ТОП 10:

Цветущий, роскошный, обильный; изукрашенный, узорный.



 

Судя по возможным переводам названия, это или снова чайный домик, или бордель.

 

 

(15) «…заполнили горы и долины…» - – еще одна китайская идиома - заполнять горы и заполнять долины (обр. в знач.: заполнять собой всё; иметься в огромных количествах; [быть] повсюду во множестве).

 

 

(16) «… «Фэйся» …» – fēi [фэй] прил. тёмно-красный; малиновый; пурпурный; тёмно- красная ряса (буддийского монаха); xiá [ся] – заря, закат, игра солнечных лучей в тумане, прозрачная дымка; пурпурный ореол вокруг солнца, миф., даос. волшебная красота [быта бессмертных]; волшебно-прекрасный, роскошный.

Речь идет о сорте древовидного пиона из провинции Шаньдун, вино производится из лепестков этих пионов, поэтому названо в честь него.

Китай — родина древовидных пионов ( мудань). Для китайцев пион олицетворяет стремление к красоте, совершенству, пробуждение к жизни и богатство. О том, насколько тесно это растение связано с Поднебесной, можно догадываться не только по посадочному материалу с китайскими названиями (или их дословными переводами) на полках наших магазинов, но и по китайским вазам и картинам, на которых часто изображён этот цветок. Изображение цветка есть на монете в 1 юань, на многих шелковых изделиях. Красивейший и ароматнейший пион мудань является вестником и символом весны. Его называют «цветком знатности и богатства» фугуйхуа. В Китае он считается «царем цветов» за роскошную пышность и красоту своих соцветий. Пионы называют цветами императоров и считают воплощением красоты.

 

Древовидный пион в Китае выращивают уже более полутора тысячи лет, начиная с эпохи Тан (618-907). В давние времена распространить пион в Китае помогли странствующие монахи, которые посещали буддийские монастыри в самых отдалённых уголках страны.

Они привозили с собой прекрасные цветы, которые высаживали в монастырских садах. В наше время сохранилась традиция иметь возле буддистских, даосских и конфуцианских храмов если не парк, то небольшой садик, в котором часто растут и цветут кусты древесного пиона. Выращивание древовидных пионов занимает больше времени, чем более привычных нам травяных. Но затраты сил и времени стоят того, ведь правильно посаженный куст может расти на одном месте несколько десятков, а то и сотен лет. В Поднебесной было выведено более тысячи сортов этого растения, часть из которых на сегодняшний день активно выращивается и за пределами страны. В садах чаще всего можно встретить Paeonia suffruticosa – пион полукустарниковый (или же просто пион древовидный). Окраска и «махровость» его цветков зависят от сорта.

 

В Лояне (провинция Хэнань), городе, который неоднократно в истории был столицей Китая, ежегодно с 15 по 25 апреля проходит крупнейший в мире Лоянский фестиваль


пионов. На это праздничное зрелище съезжаются люди со всего мира. Эти цветы являются неизменными символами Лояна, а их разнообразие в этом городе поражает воображение даже самого искушенного зрителя. Во время фестиваля проводятся гала- концерты, выставки пионов, картин, каллиграфии, фонарей, семинары по выращиванию пионов, деловые переговоры. Конечно, есть и легенды, объясняющие обилие кустов пиона в этом городе.

 

Согласно одной из них, капризная правительница У Цзэтянь ( , 624-705, правила с 665) приказала уничтожить абсолютно все пионы. Ведь они, вопреки её воли, не желали цвести круглый год. Тогда садовники тайно, чтобы не навлечь на себя гнев строптивой императрицы, выкопали и вывезли все прекрасные пионы в Лоян. С тех пор это место получило известность как город пионов. Там есть замечательный парк Ванчэн с плантациями древовидных пионов.

