Физиолого-гигиеническая характеристика условий труда в военной авиации. Технический прогресс в авиации и гигиенические проблемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиолого-гигиеническая характеристика условий труда в военной авиации. Технический прогресс в авиации и гигиенические проблемы.



Опасные факторы труда членов экипажей ВС ГА обусловлены работой в

необычной, несвойственной человеку среде, принципиально отличающейся

от среды, в которой проходит работа специалистов других профессий.

Работа членов экипажей ВС связана с эксплуатацией аппаратов

тяжелее воздуха, которые являются источниками не только повышенной, но

и постоянной опасности, при этом средств индивидуального спасения в

случае возникновения аварийной и особенно катастрофической ситуации

члены экипажей ВС ГА не имеют.

К опасным факторам относятся возникновения аварийных или

катастрофических ситуаций, связанных с движением ВС на земле и в

полете, возможность столкновения с земной поверхностью или

препятствиями на земле и в полете по различным причинам:

- ошибок собственных или ошибок диспетчеров УВД;

- отказов авиационной техники;

- воздушного пиратства;

- возникновения пожара;

- разгерметизации кабины;

- разрушения конструкции ВС;

- поражения ВС грозовыми разрядами;

- отравления при работе с ядохимикатами в сельском хозяйстве.

При этом вероятность сохранения жизни членов экипажа ВС крайне

низкая.

Чувство постоянной опасности сознательно и подсознательно

отражается на членах экипажа ВС в течение всего полета, вызывая

психофизиологическую перегрузку, утомление и переутомление.

 

Глава 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ТРУДА ЧЛЕНОВ ЛЕТНЫХ ЭКИПАЖЕЙ ВС ГА

 

В летной деятельности к объективным и неизменным факторам риска

утраты профессиональной трудоспособности относятся и

психофизиологические особенности труда. Воздействие сдвига часовых

поясов, смены климатических зон. Экипажи дальнемагистральных самолетов

выполняют беспосадочные полеты длительностью более 13 часов с общим

рабочим временем, превышающим 16 часов, по внутрироссийским и

международным линиям. На средне- и ближнемагистральных самолетах

совершаются более короткие рейсы, но с более частыми посадками с

продолжительностью общего рабочего времени до 14 часов в сутки, причем

полетное время может составлять до 10 часов.

На организм членов экипажей ВС большое влияние оказывают резкий

сдвиг часовых поясов и быстрая смена климатических зон.

Трансмеридианные и трансширотные перелеты, как и частые ночные

полеты, ранние вылеты и поздние прилеты, приводят к нарушению суточных

биологических ритмов и развитию выраженного десинхроноза у членов

экипажей.

 

Воздействие дефицита времени и стрессовых ситуаций

 

Результаты исследований показали, что по мере усложнения

авиационной техники возрастает и напряженность физиологических систем

организма, особенно при работе в условиях дефицита времени и

стрессовых ситуациях. При изучении реакции сердечно-сосудистой системы

на этапах взлета и посадки на различных типах ВС установлено, что в

момент отрыва и особенно при касании земли во время посадки в

благополучных полетах частота сердечных сокращений (ЧСС) увеличивается

до 150 - 160 в 1 минуту. В случаях отказа авиационной техники уровень

ЧСС достигает 180 - 200 в 1 мин. Артериальное давление (АД) у

большинства здоровых членов экипажей в процессе выполнения полетов

возрастает на 30 - 45% от исходного уровня. О стрессовом состоянии и

высокой напряженности адаптивных систем организма свидетельствует

усиление экскреции катехоламинов с мочой у всех членов экипажей во

время полетов, особенно в ночное время и при выполнении задержанных

рейсов. Имеется множество факторов, вызывающих эмоциональный стресс у

экипажей ВС, причем наибольшее усиление выброса катехоламинов

отмечается после взлета и посадки, а также при освоении членами

экипажей новой техники. Уровень кортизола в крови превышает в полетах

физиологическую норму у 42,5% членов экипажей, гормона щитовидной

железы (тироксина) - у 47,4%, инсулина - у 13% и альдостерона - у 7,5%

обследованных. Установлено, что гиперсекреция гормонов, нарушение их

суточного ритма, нервно-эмоциональное напряжение, утомление и

недостаточность восстановительного отдыха приводят к потере

профессиональной работоспособности и развитию вегетососудистых

дистоний, гипертонической болезни, невротических состояний,

атеросклероза и других заболеваний.

