодействия различных факторов, результат которых не обязательно имеет положительное содержание и значение. Ведь баланс – это система показателей, характеризующая какое-либо явление путем сопоставления или противопоставления его различных сторон. Баланс, например, в бюджете может быть с профицитом или с дефицитом, и в любом другом отношении баланс может означать положительное, нейтральное или негативное соотношение в данном случае интересов разных субъектов. И совершенно неуместны, бесполезны, даже деструктивны любые попытки жестко определить приоритеты в том, безопасность какого объекта является исходной или более важной. Поэтому соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, заявленное в Законе «О безопасности» (1992) в качестве принципа обеспечения безопасности, вряд ли может иметь место. Интересы личности, общества и государства находятся в сложном и противоречивом взаимодействии, и говорить об их балансе можно с большими оговорками. В связи с этим, видимо, в новом Федеральном законе «О безопасности» этот принцип отсутствует. Здесь диалектическая связь взаимополагания: безопасность личности, социальной группы обеспечивают надежные политические институты, сильное государство, но сильным государство может быть только в свободном обществе, члены которого добровольно соглашаются уступить часть своих прав, предоставляя ему ограниченную власть над собой. Может быть и иначе, когда и безграничная власть государства над личностью, характерная для тоталитарного общества, и абсолютная свобода личности, не признающая над собой никакой власти, одинаково противостоят демократическому идеалу и делают проблематичной безопасное существование социума. Следовательно, попытки выстроить приоритет интересов личности перед государством (либерализм) или, наоборот, государства перед личностью (соборность) – не продуктивны. Другим основанием классификации опасностей и угроз выступает источник возможных негативных воздействий, его нахождение относительно объекта безопасности. По этому признаку традиционно жизнь страны и народа, а вместе с тем и возможные опасности и угрозы для них делят на внутренние и внешние, а когда речь идет о государстве – также трансграничные. Вместе с тем такое деление весьма условно: грань между внутренней и внешней сферами становится все более тоньше. «Стираются различия между внутренними и внешними средствами обеспечения национальных интересов и безопасности», – констатируется в Концепции внешней политики РФ (2008). Следует отметить, что их различение проходит не по геополитическим, национальным, социокультурным, пространственным и другим физически фиксируемым границам. Речь идет о внутрисистемных и межсистемных факторах, где в качестве систем могут рассматриваться любые объекты безопасности: личность, группа, общество, государство. Вот только некоторые подтверждения: двойное гражданство – для личности; интернационализация этнических движений – для группы; включение в международное разделение труда – для общества; создание коллективных систем безопасности – для государства. Внутренняя безопасность России двояким образом связана с внешним миром. С одной стороны, она зависит от процессов, разве<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.96 (0.017 с.) |