Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология организации тематического концерта.

Поиск

 

Проблему организации и проведения тематических концертных программ осветили в своих работах: Шапировский, Щербакова, А.А. Рубб (театральз. Тем. Концерт, пока закрыт занавес), И.А. Богданов (драматургия эстрадного представления) и И.А. Виноградский, Жарков.

Слово Концерт – это публичное выступление артистов по определённой заранее составленной программе (А.Д. Жарков).

Само слово КОНЦЕРТ (от лат. – состязаюсь) заимствовано из арсенала музыкальных терминов. Первые публичные концерты 18 века были исключительно музыкальными концертами.

В Большой энциклопедии дается следующие определение концерта: «Концерт – это публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе».

Основные виды концертов – музыкальный (филармонический, литературный, эстрадный – классификациции концертных программ представлены в работах Жаркова, Клитина и Шапировского. Авторы утверждают, что все предложенные классификации носят условный характер. Но мы обратимся к одной их классификации в которой на ряду со смешанным, юбилейным, и театрализованным концертами рассматривается тематический концерт. «Любой концерт – замечают Богданов и Виноградский- в той или иной степени являются тематическими, или многотематическими», но в тематическом концерте, какая то тема выделяется как главная основная ведущая.

Обратимся к понятию «Тема»

В толковом словаре Даля – тема трактуется как тема - задача (положение), которую разъясняют, о которой рассуждается. Марков О.И. в учебном пособии «Сценарные технологии» определяет тему как «круг жизненных явлений, которые должны быть исследованы в сценарии».

Главная ведущая тема в тематическом концерте определяется событием, которому он посвящается.

Если попытаться объединить темы концертных программ в отдельные группы, то получится следующая картина:

1. В первую группу входят концертные программы, посвященные значительным событиям в истории и современной жизни нашего общества. (Например «День победы»; «день России» (12 июня). «День народного единства» «День защитника отечества» и др.

2. Тематические концерты посвященные профессиональным праздникам.»День учителя», «День медицинского работника», «день шахтеров» «День работников культуры» и т. д.

3. К третьей группе мы относим тематические концерты, посвященные проблемам любви, семьи, детства. «День матери», «День защиты детей и др.

4. В 4 группу мы объединяем тематические концерты преимущественно просветительской направленности в различных областях литературы и искусства. Это могут быть как эпизодические программы, так и циклы, продолжительность которых будут определять авторы проектов с учетом с учетом зрительского интереса. Примером одного из таких циклов могут служить Т.В. проекты «Романтика романса» (ведущие Святослав Белза, литературовед, критик, музыкальный обозреватель канала «Культура» и оперная певица Мария Максакова). Второй долговременный цикл на этом же канале культура «Послушайте» посвящен поэтам и поэзии. Автор, ведущий и исполнитель 1 его части является известный артист театра и кино Вениамин Смехов.

А студентами нашей специализации были разработаны программы тематических концертов «Поэты – пятидесятники, а сейчас готовится к выпуску проект одного из наших дипломников Тема ВОВ в поэзии К.Симонова». Будем наедятся, что эстафету продолжат другие курсы.

Итак, выбрана тема будущего концерта, и мы обращаемся к технологии разработки организации тематического концерта.

Организация – это объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Технология- это такая специально организованная деятельность, которая представляет собой систему последовательно осуществляемых и взаимосвязанных стадий (этапов), процедур и операций, которые выполняются или менее однозначно и способствуют наиболее эффективному достижению цели.

Технология – это деятельность, ориентированная на получение конечного результата или цели максимально эффективными способами.

1 этап. Разработка замысла: уточнение темы, конкретизация ее аспектов и определение идеи, т.е основной мысли тематического концерта. Идея – сверхзадача (во имя чего). По Станиславскому всегда эмоциональна она проявляет гражданскую позицию сценариста и режиссера. Идейно – тематитечский замысел определяет направление отбора документального и художественного материала для сценического решения.

Постановщик создает организационно - творческую группу в которую входят сценарист, худ оформит, звуко… и т. д, руководители всех художественных коллективов и ведущие тематического концерта.

Технологический процесс выстраивается следующим образом: постановщик выдает планы задания всем отделам творческой группы с указанием сроков исполнения. Сам же режиссер постановщик будет выполнять функции главного организатора и координатора процесса подготовки тематического концерта в соответствии с его замыслом.

