Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феномен человека в научной картине мира. Антропосоциогенез.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(лекция сопровождается мультимедийным показом материала) План 1. Человек как предмет естественнонаучного познания. Эволюция представлений о происхождении и природе человека. 2. Физиология человека. Психофизическая и генетическая специфика человеческого организма. Сознание и мышление, эмоции и работоспособность. Психогенез (Х.Дельгадо). 3. Этология, социобиология и психобиология о поведении человека как развертывании эволюционного механизма. Ключевые понятия к теме: живая материя, евгеника, глобальная эволюция, генетика, антропоиды, онтогенез, популяция, мутация, геном, бихевиоризм, креационизм. филетическая эволюция Литература к теме лекции (дополнительно к рекомендованной в разделе № 7) 1.Андреев,И.Л. Происхождение человека и общества./И.Л.Андреев,М.;Мысль,2009. 2. Левонтин,Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда /Р.Левонтин. М.: Прогресс,2010 3.Демоз Ж. Психоистория /Ж.Демоз,Москва-Париж,2010.
Тема № 12 Проблема нормы здоровья и болезнь. План 1. Социальные аспекты учения о здоровье и болезни. Нозология и антинозология. 2. Здоровье и заболеваемость. Болезни цивилизации и общественное здоровье. 3. Отношение человека к жизни и смерти. как показатель социального. духовного и экономического благополучия социума и личности. 4. Здоровый образ жизни, подходы к его изучению. Биоэтика как наука о самоценности жизни Ключевые понятия к теме: нозология, биологические основы социальной жизни, генная инженерия, живая материя, аксиология, пассионарность, устойчивое развитие. синдром Марфана.
Литература к теме лекции (дополнительно к рекомендованной в разделе №7) 1. Юдин, Б. Возможно ли рациональное самоубийство./ Б.Юдин, Человек, М.;2008 2. Одум, Ю. Экология./ Ю.Одум,М.;Мир.2012 3. Концепции современного естествознания. /А.Д.Суханов,М.; Агар,2010.
Тема № 13 Роль информации и информационных технологий в современном Мире. План 1. Понятие информации. Виды информации в природе и обществе. 2. Кибернетика и информатика. Информация как наука и как отрасль индустрии. 3. Информационные технологии. Формирование информационных сред. Виртуальная реальность и виртуальные технологии. 4. Становление информационного общества: сущность и основные характеристики Устойчивое развитие и становление ноосферных форм интеллектуальных технологий. Ключевые понятия к теме: информатика. кибернетика, виртуальная реальность, ноосферные формы интеллектуальных технологий, ЭВМ, медиатизация, информационный стресс, коэволюционный императив. Литература к теме лекции (дополнительно к рекомендованной в разделе № 7) 1. Эшби, У.Р. Введение в кибернетику./ У.Р.Эшби,М.;1964. 2. Эшби,У.Р. Конструкция мозга/ У.Р.Эшби,М.;1964. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар №1 Естествознание в системе науки План 1.Естествознание как исторически возникшая форма системного познания природы Макро микро и мега миры. 2.Предмет естествознания. Осознание природы как ценности и универсального, уникального вместилища человечества и его культуры. 3.Естествознание как иерархия наук о природе. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знаний как единственный путь к гуманизации технологического интеллекта, поиска универсальной синтагмы Ключевые понятия к теме: интеграция, синтагма, парадигма, механицизм, аксиология, научное мышление, разум, аргументация, метод, процедура, гуманизм, религия, монизм, метод, интернет, коммуникативная среда. . Литература к семинару (дополнительно к рекомендованной в разделе №7). 1.Вернадский, В.И.Научная мысль как планетное явление. /-В.Н.Вернадский- М.,,Наука,1991. 2.Найдыш, В.М. Концепции современного естествознания./В.М.Найдыш.- М., Инфро,2012. 3.Глейк, Дж.Хаос. Создание новой науки./Дж. Глейк Хаос. – М.,- АМФОРА, 2011. 4.Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ Г.И.Рузавин – М.,ЮНИТИ.2013. 5.Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов/ С.Х. Карпенков – М..Академический проект, 2010.
