Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и терминологическое соотнесение понятий «традиция», «обычай», «обряд», «ритуал» и «церемония».↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для того чтобы определить понятие "церемония чествования", вначале необходимо выявить сущность понятия "церемония", а для этого следует выявить характер, взаимодействия и взаимосвязи этого понятия с понятиями "традиция", "обычай", "обряд" и "ритуал", так как в научной литературе единая точка зрения по этому вопросу отсутствует. Традиция (от лат. traditio - передача, повествование, предание) – это элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. В.Д. Серых дает более расширенное определение понятию "традиция". "Традиция - своеобразное общественное явление, особая форма общественных отношений, проявляющихся в переходящих от поколения к поколению действиях, обычаях, принципах и нормах взаимоотношений между людьми. Традиции предполагают привычные представления и вкусы, идеи и убеждения, воплощенные в различных направлениях искусства, в науке, политике, обусловленные общественными отношениями и опирающиеся на силу общественного мнения". Таким образом, на основе данных определений мы выяснили, что традиции выполняют психологическую, социальную и педагогическую функцию. Социальная роль традиций состоит в том, чтобы закрепить и воспроизвести в новых поколениях людей установившиеся способы жизнедеятельности, типы мышления и поведения. Педагогическая роль традиций заключается в передаче нравственных ценностей, накопленных старшим поколением, младшему. В широком педагогическом смысле воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Таким образом, традиции - это специфическая форма функционирования общественных отношений в виде устойчивых, повторяющихся, передающихся массовых идей, принципов, чувств, которые выражают ценностные отношения людей к основным видам духовной и материальной деятельности. Традициями выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, ритуалы и т.д. Это означает, что традиции не только сводятся к наиболее стереотипным своим проявлениям, как ритуал и обычай, но и распространяются на более широкую область социальных явлений. В научной литературе авторы рассматривают понятие "обычай" в соответствии со спецификой его содержания и назначения. Л.Г. Набиуллин рассматривает "обычай - как общепринятый порядок, образ действий, общепринятая норма поведения, то есть это то, что стало уже привычным, усвоенным, прочно вошло в обиход народа". Это традиционно принятый порядок, привычный образ действий, соблюдающийся в силу прочно установившихся привычек, передаваемый из поколения в поколение и охраняемый общественным мнением". Социальная, психологическая и педагогическая роли обычая те же, что и традиции, но сферы их действия уже различаются. Если традиции имеют место во всех сферах духовной и материальной жизни, то обычай существует лишь в отдельных ее областях, главным образом в сферах быта, общения, семейных отношений. Обычай – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи в процессе исторического развития заменяются новыми. В истории культуры понятия "обычай", "обряд", "ритуал", "церемония" не всегда различались. В современной же научной литературе делаются попытки разграничить, определить и выявить сущность этих понятий. По мнению Л.Г. Набиуллина, обычай часто отождествляют с обрядом, являющимся однотипным действием в сходных, повторяющихся длительное время обстоятельствах. И если от традиции обычай отличается более узкой сферой проявления, то от обряда - характером действия. Обычай является практическим действием, задача которого - дать образец для подражания, показать, как надо действовать, чтобы унаследовать имеющийся опыт в поведении, труде, образе жизни и достичь реальных результатов. Обряд от обычая, по мнению доктора философских наук Н.А. Костикова, отличает его символичность, образность, условность. Характерным для обряда является художественное оформление всего его комплекса. В основе русского термина "обряд" лежит слово "обряжать", что значит - приводить в должный вид, упорядочивать, украшать, убирать, делать парадным и красивым. В связи с этим Н.А. Костиков замечает: "От слова "обряд" так и веет седой стариной, с ее движением старообрядцев, ряжеными, церковными службами. По мнению С.И. Ожегова, обряд представляет собой определенную, своеобразную церемонию. Но в термин "церемония" все же вкладывается более широкое значение. К церемонии относят любое официальное, в том числе и торжественное действие, в том числе и обряд, порядок проведения которого заранее оговорен, обусловлен и отступление от него считается недопустимым. Так, например: прием послов, вручение верительных грамот, награждение государственными наградами, прием в честь какого-то юбилея или праздника. В самом широком истолковании церемонией считают внешнюю форму проведения каких-либо официальных действий в отношениях между людьми. Церемониалом называют сам план, порядок проведения церемонии. В.Д. Карандашов отмечает: "... в нашем понимании, церемонии - это те же обряды, но более динамичные, торжественные, официальные, так как они всегда выражают содержание тех ритуалов и традиций, которые связаны с наиболее значительными событиями в общественной и личной жизни". Церемония выражает содержание тех традиций, которые связаны с наиболее значительными событиями общественной жизни". Многие авторы рассматривают ритуал и обряд как синонимы. В соответствии с различными точками зрения по данному вопросу их авторов можно разделить на следующие группы. Первая группа авторов, определяя суть понятия "ритуал", приравнивает его к обряду, церемонии. Г.А. Ашев, отмечает, что нельзя рассматривать ритуалы как "установленный порядок". Он считает, что ритуалы зарождались и развивались под решающим воздействием той или иной общественно-экономической формации как одна из разновидностей традиций, так как они всегда представляли собой своеобразные символические действия, осуществляемые долгое время по традиции и лишь затем по «установленному порядку». Традиционные ритуалы со временем фиксируются не только в общественно-психологическом сознании, но и закрепляются в определенной знаковой системе - в так называемых письменных документах: в законах, уставах, приказах, директивах, наставлениях, рекомендациях, методиках. Ритуал ( от лат. ritualis - обрядовый) – вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых); выражает определённые социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражением культовых отношений. Ритуал играет важную роль в жизни общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. В современном обществе сохраняется главным образом в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т.