Поскольку главным структурным компонентом концерта является номер, а в тематическом концерте (в отличие от сборного) все номера должны соответствовать теме (что является сегодня большой проблемой даже для ТВ эстрады) руководители худ. Коллективов готовят новые номера, или приглашают номера из других творческих коллективов. Реж. Постановщик отсматривает номера и продумывает их композиционную организацию в концерте.

Следует отметить, что все вышеназванные автор определяют номер как отдельное, композиционное завершение, небольшое, законченное сценическое произведение любого жанра со своей завязкой, кульминацией, развязкой.

Каждый из таких концертных номеров должен оставлять у зрителя целостное впечатление. Таким образом, для концертного номера характерна законченность. Краткость и точность исполняемого номера обусловлены еще и тем, что каждый из из них как правило, рассчитан на мгновенную реакцию зрительного зала.

Клитин С.С. (эстрада: проблемы теории, истории, методики) называет три основных принципа построения концертной программы: разнообразие, контрастность, неожиданность. Номера в тематическом концерте обеспечивают эмоционально – образную линию развития темы. А смысловую нагрузку, информационно – логическую линию развивают ведущие концерта. И это вторая отличительная особенность тематического концерта от других его разновидностей.

Ведущий – (пишет Рубб в работе «Театрализованный тематический концерт» не персонаж, декларирующий идею. Не случайно в Толковом словаре Вл.Даля слово «вести» разъясняется не только значении «вести за собой», «Указывать путь», что само по себе немаловажно, а и «раздумывать, задумываться о чем-то».

Ведущий и ведет концерт, и вводит в него зрителей, и комментирует происходящее на сцене, и может вмешиваться в действие. Задачи ведущего как действующего лица – весьма широки. Но в любом случае его роль несет идейную нагрузку концерта. Именно Ведущий, более чем кто-либо другой, выражает идею концерта.

Ведущий и ведет тематический концерт, и вводит в него зрителей, и комментирует происходящее на сцене, и может вмешиваться в действие, именно Ведущий, более чем кто-либо другой, выражает идею концерта. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывает на нее каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего. В таком концерте номера подбираются в соответствии с заявленной в сценарии темой.

1. Рождение замысла, возникновение видения, режиссерского и сценариста, Шубин и студикина – написание сценария – должен быть зрелищным.

2. Режиссеры заказывают номера, если нет соответствующей данной теме. Отличие тематического от сборного выражается в том, что в тематическом постановщику не всегда хватает достаточного количества уже имеющихся номеров. Или данные номера не совсем относятся к теме концертного зрелища, в этом случае приходится специально выбирать и заранее готовить все номера по данной теме. В этом и заключается отличие.

Тематический концерт, как в своих работах пишет Рубб (заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения, профессор, президент международной ассоциации постановщиков и организаторов массовых театрализованных представлений и праздников), значит, что его содержание раскрывает определенную тему, связанную с тем событием, которому посвящен концерт. Номера самых различных жанров присущими им средствами (словом, пением, танцем, музыкой) с разных сторон освещают эту тему. Иначе говоря, со­держание каждого номера, так или иначе выраженное исполнителями, работает на одну общую для них тему и идею - тему и идею концерта.

Основные функции ведущего тематического концерта являются: информационная, репортерская и комментаторская, функция интервьюера. Сверхзадача ведущего ведущего – формирование активного личного и гражданского отношения к теме концерта и отдельным ее аспектам. В театрализованном концерте ведущие работают в образе по тематике концерта. Специфика работы ведущих в тем. Концерте является 3 ей его отличительной особенностью.

Одна из задач реж. Пост. Работа с ведущими над созданием текстов и их воспроизведением. В репетиционном процессе постановщик сводит художественные номера концерта с информационными эпизодами ведущих; простраивает все части композиции от пролога до финала, добиваясь целосности концертного действа.

Совместно с художником – оформителем, звукорежиссером, всеми техническими службами создает необходимую сценическую атмосферу, включая в нее вторую составляющую – исполнителей, простраивает мизансцены и темпоритм программы. Примеры!

В настоящее время особенно актуальизировались потребности в ярких действенных средствах просветительской и воспитательной направлений социально – культурной деятельности. И мы считаем, что тематическая концертная программа является одним из таких эффективных средств. Следовательно перед сценаристами и постановщиками стоит задача совершенствования тематических концертных программ.

 

Можно сокращать по желанию.