 

В китайских сказках часто упоминается о том, что человек, достигнув вершины могущества и богатства, непременно высаживает в своих садах пионы, да не обычные, а волшебные, которые четыре раза в день меняют окраску лепестков. В старину простым людям запрещалось выращивать пионы. В древнем Китае верили, что пион спасает от злых сил, его корни нанизывали на нитку как бусы и носили в качестве защиты от бед. С той же целью китайцы украшали свою посуду изображением этого цветка. И в наши дни китайцы дарят друг другу пионы в знак добрых пожеланий. Тонкий изысканный аромат пиона притягателен для насекомых. Эту отличительную особенность еще в древние времена подметили наблюдательные китайцы, поэтому на полотнах китайских художников пион зачастую соседствует с бабочкой. Этот сюжет является одним из самых излюбленных образов в китайском искусстве. Пион является символом инь (женского, темного начала) а бабочка – ян (мужского, светлого). Пион и бабочка

худе воплощают благопожелание фудефугуй – «счастья, богатства и знатности». Иероглиф ху созвучен иероглифу фу — «счастье», а де – иероглифу де —

«наслаивать, сложить». Изображения пионов также служат выражением благопожелания богатства и почитания – жунхуа фугуй.

 

Для изготовления вина из пиона необходимо взять 5−6 цветков, сорванных в сухую погоду, бордового и белого или розового цвета. Бордовые цветки дадут вину яркий цвет, а светлые — уникальный аромат и вкус. Отделить лепестки, серединку выбросить, перебрать их и сложить в трёхлитровую банку. Добавить 10 г лимонной кислоты, 700 г сахара, залить холодной кипячёной водой, оставив место для брожения. Закрыть неплотной полиэтиленовой крышкой и поставить в тёмное место на 30−40 дней. После брожения начнётся процесс осветления, после чего вино процедить, добавить 0,5 л водки или разбавленного спирта. Разлить в бутылки под самую пробку, хранить в прохладном месте. Такое вино обладает успокаивающим действием.

 

(17) «…Поединок за право жениться…» - в китайском первоисточнике - bǐwǔ [биу] - состязаться в военном искусстве; состязание в силе и ловкости; соревнование; zhāoqīn [чжaoцинь] - искать дочери мужа; брать себе в зятья. Но так слишком длинно. Поэтому анлейт сократил до «брачного поединка». И считаю возможным последовать его примеру.


(18) «…Дракона…» - дракон издревле считался символом императорской власти. Согласно легендам, оба китайских прародителя — Яньди и Хуанди , — были тесно связаны с драконом. Так, Хуанди было сказано, что он будет увековечен в драконе. Брат Хуанди — Яньди, как считается, появился от союза его матери, земной женщины, и дракона. Китайцы рассматривают Хуанди и Яньди как своих первопредков и относятся к себе как к «потомкам дракона». Эти легенды также связывают дракона с императорской династией.

 

Символом императора уже издревле стал золотисто-желтый дракон с пятью когтями на лапах. Более того, сам император часто именовался «драконом», его трон – «троном дракона», или «местом дракона», императорская церемониальная одежда – «платьем дракона». Драконы изображались на стенах императорских дворцов, а также ширмах, экранах и т.п. Драконы были вырезаны и на ступенях императорских дворцов. Т.е. император все время находился в окружении драконов. В поздний период правления династии Цин (1644-1911) дракон красовался на национальном флаге Китая. Некоторые предания и легенды гласят, что настоящий император рождается с родинкой в форме дракона. Так, рассказывается об одном крестьянине, который родился с такой родинкой. В конечном итоге, он сверг существующую династию и основал новую.

 

В теме императора и дракона большую роль играет вопрос о пальцах дракона, вернее, количестве пальцев и, соответственно, когтей дракона. Уже с древности дракон с пятью когтями считался прерогативой императорского дракона. В 1336 году, на второй год правления монгольской династии Юань (1271—1368), был обнародован первый в китайской истории «Закон пяти когтей». Он гласил:

 

«Простым людям запрещается носить любую одежду с изображениями цилиня, луаня и феникса, белого кролика, линчжи, дракона с пятью когтями и двумя рогами, восемь драконов, девять драконов, иероглифы и , а также золотисто-желтый цвет».

