ТОП 10:

Быть изъеденным насекомыми-вредителями.



 

 

(10) «небесная киноварь» - в 12 главе мы начали знакомиться с важностью киновари для Древнего Китая. И коснулись физического и химического аспекта. Сейчас поговорим о мистическом аспекте, который относится к даосизму, и чаще всего в том или ином виде используется для написания новелл в жанре сянся и уся, или упоминается в них. Отличительной чертой даосизма и китайской традиции является представление о возможности достижения человеком бессмертия. Науке о бессмертии и практике достижения бессмертия посвящено множество книг. Рецепты достижения бессмертия собирались на протяжении тысяч лет и уходят в глубокую древность. В литературе можно встретить также свидетельства о долгожителях и небожителях, тема бессмертия затрагивается в мифах и легендах, исследования по поводу достижения бессмертия проводились в очень древние времена, императоры пытались достичь бессмертия многочисленными способами. Особенно известны поиски бессмертия императора Цинь Шихуана. В основном концепцию долголетия и бессмертия разрабатывали школы даосского толка. Они применяли именно «концептуальный» подход к мистерии, и, как следствие, их учение становилось значительно стройнее, логичнее, но одновременно и

«механистичнее». В сущности, большинство методов сводится к четкой системе


медитаций, дыхательным упражнениям, приему различных отваров и пилюль. Древняя мистерия символов и неупорядоченного сакрального неистовства предстала в виде ясных, хотя нередко и засекреченных учений, методов и концепций. Впрочем, и сама

«секретность» оказывается весьма относительной — впервые в Ш-IV вв. начинают публиковаться труды именно по методике достижения бессмертия, а не просто описывающие различные состояния сознания, как это было у ранних мистиков. Древние трактаты, такие как «Лао-цзы», «И цзин», «Чжуан-цзы», зафиксировали в истории некое состояние сознания — просветленного мудреца, мистического учителя, наставника, что

«странствует меж Небом и Землей». И результатом этого поиска рациональных методов достижения бессмертия на основе иррациональных состояний явился один из самых знаменитых трудов, считающихся наиболее полным изложением мистической традиции оккультизма и алхимии, «Баопу-цзы» — «Мудрец, объемлющий простоту». Труд принадлежал кисти Гэ Хуна (280-340) — выходца из аристократической семьи с юга Китая. В свой труд Гэ Хун включает массу рецептов изготовления пилюли бессмертия, и уже по описаниям этих рецептур можно без труда понять, что некоторые из «пилюль» были сильнейшими галлюциногенами и ядами. Вообще весь труд Гэ Хуна проникнут пафосом идеи бессмертия, достигаемого именно с помощью «пилюли киновари» или

«золотой пилюли» (цзиньдань), в состав которой входили амальгама, золото, мышьяк, ртуть, сера, толченые минералы, ряд органических веществ, сушеная кровь некоторых животных. Киноварь алхимический андрогин, гармоническое сочетание, нераздельное единство - целостность мужского и женского, инь и ян. Эта символика есть и в Китае и в Европе. Именно в силу того, что киноварь является символом (и воплощением единства космических сил, их гармонии), она и играет такую роль в алхимии (становясь даже синонимом цели процесса - эликсира бессмертия, как реальное вещество). Все это составляло основу так называемой внешней алхимии. Внешняя алхимия (кит. упр. , пиньинь: waidanshu, палл.: вай дань шу) — раздел даосской науки о бессмертии, в которой предполагается, что долголетия или бессмертия можно достичь, принимая медикаменты, приготовленные особым образом. Трудность получения эликсира заключалась в получении предельно чистых веществ, соблюдении технологии выплавления пилюли, выбора времени начала алхимических процессов, правильных методов принятия пилюли. Трактат «Баопу-цзы» обсуждает эликсиры с использованием многочисленных веществ и минералов и приводит истории из жизни бессмертных, а также шарлатанов.

 

Приготовление эликсиров было популярным вплоть до III—V веков, эликсиры давались также императорам, которые умирали неестественной смертью, современный анализ останков показывает наличие в костях многих императоров мышьяка и других минералов. По мере развития даосизма древние сочинения по внешней алхимии были переосмыслены, минералы и вещества стали пониматься как символы внутренних процессов в организме, и стали развиваться методы внутренней алхимии (нэй дань).