 

Вспомогательный материал

И, как справедливо замечает Рубб, тема требует ещё выделения и разработки аспектов (если крупная). Каждое событие, каждая знаменательная дата имеет своё содержание, неповторимый образ, но само событие, например, годовщина Победы, неоднозначно. Здесь и история войны, и беды первых дней войны, и разгром немцев под Москвой, и Сталинградская битва, и фронт и тыл, и женщины на войне, и партизаны, и миллионы невернувшихся, наконец, победа со слезами на глазах. И разве можно вместить в одну программу 4 долгих года войны? Это означает, что в самом начале на этапе разработки замысла режиссеру необходимо выбрать среди множества аспектов этой большой чрезвычайно и значимой для нас темы, выбрать один два три аспекта, чтобы суметь их рассмотреть их глубоко, ярко, достойно.

Чаще всего посвящаются значимым праздникам, день работника культуры и т.д.

Следует отметить, что все вышеназванные авторы определяют номер как отдельное, композиционно завершенное, уравновешенное во всех частях, небольшое, законченное сценическое произведение любого жанра со своей завязкой, кульминацией, развязкой.

Каждый из таких концертных номеров должен оставлять у зрителя целостное впечатление. Таким образом, для концертного номера характерна законченность его драматургии, но поскольку отдельный номер продолжается всего несколько минут, его драматургия как правило построена напряженно и протекает весьма ограниченное сценическое время. На эстраде счет идет на секунды, полминуты, прошедшие неинтересно для зрителя, наносят эстрадному номеру. Концерту, непоправимый ущерб.

Краткость и точность исполняемого номера обусловлены ещё и тем, что каждый из них, как правило, рассчитан на мгновенную реакцию зрительного зала, иначе провал неизбежен.

Таким образом, на первоначальном этапе работы над тематическим концертом сценарист и режиссер (а часто одно лицо) отбирают корректируют дорабатывают концертные номера и следующий шаг (технологичский) – это разработка композиции всего концерта. Композиция концерта – это связывание номеров в единое целое с целью полного раскрытия тем ы концерта. Всегда следует помнить, что полное художественное выражение приобретает в своеобразном соревновании номеров между собой. Кстати, слово концерт означает с латинского – состязаюсь.

Композиция как известно строится по следующим законам:

Пролог – сразу завязка действия в концерте.

Развитие действие – динамичное, лот одного номера к другому

Кульминация как самая точка в развитии темы

Развязка и финал, в отличие о т театральной драматургии развязка либо соседка, либо финал. Торжество идеи. Но тематический концерт невозможно представить без ведущего. И в технологии постановки тематического концерта большое место и в работе у режиссера большое место занимает в постановке работа режиссера с ведущим.

Тематичнские концерты отличаются от других не только наличие темы, но и тесно сливаемой информационно-логической и эмоционально-образной линией в едином сценарии. И вот как раз ведущий обеспечивает информационно-логическую линию тематического концерта.

И тут пошёл на примере день чего

 

2. Номера в соответствии с темой, композицией.

3. Монтаж.

Следующий этап – монтаж номеров, связок ведущего в тематическом концерте. Авторы РУББ, БогдВиногр, Жарков, рассматривают такие приёмы монтажных соединений как параллельный монтаж, контрастный монтаж, одновременность.

Последовательный – когда все номера выстроены в определенном логическом порядке, продолжаяодин другого. Чаще всего в основе такого расположения лежит временная или хронологическая последовательность. Например…

Параллельный – в нём действие происходит одновременно, дополняя и обогащая друг друга по принципу прямой параллели. Например, если позволяет площадка, то в двух её частях. ДЮЦ – выступают дети и их поддерживают параллеьно коллективы радуга свой номер делают на втором плане хороеграфический, пластический. Или на одной площадке один коллектив. ФИЛАРМОНИЯ. И вокальный, и хореографический.

Контрастный – был драматический номер, чтение, а потом хотелось бы?! День милиции. Если каждый имеет свою тему. Или наоборот Вальс школьный и война. И другой номер. Или… пробуждать зрителей. Лирическая песня, залихватская пляска.

Постановщик заботится от темпоритме, и здесь ведущие в первую очередь и композиция обеспечивают.

Найти примеры!!!!

В отличие от сборного, в тематическом концерте блоки, а точнее, его эпизоды, создаются по принципу смысловых, в том или другом повороте раскрывающие тему и главную мысль концерта.

При этом каждый эпизод такого концерта имеет свой собственный сюжетный ход, свою завязку, развитие действия, кульминацию и раз­вязку. При этом, и это очень важно для театрализованного тематического концерта, все его эпизоды логически и художественно тесно связаны ме­жду собой общей темой концерта, его сюжетным ходом. Имея относи­тельную самостоятельность, они, по сути, являются частью целого.

