Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция. Система экономической разведки авиационного предприятия

Поиск

ЛЕКЦИЯ. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ АВИАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

В современную эпоху масштабы экономического шпионажа резко возрастают. Охота за чужими секретами позволяет сэкономить собственные средства на ведение прикладных и фундаментальных исследований, быть в курсе дел конкурента, сосредоточить всё внимание на производстве и маркетинге. Дальнейшее развитие научно-технического прогресса, увеличение потока патентов и ужесточение конкуренции как войны всех против всех делают похищение чужих секретов особенно прибыльным и поэтому притягательным.

Конкуренция открывает путь и к изобилию, и к удушению, ибо конкуренция диалектична по своей природе.

Конкуренция это прогресс. Но она ставит продуцентов в такие жёсткие условия, что они вынуждены поступать по принципу «победителей не судят», или «цель выше средств», что на практике означает одно и то же.

Вопрос ставится однозначно: или ты, или тебя пустят по миру. Третьего не дано.

Иначе говоря, экономическая эффективная деятельность немыслима без накопления секретов и создания разведывательных структур, не жалея денег на их кадровое и техническое обеспечение.

Конкуренция и есть борьба во имя победы. Побеждает тот, кто лучше, качественнее и дешевле производит свою продукцию, оказывает услуги по широкому ассортименту сервисного обслуживания, в том числе и по организации грузовых потоков воздушными судами, обладает инновационной привлекательностью, что неминуемо выражается в прибыли. Это побуждает соперников неустанно искать новые пути увеличения доходов, а это означает путь к прогрессу.

Победитель получает всегда больше, чем проигравший. В сущности, это универсальное правило.

В экономической конкуренции победа не акт, а процесс. Поэтому в конкурентной борьбе вечных победителей не существует.

 

СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Экономическая разведка представляет собой систему, состоящую из организационных структур, занимающихся вопросами сбора, проверки (верификации), обработки и анализа данных по различным аспектам внешнеэкономической деятельности предприятия с дальнейшим использованием полученной информации для решения конкретных задач его хозяйственной деятельности.

В условиях рыночной экономики предприятие не может эффективно работать без глубокого понимания её движущих сил и не располагая новейшей информацией о том, что же происходит в занимаемом им сегменте рынка. При этом в обязательном порядке надо учитывать, что имеющиеся у предприятия возможности, диктуемые окружающей средой и определяемые балансом интересов различных сообществ, группировок и отдельных личностей, зачастую вытекают не из логики событий, а из эмоций, личных симпатий и антипатий.

Подразделение экономической разведки предприятия, включая функционирующие аэропорты, является структурным подразделением, на которое возложены задачи единого, в рамках хозяйствующего субъекта, информационного центра. К задачам информационного цента относится:

§ обработка и анализ поступающей в подразделение информации;

§ прогнозирование дальнейших событий в перспективе;

§ своевременная выдача аналитической информации, обеспечивающей принятие высшим руководством обоснованных решений по важнейшим для интересов предприятия вопросам.

Можно кратко сформулировать основные предпосылки необходимости создания системы экономической разведки на современном российском предприятии:

· Политическая, экономическая и социальная обстановки в нашей стране меняются так резко, что неформальных средств наблюдения за средой окружения становится недостаточно. Поэтому для адекватного реагирования руководства предприятия на влияние среды окружения и принятия решения, направленного на обеспечение успеха в конкурентной борьбе предприятию необходима стройная и эффективная система экономической разведки.

· Ориентация экономической разведки на качественного информационного обеспечения руководства предприятия, конкретных лиц, принимающих управленческие решения.

· Снабжение лиц, принимающих управленческие решения, такой информацией, которая позволяла бы выбирать наиболее оптимальный вариант решения стоящей перед предприятием проблемы из большого числа поступающих данных, собранных подразделением экономической разведки.

· Целенаправленный сбор общедоступной информации из различных открытых источников, многие из которых, на первый взгляд, могут показаться бесполезными, с последующим сравнением и анализом. Такая собранная информация очень часто позволяет своевременно принимать важные, незаметные при поверхностном подходе, решения.

