Предмет логики и методологии науки как раздела философского знания. Понятие метода. Всеобщие методы познания. Общие и частные методы научного знания.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет логики и методологии науки как раздела философского знания. Понятие метода. Всеобщие методы познания. Общие и частные методы научного знания.



Методологическая функция, которую философия выполняет по от­ношению к науке, получает свое яркое выражение и прямое олицетворе­ние в особом разделе философского знания, за которым, начиная со вто­рой половины прошлого столетия, закрепилось название «философия и методология науки». Методология науки есть учение об основани­ях, методах и принципах научно-познавательной деятельности. В методологии познавательной деятельности методы познания при­нято делить по степени их общности, т. е. по широте их применимости, на всеобщие, общие и частные. К всеобщим методам познания относятся философские методы, среди которых в качестве основных можно выде­лить метафизический и диалектический методы.

«Метафизикой» (от греч. Meta ta physikos — то, что следует после физи­ки). Под метафизическим методом мышления и познания понимают тот способ, при котором вещи, явления, отношения и т. д. рассматриваются, исследуются и пони­маются как нечто застывшее, постоянное, неподвижное, неизменное, ли­шенное внутренней противоречивости, изолированное, оторванное от всех своих связей, безжизненное, омертвевшее.

Если метафизика есть умозрительная концепция неподвижного, все­гда абсолютно равного самому себе бытия, то диалектика, напротив, явля­ется учением о бытии как о непрерывном процессе, о бытии подвижном, пребывающем а постоянном становлении и развитии. Поэтому можно рассматривать диалектику (от греч. Dialegomai — веду беседу, рассуж­даю) и определять ее как всеобщую теорию развития.Исходя из этогодиалектический методоказывается прямой противоположностью мета­физического метода. Главными и существенными мо­ментами или принципами диалектического метода являются единство и борьба противоположностей, взаимный переход количества в качество и обратно и отрицание отрицания. ..................................................

Философские методы, как правило, применимы во всех сферах че­ловеческого познания. В отличие от них, частнонаучные и общенаучные методы есть способы исследования, используемые только в научном по­знании. Первые из этих методов представляют собой способы научного исследования, применяемые в какой-либо отдельной науке или при рас­смотрении и изучении каких-либо конкретных явлений и решении от­дельных задач. Что же касается общенаучных методов, то они являются междисциплинарными способами научного познания, поскольку приме­няются во всех науках или в большинстве из них.


Ступени познания.

 

В философии сложилась традиция различать две основных ступени или два уровня человеческого познания, а именно: чувственное и рацио­нальное познание. Такие философы, как Платон, Р. Декарт, Б. Спиноза признавали решаю­щее значение именно рационального познания в указанном процессе, то­гда как другие, такие как Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли и др., отдавали пальму первенства в этом процессе именно чувственному позна­нию. Первых мы на­зываем рационалистами, а вторых — сенсуалистами (от лат. Sensus — ощущение) или эмпиристами.

Чувственное познание осуществляется через три основные формы, к каковым относятся ощущение, восприятие и представление. Ощущение является самой простой, исходной формой чувственного познания. Оно понимается как отражение объективной реальности. Ощущение объявляется односторонним отра­жением объекта, т. е. отражением его в каком-либо одном из его много­численных свойств или отношений. Чувственное познание становится выражением человеческих переживаний — не более того.

Более сложной формой чувственного познания выступает воспри­ятие. Чувственное восприятие есть целостный чувственный образ объек­та, формирующийся при непосредственном его воздействии на органы чувств. В силу этого восприятие можно рассматривать как совокупность, как целостную систему ощущений. Представление, являющееся наивысшей формой чувственного по­знания, следует, таким образом, понимать как восприятие или, точнее, воспроизведение в памяти (либо создание в воображении) чувственного образа объекта при его реальном отсутствии в данный момент.

Рациональное познание реализуется также в трех основных, связанных между собой формах. Этими формами являются по­нятие, суждение и умозаключение. Понятие представляет собой простейший акт или форму мышления, обозначаю­щую собой общие существенные свойства и связи объектов. Суждение выступает более сложной формой рационального позна­ния. Его можно определить как высказывание, утверждающее или отри­цающее что-либо о каком-нибудь объекте, и потому оно может быть как объективно истинным, так и объективно ложным. Оно представляет со­бой связь, т. е. систему понятий.

