Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Бил. Гуманизм ренессанса. Франческа петрарки, джованни боккаччо, джованни пика дела мирандоллы, джорджи вазари, томас мор. В чем смысл антропологической идеологии.
Содержание книги
- Билет 1. Периодизация, главные особенности и функции первобытной культуры. Архитектура, скульптура и наскальная живопись. Предметы быта.
- Билет 8. Чем отличается понятие божественного единства у философов Древней Греции и Средневековья.
- Бил. Гуманизм ренессанса. Франческа петрарки, джованни боккаччо, джованни пика дела мирандоллы, джорджи вазари, томас мор. В чем смысл антропологической идеологии.
- Билет 20. Каие новые формы приобрел театр возрождения. Пьесы лопе де вега, П. Кальдерона, У. Шекспира. Музыка.
- Билет 21. Как мировоззрения возрождения изменило перспективу в живописи. Дученто, треченто, кварточенто. Дж. Чимабуэ, Д. Джотто, М. Мазаччо.
- Билет. Чинквеченто (Высокое Возрождение). Искусство Рафаэль Санти.
- Билет 27. Чинквеченто (Высокое Возрождение). Художники Т. Тициан, Я. Тинторетто, Эль Греко.
- Билет 30. Северное Возрождение. Художники А. Дюрер, Г. Гольбейн, Лукас Кранах Старший.
- Живопись 17 века. Внестилевое направление - новые художественные принципы?
- Художники вермер дельфтский, рембрандт ванн рейн. (про рембрандта много, но почитайте, интересно)
- Искусство художников Х. Риберы, Ф. Сурбарана, А. Веласкеса. Что такое живопись «Малых Голландцев»?
- Жанровая живопись XVIII века
- Билет 40.Каковы характерные черты стиля рококо, классицизма, сентиментализма?
- Билет 41. Романтизм как особый тип восприятия мира и человека 19 века. Художники Э. Делакруа, Т. Жерико, графика О. Бердслея.
- Билет. Как промышленный переворот и культурный прогресс в 19 веке повлиял на развитие культуры. Что такое символизм и активное отношение к форм.
- Билет 46. Что такое Культура модернизма. Художник гюстав климт. Что такое искусство фовизма. Художники М. Вламинк, М. Марке, А. Матисс, А. Дерен.
- Билет 47. Что такое искусство Эксприссионизма? Художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, К. Кольвиц, Э. Мунк, О. Дикс. Что такое Кубиз? Художники П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже.
- Билет 48. Что такое искусство футуризма. Художник А. Северини. Философия и психология искусства сюрреализма. Художники М. Шагал, С. Дали, П. Клее, Ж. Миро
- Билет 50. Философия постмодернизма. Скульптура и архитектура. Кино и театр. Массовое и элитарное искусство. Искусство и его зритель. Что представляет собой современный дизайн.
Европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине 14в, существовало до середины 16в; с конца 15в перешло в Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны.
Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.
Ренессансный «гуманизм» — это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин „гуманизм“ в этом плане является в чем-то синонимом слова „антропоцентризм“ и противостоит термину „теоцентризм“. В противовес религиозной философии Западной Европы гуманистическая философия ставит своей задачей изучение человека со всеми его земными и не-земными нуждами. Взамен онтологических вопросов на первый план выдвигаются вопросы этические»
в сочинениях английского философа и политического деятеля Томаса Мора (1478—1535) формулируется общественно-политический идеал гуманизма — знаменитая “Утопия”, как образ “идеального государства”. В основе этого идеала лежит не только отрицание частной собственности и признание собственности общественной, как это принято считать, но и некая религия “почитания Божественной природы” с верховным единым богом Митрой. При этом конкретных религий в Утопии множество, а религиозные убеждения “утопийцев” сочетаются с почитанием светской науки.
Для Эпохи Возрождения характерны антиклерикальные настроения. Антиклерикализм — это критика Церкви, как организации, взявшей на себя обязанности обеспечить верующим общение с Богом. Антиклерикальные идеи проявились во многих произведениях XIV—XVI вв. Например, знаменитый "Декамерон" Джованни Боккаччо буквально наполнен сатирическим изображением образа жизни монахов, священников, церковных деятелей вообще.