· Легитимная работа подразделения экономической разведки, исключающая обращения к незаконным и неэтичным методам сбора интересующей руководство предприятия информации.

· Выработать систему экономической контрразведки предприятия, исходя из предположения, что конкуренты также могут иметь разведывательные органы и, при необходимости, могут прибегнуть, но уже к незаконным способам получения интересующей их информации. поэтому руководству предприятия необходимо

При рассмотрении возможной модели реализации системы экономической разведки на предприятии следует учитывать, что масштабы и количество привлекаемых на её создание и эксплуатацию средств во многом определяется финансовыми возможностями самого предприятия и рамками стоящих перед ним задач.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТЕМАТИЗАЦИЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Существует несколько основных принципов планирования разведывательной деятельности в экономике, основанных на определении:

· Цели проведения разведывательной деятельности.

· Потребности субъекта экономической деятельности в информации для достижения этих целей.

· Источников получения необходимой информации.

 

Для продуктивного ведения хозяйственной деятельности руководству предприятия требуется принимать разноуровневые решения, информационную поддержку которых обеспечивает система экономической разведки.

Управление любой организацией включает как минимум два уровня управления:

§ текущей деятельностью;

§ стратегическим развитием.

 

Результаты принятых решений по выделенным вопросам проявляются по-разному: текущие в самое ближайшее время, стратегические в будущем.

При этом следует отметить, что характер информации для каждого уровня принимаемых решений будет значительно различаться. В связи с этим работу подразделения экономической разведки предприятия целесообразно разделить на две составляющие.

Стратегическая (макроэкономическая) составляющая экономической разведки – сбор и анализ стратегической информации о глобальных процессах в экономике, политике, технологии и т.д., которые могут оказать какое-либо влияние (позитивное или негативное) на развитие предприятия.

Цель стратегического уровня принятия решения (открытие нового производства, внедрение на рынок нового товара или услуги и т.п.) заключается в определении направления дальнейшего развития предприятия. Эти решения формируют потребность сориентироваться на рынке и проанализировать перспективы его развития, т.е. разглядеть ещё не заполненные конкурентами рыночные ниши.

К сожалению, в нашей стране руководители предприятий стратегическому управлению уделяют незаслуженно мало времени. Более того, по данным агентства «Пентарекс» на работу против активизированных рисков (преодоление внезапных сбоев дела, утряску различных неувязок и неожиданных осложнений) ежедневно затрачивается до 96 % рабочего времени.

Это тормозит экономическое развитие предприятия, а серьезный бизнес рассчитан на долгие годы, и то, к чему предприятие подойдет в своём развитии через пять-десять лет, необходимо не только планировать, но и скрупулёзно просчитывать заранее.

Какие политические объединения поддерживать, а какие не стоит?

В каких громких делах участвовать, а от каких желательно держаться подальше, несмотря на всю их внешнюю привлекательность?

Информацию к размышлению для ответов на эти важные вопросы, стоящие перед руководством предприятия, и должна дать стратегическая составляющая экономической разведки.

Оперативно-тактическая (микроэкономическая) составляющая экономической разведки заключается в сборе и анализе оперативно-тактической информации для принятия руководством обоснованных решений по текущим проблемам предприятия.

Цель оперативно-тактического уровня принятия решения (строительство или приобретение здания под новый цех, обучение персонала для выпуска новой продукции или оказания новой услуги), зная направление дальнейшего развития, выбрать оптимальный путь его достижения и минимизировать затраты движения по этому пути.

Цели разведывательной деятельности жёстко структурированы. Каждая цель предопределяется целью высшего порядка, оставаясь при этом автономной по характеру своих потребностей и источников информации. Так, после стратегической цели определение направления следует оперативно-тактическая цель: выбор наилучшего пути развития и продвижение по нему вперёд.

Предварительное планирование разведывательной деятельности необходимо ещё и потому, чтобы в будущем не утонуть в потоках накапливаемой информации.

Каждое предприятие имеет собственную специфику, и та информация, которая для одного предприятия является жизненно необходимой, для другого – бесполезный информационный шум.

Целесообразность сбора информации следует рассматривать в разрезе её необходимости для воздействия на среду окружения с целью получения конкретным предприятием максимальной прибыли.

