ТОП 10:

Билет 21. Как мировоззрения Возрождения изменило перспективу в живописи. Дученто, Треченто, Кварточенто. Дж. Чимабуэ, Д. Джотто, М. Мазаччо.



Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; - "снова" или "заново роджённый") — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи— начало 14 — последняя четверть 16 веков и в некоторых случаях — первые десятилетия 17 века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения— светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в 14 веке. Художники этого времени, при создании полотен традиционной религиозной тематики отталкивались от традиции интернациональной готики, однако начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении. Для обозначения их творчества используется термин Проторенессанс. Различные века в истории итальянского искусства имеют названия, образованные от соответствующих числительных:

§ дученто — 1200-е. От итал. ducento (двести). Интернациональная готика.

§ треченто — 1300-е. От итал. trecento (триста). Проторенессанс.

§ кватроченто— 1400-е. От итал. quattrocento (четыреста). Раннее Возрождение, Высокое Возрождение.

§ чинквеченто — 1500-е. От итал. cinquecento (пятьсот). Конец Высокого Возрождения, Позднее Возрождение.

ЧИМАБУЭ (Cimabue),наст. имя Ченни ди Пеппо (Cenni di Peppo)(с 1272 по 1302)

Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Работал во Флоренции, Ассизи, Пизе, Риме. Упомянут в Божественной комедии Данте как художник, превзойденный только Джотто.

Творческое формирование Чимабуэ связано с господствовавшей в итальянской живописи XIII в. "греческой манерой" и с тенденциями к художественному обновлению, наметившимися в современной ему византийской живописи, с новой, более человечной, обращенной к живому чувству религиозностью; в его работах есть и точки соприкосновения с новаторскими исканиями его итальянских современников — живописца Каваллини, скульпторов Н. и Дж. Пизано. Среди немногих дошедших до нас работ Чимабуэ видное место занимают колоссальные (до 4 м в высоту) алтарные образы. Чимабуэ вносит в алтарную картину новое эстетическое начало, наделяя Мадонну и ангелов гармонической красотой классического типа, сообщая им легкую задумчивость, придавая линиям округлость и плавность, мягко моделируя формы. Чимабуэ достиг как большой драматической силы (Распятие), так и новых для того времени пространственных эффектов, перенеся действие на неглубокую сценическую площадку, обозначив ее ракурсами архитектурных кулис; в Падении Вавилона он одним из первых использовал для передачи глубины пространства т. н. античную перспективу.

Уже у Джотто (1266—1337) вместе с динамикой жестов и внутренних переживаний и с первыми элементами перспективы иконописная статика взрывается и возникает явное сценическое пространство, и с тех пор интерьеры церквей заполняются не просто фреской или картинами, но именно многоярусными сценами, когда уже не тематика, разумеется, библейская, привлекает взор прихожан, а предельно выразительная, динамичная и красочная театральность, в которой отныне художник, - не богомаз, а художник эпохи Возрождения, - находит свое вдохновение, свою эстетику, эстетику Ренессанса.

В начале 15 века Филиппо Брунеллески (1377—1446), флорентийский ученый и архитектор, открыл и описал законы линейной перспективы в живописи. Это позволило художникам получать совершенные изображения трёхмерного пространства на плоском полотне картины. Другим важным шагом стало появление нерелигиозного, секулярного искусства. Портрет и пейзаж утвердились как самостоятельные жанры. Даже религиозные сюжеты приобретали иную трактовку — художники Возрождения стали рассматривать их персонажей как героев с ярко выраженными индивидуальными чертами и человеческой мотивацией поступков.

 

Отдельные перспективные приёмы применялись уже в античной живописи (фрески Помпей), однако научная теория перспективы появилась лишь в эпоху Возрождения . В 1435 году появляется первый плод теоретической мысли Л. Б. Альберти — трактат «Три книги о живописи». «Три книги о живописи» Альберти представляют собой первый в европейском искусствознании теоретический труд, в котором сформулированы основные положения учения о живописи. Значение его огромно. Альберти не только сформулировал теорию живописи, но и наметил дальнейшие пути развития искусства.

Его «Книги о живописи» стали руководством для художников. Так предполагал и сам Альберти, который в посвящении к книге назвал имена Брунеллески, Донатело, Гиберти и Луки делла Роббиа. Недаром этот трактат имел две редакции — латинскую, предназначенную для ученых, и итальянскую, предназначенную для художников.В основу своей эстетики живописи Альберти положил подражание природе.

Это стало одним из наиболее важных открытий, благодаря которому совершился переворот в живописи и родилась станковая картина. Фигуры людей, предметы и пространство стали изображаться в соответствии с законами зрительного восприятия человека, с одной точки зрения. Перспективу, на основе которой создавали свои произведения ренессансные мастера, называют прямой или линейной. Все прямые линии сходятся на изображённой в картине линии горизонта в одной точке (точке схода); масштаб фигур и предметов уменьшается по мере удаления от зрителя. Прямая перспектива позволила художникам передавать на плоскости трёхмерное пространство (убегающие вдаль улицы и реки, интерьер комнат и т. д.) и объёмы фигур и предметов.

Наряду с архитектором Брунеллески и скульптором Донателло Мазаччо является основоположником искусства Раннего Возрождения, утвердившим в живописи новые эстетические представления о мире и человеке, новые изобразительные принципы. Становление Мазаччо как художника протекало в обстановке мощного общественного и культурного подъема во Флоренции, широкого распространения гуманистических идей, формирования ренессансных художественных принципов в архитектуре и скульптуре. Работы Мазаччо свидетельствуют о том, что он изучал росписи Джотто, проявлял интерес к работам современников-скульпторов, был знаком с архитектурными идеями Брунеллески и разработанными последним принципами линейной перспективы. Новаторство Мазаччо особенно полно раскрылось в его фресковых росписях в капелле Бранкаччи (ок. 1427—1428, Флоренция, церковь Санта Мария дель Кармине), посвященных истории апостола Петра. Живописная система Мазаччо включает принципиально новую трактовку светотени, у его предшественников бывшей средством передачи эффекта скульптурной объемности форм при помощи постепенного сгущения или высветления основного тона. Светотень у Мазаччо связана со светом и тенью как самостоятельными природными и художественными факторами. Частично опираясь на опыт франко-бургундской миниатюры нач. XV в. (по-видимому, знакомой ему в интерпретации Джентиле да Фабриано), он лепит формы светом.

Принципы, разработанные Мазаччо, нашли наиболее законченное, логически ясное выражение в его последней работе — фреске Троица (1427—1428, Флоренция, церковь Санта Мария Новелла). Эта роспись, выполняющая роль монументальной алтарной картины и воплощающая сложную теологическую программу, стала классическим образцом ренессансной композиции. В работе над Троицей Мазаччо впервые использовал картоны — подготовительные рисунки, при помощи сетки квадратов перенесенные на стены. Такой этап работы над живописным произведением получил широкое распространение в эпоху Возрождения.

Умерший в возрасте 27 лет, не получивший при жизни признания в официальных и гуманистических кругах, Мазаччо оказал мощное воздействие на всех современных ему флорентийских живописцев и формирование флорентийской живописной школы XV в. К его наследию обращались и мастера Высокого Возрождения, в том числе Микеланджело и Рафаэль.




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь - 54.224.164.166