Петрарка призывает к самому активному изучению философского наследия античности, к возрождению идеалов античности, к возрождению того, что позднее получило название “античного духа”. Ведь его, как и многих древних мыслителей, интересовали прежде всего внутренние, морально-этические проблемы человека. Франческо Петрарка не создал какого-то законченного философского учения. Более того, он постоянно подчеркивал свое собственное незнание философской проблематики. Но его роль в истории западноевропейской философии заключается в том, что он как бы обозначил главные пути развития философской и общественно-политической мысли своего времени, призвал современников обратить пристальное внимание на проблемы человеческой личности. Он указал и средство, с помощью которого эти проблемы можно осветить — возрождение античной философии
Джованни Пико делла Мирандолла — яркий представитель гуманистической тенденции, стремящейся к синтезу многих начал в философии. Сам Пико говорил: “Для себя же я решил, никому не присягая на верность, пройдя путями всех учителей философии, все исследовать, изучать все школы”. В этой решимости выразилось его стремление к созданию некой “единой философии”, которая могла бы полностью ответить на все вопросы человеческого разума. Интересно, что незадолго до смерти Пико высказал мысль о возможности примирить в одном учении даже Платона и Аристотеля. В этом смысле, он был солидарен со своим старшим товарищем по Платоновской Академии Марсилио Фичино, который разрабатывал идею создания “всеобщей религии”. Наибольшее внимание Пико делла Мирандола уделял еврейским мистическим учениям, прежде всего Каббале. В эпоху Возрождения считалось, что Каббала имеет древнейшие корни и восходит к самому Моисею, поэтому она содержит глубинные тайные знания, передававшиеся из поколения в поколение. Так считал и сам Пико. Позднее было установлено, что Каббала появилась намного позднее, в Средние века, а наиболее завершенный вид она получила в кругу средневековых испанских евреев XII—XIII вв.
В философском отношении мировоззрению Пико делла Мирандола присущи пантеистические взгляды, сходные с идеями Фичино: Бог как некое абстрактное единство, обязательно присутствует во всем, однако, являя собой полноту мира, Бог находится вне мира. По этой причине, Бог, как цельная самосущность, в принципе непознаваем. Но так как мир одушевлен Им, то существует возможность познания мира, его души, причем, с помощью математики — пифагорейским “числом”: “Повсюду, где есть жизнь, там есть и душа, а там, где душа, есть и разум”, — писал Пико делла Мирандола.
Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном обществе в одном — общество должно быть построено на принципе справедливости, который недостижим в реальном мире.
Именно отсутствие частной собственности, по мнению Томаса Мора, создает условия для рождения общества всеобщей справедливости. Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса Мора самоцелью — это всего лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возможность развитию человеческой личности.
Антропология наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Обоснование места антропологии среди других наук было дано Ф. Энгельсом, определившим её как науку, опосредствующую «... переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории»
В эпоху Возрождения для развития антропологических знаний большое значение имел общий прогресс в развитии науки и резко возросший интерес к физической и духовной жизни человека. Огромный шаг вперёд был сделан в изучении анатомии человека, благодаря трудам Везалия, Леонардо да Винчи и др. Некоторые из анатомов и художников уделяли большое внимание вариациям органов человека, а также разным типам его телосложения. Немецкий художник Дюрер, например, написал специальный трактат «Четыре книги о пропорциях» (1528).
Билет. Литература. Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Эразм Ротердамский, Франсуа Рабле, иллюстратор Гюстав Доре, Мигель де Сервантес, Вильям Шекспир. Что нового открылось в образах Возрождения?
Франческо Петрарка родился 20 июля 1304 года в городе Ареццо (Италия).