 

Внутренняя алхимия стала особенно популярна в эпохи Тан и Сун, о ней сохранилось большое количество сочинений этого периода, поэтому по мнению скептиков внутренняя алхимия является поздним явлением. Алхимические приемы не столько позволяли достичь бессмертия — эта цель достигалась, как считал сам Гэ Хун, как раз довольно редко, и даже его отец не сумел собрать необходимых ингредиентов для «пилюли бессмертия». Однако подобные техники позволяли вступить в контакт с духами- защитниками, а также активно «пестовать свою жизненную природу», что выразилось в


возникновении обширного комплекса дыхательных, медитативных упражнений, связанных с техниками визуализации, диетологией, определенной гигиеной жизни, получившего обобщенное название яншэншу — «Искусство вскармливания жизненных свойств». Воздействие таких средств заключается в стимулировании мистических трансформаций (бяньхуа). Человек живет в потоке бесконечных трансформаций, не имея даже возможности замечать метаморфозы жизни из-за стремительности их возникновения и исчезновения. В противоположность этому «наставник сокровенного», маг, может следовать трансформациям естественным образом и даже пользоваться ими. После смерти физического тела он способен, поселившись на одном из этажей Неба, превратиться в «Небесного бессмертного», а может, странствуя по земле и меняя тела, стать «земным бессмертным» - напоминает Учителя Нань Мо-е.

 

Здесь сакральное растворяется в техническом, превращается в некий инструментарий достижения бессмертия. Сам Гэ Хун выступает уже популяризатором некогда абсолютно закрытой традиции. В традиции Гэ Хуна все предельно методично и максимально логично. Он закладывает основы своеобразной даосской логики, которая в виде стройной концепции никогда ранее не встречалась. В основе внутренних трансформаций лежат различные типы превращений энергии-ци, которая составляет основу мироздания как такового. Человек рождается от смешения ци отца и матери, тем самым получая

«изначальное ци» (юань ци). В дальнейшем ци входит в человека в виде дыхания и пищи, таким образом постоянно «восполняя» его жизненные силы. В связи с этим особую значимость приобретают различные методы дыхания и правильная диета, позволяющие человеку не только «вбирать новое и изгонять старое ци», но и проводить алхимические трансформации и сплавления разных ингредиентов прямо внутри самого организма.

Здесь, в нижнем «поле киновари» (еще одно название – даньтянь), в районе живота, ци сплавляется со вторым компонентом - семенем-цзин (которое, как вы помните, может быть и мужским, и женским), что в свою очередь воспроизводит союз ян и инь. Тело человека, представленное в виде одного большого тигля, служит плавильной печью, где выплавляется внутренняя пилюля бессмертия. Компонент ци-цзин при помощи различных дыхательных упражнений, визуализации и концентрации внимания прогоняется по многим каналам внутри человека, которые представлены в виде трубок реторты, пока в конце концов он не поднимется в верхнее «киноварное поле» в голове и не сольется с третьей субстанцией, духом-шэнь. Это, собственно, и знаменует собой получение внутренней пилюли бессмертия.

 

Именно благодаря этой традиции приобрели популярность знаменитые китайские дыхательные упражнения, позже известные под общим названием цигун («достижение мастерства в управлении ци») или нэйгун («внутреннее мастерство»). Параллельно с техникой дыхания и концентрации активно использовалась техника визуализации духов. "Единое" на инструментальном уровне "троично" и выступает как «Три единых» (сань и) или «Три Изначальных» (сань юань). Чаще всего эти «Три изначальных» на изображениях рисовались в виде трех духов или трех старцев над головой медитирующего даоса.

 

Внутренняя пилюля бессмертия выплавлялась последовательно в трех «киноварных полях» (даньтянь): нижнем в районе живота, среднем в районе сердца и верхнем в районе головы. Над каждым из этих даньтянь властвует один из «Трех Изначальных» духов, которые живут в соответствующих органах. Поэтому, например, упражнения,


направленные на «пестование почек» (в частности, сексуальная практика или сидячая медитация) «вскармливали» одного из «Трех Изначальных» и помогали пройти первую фазу «плавления» киноварной пилюли внутри живота.

 

Гэ Хун выступает как один из последних представителей классической, «чистой» традиции южной алхимии и мистики, важнейшей частью практики которых является исключительно личное достижение бессмертия и приобщения к сонму посвященных на основе специальных методик. Позже все эти методы смешиваются с теорией влиятельного северного учения с центром в Сычуани — Тяньшидао («Пути Небесных наставников»).

 

И мы видим, что в других источника речь ведется не о пилюле бессмертия, а о выращивание нового себя – но уже в бессмертном виде. В целом, процесс аналогичный. В процессе переплавок и трансформаций вызревает бессмертный зародыш, который находится в киноварном поле (даньтянь) — полости живота на определённом расстоянии ниже пупка, которая является центром «утробного дыхания».

Зародыш вскармливается и развивается в течение девяти месяцев (в некоторых рецептах указываются другие сроки), после чего покидает тело через макушку, новое тело уже обладает бессмертием.

Сам себя смог родить таким способом Лао-цзы (буквально — старый ребёнок) - матушка Ли вынашивала его 81 год, а комментарии говорят, что Матушка Ли — это не кто иной, как сам Лао-цзы.

