Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Естествознание в системе наук.Специфика естественнонаучного и гуманитарного стилей мышления.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(лекция сопровождается мультимедийным показом материала План 1.Научное познание как наиболее адекватный способ отражения явлений макро, мега и микромиров. 2.Особенности проявления методов и методологии научного познания. в отраслях гуманитарного и естественнонаучного знания. 3.Эмпирический и теоретический уровни естественнонаучного познания. 4.Внутренняя логика развития естествознания. Ключевые понятия к теме: метод. методология, эксперимент. формализация. аксиоматизация, индукция, моделирование, эмпирический уровень, теоретический уровень, фальсификация, верификация, истина, гуманизм, фрактал.. Литература к теме лекции (дополнительно к рекомендованной в разделе № 9) 1. Карпенков, С.Х. Современное естествознание./ С.Х. Карпенков,М..Академический.Проект,2003. 2. Карпенков, С.Х. Познание истины./С.Х. Карпенков,//Высшее образование сегодня.М.2005.№5. 3. Климов, Е.А. Основы психологии /Е.А.Климов,М..ЮНИТИ,2001 ТЕМА № 3 Исторические периоды развития естественно – научной картины мира и естественно – научных методов познания (от античности к Новому времени) (лекция сопровождается мультимедийным показом материала) План. 1Накопление знаний в системе первобытного мышления и древнейших цивилизациях как результат развития человеческого разума и общественной практики.Неолитическая революция. 2 Три научные программы античной натурфилософии. От хаоса к космосу. 3 Особенности развития естествознания в эпоху средних веков. «Спасение явлений» как ведущая установка научного познания в эпоху господства телеологии и схоластики.. 4 Смена парадигмальных акцентов в исследовании живой и неживой природы в эпоху Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, торжество разума и здравого смысла как ведущие установки развивающегося естественнонаучного видения мира. Судьбоносные открытия этого времени и их авторы 5 Естествознание Нового времени как эпохи «пара и машин», развития капитализма, деловой и научной активности. Укоренение в научном познании идей рационализма. Творчество И. Ньютона, Х. Гюйгенса. Р.Гука, Ж. Ламетри.,Л.Эйлера,М.Ломоносова, И.Бернулли. Складывание механической картины мира, ее основные идеи. стествознание X1Xв. как века расцвета индустриализации и торжества науки. Формирование классических. фундаментальных идей естествознания и соответствующих им принципов: законов сохранения, относительности, направленности процессов, периодичности, о. закономерности случайности, вероятностном характере причинно-следственных отношений Выход на новый уровень развития химии и биологии. 1. Панорама развития современного естествознания. Признание релятивистской картины мира и релятивистской механики. Рождение новых представлений о пространстве и времени, строении материи. Складывание квантовой механики и введение принципов дополнительности и неопределенности как важнейших методологических приемов познания, квантовой химии, молекулярной биологии,идей о квантированном многообразии форм живого. Ключевые понятия к теме:квант, квантовое число, волновая функция, спин. плотность вероятности,оператор,. природные ритмы., нечувствительность к логическим противоречиям, пиктография, геометризация математики, спасение явлений, арабская наука, классическая механика, аналитический метод, магнитные и электрические явления, эфир. дарвиновская революция, термодинамика, необратимые процессы, генетика, теория относительности. элементарные частицы, квантовая физика. Литература к теме лекции (дополнительно к рекомендованной в разделе № 7) 1. Суханов. А.