 

Императоры следующей династии Мин (1368-1644) продолжили эту традицию. Отныне дракон с пятью когтями был эмблемой исключительно императора. Драконы с четырьмя когтями дозволялось использовать знатью и высокопоставленным чиновникам. Более низкие классы и народ в целом довольствовались драконами с тремя когтями.

Незаконное использование дракона с другим числом когтей и цвета рассматривалось как измена, заслуживающая наказания не только самого преступника, но и его клана. Таким образом, максимальное число когтей дракона, которое было позволено людям, в том числе и правителям зависимых от Китая государств, было четыре.

 

Говоря о связи императорской власти и дракона, надо отметить еще один факт. Император в Китае именовался «Сыном Неба» (тянь-цзы, ). Кроме того, император — это тот, кто объединяет Три начала, Великую Триаду — Небо, Землю и Человека, о чем напоминает иероглиф «правитель» — ван . Драконам подвластны все стихии — небесная, земная, водная, подземная и т.д., они способны проникать везде. Таким образом, император, будучи Драконом, также способен объять все сущее и объединить его.


Материал взят https://anashina.com/kitajskij-imperator-i-drakon/.

 

 

(19) «…в горную усадьбу…» - горная летняя усадьба китайских императоров существовала на самом деле, и упоминалась уже в примечаниях к 10 главе. Примерно в 250 километрах к северо-востоку от Пекина в провинции Хэбэй находится город Чэндэ ( Chéngdé; по-монгольски Халуун Гол), который около ста лет служил летней столицей Китая при Императорах династии Цин. Зимой 1701 года в этот тихий уголок Срединной Державы на охоту приехал Цинский Император Канси. Заснеженные величественные горы и чистые реки покорили Сына Неба, прибывшего из столицы (где в летний сезон царит жара; нередкой является температура 40 градусов), и он приказал построить здесь свою новую резиденцию. Строительство началось в 1703 году и завершилось 89 лет спустя. Резиденция получила название «Бишушаньчжуан» ( Bìshǔshānzhuāng), что в переводе с китайского языка означает «Горная усадьба — убежище от [летнего] зноя». На первый взгляд на дворцы Бишушаньчжуан выглядят довольно невзрачно. Предание гласит, что Император Канси хотел, чтобы летняя резиденция напоминала тихую маньчжурскую деревню. Однако такое выказывание равнодушия к славе и богатству было довольно лицемерным, учитывая, что 120 комнат дворцового комплекса обслуживало несколько тысяч слуг. На сегодняшний день летняя императорская резиденция является одним из крупнейших в мире сохранившихся до наших дней дворцово-парковых ансамблей. Площадь резиденции составляет 560 га, а стена, окружающая парк, протягивается на 10 км. Императорский курорт состоит из дворцовой и парковой зоны. Парковую часть также можно разделить на озерную, равнинную и горную. Дворцовая зона расположена на юго-востоке курорта и включает в себя Главный дворец (Zhenggong ), Дворец Сосны и Журавля (Songhezhai, ) и Восточный дворец (Donggong, ).

 

В Главном Дворце находятся:

зал Бережливости и Спокойствия, где стены помещения отделаны деревом наньму, тонкий аромат которого отпугивал москитов в летний сезон;

палата Овладения Четырьмя Знаниями, где Императоры встречали важных сановников, отдыхали перед церемониями и занимались будничными делами;

зал Прохладных туманов и Небольшой войны, то есть жилые покои Императорской семьи, среди которых спальня самого Сына Неба.

 

В целом, планировка дворцовой зоны в целом совпадает с пекинским Запретным городом: на переднем плане расположены залы для официальных приемов, позади – внутренние покои.

 

Среди просторных равнин возвышается храм Вечного Благословения, на территории которого стоит 66-метровая пагода. Это семейный храм императорской династии Цин. Пагода насчитывает 9 этажей, что, согласно китайской науке о нумерологии, соответствует императорскому числу.

 

Чуть западнее находится Зал передачи знаний (Wenjin). Потайной этаж зала предназначался для хранения особо ценных книг и документов.