п.). При рассмотрении ритуалов с точки зрения их формы и содержания нужно иметь в виду, что эти категории в зависимости от того, в какой связи и на каком структурном уровне они рассматривались, имеют разный смысл. Во-первых, ритуалы являются одной из форм традиций. Во-вторых, в каждом конкретном случае различаются их форма и содержание. Однако нельзя произвольно конструировать связи элементов в ритуалах, якобы отражаемых категориями "форма" и "содержание". По мнению В.Д. Карандашова реализация церемонии всегда представляет собой проведение совокупности традиционных обрядов и ритуалов. Церемонии не могут выполнять роль формы обрядов и ритуалов, так как последние сами составляют лишь основные элементы содержания церемоний. Ритуалы в действительности являются наглядной формой конкретно-чувственного выражения определенных традиций. О неразрывной связи обрядов и ритуалов как основных элементов церемонии говорит и этимология слова "ритуал", которое произошло от латинского слова "ritus" - обрядовый и ritualis - церемония. Г.С. Карнеев, определяя понятие "ритуал", пишет, что "... ритуалы выражают внутренний смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества, определяют определенные социальные отношения и существующий социальный порядок". «Ритуал – это совокупность обрядов сопровождающих религиозный акт и составляющих его внешнее оформление». «Церемониал (лат. Ceremonia - обряд) – официально принятый распорядок торжественных приемов, шествий и т.п». В общепринятом понимании ритуал определяется как специфический способ деятельности, причём «стереотипизированной деятельности». Ритуал – это своеобразный алгоритм символического общения социальных субъектов. Он передается из поколения в поколение и играет важную роль в социальной интеграции общества. Обладая огромной степенью социальной значимости, ритуальность символических действий выполняет социо-нормативную функцию в праздничном общении. Ю. С. Мартемьнов и Ю. А. Шрейдер впервые обосновали ритуальное символическое действие как самоценное поведение социальных субъектов. Важность этого типа действия для организации праздничного общения подчеркивает Н. А. Хренов. Исследуя социально-психические аспекты теории зрелищ, вскрыл суггестивное влиянии ритуально-символического действия, как на самих исполнителях, так и на тех, кто это созерцает. Социально-психологическая природа ритуально-символических действий не только характеризует их генетическую связь с игрой, но и указывает на их соционормативный характер и обосновывает принципы организуемого ими праздничного общения. Однако нормативное предписание и установленный порядок исполнения символического действия не устраняют возможности для каждого человека проявить своё понимание смысла этого действия в деятельной импровизации. Деятельная импровизация становится возможной только в том случае, если социальные субъекты в совершенстве владеют художественным ходом, на языках которого организуется символическое действие. Применительно к символическому действию понятие «КОД» (или язык общения) может употребляться в двух смыслах: как план содержание или как план выражения символического действия. В символическом действии праздника используются следующие «коды»: · АКЦИОНАЛЬНЫЙ – специфические церемониальные действия, смысл которых заключается в порядке их исполнения; · АТРИБУТИВНЫЙ – предметы, используемые как средство выражения смысла символического действия; · ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ – действия – носители ролей в символическом действии, обусловлены нормативными требованиями культуры празднования; · ЛОКАТИВНЫЙ – ритуально отмеченные места действий; · ТЕМПОРАЛЬНЫЙ – временные точки или отрезки, к которым приурочены символические действия; · ВЕРБАЛЬНЫЙ – словесно-поэтический тип текстов, атрибутивно принадлежащих конкретному символическому действию; · МУЗЫКАЛЬНЫЙ – интонационно звуковой ряд в сочетании со словами или действиями; · ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ – условно трагические символы и символы атрибутики. Доминантой символического действия в праздничном общении в одном случае может быть сам процесс действия, в другом – предмет, в третьем – слово, в четвертом – персонаж, в пятом – место действия. Все элементы символического действия, принадлежащие разным социокультурным кодам, объединены ритуальной семантикой. Они взаимодействуют двумя путями: через функциональное взаимодействие и через функциональное наложение одного кода на другой. Последний путь формирует специфический праздник – ЦЕРЕМОНИЮ. В современном празднике широкое распространение получили следующие типы церемоний: · ЦЕРЕМОНИИ-ВОЗЛОЖЕНИЯ (памятных гирлянд, венков, цветов); · ЦЕРЕМОНИИ-НАГРАЖДЕНИЯ (правительственными наградами, памятными знаками, грамотами, медалями); · ЦЕРЕОНИИ-ПРИСВОЕНИЯ (почетных званий, рабочих разрядов); · ЦЕРЕМОНИИ-«ОБРЯЖЕНИЯ» (героев обрядового действия); · ЦЕРЕМОНИИ-ПРИВЕТСТВИЯ (одной группы участников, адресованные другой); · ЦЕРЕМОНИИ-ВЕЛИЧАНИЯ (героев или гостей праздника).
Таким образом, проанализировав понятия «обычай», «обряд», «традиция», «ритуал», «церемония» мы вывили ряд характерных черт, объединяющих все эти понятия: · Упорядоченная система действий; · Социальная значимость; · Художественная оформленность действий.
Конкретными чертами церемонии являются: 1. Подчеркнуто демонстративный характер действий, когда каждая фраза церемонии отделяется от предыдущей остановкой действия; 2. Акцентирующий характер действия, подчёркивающий самоценность церемониального поведения. Вся церемония исполняется на фоне нарастания звукового, музыкального фона. Музыка в символических действиях выполняет различные функции, но особо велико её значение как интегратора эмоционально-психологического состояния участников. Состояние, которое обретает в символическом действии своеобразное «русло» для излияния возникших чувств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 3485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.147 (0.012 с.) |