Система экономической разведки предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система экономической разведки предприятия



 

Экономическая разведка представляет собой систему, состоящую из организационных структур, занимающихся вопросами сбора, проверки (верификации), обработки и анализа данных по различным аспектам внешнеэкономической деятельности предприятия с дальнейшим использованием полученной информации для решения конкретных задач его хозяйственной деятельности.

В условиях рыночной экономики предприятие не может эффективно работать без глубокого понимания её движущих сил и не располагая новейшей информацией о том, что же происходит в занимаемом им сегменте рынка. При этом в обязательном порядке надо учитывать, что имеющиеся у предприятия возможности, диктуемые окружающей средой и определяемые балансом интересов различных сообществ, группировок и отдельных личностей, зачастую вытекают не из логики событий, а из эмоций, личных симпатий и антипатий.

Подразделение экономической разведки предприятия, включая функционирующие аэропорты, является структурным подразделением, на которое возложены задачи единого, в рамках хозяйствующего субъекта, информационного центра. К задачам информационного цента относится:

§ обработка и анализ поступающей в подразделение информации;

§ прогнозирование дальнейших событий в перспективе;

§ своевременная выдача аналитической информации, обеспечивающей принятие высшим руководством обоснованных решений по важнейшим для интересов предприятия вопросам.

Можно кратко сформулировать основные предпосылки необходимости создания системы экономической разведки на современном российском предприятии:

· Политическая, экономическая и социальная обстановки в нашей стране меняются так резко, что неформальных средств наблюдения за средой окружения становится недостаточно. Поэтому для адекватного реагирования руководства предприятия на влияние среды окружения и принятия решения, направленного на обеспечение успеха в конкурентной борьбе предприятию необходима стройная и эффективная система экономической разведки.

· Ориентация экономической разведки на качественного информационного обеспечения руководства предприятия, конкретных лиц, принимающих управленческие решения.

· Снабжение лиц, принимающих управленческие решения, такой информацией, которая позволяла бы выбирать наиболее оптимальный вариант решения стоящей перед предприятием проблемы из большого числа поступающих данных, собранных подразделением экономической разведки.

· Целенаправленный сбор общедоступной информации из различных открытых источников, многие из которых, на первый взгляд, могут показаться бесполезными, с последующим сравнением и анализом. Такая собранная информация очень часто позволяет своевременно принимать важные, незаметные при поверхностном подходе, решения.

· Легитимная работа подразделения экономической разведки, исключающая обращения к незаконным и неэтичным методам сбора интересующей руководство предприятия информации.

· Выработать систему экономической контрразведки предприятия, исходя из предположения, что конкуренты также могут иметь разведывательные органы и, при необходимости, могут прибегнуть, но уже к незаконным способам получения интересующей их информации. поэтому руководству предприятия необходимо

При рассмотрении возможной модели реализации системы экономической разведки на предприятии следует учитывать, что масштабы и количество привлекаемых на её создание и эксплуатацию средств во многом определяется финансовыми возможностями самого предприятия и рамками стоящих перед ним задач.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТЕМАТИЗАЦИЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Существует несколько основных принципов планирования разведывательной деятельности в экономике, основанных на определении:

· Цели проведения разведывательной деятельности.

· Потребности субъекта экономической деятельности в информации для достижения этих целей.

· Источников получения необходимой информации.

 

Для продуктивного ведения хозяйственной деятельности руководству предприятия требуется принимать разноуровневые решения, информационную поддержку которых обеспечивает система экономической разведки.

Управление любой организацией включает как минимум два уровня управления:

§ текущей деятельностью;

§ стратегическим развитием.

 

Результаты принятых решений по выделенным вопросам проявляются по-разному: текущие в самое ближайшее время, стратегические в будущем.

При этом следует отметить, что характер информации для каждого уровня принимаемых решений будет значительно различаться. В связи с этим работу подразделения экономической разведки предприятия целесообразно разделить на две составляющие.

Стратегическая (макроэкономическая) составляющая экономической разведки – сбор и анализ стратегической информации о глобальных процессах в экономике, политике, технологии и т.д., которые могут оказать какое-либо влияние (позитивное или негативное) на развитие предприятия.

Цель стратегического уровня принятия решения (открытие нового производства, внедрение на рынок нового товара или услуги и т.п.) заключается в определении направления дальнейшего развития предприятия. Эти решения формируют потребность сориентироваться на рынке и проанализировать перспективы его развития, т.е. разглядеть ещё не заполненные конкурентами рыночные ниши.

К сожалению, в нашей стране руководители предприятий стратегическому управлению уделяют незаслуженно мало времени. Более того, по данным агентства «Пентарекс» на работу против активизированных рисков (преодоление внезапных сбоев дела, утряску различных неувязок и неожиданных осложнений) ежедневно затрачивается до 96 % рабочего времени.

Это тормозит экономическое развитие предприятия, а серьезный бизнес рассчитан на долгие годы, и то, к чему предприятие подойдет в своём развитии через пять-десять лет, необходимо не только планировать, но и скрупулёзно просчитывать заранее.

Какие политические объединения поддерживать, а какие не стоит?

В каких громких делах участвовать, а от каких желательно держаться подальше, несмотря на всю их внешнюю привлекательность?

Информацию к размышлению для ответов на эти важные вопросы, стоящие перед руководством предприятия, и должна дать стратегическая составляющая экономической разведки.

Оперативно-тактическая (микроэкономическая) составляющая экономической разведки заключается в сборе и анализе оперативно-тактической информации для принятия руководством обоснованных решений по текущим проблемам предприятия.

Цель оперативно-тактического уровня принятия решения (строительство или приобретение здания под новый цех, обучение персонала для выпуска новой продукции или оказания новой услуги), зная направление дальнейшего развития, выбрать оптимальный путь его достижения и минимизировать затраты движения по этому пути.

Цели разведывательной деятельности жёстко структурированы. Каждая цель предопределяется целью высшего порядка, оставаясь при этом автономной по характеру своих потребностей и источников информации. Так, после стратегической цели определение направления следует оперативно-тактическая цель: выбор наилучшего пути развития и продвижение по нему вперёд.

Предварительное планирование разведывательной деятельности необходимо ещё и потому, чтобы в будущем не утонуть в потоках накапливаемой информации.

Каждое предприятие имеет собственную специфику, и та информация, которая для одного предприятия является жизненно необходимой, для другого – бесполезный информационный шум.

Целесообразность сбора информации следует рассматривать в разрезе её необходимости для воздействия на среду окружения с целью получения конкретным предприятием максимальной прибыли.

Однако и необходимая информация может поступать в таком количестве, что для переработки ее потребуется отвлечение большого числа штатных сотрудников и больших временных затрат. Поэтому эффективный доступ к имеющейся разведывательной информации должен строиться на новых информационных технологиях, позволяющих создавать компьютерные банки данных для хранения и обработки накапливаемых информационных массивов, но обеспечивая информационную безопасность таких банков.

Создание системы «электронной почты», связывающей различные подразделения предприятия, решит проблему своевременного распространения открытых (несекретных) информационных документов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.249.19 (0.037 с.)