Д.. Голубева. О.Н. Концепции современного естествознания/ А.Д.Суханов, М..2010 2. Эйнштейн,А, Инфельд, Л. Эволюция физики. Развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов. /А.Эйнштейн,М..Наука.1981. 3.Карпинская.Р.С.,Лисеев, И.К.. Огурцов,А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. /Р.С.Карпинская и др.,М.,2009 Тема № 4 Физическая картина мира План 1. Предмет физики и его эволюция. Микро, макро и мега миры. Универсальность законов физики. 2. Пространство, время, движение как основные формы существования материи. Инерциальные и неинерциальные системы. Четырехмерность пространства-времени. 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Принципы симметрии. 4. Основные законы физики. Энтропия и энтальпия 5.Становление тепловой и электромагнитной картин мира. Ключевые понятия к теме: энтальпия, витализм, модель стационарной Вселенной, физические взаимодействия, близко и дальнодействие, демон Лапласа, интервал, постулат, релятивизм. Литература к теме лекции (дополнительно к рекомендованной в разделе №7) 1. Голин,Г.М.,Филолович,С.В.Классики физической науки (с древнейших времен до начала ХХ века) / Г.М.Голин, М.,Высшая школа,2010 2. Каира, Ф. Дао физики./ Ф.Каира, СПб,1944. 3. Льоцци,М. История физики. /М.Льоцци,М.,Мир,1999
Физическая картина мира (продолжение темы) План 1. Специальная и общая теории относительности. Становление релятивистских исследовательских программ. 2. Изучение микромира и зарождение квантовой физики.Квантово-полевая картина мира. 3. Квантово – механическое описание микрообъектов:принцип неопределенности, соответствия, дополнительности, простоты. запрета и т.д. Динамические и статистические закономерности. 4. Строение материи и физика элементарных частиц и их свойств. Ключевые понятия к теме: гравитационная и инерционная масса, принцип тяготения, кривизна пространства, принцип Паули, постоянная Планка, энергетическая модель атома, элементарные частицы. Литература к теме лекции (дополнительно к рекомендованной в разделе №7) 1. Карпенков,С.Х Концепции современного естествознания./ С.Х Карпенков, М.; Академический проект,2012. 2. Вайцзеккер, Э,Ловинс,Э,Ловинс, А.Фактор четыре,/Э.Вайцзеккер, М.;Академия.2010. Тема № 5 Теория самоорганизации План 1. Понятие синергетики. Синергетическая парадигма научного поиска. 2. Синергетический стиль мышления. Принципы синергетики. 3. Синергетические теории: математическая теория бифуркации. теория хаоса, теория нелинейных колебаний и волн, нелинейная динамика, теория фазовых переходов. 4. Междисциплинарный характер синергетического подхода к исследованию сложноорганизованных систем. Ключевые понятия к теме: хаос, термодинамическое равновесие, неравновесные системы, бифуркация, флуктуация, случайность и необходимость, диссипативные структуры, модель Пригожина, петли обратной положительной связи, сингулярность.реликтовое излучение. Литература к теме лекции (дополнительно к рекомендованной в разделе № 7) 1. Капица, С.П.,Курдюмов, С.П. Малинецкий,Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. /С.П.Капица.М.;Наука,1997. 2. Каррери, Дж. Порядок и беспорядок в структуре материи. /Дж.Каррери, М.; Мир,2009. 3. Игнатова, В, А. Естествознание./В.А.Игнатова, ИКЦ, М., «АКАДЕМКНИГА»,2010.