 

Для того, чтобы выращивание зародыша стало возможным, нужно не тратить попусту энергию и поддерживать себя особым образом — правильно питаться, не давать хода эмоциям. В частности, не рекомендуется тратить «эссенции» (цзин) — такие как семя и слюна. Были разработаны методы глотания слюны и удержания спермы от семяизвержения. Со Внутренней алхимией была связана также особая сексуальная практика, при которой удерживается семя, но энергии используются для омоложения организма.

 

Те, кто все же решат последовать заветам древних мудрых, и начнут постигать азы – будут разочарованы. Под бессмертием нередко понималось избавление от своего тела («избавление от трупа» - ши цзе) и освобождение души, которая более не распадается на составные части, а продолжает свободно странствовать в пространстве. Не сложно увидеть, что алхимики раннего средневековья видели в этом реальную и недвусмысленную смерть тела, а отнюдь не достижение его вечного существования. Это акт сакрального самоопьянения и самоубийства, не случайно Гэ Хун откровенно замечает, что прием такого средства приводит к тому, что «человек средь белого дня может вознестись на Небеса». С определённого времени бессмертными стали считаться многие знаменитые даосы, которые смогли «освободиться от трупа». При этом после физической смерти труп их заметно уменьшался, сжимался или вообще исчезал, что служило признаком того, что они освободились и улетели на небеса. В соответствии с даосской алхимией в момент достижения бессмертия бессмертный зародыш вылетал наружу через макушку.

 

После прихода в Китай буддизма, представление о бессмертии в физическом теле вступили в противоречие с буддийской теорией о блуждании сознания в сансаре. По


буддийским представлениям бесконечное поддержание жизни в одном и том же физическом теле не имеет смысла, а сознание крутится в бесконечном цикле перерождений. По мере развития даосизма и под влиянием буддизма даосские представления о бессмертии сблизились с буддийскими. Понятие о бессмертии стало интерпретироваться как переход в иные реальности с другими жизненными циклами и другим течением времени, цели сохранения своего тела поменялись на цели духовного саморазвития.

 

 

(11) «…в уединение…» - bìguān [бигуань] - будд. уходить в затвор (от рус. слова - затворяться), уединяться для молитвы (созерцания), ритрит/ ретрит (практика в уединении) - мистико-аскетическая практика, времяпрепровождение, посвящённое духовной практике, зачастую сопровождается постом, молитвой и медитацией. Считается, что способствует отделению внутреннего от внешнего, достижению просветления или бессмертия, исцелению, обретению связи с духами, или же, наоборот, - является защитой от злых духов, способствует достижению неуязвимости.

Ретриты бывают уединённые и коллективные; на коллективных чаще всего проводится обучение практике медитации. Некоторые ретриты проводятся в тишине, тогда как другие сопровождаются интенсивным общением в зависимости от особенностей духовной традиции и участников. Ретриты часто проводятся в сельской местности, в горах или в других удалённых от цивилизации местах. Существуют ретритные центры, к которым также можно причислить монастыри. Некоторые ретриты могут проводиться в темноте (тёмный ретрит), что широко распространено в практике дзогчен школы тибетского буддизма ньингма.

 

Время ретритов используется для размышлений, молитв или медитаций. Ретриты играют чрезвычайно важную роль в буддизме, в котором они стали общепринятой практикой со времён вассы — введённого основателем буддизма Гаутамой Буддой обычая ежегодно уделять ретриту три месяца на период сезона дождей. В дзэн-буддизме ретриты известны под названием сэссин. Медитативные ретриты являются важной практикой в суфизме — мистическом пути ислама. Ретриты также популярны в йога-культуре и во многих христианских церквах, включая протестантизм, католицизм и англиканство, где они рассматриваются как отражение сорокадневного поста Христа в пустыне.

 

 

(12) «…столичным чайным домиком…» - lóu [лоу] - родовая морфема в названиях мест для развлечений и увеселений; чайный домик, публичный дом. Зачастую, чайные домики и представляли собой места, где торговали телом. Все зависело от самого заведения, его типа и направленности. Недаром Дуань Яо так возмутило предложение

«поработать» в подобном месте.

 

 

(13) «Братец Гу…» - Гу-сюн - xiōng [сюн] - уважаемый друг, глубокоуважаемый (вежливое обращение к сверстнику); старший брат; старший.

 

 

(14) «…«Фужунъюань»…» - fúróng [фужун]

1) бот. гибискус изменчивый (Hibiscus mutabilis L.);


2) лотос; лотосовый (также обр. в знач.: красота; прекрасный); прекрасное лицо [красавицы].

 

yuàn [юань]

1) зверинец, питомник, заповедник;рассадник; сад, парк; собрание;







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.171.18 (0.009 с.)