Тестовые задания к теме семинара: 1.Наука – это: компонент духовной культуры; § элемент материально – предметного мира; § элемент практического преобразования мира; § результат обыденного, житейского знания. 2. Главная особенность науки: · зависима от личности исследователя; · объективна; · идеологически руководима и управляема; 3. Физика относится к наукам: § гуманитарным; § точным; § естественным; § социальным. 4.Астрология относится к: · естественным наукам; · оккультным «наукам»; · духовно – художественному творчеству; 5. Среди теоретических методов исследования отсутствует: § логический; § исторический; § экспериментальный; § дедуктивный. 6. К эмпирическим методам исследования относятся: · логический; · наблюдения; · индуктивный; · аналитический. 7. Наука была «служанкой» богословия: (несколько вариантов правильного ответов) § в античности; § в средневековой Европе; § в исламском мире; § в Европе Х1Х в. 8. Какому мыслителю принадлежат слова: «Книга Природы написана языком математики». 9..Научный факт отличается от эмпирического тем, что: он воспроизводим в любом месте. в любое время, любым человеком; он нуждается в повторении; эмпирический факт есть результат непосредственных ощущений органов чувств, а научный может быть получен только с помощью приборов. научный факт получают в результате экспериментов. 10.Верификация – это: o сравнение; o опровержение; o подтверждение; o замена теории. 11.. Эмпирическое обобщение это: · несколько фактов; · все, что входит в практику науки; · обобщение научных фактов · все главные эксперименты данной науки. 12..Афоризмом «Метод – это циркуль» Ф.Бэкон хотел сказать, что: · метод ограничивает возможность выбора объектов; · уравнивает возможности исследователей; · направляет работу ученого; · защищает от неправильного выбора. 13.Как можно интерпретировать высказывание А.Пуанкаре, что «в науке интерес представляют лишь исключения»: · исключения становятся основой новых гипотез и теорий; · к необычным фактам толкает любопытство · они расширяют сферу познавательных возможностей науки. 14.Современная научная картина мира основывается на: § астрономии; § биологии; § физике; § синергетике; § философии; космологии; Доклады к теме семинара: 1.Роль естествознания в формировании профессиональных знаний. 2.Кант о роли математики в естествознании. 3.Основные признаки науки сформулированные Г.В.Гегелем 4..Познавательная деятельность в синкретических культурах древнего мира. 5.Наука как форма познавательной деятельности: субъект, объект, средства и результаты познания. Их различия на эмпирическом и теоретическом уровнях познания 6.Формирование научной методологии естественнонаучного познания. 7. Научный факт. Псевдонаучное знание, его характеристики, 8. Междисциплинарные взаимодействия и интегративные процессы в науке. 9. Наука и образование в XX1 веке: новые функции и цели. Пути формирования единой ноосферной науки. 10.Современные цивилизационные ценности. 11..Информационная цивилизация. 12.Современный подход к периодизации естествознания. 13. Роль творческого воображения в научном поиске. 14.Диалектика рационального и иррационального в научном творчестве. 15.Логика открытия и логика доказательства. Ключевые понятия к теме: субъект и объект познания, эмпирия, теория, эволюция, истина, вероятность, псевдонауки, закономерность, агностицизм, редукционизм, интеграция и дифференциация научного знания, инновации, метод, методология.