Умозаключение выступает наивысшей формой рациональ­ного познания. Оно представляет собой новое знание, полученное из опре­деленных посылок путем правильного логического вывода, т. е. на основе логических законов.

Помимо основных форм познания в структу­ре чувственной и рациональной познавательной деятельности можно вы­делить некоторые другие элементы, которые оказывают не прямое, а опосредствованное влияние на характер познавательного процесса. Например, в чувственной дея­тельности можно различать всевозможные эмоции (страсти) — такие как симпатия и антипатия, любовь и ненависть. Они влияют на общий настрой человека как субъекта познания.

В процессе познания важную роль играет интуиция. Под интуицией (от лат Intueri — пристально, внимательно смотреть) обычно понимают способность непосредственно схватывать (постигать) истину.


Структура научного знания.

 

Научное познание составляет важнейший элемент в структуре человеческого познания вообще. Его продукт — научное знание — имеет, в свою очередь, достаточно сложную структуру, в которой, как уже отмечалось, различаю две основные составляющие: эмпирическую и теоретическую. На эмпирическом уровне фиксируются данные наблюдения и измерения, а также эксперимента, выступающих в качестве общенаучных эмпирических методов. Наблюдение представляет собой целенаправленное и организованное восприятие исследуемого объекта без вмешательства в естественный ход его функционирования и изменения со стороны наблюдателя (исследователя). Эксперимент отличается от наблюдения тем, что является активной исследовательской процедурой, при которой ученый, так или иначе, воздействует на объект своего исследования, чтобы отчетливее выявить и раскрыть его те или иные подлежащие изучению свойства и отношения. Измерение есть методологический прием, с помощью которого выявляются и устанавливаются количественные характеристики изучаемого объекта.

Включая данные наблюдения, эксперимента и измерения, эмпирический уровень научного знания не сводится, однако, только к ним. Он включает в себя также и формируемый на их основе особый род научного знания — научный факт.

Что же касается самого теоретического уровня научного знания, то и он не представляет собой чисто рационального феномена. Данный уровень также выступает результатом взаимодействия чувственного и рационального в научном познании.

Теоретический уровень научного знания начинается с четкого формирования и постановки научной проблемы, которую именно поэтому и можно рассматривать как исходную форму теоретического научного знания. Научную проблему (от греч. Problema — задание, задача) можно определить как выражение того, что еще не познано, но познание чего становится актуальным и даже необходимым в данный момент с точки зре­ния внутренней логики развития научного знания.

Для решения сформулированной научной проблемы обычно разрабатывают научную гипотезу, которая выступает следующей формой теоретического научного знания. Научная гипотеза — это система не достоверного, а только предположительного знания, получаемая гипотетико-дедуктивным методом из существующего научного знания и претендующая не только на интерпретацию и объяснение новоиспеченных научных фактов, но и на предсказание новых.

Хорошо обоснованная и полностью подтвержденная гипотеза может стать, и нередко становится, научным законом. Поэтому научный за­кон можно считать одной из основных форм теоретического научного знания. Научный закон — как понятийная структура или математическая модель — на самом деле выражает собой важнейший аспект сущности явлений действительности. Он отображает их существенные, необходимые, устойчивые, а, следовательно, и повторяющиеся свойства и связи.

Научный закон входит в структуру научной теории в качестве ее важнейшей составляющей. Научную теорию (от греч. Theorein — смотреть) можно определить как систему обобщенного, обоснованного (подтвержденного), а стало быть, и достоверного знания о тех или иных явлениях реальности.

Научная теория имеет сложную структуру. В свое время логические позитивисты выделили в данной структуре следующие три компонента: а) эмпирические термины, выражающие непосредственно данное, б) теоретические термины, выражающие идеальные объекты, и в) логические термины, выражающие логическую связь между компонентами теории.

Научная теория в действительности включает в свою структуру следующие элементы: а) исходные постулаты, б) правила логического вывода, в) новые научные понятия и принципы (законы), г) теоретическое их обоснование, д) экспериментальное их подтверждение.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.124.210 (0.007 с.)