Он был выходцем из семьи нотариуса и должен был продолжать дело отца, но право мало занимало его. К тому же после смерти отца Петрарка по завещанию получил только рукопись Цицерона. Отсутствие средств к существованию заставило его стать священником. Поселившись в Авиньоне и приняв духовный сан, Петрарка впервые встретил свою возлюбленную, Лауру, которой в последствие посвящал свои знаменитые сонеты. Лаура была для него объектом преклонения и чистой платонической любви. Несмотря на то, что виделись они всего несколько раз и не были по-настоящему знакомы, Петрарка пронес это чувство через всю жизнь. Даже после того как жизнь Лауры унесла эпидемия чумы, Петрарка ещё десять лет воспевал её. Лауре Петрарка посвятил сборник своих итальянских стихов «Canzoniere». Книга делится на две части: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры», написанные соответственно до и после смерти возлюбленной. Образ Лауры в лирике Петрарки отличается от другой подобного рода лирики (например, сонетов Данте к Беатриче), тем, что героиня не превращается в бесплотный символ красоты и совершенства. Будучи идеалом в глазах поэта, образ Лауры остается вполне реальным и осязаемым. Книга «Canzoniere» выдержала более двухсот переизданий ещё до начала 17 века. Кроме лирики на итальянском языке, перу Петрарки принадлежит и некоторое количество произведений на латыни. Это две его автобиографии, одна из которых создана в форме диалога поэта с Августином Блаженным. В ней Петрарка противопоставляет собственное гуманистическое мировоззрение средневековой схоластике и утверждает величие человека и его особенное место в мире, созданном Богом. Франческо Петрарка скончался 19 июля 1374 года в деревня Арква неподалёку от Падуи (Италия). Джованни Боккаччо — автор ряда исторических и мифологических сочинений на латинском языке. Главным произведением Боккаччо, обессмертившим его имя, был его прославленный и ославленный «Декамерон». Джованни Боккаччо был незаконным сыном флорентийского купца и француженки и родился летом 1313 года (точнее неизвестно). Его семейство происходило из Чертальдо, почему он сам называл себя Боккаччо да Чертальдо. Склонность к поэзии у Джованни проявилась в раннем детстве. Но когда мальчику исполнилось десять, отец отдал его в ученье к купцу. Купец провозился с отпрыском, у которого наблюдалась стойкая неприязнь к купеческому делу, почти шесть лет, а затем отправил его обратно к отцу. Но до «освобождения» было еще далеко: Боккаччо пришлось еще 8 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе. И все без толку. Наконец, отец непокорного юноши окончательно потерял терпение и позволил ему изучать каноническое право. В 1348 году, после смерти отца, Боккаччо получил возможность отдаться своей склонности к литературе. Во время своего пребывания при дворе неаполитанского короля Роберта он подружился со многими учеными того времени и даже снискал расположение молодой королевы Иоанны и молодой принцессы Марии. В 1349 году Боккаччо окончательно поселился во Флоренции и неоднократно был избираем своими согражданами для дипломатических поручений. Его стараниями флорентийцы, некогда изгнавшие своего великого гражданина Данте, учредили особую кафедру для объяснения поэмы последнего, и эта кафедра была поручена в 1373 году Боккаччо. Джованни Боккаччо умер 21 декабря 1375 года в Чертальдо в возрасте около 62 лет. Джованни Боккаччо — автор ряда исторических и мифологических сочинений на латинском языке. Главным произведением Боккаччо, обессмертившим его имя, был его прославленный и ославленный «Декамерон». Джованни Боккаччо был незаконным сыном флорентийского купца и француженки и родился летом 1313 года (точнее неизвестно). Его семейство происходило из Чертальдо, почему он сам называл себя Боккаччо да Чертальдо. Склонность к поэзии у Джованни проявилась в раннем детстве. Но когда мальчику исполнилось десять, отец отдал его в ученье к купцу. Купец провозился с отпрыском, у которого наблюдалась стойкая неприязнь к купеческому делу, почти шесть лет, а затем отправил его обратно к отцу. Но до «освобождения» было еще далеко: Боккаччо пришлось еще 8 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе. И все без толку. Наконец, отец непокорного юноши окончательно потерял терпение и позволил ему изучать каноническое право. В 1348 году, после смерти отца, Боккаччо получил возможность отдаться своей склонности к литературе. Во время своего пребывания при дворе неаполитанского короля Роберта он подружился со многими учеными того времени и даже снискал расположение молодой королевы Иоанны и молодой принцессы Марии. В 1349 году Боккаччо окончательно поселился во Флоренции и неоднократно был избираем своими согражданами для дипломатических поручений. Его стараниями флорентийцы, некогда изгнавшие своего великого гражданина Данте, учредили особую кафедру для объяснения поэмы последнего, и эта кафедра была поручена в 1373 году Боккаччо.