 

С северо-запада на юго-восток простираются горы, покрытые густым лесом. Здесь за


котловиной Цветущих груш, залитых лунном светом, стоит павильон Облаков и гор с раздвижной крышей, откуда можно полюбоваться восходом и закатом солнца над горными вершинами. Но самые захватывающие виды открываются с Заснеженного павильона, который стоит на самой вершине скалы в северной части парка.

 

И это еще не все. В целом, на осмотр всех 260 живописных мест курорта

«Бишушаньчжуан», названия которым давали сами императоры, понадобиться несколько дней.

 

 

(20) «…Мобэй…» - mòběi [мoбэй] север [Великой] Пустыни (Гоби); уст. о Внешней Монголии.

 

 

(21) «…заполучить свой кусок пирога…» - fēn yībēi gēng [фэнь ибэй гэн] – кит. идиома чэнъюй, букв. выдать чашку отвара - получить долю (прибыли, добычи и т. п).

История возникновения: Сян Юй захватил в плен отца Лю Бана и пригрозил сварить пленника, если Лю Бан не отведет свое войско.

Лю Бан ответил: "Пришли мне чашку отвара".

 

 

(22) «…поймать их всех одним махом…» - кит. идиома - yīwǎngdǎjìn [ивандaцзинь] – досл. выловить дочиста за один заброс сети: обр выловить всех сразу, арестовать всех сразу; жарг. устроить облаву.

 

 

(23) «… «быть голой палкой» …» - . Анлейт советует заменить слово «палка» на … . А сайт бкрс говорит, что это еще одна идиома - dǎ guānggùn - быть (оставаться) холостяком, не иметь жены; холостяцкая жизнь.

 

 

(24) «…мемориальную доску…» - páibiǎn [пайбянь] – вывеска; мемориальная доска. Речь идет об уникальном культурном символе Китая. Это комплексное произведение искусства, которое объединяет китайский язык, китайскую каллиграфию, китайскую традиционную архитектуру, скульптуру и живопись в одном сочетании идеологического и художественного. Мемориальная доска - это табличка (обычно деревянная доска), на которой написан текст и которая висит прямо над залом, павильоном, дверью и садовыми воротами, обычно указывая название здания. Обычно используются три иероглифа, например «Храм Тайхэ», но бывает и от двух до шести символов.

Мемориальная доска является не только простым указателем, но и символом культуры и даже символом культурной самобытности. Он широко используется во дворцах, арках, храмах, древнекитайской архитектуре, и из нее можно узнать о властях, культуре, характерах, верованиях, коммерческом предприятии и т.д. Удивительно, но мемориальные таблички широко используется в коммерческой сфере. Это уникальная форма рекламы. Она использует литературные произведения, цитаты, идиомы, мифы и легенды, изречения знаменитых личностей, религиозные отсылки, отражая тем самым традиционный культурный колорит и суть того, что заказчик желал при помощи нее выразить.


Мемориальные доски используются повсеместно - в дворцах, садах, храмах, домах, магазинах и т. д. Они практически везде. Как на открытом воздухе, так и как важная часть внутренней и наружной отделки.

Для изготовления используется дерево, камень и металл, но чаще всего дерево. Могут быть черного цвета, также используются фиолетовый, красный, синий, зеленый, коричневый и другие цвета. Наиболее распространенным типом надписи – является надпись из настоящего золота или так называемого «настоящего золота», когда на деле используется золотая фольга. Вторым по распространенности, является бобово-зеленый цвет надписи, а также надпись может выполняться инкрустацией из слоновой кости или перламутра. Надпись может располагаться горизонтально и вертикально.

 

 

(25) «…«Божественный любовник»…» - анлейт предлагает именно такой перевод.

 

Сайт бкрс выдает - qíngshèng - донжуан; мужчина, знающий толк в любовных отношениях.

Но здесь, как мне кажется, игра слов. Иероглиф qíng [цин] имеет значения:

1) чувство, эмоция; настроение; аффект; движения души;

2) любовь, страсть;

3) симпатия; дружба, взаимные чувства, взаимоотношения; склонность; предпочтение;







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.29.254 (0.011 с.)