Значит, продумывая содержание и построение каждого эпизода, режиссер (или сценарист) должен, во-первых, опреде­лить его тему так, чтобы она органически соотносилась с темой всего концерта; во-вторых, отобрать в эпизод те номера, которые в результате создадут и его внутреннюю драматургию и ее внешнее выражение.

Самый характерный пример создания сценария для тематичес­кого концерта — это предложение отметить специальной концерт­ной программой один из наших многочисленных профессиональных праздников: День шахтёра, День милиции, День студента.

Для разработки сценариев тематических концертов постановщику необходимо изучать соответствующие историче­ские документы, иногда переосмысливать те или иные факты, связан­ные с данной темой, внимательно относиться к возникающим ассоциа­циям.

Сейчас тематический эстрадный концерт в современных условиях претерпел некоторые изменения, модицифицированная модель представлена следующей структурой.

Характерной особенностью большинства тематических концертных программ является то, что при создании сценария приходится предусматривать и отводить соответствующее место выступлению каких-то официальных лиц (чиновники из президентской администрации, то руководства города, депутаты различных уровней и т.д.). ОБЫЧНО В НАЧАЛЕ, реальные герои. Кто чествует, кто дарит подарки, а потом сам концерт.

Другая модель – когда включаются, походу концерта с поздравительными речами. На ТВ.

Любой тематический концерт, какова бы ни была степень его театрализации, требует, чтобы в его основе лежала социально важная и близкая аудитории тема.

Практика учреждений страны показывает, что тематические играли и играют важную роль в решении следующих основных задач:

1. Формирование основ научного мировоззрения и идейной убежденности человека.

2. Воспитание нравственных качеств личности.

3. Формирование эстетического отношения к действительности.

4. Воспитание общественной активности.

5. Стимулирование всестороннего развития личности.

 

 

ВЫВОД. Про гражданскую позицию режиссера и т.д

 

Тематический концерт превращает в эстрадный, дивертисментный, сборный концерт! ТВ. Нарушена атмосфера. Ведущий – роль, критические моменты.

Сегодня следует говорить, что к тематическим концертам часто бывают не готовы не только самодеятяльные коллективы, культурно-досуговые центры набрать к каждому концерту, но что странно телевизионная эстрада крайне редко предлагает примеры высоких теамтических концертов. Когда от пролога до финала всё выстроено, и тематические номера. Отвечающие этому событию. Сегодня технология орг-ии остается актуальной проблемой.

 

Для организации тематического концерта чрезвычайно важно формирование сверхзадачи на стадии первоначального сценарно-режиссерского замысла. Мы разделяем мнение Корогодского о том, что сверхзадача явл-ся исходным горючим и много творческом процессе зависит от того, что художник хочет сказать зрителям художник и коллектив в целом концерте.

Сверхзадача (корогодский) чувство творца, его духовные, гражданские, эстетические принципы, заряженные страстью. Сверхзадач – боль и радость создающей стимул работы.

 

Движимые сверхзадачей режиссер и вся творческая группа исполнителей тематического концерта, посвященной событию, прокладывали через всю программу её основную тематическую линию. РЕАЛЬНЫЕ ГЕРОИ ДЕНЬ МАТЕРИ И Т.Д темпоритм может страдать, и даже исполнители. ПРИМЕРЫ

 

Создание тема­тического концерта, как и любая творческая работа, начинается с его замысла. Собственно, режиссерский замысел - это образное видение будущего концерта (представления, спектакля); эмоциональное и зримое ощущение его идеи, темы, формы и т.д. Замысел определяет цель и содержание (идею и тему) концерта, и как они будут раскрываться (форму), и порядок номеров (композицию), и логику перехода от номера к номеру, от эпизода к эпизоду (сюжетный ход, прием), и темпоритм, и сценическую атмосферу, и сценографию (характер оформления) — сло­вом, практически всеу из чего будет складываться те­матический концерт.

 

Мы можем сказать, что режиссерский замысел рождается в процессе поиска действенного сценического решения концерта (представления, спектакля), в процессе уточнения его темы, идеи, цели, формы и т.д. При этом именно в замысле проявляются не только особенности таланта ре­жиссера, но и его мировоззрение, гражданская позиция, увлеченность темой и идеей.

Поиск замысла — обычно начинается с определения темы и идеи бу­дущего концерта. П равильное осмысле­ние темы и идеи помогает режиссеру отобрать из всего многообразия материалов, связанных с событием, которому посвящается концерт, и из репертуара коллективов и исполнителей все то, что наиболее точно и яр­ко их выражает.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 6430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.223 (0.009 с.)