разм Роттердамский занимает совершенно особенное место в истории. Впервые ученый и писатель получил такое влияние и славу. Никто до него не был так популярен. А после так знаменит был толькоВольтер. Самые могущественные правители и самые известные учёные считали за честь находиться с ним в переписке. Когда он прибывал в какой-нибудь город, ему устраивали торжественную встречу, которой не удостаивались иногда и государи. Всё это было тем более удивительно, что свой жизненный путь Роттердамский начинал как незаконнорожденный сирота, изгой общества. Эразм Роттердамский родился 28 октября 1466 года, в Гауде, неподалеку от Роттердама. Родители его не состояли в браке. В юности он вынужден был уйти в монастырь. Но жизнь в стенах монастыря казалась Эразму скучной, а нравы монахов чудовищными. Зато у него была масса времени на изучение классических языков и литературы. Вскоре талантливый и обладающий выдающимися познаниями юноша нашел себе богатых меценатов, а вместе с тем и дорогу из монастыря. Больше нигде он не задержится слишком долго. Вся дальнейшая жизнь Эразма прошла в постоянных путешествиях. Деятельность Роттердамского была очень разнообразна. Он коллекционировал рукописи классических авторов и занимался их издательством, впервые применил научные приемы к богословию, подготовил почву для реформации церкви, преподавал в университете богословие. Кроме того, являлся автором собственных литературных произведений. Его «Похвала глупости» представляет собою пародию на популярный тогда панегирик. Автор позволил глупости самой похвалить себя. От многих сатириков его отличал тон. Эразм почти никогда не смеялся зло, он просто благодушно подшучивал над несовершенствами людей. Роттердамский пользовался популярностью среди многих правителей. Все они хотели получить от него мудрые наставления. Карл V, император Священной Римской Империи, пожаловал ему чин «королевского советника», что впрочем не обязывало Эразма давать советы и вообще находиться при дворе. Он продолжал путешествовать почти до самой смерти. Умер Эразм Роттердамский в Базеле в ночь на 12 июля 1536 года Франсуа Рабле родился в 1494 года в Шиноне (Турени, Франция) в семье судебного чиновника. Точная дата рождения неизвестна. Около 1511 года Рабле поступает во францисканский монастырь в Пуату. Эти монастыри в ту пору остаются в стороне от гуманистических устремлений и даже изучение греческого считают уступкой ереси, поэтому изучение Рабле латыни и греческого навлекают на него недовольство монастырского начальства. В 1525 году епископ Жофруа д'Эстиссак берёт Рабле к себе секретарём. В 1530 году, оставаясь в духовном звании, Рабле появляется в известной медицинской школе в Монпелье и уже через шесть недель готов держать экзамены на бакалавра – несомненно, что медициной он занимался и прежде. В 1531 году он становится врачом городской больницы в Лионе. В это время Рабле известен как врач, знаток современной и античной медицины, комментатор отца греческой медицины Гиппократа и римского учёного Галена, автор научных работ. С 1532 года Рабле, занимаясь в основном врачебной деятельностью, несколько раз ездит в Италию, пишет и публикует ряд книг, основанных на одной из многочисленных народных переделок средневековых романов о деяниях великанов. Это «Страшные и ужасающие деяния и подвиги достославного Пантагрюэля», «Пантагрюэлево предсказание», «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля». Двенадцать лет спустя вышла «Третья книга», а следом – «Четвертая книга». Это время отмечено переменами в религиозной политике Франциска I – репрессиями против сторонников Реформации и учёных-гуманистов. Теологи Сорбонны добиваются запрещения «грешных» книг Рабле. В 1547 году, гонимый католическими фанатиками, Рабле покидает Французское королевство и зарабатывает себе на жизнь ремеслом медика в Меце. Последнее десятилетие своей жизни выполняет и дипломатические поручения. 3 апреля 1553 Рабле умирает в Париже. Через 10 лет после его смерти выходит «Пятая книга». Источники пятитомного романа, составляющего своеобразную энциклопедию французского Ренессанса, кроются в народной смеховой культуре средневековья, в карнавальных празднествах, отменяющих на время сословные привилегии, религиозные запреты и общественные нормы, в фамильярной площадной шутке, в уличной речи, не чуждой грубости и даже ругательств. Доре (Doré) Гюстав (1832—1883) — французский график. Прославился живописно-динамичными, гротескно-выразительными иллюстрациями — полными фантазии и юмора текстовыми рисунками к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» Рабле (1854) и «Озорным рассказам» Бальзака (1855—1856), романтически-эффектными страничными рисунками к «Божественной комедии» Данте (1861), «Дон Кихоту» Сервантеса (1862—1863), Библии (1864—1866), гравировавшимися группой мастеров торцовой ксилографии. Социальная острота присуща сценам жизни лондонской бедноты (1860—70-е гг.). С начала 1860-х гг. занимался живописью, офортом, позже — скульптурой.