 

Воздействие ночного времени

и напряженности труда на членов экипажей ВС

 

Выполнение полетов экипажами в ночное время, когда основные

физиологические функции организма заторможены, представляет большой

фактор риска, способствующий возникновению ошибок у пилотов.

Анализ профессиональной деятельности показал, что число

отклонений от заданных параметров в благополучно завершенных

длительных ночных полетах в 4 раза превышает показатели для дневных

полетов, составляя соответственно 20% и 5%. После выполнения

длительных полетов, особенно в ночное время, отмечаются увеличение

времени реакции на световой раздражитель в среднем на 19 - 25% по

сравнению с дополетным уровнем, снижение максимальной мышечной силы на

8%, электропроводности кожи в биологически активных точках - на 25 -

44% и показателей самочувствия, активности, настроения и

эмоционального восприятия.

Адаптационные возможности зрительного анализатора в большей

степени снижаются у штурманов, а также у лиц с гиперметропической

рефракцией и в возрасте старше 40 лет. У отдельных испытуемых

изменение рефракции сохранялось и через 2-е суток отдыха, что

свидетельствует о неустойчивости аккомодации, развитии зрительного

утомления и уменьшении зрительной работоспособности. С повышением

напряженности труда отмечается отрицательная динамика эмоциональной

активности, утомления, переутомления и мотивации к летной работе.

К факторам, отрицательно влияющим на профессиональную

работоспособность летного состава, относятся постоянное пребывание в

состоянии нервно-эмоциональной напряженности и хронического

эмоционального стресса, создаваемых сложностью управления воздушным

судном в условиях ограниченного пространства при большой его массе и

повышенной инертности, биоритмологически неблагоприятные условия

труда, систематическая поломка физиологических ритмов, беспорядочный

режим питания, предельная летная нагрузка, непроизводительные потери

времени по организационным, метеорологическим, техническим и другим

причинам.

Неблагоприятное влияние также оказывают дезориентация, иллюзии,

монотония, гипокинезия, пароксизмы сознания, фобии, фиксированные

установки и акцентуации, которые снижают возможности психической

компенсации и способствуют увеличению количества ошибочных действий,

особенно у лиц летного состава старших возрастных групп. Истощение

психофизиологических резервов под воздействием вышеуказанных факторов

риска приводит к увеличению вероятности появления признаков нарушения

психосоматического здоровья.

Оценивая характеристики напряженности летного труда экипажей ВС

ГА в соответствии с межотраслевыми гигиеническими критериями оценки

условий труда (Руководство 2.2.013-94 Госсанэпиднадзора России),

следует считать, что профессиональная деятельность ЛС соответствует

классу напряженного труда. Основанием для этого являются высокие

интеллектуальные, сенсорные, зрительные и слуховые нагрузки,

эмоциональное напряжение, обусловленное повышенной ответственностью за

безопасность полетов и личным риском, выраженная монотонность и

нерегулярная сменность работы, продолжительность рабочего дня более 12

часов и деятельность в ночное время.