Однако и необходимая информация может поступать в таком количестве, что для переработки ее потребуется отвлечение большого числа штатных сотрудников и больших временных затрат. Поэтому эффективный доступ к имеющейся разведывательной информации должен строиться на новых информационных технологиях, позволяющих создавать компьютерные банки данных для хранения и обработки накапливаемых информационных массивов, но обеспечивая информационную безопасность таких банков.

Создание системы «электронной почты», связывающей различные подразделения предприятия, решит проблему своевременного распространения открытых (несекретных) информационных документов.

НЕЛИНЕЙНЫЕ УСИЛИЯ

 

Один из наиболее прогрессивных методов при конкурентной борьбе – стремление к достижению нелинейных пропорций развития коммерческой деятельности предприятия. Чаще всего это достигается с помощью объединения предприятий в коммерческие и некоммерческие союзы, благодаря чему удаётся достичь синергии (эффект 2+2 = 5).

Однако прежде чем вступить в коалицию, необходимо тщательно проанализировать, какие преимущества сулит это объединение и не компенсирует ли их возможные потери (утечка конфиденциальной информации, обман партнёра или заведомый подлог).

Перед подписанием соглашения об объединении усилий будущие партнёры проводят коммерческую разведку, которая позволяет лучше узнать друг друга и будущего партнёра в частности.

Для достижения нелинейных пропорций также применяется нелинейный стратегический менеджмент.

Нелинейный стратегический менеджмент можно представить двумя направлениями деятельности:

§ воздействие на внешнюю среду окружения;

§ управление предприятиями-конкурентами и воздействие на их политику в выгодном для себя направлении.

Нелинейный стратегический менеджмент отличается от общепринятой концепции менеджмента в первую очередь, направленностью управления.

Цель классического менеджмента – управление собственным предприятием, т.е. в первую очередь воздействие на факторы внутренней среды.

Нелинейный стратегический менеджмент воздействует на внешнюю среду окружения – это управление предприятиями - конкурентами и воздействие на их политику в выгодном для себя направлении.

Основа такой модели – использование всесторонне проверенной и достоверной информации.

Такая стратегия позволяет победить конкурента, превосходящего по финансовым возможностям и силам. «Высший пилотаж» применения подобной концепции – проведение политики, не позволяющей противнику понять, что комплекс агрессивных факторов, воздействующих на его бизнес, – не следствие случайных событий, а результат продуманной конкурентной политики. (Примером может служить развал Советского Союза).

Предприятие, использующее нелинейный стратегический менеджмент, получает существенные конкурентные преимущества, не вступая в прямое противостояние. Как правило, деятельность по стабилизации положения на предприятии - конкуренте может быть подразделена на шесть последовательных этапов:

§ определение состояния удовлетворённости сотрудников проводимой на предприятии политикой (разведывательные мероприятия). В частности:

˗ рассмотрение структуры управления на предприятии и выявление слабых звеньев (в первую очередь, социальных и экономических разногласий между начальниками отделов, определение области возможного конфликта интересов),

˗ оценка психологического климата в коллективе, выявление нелояльных сотрудников и неформальных лидеров,

˗ выявление группы сотрудников, неудовлетворённых политикой руководства предприятия, в том числе распределением материальных средств и продвижением по службе;

§ переговоры с нелояльными сотрудниками о возможном сотрудничестве (вербовка), в первую очередь с руководящими работниками и лицами, имеющими доступ к конфиденциальной информации;

§ вмешательство в политику предприятия - конкурента с помощью завербованных сотрудников, что позволяет уменьшить прибыль. повысить расходы и снизить конкурентоспособность противника. В этот же момент на фирму приходят «незапланированные проверки» органов власти;

§ создание компании по дискредитации владельцев и руководящих сотрудников предприятия с целью создания неблагоприятного климата внутри и вне фирмы с целью потери имиджа фирмы;

§ информационно-психологическое воздействие. Пропагандистская программа по созданию негативного отношения к предприятию и его руководству, включая:

ـ заказные телевизионные репортажи,

ـ статьи в различных средствах массовой информации (СМИ), охватывающие широкий круг читателей, касающегося критического положения на фирме,

ـ нарушения законодательства (неуплата налогов, в связи с криминальными структурами, нелегальное завладение капиталом),

ـ распространение слухов, воздействующих на отношение к предприятию;

§ продолжение политики, начатой на предыдущем этапе и подведение итогов.