Тема № 6 Вселенная как реальность. Физические характеристики И модели развития. (лекция сопровождается мультимедийным показом материала) План 1. Концепции происхождения Вселенной, ее физические характеристики, структура. 2. Эволюция и происхождение галактик. Виды галактик, диаграмма Гершпрунгера – Рессела. 3. Современные космологические модели происхождения Вселенной. Ключевые понятия к теме: креационизм,.космология, астрофизика, стационарное состояние Вселенной, фридмановское расширение пространства, точка сингулярности, большой взрыв, горячая Вселенная. Литература к теме лекции (дополнительно к рекомендованной в разделе №7) 1. Владимиров, Ю.С. Фундаментальная физика, философия и религия / Ю.С.Владимиров, Кострома, МИЦАОСТ, 2009 2. Шипов, Г.И. Теория физического вакуума. Новая парадигма /Г.И.Шипов. М.; НТ – Центр,2000 Тема № 7 Химическая картина мира. План. 1 Химия в системе естественнонаучного знания. Этапы становления и развития химической науки. 2 Предмет химии. Химические связи и химические процессы. Роль катализаторов в химических процессах. Уровни химического взаимодействия: атомный, молекулярный, надмолекулярный. 4Основные законы классической химии. Теория валентности. Квантовая химия. 5. самоорганизация и эволюция химических систем. Ключевые понятия к теме: катализ, изотопы, изомеры, типы химических связей, органический синтез, биогеохимия, кинетика, автокатализ, лабильность. Литература к теме лекции (дополнительно к указанной в разделе №7) 1. Азимов, А. Краткая история химии. /А.Азимов,М.;2009 2. Грин, Д. Молекулярные аспекты жизни./ Д.Грин, М.;Мир,2012. Тема № 8. Планета Земля в системе планетарного мира Солнечной системы (лекция сопровождается мультимедийным показом материала) План 1. Происхождение солнечной системы. Концепции В.Амбарцумяна, Ф.Хойла – Х. Альвена,И. Канта – П.Лапласа,О. Шмидта. 2. Физические характеристики солнечной системы и Солнца как системно- образующей звезды. 3. Земля как самоорганизующаяся система (Л.Маргулис, Д.Лавлок) Строение Земли и ее оболочек. 4. Модели теории происхождения Земли. Тектоника литосферных плит, Творчество А. Вегенера. Глобальная геологическая теория Трубицина. . Ключевые понятия к теме: земная кора, мантия. ядро, литосфера, атмосфера, биосфера, магма, магнитное поле Земли, солнечный ветер, астеносфера, дрейф материков, процессия. экотоп. Литература к теме лекции (дополнительно к указанной в разделе №7) 1.Вернадский.В.И. Философские мысли натуралиста /В.И.Вернадский, М.; Наука 1988. 2.Чижевский,А.Л.Земное эхо солнечных бурь./А.Л.Чижевский,М.;1976. Тема № 9 Современная биологическая картина мира (лекция сопровождается мультимедийным показом материала) План 1.Предмет биологии. Развитие биологии как науки. Система биологических наук. 2Этапы формирования и развития вещественной основы живого. Отличие живого от неживого.. 3Особенности биологического уровня организации живого. Основные понятия 4Теория эволюции по Ч.Дарвину. Дарвинизм и антидарвинизм 5.Развитие генетики, открытие механизмов мутации (З.Фриз).Формирование СТЭ и концепции коэволюции (Л.Маргулис.) Ключевые понятия к теме: прокариоты, эукариоты, анаэробы, продуценты, консументы. редуценты, рибосомы, пищевые цепи, геном, биота, коэволюция, вектор эволюции,. генетический код, нуклеиновый эквивалент, кодон. Литература к теме лекции (дополнительно к указанной в разделе №7) 1. Типлер.Ф Физика бессмертия./Ф.Типлер, Зеленый мир,№ 29,1996. 2. Хобринк,Б. Яйцо без курицы./Б. Хобринк,М.:Мартис,2000 3. Большой энциклопедический справочник.//М.;Астрель,2011.
Тема 10 Биосфера. (лекция сопровождается мультимедийным показом материала). План 1. Биосфера как планетарная экосистема. Основные концепции биосферы. 2. Проблема биоразнообразия. Законы функционирования биосферы. Биосферные процессы и космические циклы. 3. Глобализация и экологизация. Основные законы экологии. Концепции устойчивого развития. Принцип Ле Шаталье -Брауна. 4. Концепции естественной безопасности: биотические и абиотические аспекты. Коэволюция человека и биосферы, типы экологизации хозяйственной деятельности человека. Ключевые понятия к теме: биосфера, экология, коэволюция, математическое моделирование биосферных процессов, космические циклы, устойчивое развитие, экологическая психология, биофилия Литература к теме лекции (дополнительно к рекомендованной в разделе №7) 1. Баев, А. А. Надо ли раскрывать карты? /А.А.Баев,М.;Правда,1990,14 января. 2. Майр, Э. Зоологический вид и эволюция./ Э Майр, М.; Прогресс,2013.
Тема № 11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.196 (0.009 с.) |