Влияние вредных факторов, напряженного характера летного труда,

сопровождаемого хроническим истощением функциональных резервов (ФР)

организма и психики пилотов, снижением их работоспособности и

профессиональной надежности. Исследования показывают, что степень

снижения ФР и работоспособности пилотов прямо пропорциональна

продолжительности полета и достигает 40% при пересечении более 3-х

часовых поясов. Полное восстановление выявляемых сдвигов у здоровых

пилотов отмечается через 66 часов после завершения полета, а у лиц,

имеющих диагнозы, оно увеличивается в 1,5 раза. После выполнения

трансмеридианного перелета длительностью 9 часов с запада на восток

восстановление функционального состояния организма происходит только

через 3 - 4 суток, а при полете в обратном направлении это время

существенно увеличивается. Выявлено, что снижение ФР наблюдается в

процессе однократных полетов у 73,7% пилотов, в динамике недельных и

месячных циклов - у 40% и годовых циклов летной работы - у 66,7%

пилотов. Ежеквартально выявляется до 55% лиц летного состава, имеющих

предпатологическое истощение ФР.

Снижение уровня ФР тесно связано с ухудшением (до 50%)

показателей эффективности летной деятельности и безопасности полетов.

По совокупности опасных факторов, напряженности труда и

выполняемых полетных заданий члены летных экипажей ВС гражданской

авиации могут быть приравнены в мирное время к летному составу

военно-транспортной и стратегической авиации и рассматриваться как

резерв ее кадров на случай войны. (Достаточен в этом отношении опыт

использования летного состава ГА в Великой отечественной войне,

Афганистане и локальных конфликтах.)

Уместно отметить, что летный состав ВВС освобождается от летной

работы в возрасте 38 - 45 лет, имея максимальный налет не более 3000

часов. Летный состав ГА России в результате резкого снижения

социальных гарантий (в том числе малого размера пенсий) вынужден

продолжать летную работу до 60 лет и старше, а общий налет в 5 - 8 раз

превышает общий налет военных специалистов.

В связи с указанным методические подходы и принципы установления

пенсионного обеспечения должны быть адекватны. Очевидно, что

производственная полетная нагрузка и напряженность труда пилотов ГА

значительно выше, чем у специалистов ВВС (подобного профиля).

Среди погибших членов летных экипажей 20% составили лица летного

состава, имеющие хронические заболевания, из которых на долю

сердечно-сосудистой патологии приходилось 67%.

 

Глава 5. ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗДОРОВЬЕ

(ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ) ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВС ГА ТЯЖЕСТИ,

ВРЕДНОСТИ, ОПАСНОСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДА

 

В результате воздействия тяжести, вредности, опасности и

напряженности труда у членов экипажей ВС ГА преждевременно возникает и

развивается целый ряд заболеваний, патологий и других изменений,

снижающих профессиональный возраст членов экипажей ВС ГА.

Влияние вредных факторов летного труда и хроническое истощение

функциональных резервов (ФР) приводят к преждевременному

биологическому старению организма членов экипажей ВС. Проведенные

обследования показали, что биологический возраст летного состава

опережает хронологический возраст лиц контрольной группы на 8 - 10

лет. Еще выше скорость биологического старения у пилотов, имеющих

диагнозы. Так, среди обследованных 70 лиц летного состава с диагнозом

гипертоническая болезнь 1 стадии в возрасте 38 - 46 лет был установлен

биологический возраст в 49 - 60 лет, т.е. он опережал паспортные

данные в среднем на 14 лет. При обследовании 133 пилотов с диагнозом

атеросклеротический кардиосклероз в возрасте 41 - 52 года возраст

кардиореспираторной системы соответствовал у них 42 - 68 годам.

В полном объеме психофизиологические резервы, обеспечивающие

устойчивость к стресс-факторам, сохраняются у лиц летного состава в

возрасте до 30 лет - у 65 - 75%, в 30 - 35 лет - у 30 - 40%, в 41 - 45

лет - у 20 - 30% и старше 50 лет - у 15 - 20% человек. Полученные

данные подтверждают, что возраст и продолжительность стажа выступают в

качестве профессиональных рисков, снижающих уровень профессионального

здоровья членов летных экипажей ВС ГА, влияющих на безопасность

полетов.