Мигель де Сервантес Сааведра родился 29 сентября 1547 года в Алькала-де-Энарес в бедной дворянской семье. В молодые годы он служил в армии, отличился в морском сражении при Лепанто (1571), закончившемся победой христиан. Именно в этой баталии по одной из версий он потерял руку. На пути домой был захвачен алжирскими пиратами и продан в рабство. Несколько раз пытался бежать, но неудачно. В 1580 году Сервантес был выкуплен из неволи христианскими миссионерами. Обосновавшись в Мадриде, он вплотную занялся литературным творчеством. Опубликовав несколько произведений, не имевших шумного успеха, Сервантес переехал в Севилью. Причиной переезда послужила и скудость заработка. В Севилье он поступил в интендантскую службу. Она давалась непросто: при выполнении своих обязанностей он терпит множество неудач и даже попадает в тюрьму. Жизнь его в этот период – сплошная череда лишений, бедствий и невзгод. Но он не бросает писательства. Собственная судьба становится для него средством для изучения испанской жизни во всех ее проявлениях. В 1604 году Сервантес опубликовал первую часть своего романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий», который получил огромный успех как в Испании, так и за ее пределами. С этих пор до самой смерти литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в 1604 – 1616 годах появились вторая часть «Дон Кихота», новеллы, многие драматические произведения, поэма «Путешествие на Парнас» и роман «Персилес и Сихизмунда», напечатанный уже после кончины автора. Сервантес работал до последнего дня жизни. За несколько дней до смерти он постригся в монахи. 23 апреля 1616 года он скончался от водянки. Благодаря роману о Дон-Кихоте его имя навсегда вошло в списки авторов величайших произведений мировой литературы.
Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в Стратфорд-он-Эйвон в семье ремесленника. Отец его был перчаточником, пользовавшимся уважением в городе. Один раз отец даже был избран мэром. Уильям учился в грамматической школе, считавшейся одной из лучших; основными предметами в ней были английский, латинский и древнегреческий языки. В 18 лет Шекспир женился на дочери соседа-помещика. Жена его была старше на 8 лет, в семье было трое детей. Около 1587 года Уильям перебрался в Лондон, примерно в 1593 году вступил в театральную труппу Р.Бербеджа, работая и как актер, и как режиссер, и как драматург. С 1590 по 1594 год Шекспиром созданы так называемые «ранние хроники» – исторические пьесы «Ричард III», «Генрих IV», трагедия «Тит Андроник», комедии «Укрощение строптивой», «Комедия ошибок». Он пишет поэмы — «Венера и Адонис» (1593) и «Лукреция» (1594), сонеты, пьесы. Только сонетов в период с 1592 по 1600 год им написано более полутора сотен. В 1595–1600 годах Уильямом Шекспиром были написаны «Король Джон», «Ричард II», «Два веронца», «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта», «Венецианский купец». Этот период в творчестве Шекспира завершился поистине выдающимися комедиями «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего», «Виндзорские проказницы». В начале 1600-х в творчестве Шекспира наступил перелом – главным жанром для него становится трагедия. В период 1608–1614 годы Шекспир создает одни из лучших своих произведений: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». За свою творческую жизнь великий драматург написал 17 комедий, 11 трагедий, 5 поэм, более 150 сонетов и около 10 хроник. До сих пор не утихают споры о том, был ли Шекспир автором всех этих и других произведений. Вскоре по неизвестным причинам Шекспир уходит в отставку и возвращается из Лондона домой, где в кругу семьи и проводит свои последние годы жизни. Есть предположения, что он был в этот период болен: его завещание, датированное 15 марта 1616, написано весьма неразборчиво. Скончался великий драматург 23 апреля 1616 года. Согласно завещанию, его тело захоронено под алтарём церкви в Стратфорде.
|