Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет логики и методологии науки как раздела философского знания. Понятие метода. Всеобщие методы познания. Общие и частные методы научного знания.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методологическая функция, которую философия выполняет по отношению к науке, получает свое яркое выражение и прямое олицетворение в особом разделе философского знания, за которым, начиная со второй половины прошлого столетия, закрепилось название «философия и методология науки». Методология науки есть учение об основаниях, методах и принципах научно-познавательной деятельности. В методологии познавательной деятельности методы познания принято делить по степени их общности, т. е. по широте их применимости, на всеобщие, общие и частные. К всеобщим методам познания относятся философские методы, среди которых в качестве основных можно выделить метафизический и диалектический методы. «Метафизикой» (от греч. Meta ta physikos — то, что следует после физики). Под метафизическим методом мышления и познания понимают тот способ, при котором вещи, явления, отношения и т. д. рассматриваются, исследуются и понимаются как нечто застывшее, постоянное, неподвижное, неизменное, лишенное внутренней противоречивости, изолированное, оторванное от всех своих связей, безжизненное, омертвевшее. Если метафизика есть умозрительная концепция неподвижного, всегда абсолютно равного самому себе бытия, то диалектика, напротив, является учением о бытии как о непрерывном процессе, о бытии подвижном, пребывающем а постоянном становлении и развитии. Поэтому можно рассматривать диалектику (от греч. Dialegomai — веду беседу, рассуждаю) и определять ее как всеобщую теорию развития.Исходя из этогодиалектический методоказывается прямой противоположностью метафизического метода. Главными и существенными моментами или принципами диалектического метода являются единство и борьба противоположностей, взаимный переход количества в качество и обратно и отрицание отрицания................................................... Философские методы, как правило, применимы во всех сферах человеческого познания. В отличие от них, частнонаучные и общенаучные методы есть способы исследования, используемые только в научном познании. Первые из этих методов представляют собой способы научного исследования, применяемые в какой-либо отдельной науке или при рассмотрении и изучении каких-либо конкретных явлений и решении отдельных задач. Что же касается общенаучных методов, то они являются междисциплинарными способами научного познания, поскольку применяются во всех науках или в большинстве из них. Ступени познания.
В философии сложилась традиция различать две основных ступени или два уровня человеческого познания, а именно: чувственное и рациональное познание. Такие философы, как Платон, Р. Декарт, Б. Спиноза признавали решающее значение именно рационального познания в указанном процессе, тогда как другие, такие как Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли и др., отдавали пальму первенства в этом процессе именно чувственному познанию. Первых мы называем рационалистами, а вторых — сенсуалистами (от лат. Sensus — ощущение) или эмпиристами. Чувственное познание осуществляется через три основные формы, к каковым относятся ощущение, восприятие и представление. Ощущение является самой простой, исходной формой чувственного познания. Оно понимается как отражение объективной реальности. Ощущение объявляется односторонним отражением объекта, т. е. отражением его в каком-либо одном из его многочисленных свойств или отношений. Чувственное познание становится выражением человеческих переживаний — не более того. Более сложной формой чувственного познания выступает восприятие. Чувственное восприятие есть целостный чувственный образ объекта, формирующийся при непосредственном его воздействии на органы чувств. В силу этого восприятие можно рассматривать как совокупность, как целостную систему ощущений. Представление, являющееся наивысшей формой чувственного познания, следует, таким образом, понимать как восприятие или, точнее, воспроизведение в памяти (либо создание в воображении) чувственного образа объекта при его реальном отсутствии в данный момент. Рациональное познание реализуется также в трех основных, связанных между собой формах. Этими формами являются понятие, суждение и умозаключение. Понятие представляет собой простейший акт или форму мышления, обозначающую собой общие существенные свойства и связи объектов. Суждение выступает более сложной формой рационального познания. Его можно определить как высказывание, утверждающее или отрицающее что-либо о каком-нибудь объекте, и потому оно может быть как объективно истинным, так и объективно ложным. Оно представляет собой связь, т. е. систему понятий. Умозаключение выступает наивысшей формой рационального познания. Оно представляет собой новое знание, полученное из определенных посылок путем правильного логического вывода, т. е. на основе логических законов. Помимо основных форм познания в структуре чувственной и рациональной познавательной деятельности можно выделить некоторые другие элементы, которые оказывают не прямое, а опосредствованное влияние на характер познавательного процесса. Например, в чувственной деятельности можно различать всевозможные эмоции (страсти) — такие как симпатия и антипатия, любовь и ненависть. Они влияют на общий настрой человека как субъекта познания. В процессе познания важную роль играет интуиция. Под интуицией (от лат Intueri — пристально, внимательно смотреть) обычно понимают способность непосредственно схватывать (постигать) истину. Структура научного знания.