Анализ результатов исследований причин заболеваемости летного

состава позволил установить количественные величины последствий работы

в тяжелых, вредных, опасных и напряженных условиях, выраженные в

статистических характеристиках заболеваемости:

- из пилотов до 25 лет имеют диагноз 3 - 5%, после 35 лет - 35 -

45%, а после 50 лет - более 60%;

- с учетом негативного воздействия совокупности вышеперечисленных

факторов летный состав по сравнению с лицами нелетных профессий

соответствующих возрастов страдает заболеваниями сердечно-сосудистой

системы чаще в 4 раза, невритом слухового нерва - в 3,7, мочекаменной

болезнью - в 6, желудочно-кишечными заболеваниями - в 5 - 6 и

остеохондрозом позвоночника - в 2 - 4 раза.

Анализ структуры заболеваемости летного состава,

дисквалифицированного по состоянию здоровья до 45 лет (за 15 лет),

показал, что у лиц с болезнями психоневрологического профиля

установлен гормональный дисбаланс в 44% случаев. У летного состава с

мочекаменной болезнью и остеохондрозом выявлены атерогенные сдвиги

липидного обмена в 18%. Отмечено, что болезни сердечно-сосудистой

системы в 15% обусловлены изменением свертывающей системы крови, а

возникновению миокардиодистрофии способствует нарушение иммунитета в

40% случаев.

Экзогенными факторами риска развития заболеваний у летного

состава являются: психоэмоциональный стресс, воздействие гипоксии,

давления и температур, шума, вибрации, радиации и др., которые

постоянно и длительно действуют на летный состав в процессе выполнения

профессиональной деятельности.

К эндогенным факторам риска относятся повышенное артериальное

давление, гиперлипидемия, особенно гиперхолестеринемия и

гипертриглицеридемия, избыточная масса тела, и др., выраженность

которых часто проявляется или усиливается под воздействием условий

полета.

Распространенность этих факторов риска, особенно способствующих

развитию атеросклероза и ишемической болезни сердца, определяется в

различных сочетаниях (по 2 - 3 фактора) у 45% летного состава ГА,

признанного здоровым. Более того, сочетание экзогенных и эндогенных

факторов риска развития заболеваний способствуют раннему развитию и

широкой распространенности у летного состава заболеваний других

органов и систем, особенно нервно-психической и пищеварительной

систем. Следует обратить внимание на частое нарушение половой функции

у летного состава, обусловленное спецификой летного труда и приводящее

к конфликтным ситуациям в семье.

О влиянии факторов труда на организм можно судить и по

результатам медицинского годового освидетельствования членов летных

экипажей. Так, за 1990 - 1995 гг. отмечена зависимость увеличения

риска (вероятности) дисквалификации от стажа работы. В структуре

причин медицинской негодности летного состава к полетам заболевания

внутренних органов составляют 51,9%, из них приходится на долю

ишемической болезни сердца - 29,6%, гипертонической болезни - 6,4% и

язвенной болезни - 6,5%. Признаются негодными к летной работе по

нервно-психическим заболеваниям - 24%, хирургическим болезням - 12,5%,

офтальмологической и отоларингологической патологии соответственно 4,2

и 7,4%. Средний возраст "списания" с летной работы для ГА составляет

48 лет. В последние 5 лет ежегодно отстраняются от летной работы 1,0 -

1,5% лиц, прошедших освидетельствование. Увеличение их количества в

1,8 - 2,7 раза обусловлено ухудшением социальной защиты, включая

снижение уровня пенсионного обеспечения. (В настоящее время размер

начисляемой пенсии членам летных экипажей ВС ГА составляет от 1,5 до

7% заработка.)