 

Последовательность во всём

Сотрудникам, ответственным за контрразведку на предприятии, вменяется обеспечение комплексной системы защиты, нацеленной на обеспечение надёжной защиты предприятия от внешних угроз за счёт:

§ проведения непрерывного и всестороннего анализа угроз безопасности предприятия;

§ оценки:

ـ выявленных угроз и ранжирования их по степени важности для предприятия,

ـ результатов выполнения программы по локализации угроз;

§ разработки мер по локализации угроз;

§ составления планов по внедрению разработанных мероприятий во все сферы деятельности предприятия;

§ непосредственного внедрения механизмов разработанной программы в деятельность предприятия.

 

Таким образом, система обеспечения безопасности предприятия должна носить комплексный и системный характер, на основе чётко сформулированной концепции информационной безопасности.

Согласно результатам исследования, проведенного специалистами Logica CMG, в ходе которого были опрошены представители 350 компаний, половина фирм не сформулировали стратегию обеспечения информационной безопасности, 71 % полагаются на свои департаменты по защите интересов предприятия и интеллектуальной собственности его работников в вопросах разработки и воплощения в жизнь политики собственной информационной безопасности.

Опрошенные в ходе исследования сто специалистов по инвестициям поставили проблему несоблюдения безопасности на третье место в ряду факторов, которые негативно влияют на оценку компаний. Выделенная проблема по значимости для инвесторов стоит сразу после сложной финансовой отчётности и внезапного ухода высшего руководства из системы управления предприятием.

В недобросовестной конкурентной борьбе широко используются различные методы, в том числе:

§ получение налоговых льгот;

§ коррупция;

§ использование:

ـ запрещённых методов сбора информации,

ـ использование криминальных методов и средств борьбы за доступ к интересующей информации;

§ дезинформация;

§ создание фирм однодневок;

§ работа через подставные фирмы, имеющие различные льготы.

 

За последние годы разработан комплекс технических средств, обеспечивающих безопасность предприятия в предпринимательской среде, в первую очередь средства поиска и защиты от утечки информации.

В случае если факт недобросовестной конкуренции установлен сотрудниками предприятия и есть доказательства, то и имеется смысл прибегнуть к помощи органов государственной власти посредствам обращения в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации или его территориальное управление с ходатайством о запрете актов недобросовестной конкуренции и применение соответствующих штрафных санкций в отношении нарушителя или в арбитражный суд с иском о запрете актов недобросовестной конкуренции и взыскании понесённых убытков с нарушителя.

Такой шаг не только защитит от действий недобросовестной конкуренции. К тому же позволит дискредитировать перед клиентами предприятие - конкурент, и сыграть на контрасте. Эти действия позволят руководству представить своё предприятие, действующим в правовом поле и соблюдающим законы, как добросовестного оператора рынка и надёжного партнёра.

 

 


ЗАЧЕТ.

Контрольные вопросы

1. Какими параметрами характеризуются метеорологические ус­ловия на рабочем месте, их гигиеническое значение?

2. Что такое относительная и абсолютная влажность воздуха?

3. Какими критериями характеризуется рабочее место помеще­ния?

4. Что такое дефицит насыщения? Что он характеризует?

5. Какое воздействие оказывает изменение температуры окру­жающей среды на организм человека?

6. Что такое терморегуляция организма человека? Какие виды терморегуляции организма человека вы знаете?

7. Какие условия труда относятся к безопасным?

8. Каковы условия возникновения дискомфортного состояния человека при изменении параметров метеорологических условий на его организм?

9. Что называется рабочей зоной помещения?

10. От чего зависит выбор параметров метеорологических усло­вий в производственных помещениях?

11. Какая температура называется эффективной и эквивалентно-эффективной? Что они характеризуют?

12. Какими приборами измеряется относительная влажность?

13. Назовите явные и неявные параметры метеорологических условий, входящих в уравнение (8).