Научное познание составляет важнейший элемент в структуре человеческого познания вообще. Его продукт — научное знание — имеет, в свою очередь, достаточно сложную структуру, в которой, как уже отмечалось, различаю две основные составляющие: эмпирическую и теоретическую. На эмпирическом уровне фиксируются данные наблюдения и измерения, а также эксперимента, выступающих в качестве общенаучных эмпирических методов. Наблюдение представляет собой целенаправленное и организованное восприятие исследуемого объекта без вмешательства в естественный ход его функционирования и изменения со стороны наблюдателя (исследователя). Эксперимент отличается от наблюдения тем, что является активной исследовательской процедурой, при которой ученый, так или иначе, воздействует на объект своего исследования, чтобы отчетливее выявить и раскрыть его те или иные подлежащие изучению свойства и отношения. Измерение есть методологический прием, с помощью которого выявляются и устанавливаются количественные характеристики изучаемого объекта. Включая данные наблюдения, эксперимента и измерения, эмпирический уровень научного знания не сводится, однако, только к ним. Он включает в себя также и формируемый на их основе особый род научного знания — научный факт. Что же касается самого теоретического уровня научного знания, то и он не представляет собой чисто рационального феномена. Данный уровень также выступает результатом взаимодействия чувственного и рационального в научном познании. Теоретический уровень научного знания начинается с четкого формирования и постановки научной проблемы, которую именно поэтому и можно рассматривать как исходную форму теоретического научного знания. Научную проблему (от греч. Problema — задание, задача) можно определить как выражение того, что еще не познано, но познание чего становится актуальным и даже необходимым в данный момент с точки зрения внутренней логики развития научного знания. Для решения сформулированной научной проблемы обычно разрабатывают научную гипотезу, которая выступает следующей формой теоретического научного знания. Научная гипотеза — это система не достоверного, а только предположительного знания, получаемая гипотетико-дедуктивным методом из существующего научного знания и претендующая не только на интерпретацию и объяснение новоиспеченных научных фактов, но и на предсказание новых. Хорошо обоснованная и полностью подтвержденная гипотеза может стать, и нередко становится, научным законом. Поэтому научный закон можно считать одной из основных форм теоретического научного знания. Научный закон — как понятийная структура или математическая модель — на самом деле выражает собой важнейший аспект сущности явлений действительности. Он отображает их существенные, необходимые, устойчивые, а, следовательно, и повторяющиеся свойства и связи. Научный закон входит в структуру научной теории в качестве ее важнейшей составляющей. Научную теорию (от греч. Theorein — смотреть) можно определить как систему обобщенного, обоснованного (подтвержденного), а стало быть, и достоверного знания о тех или иных явлениях реальности. Научная теория имеет сложную структуру. В свое время логические позитивисты выделили в данной структуре следующие три компонента: а) эмпирические термины, выражающие непосредственно данное, б) теоретические термины, выражающие идеальные объекты, и в) логические термины, выражающие логическую связь между компонентами теории. Научная теория в действительности включает в свою структуру следующие элементы: а) исходные постулаты, б) правила логического вывода, в) новые научные понятия и принципы (законы), г) теоретическое их обоснование, д) экспериментальное их подтверждение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.44 (0.007 с.) |