Рентгенологическое исследование пояснично-крестцового его отдела

выявляет у них в возрасте до 40 лет признаки остеохондроза в основном

1 и 2 ст. в 3 - 4 раза чаще, чем в контрольной группе. При этом

выраженные признаки остеохондроза определялись в основной группе у

5,6% обследованных, что в 6 раз превышает показатели для лиц нелетных

профессий. Количественное воздействие тяжелых, вредных, опасных и

напряженных факторов, влияющих на профессиональную работоспособность

(безопасность полетов), воздействующих на членов экипажей ВС ГА прямо

пропорционально продолжительности рабочего времени.

Условия профессиональной деятельности и факторы летного труда

приводят к сокращению летного долголетия и средней продолжительности

жизни пилотов ГА. В последние годы отмечается учащение случаев

преждевременной смерти среди членов экипажей, признанных годными к

летной работе или умерших вскоре после их медицинской дисквалификации.

Многопроблемность жизни и деятельности в нашей стране все труднее

переносится и летным составом.

Неудовлетворительные условия предполетного и послеполетного

отдыха в гостиницах и профилакториях, нехватка горючего, ветхий

самолетный парк, жилищные проблемы, неустроенность семьи, отсутствие

критериев и перспектив продвижения по службе и многое другое

отмечаются и в гражданской авиации, о чем свидетельствуют результаты

социологических исследований и анализ причин смертности летного

состава, находящихся на летной работе. Так, основными причинами смерти

летного состава, по данным ГосНИИ ГА, являются травмы и несчастные

случаи (от 39,7 до 68,2%), сердечно-сосудистые заболевания (от 18,1 до

29,5%), онкологическая патология (18% - 6,5%) и суициды (7,7% -

12,2%).

Объективную оценку влияния летной работы, т.е. тяжести,

вредности, опасности, напряженности на продолжительность жизни членов

летных экипажей можно получить по результатам анализа смертности

летчиков как во время профессиональной деятельности, так и после ее

окончания. Специально изучены показатели смертности лиц летного

состава за 30-летний период наблюдения (1563 человека) по сравнению с

мужским населением г. Москвы. Полученные данные достоверно

подтверждают более высокую смертность лиц летных профессий. Так,

ожидаемая смертность в отобранной группе должна составлять 237 человек

(19,3%), а реальные ее показатели оказались 334 (27,2%) человек.

Различия были высоко достоверными. При этом необходимо учитывать, что

исходное состояние здоровья лиц у летного состава при поступлении в

училище и после его окончания значительно были лучше, чем среди

неорганизованного населения за счет тщательного медицинского отбора.

Единственным объяснением повышенного уровня смертности летного

состава по сравнению со смертностью мужского населения Москвы может

быть отрицательное влияние на состояние здоровья комплекса условий

летного труда, под влиянием которых происходит более раннее развития

заболеваний, ведущих к смерти.

Анализ возрастных аспектов показал, что за последние 5 - 7 лет в

возрастной структуре лиц летного состава ГА России произошли изменения

в сторону резкого увеличения абсолютной и относительной численности

специалистов старшего возраста из-за стремления избегать ухода на

пенсию. Научные исследования свидетельствуют об уменьшении у них

функциональных резервов, и как следствие, ухудшение профессиональной

работоспособности, что самым существенным образом влияет на

безопасность полетов. В 1996 году абсолютная численность летного

состава старше 50 лет в России была выше, чем в СССР в 1989 году. При

сохранении сложившейся тенденции к 2000 году доля таких лиц увеличится

в 2,2 раза. Подобная ситуация, по результатам социологических

исследований, детального анализа действующего трудового

законодательства стала возможна по двум основным причинам:

- из-за резкого снижения объемов авиаперевозок и авиаработ идет

массовое сокращение летного состава ГА, при этом в соответствии со ст.

34 КЗОТ РФ преимущественное право оставления на работе предоставляется

работникам с более высокой квалификацией, с более продолжительным

стажем работы. Летный состав старших категорий, как правило, имеет

более высокую квалификацию, больший трудовой стаж.