14. Когда показания влажного термометра будут меньше: при большей или меньшей относительной влажности и почему?

15. Какие условия производственной среды вызывают развитие профессиональных заболеваний?

16. При каких условиях вредные производственные метеорологи­ческие факторы могут стать опасными?

17. Как классифицирую гея условия труда?

18. С какой целью введено понятие периода года?

19. Какими параметрами характеризуется интенсивность труда?

20. Какие производственные метеорологические факторы являют­ся вредными?

21. Что такое производственная среда?

22. Как можно улучшить микроклимат помещения, если относи­тельная влажность в нем мала или повышена температура воздуха?

 

Контрольные вопросы

1. Что такое световой поток и в каких единицах он измеряется?

2. Что такое освещенность? Единицы ее измерения.

3. Как определяется контраст?

4. От чего зависит видимость и как она определяется?

5. Как определяется показатель ослепленности?

6. От чего зависит естественная освещенность в помещениях?

7. Что такое коэффициент естественного освещения, как он нормируется для помещений с боковым и комбинированным освещением? Пояснить значение емин, и еср.

8. Как работает люксметр Ю-16?

9. Как подсчитать число лучей по графикам А.М. Данилюка?

10. Как определить коэффициент естественного освещения в данной точке помещения?

11. Может ли построенная экспериментальная кривая КЕО отличаться от расчетной кривой на том же графике и почему?

12. Как можно повысить уровень естественного освещения в помещении?

13. Почему в формуле Данилюка поставлен коэффициент 0,01?

14. Что такое пульсации освещенности?

15. Как нормируется искусственное освещение?

16. Как работает люминесцентная лампа?

17. Почему галогенная лампа более экономична, чем обычная лампа накаливания?

18. Что такое светоотдача?

19. Как можно повысить уровень искусственного освещения в помещении?

20. Как снизить пульсации искусственного света? Почему их частота равна удвоенной частоте питающей сети?

21. Поясните физический смысл коэффициента использования светового потока.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое радиоактивность?

2. Какие виды радиоактивного излучения Вы знаете?

3. Как воздействует радиационное излучение на живые организмы?

4. Какими физическими параметрами характеризуется излучение?

5. Какие источники ионизирующего излучения Вы знаете?

6. В чем состоит различие в воздействии на биосферу естественной и техногенной радиации?

7. В каких единицах измеряется радиационное излучение?

8. Какие меры обеспечения радиационной безопасности Вы знаете?

ЛЕКЦИЯ. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ АВИАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

В современную эпоху масштабы экономического шпионажа резко возрастают. Охота за чужими секретами позволяет сэкономить собственные средства на ведение прикладных и фундаментальных исследований, быть в курсе дел конкурента, сосредоточить всё внимание на производстве и маркетинге. Дальнейшее развитие научно-технического прогресса, увеличение потока патентов и ужесточение конкуренции как войны всех против всех делают похищение чужих секретов особенно прибыльным и поэтому притягательным.

Конкуренция открывает путь и к изобилию, и к удушению, ибо конкуренция диалектична по своей природе.

Конкуренция это прогресс. Но она ставит продуцентов в такие жёсткие условия, что они вынуждены поступать по принципу «победителей не судят», или «цель выше средств», что на практике означает одно и то же.

Вопрос ставится однозначно: или ты, или тебя пустят по миру. Третьего не дано.

Иначе говоря, экономическая эффективная деятельность немыслима без накопления секретов и создания разведывательных структур, не жалея денег на их кадровое и техническое обеспечение.

Конкуренция и есть борьба во имя победы. Побеждает тот, кто лучше, качественнее и дешевле производит свою продукцию, оказывает услуги по широкому ассортименту сервисного обслуживания, в том числе и по организации грузовых потоков воздушными судами, обладает инновационной привлекательностью, что неминуемо выражается в прибыли. Это побуждает соперников неустанно искать новые пути увеличения доходов, а это означает путь к прогрессу.

Победитель получает всегда больше, чем проигравший. В сущности, это универсальное правило.

В экономической конкуренции победа не акт, а процесс. Поэтому в конкурентной борьбе вечных победителей не существует.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.011 с.)