Таким образом, сокращению, в первую очередь, подлежат молодые

специалисты с высокими функциональными резервами организма;

- в период 1979 - 1984 годов лица летного состава, имеющие право

на получение пенсии, откровенно предъявляли жалобы и покидали летную

работу для полноценного лечения, размер начисляемой пенсии обеспечивал

достойное проживание и лечение. В последние годы уход на пенсию, не

обеспечивающую даже необходимый прожиточный минимум, стал

восприниматься как трагедия большая, чем потеря здоровья и угроза

жизни, поскольку профессиональные качества лиц летного состава на

других работах не требуются.

В результате старшей возрастной группой для продолжения летной

работы идет сокрытие заболеваемости (диссимуляция), то есть подгруппа

лиц, страдающих целым рядом заболеваний, выявление и доказательность

которых крайне затруднены, при наличии частной медицины имеет

возможность, скрывая их, "подлечиться" перед медицинским

освидетельствованием, обследованием. Однако такое лечение не доводятся

до полного выздоровления, периоды ремиссии в этом случае не

продолжительны. В подтверждение перечисленному в последние годы

увеличивается количество лиц летного состава, заболевающего и

освобождаемого от летной работы по состоянию здоровья. В старшей

возрастной группе нарастает подгруппа лиц, страдающих невыявленной или

недоказанной при обследовании стенокардией и другими заболеваниями,

что представляет очень высокую угрозу для безопасности полетов. За

последние 10 лет в условиях полетов, до и сразу после их завершения

внезапно умерли 7 человек. Иллюстрацией серьезности угрозы

безопасности полетов вследствие внезапной потери работоспособности в

полете служит случай внезапной смерти штурмана 59 лет при заходе на

посадку в аэропорту Минеральные Воды в декабре 1996 г.

По сводным данным работы всех ВЛЭК, лица летного состава ГА по

возрасту распределяются следующим образом:

- до 29 лет - 15,2%;

- 30 - 39 лет - 38,2%;

- 40 - 49 лет - 35,9%;

- старше 50 лет - 10,7%.

В целом летный состав в возрасте до 50 лет составил 89,3%.

Следует отметить, что для американских пилотов значительный прирост

динамики возрастной патологии наблюдается после 45-летнего возраста, а

для летного состава России после 35 лет.

 

Глава 6. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБОГО ХАРАКТЕРА

ТРУДА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

 

Особый характер труда определяется высокой вероятностью появления

в полете особого состояния психической дезинтеграции анализаторных

систем, инстинктов, сознательной и подсознательной сфер в виде

пространственной дезориентации по отношению к гравитационной

вертикали, обмана чувств.

Подобные состояния, хотя и являются физиологической реакцией на

подмену силы тяжести вектором перегрузки, на необычные угловые

скорости наблюдаемых объектов, на деформацию констант восприятия в

бесконечности - в полете, вызывают сверхмощное психическое напряжение.

Одним из важнейших признаков особого характера труда является

вынужденный темп работы в условиях жесткого дефицита времени с

выполнением в единицу времени многократных, разнообразных действий

строгой последовательности, повышенной точности, невозможностью не

только остановить, но и замедлить процесс.

Особый характер труда характеризуется глубоким снижением

психофизиологических и биологических резервов здоровья, вызываемых

неустранимыми специфическими факторами отрыва человека от земли:

- измененной гравитацией;

- угловыми кориолисовыми ускорениями;

- большими величинами перепада атмосферного давления;

- пустым полем бесконечности для зрительного восприятия;

- зрительными, вестибулярными, тактильными иллюзиями

пространственного положения в процессе рабочей деятельности.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Летный труд характеризуется воздействием на организм тяжелых,

вредных, опасных и напряженных условий труда (3 класс 3 - 4 степени),

предопределяющих риск развития вышеописанных медицинских изменений и

создающих постоянную угрозу для жизни, что соответствует требованиям

Списка N 1 Постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г.

N 10, Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.74 N

298/П-22 (ред. 22.10.90) "Об утверждении списка производств, цехов,

профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых

дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день".

Специфичность летного труда (в полете) состоит в том, что неустранимые

факторы риска являются следствием тяжелых, вредных, опасных,

напряженных условий производственной среды и непрерывности трудового

процесса.

2. Наличие на рабочих местах летных экипажей объективных и

постоянно действующих на организм вредных факторов, превышающих

санитарные нормы и предельно допустимые концентрации, присутствие в

летном труде неустранимых факторов риска утраты профессиональной

трудоспособности и снижения уровня здоровья, развитие десинхроноза при

полетах с пересечением нескольких временных поясов и чрезмерное

психическое и эмоциональное напряжение с высокой социальной

ответственностью сопровождаются истощением резервов организма, ранним

биологическим старением пилотов, высоким уровнем заболеваемости и

смертности (особенно в старших возрастных группах) лиц летного состава

и снижением безопасности полетов, угрожающей жизни членов экипажа,

пассажиров и населения.

3. Тяжелые, вредные, опасные, напряженные условия труда летных

экипажей обуславливают преждевременную утрату профессии, потерю

здоровья и общественно-трудовой активности из-за невостребованности

летных навыков на земле. Наличие у 60 - 70% летного состава диагнозов

само по себе является фактором риска снижения надежности действий

экипажа в аварийных и нештатных условиях. Лица летного состава,

имеющие диагнозы, чаще допускают ошибочные действия (в 2 раза) и

встречаются с затруднениями в профессиональной деятельности (в 3 раза)

по сравнению со здоровыми.

4. Степень воздействия совокупности тяжелых, вредных, опасных,

напряженных условий труда на организм членов экипажей воздушных судов

повышается в зависимости от увеличения продолжительности рабочей

смены.

5. Утрата трудоспособности летным составом в результате

воздействия тяжелых, вредных, опасных условий труда, имеющих особый

характер, выступает профессиональным риском не только для здоровья,

безопасности полетов, но и для национальной безопасности страны и

обусловлена факторами, лежащими в зоне социально-экономической

ответственности государства.

В гражданской авиации России происходит быстрое абсолютное и

относительное увеличение группы летного состава старших возрастов

(более 50 лет), допущенных к летной работе, в которой наблюдается

самый высокий процент случаев заболеваний, сопровождающихся внезапной

потерей работоспособности, что представляет растущую угрозу

безопасности полетов. Снижение качества профессионально важных

психических функций у пилотов старших возрастов сопровождается ростом

нарушений в деятельности, увеличением числа ошибочных действий в

полете и предпосылок к авиапроисшествиям. Процесс накопления в

гражданской авиации лиц летного состава старших возрастов отрицательно

влияет на безопасность полетов в стране.

6. Уменьшение воздействия вредных условий труда членов экипажей

воздушных судов возможно только путем сокращения времени пребывания в

условиях полета, а также снижения высот полета до значений менее 10000

метров. С этой целью необходимо сокращение продолжительности летного

времени в течение рабочего дня, рабочей недели и соответственно,

сокращение нормы летного времени за месяц и год, введение обязательных

реабилитационных мероприятий, увеличенной продолжительности времени

отдыха между выполнением полетов, обязательного ежегодного

санаторно-курортного лечения, увеличенной продолжительности ежегодного

отпуска.

7. Летный труд характеризуется особым характером труда, который определяется высокой вероятностью появления в полете особого состояния психической дезинтеграции анализаторных систем, инстинктовсознательной и подсознательной сфер в виде пространственной дезориентации по отношению к гравитационной вертикали, обмана чувств.

Подобные состояния, хотя и являются физиологической реакцией на подмену силы тяжести вектором перегрузки, на необычные угловые скорости наблюдаемых объектов, на деформацию констант восприятия в бесконечности в полете, вызывают сверхмощное психическое напряжение.

Версия для печати

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.223 с.)