Семинар № 2 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ПЛАН 1.Особенности зарождения, развития естественнонаучного знания в различные исторические периоды жизни рода человеческого (от Древних цивилизаций до Нового времени включительно). Персоналии. 2.Становление предмета естественнонаучного познания. Роль естествознания в научно- технических революциях. 3.Физика как фундамент естествознания. Современная структура естественных наук. Ключевые понятия к теме: опыт, практика, экологический кризис, эзотерика, схоластика, импетус мобиле, научные программы античности, «спасение явлений», механистическая картина мира, преформизм, метод флюксий, гравитация, оптика, коперниканская революция. теплород. теория флогистона. Литература к семинару (дополнительно к рекомендованной в разделе №7) 1.Виргинский, В.С. Очерки истории развития науки и техники с древнейших веков до середины XVв./ В.С.Виргинский, В.Ф.Хотенков. – М..2010. 2..Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки./ П..П.Гайденко, - М..1980.. 3.Гайденко, В.Д. Западноевропейская наука в средние века./В.Д.Гайденко,-М..1989
4.Кун, Т. Структура научных революций /Т. Кун. – М..1995. 5.Соломатин, В.А. История и концепции современного естествознания /В.А. Соломатин. – М..2012. .7.Тимофеев, И.С. Принципы историографии естествознания XX в./ И.С.Тимофеев, - М.,2011. Тестовые задания к теме семинара 1.Динамика развития науки - это: · накопление знаний; · логика развития науки; · чередование гипотез и теорий; · нормальное развитие науки. 2.Исходной основой всех знаний о природе в древности являлись знания: · физические; · химические; · биологические; · медицинские. 3.Первой в истории науки физической картиной мира была: · метафизическая; · механическая; · электромагнитная; · квантово – полевая. 4. Кто считал круговое движение самым совершенным: · Демокрит; · Платон; · Аристотель; · Эмпедокл. 5.Естествознание – это: · отрасль народного хозяйства; · отрасль научного познания; · сфера социальных отношений; 6.Что такое - число Архимеда? Чему оно равно? 7. Кто в античной мысли за основу всего сущего принимал число: · Зеноном; · Пифагором; · Аристотелем; · Геродотом. 9. «Атом», с точки зрения Демокрита, это: · неделимая частица; · твердая частица; · мягкая частица
10. Кто открыл планету Уран: · У.Гершель; · У.Леверье; · И.Ньютон. 11. Кто автор термина «скорость»: · Т.Браге; · Р.Декарт; · Г.Лейбниц; · Г.Галилей. 12. Эксперимент как метод науки появился: · в древней Греции; · Китае в V11 в.; · Персии; · Западной Европе. 13.Скорость света впервые определил: · Брэдли; · И.Ньютон; · Г.Лейбниц. 14. Корпускулярная теория света была выдвинута: · Р.Декартом; · Х.Гюйгенсом; · И.Ньютоном; · Г.Лейбницем. 15. Идея «первотолчка» впервые была предложена: · Аристотелем; · И Кантом; · Платоном. 16.Как называлась первая книга Ньютона · «О природе вещей» · «Математические начала натуральной философии» · «Мотус»
Доклады к теме семинара 1.Натурфилософия античных времен и ее роль в развитии естественнонаучного знания. 2.Естественнонаучные и религиозные знания. 3. «Путь к очевидности лежит через сомнение»- И.Ильин. 4.Творческое воображение и интуиция. 5.Натурфилософские взгляды на природу. 6.Творчество Р.Декарта. 7.Закон сохранения и превращения энергии. История создания. 8.Основные законы классической механики. 9.Развитие приборостроения а ХV11 в. 10.Взгляды Лапласа на сущность вероятности. 11.Творчество Линнея. 12. Возникновение и развитие химии как науки.
Семинар № 3 ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА.
План 1. Предмет физики и его эволюция. 2.Универсальность законов физики. Физические взаимодействия. 3.Структурные уровни организации материи. Виды и формы существования материи. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Принципы симметрии. 4. Состояние физической системы. Динамические и статистическиезакономерности. 5.Порядок и хаос. Принцип возрастания энтропии. Законы термодинамики. 6.Квантовая механика и характеристики ее описания: принцип простоты, соответствия. неопределенности, дополнительности. запрета.
Ключевые понятия к теме: термодинамика, корпускула, молекула, эфир, поле,. гравитация,, электричество, инерциальная система, энтропия, динамические и статистические закономерности, хаос, вещество. корпускулярно- волновой дуализм. типы физического взаимодействия, точка сингулярности, квантовый объект, стрела времени, субатомный мир. принцип относительности, принцип Ле- Шаталье, принцип соответствия., инвариантность. . Литература к семинару (дополнительно к рекомендованной в разделе № 7) 1. Акоста, В.,,Кован К.,.Грэм Б. Основы современной физики / BАкоста, К.Кован, Б.Грэм- М.. Просвещение,1981. 2. Дэвис, П. Суперсила. Поиски единой теории природы./ П.Дэвис,- М.;2009. 3. Дэвис, П. Пространство и время в современной картине Вселенной./.Дэвис, -М.;2010. 4. Кириллин, В.А.Страницы истории науки и техники./ В.А.Кириллин - М.; Наука,2009. Тестовые задания к теме 1.Какова природа необратимых процессов? 2.Кто открыл планету Уран · У.Герщель; · А.Адамс; · А.Галлер; 3.Кто обнаружил планету Плутон: · А.Томбо; · П.Ловелл; · У.Леверье. 4.Какой существенный вклад в развитие науки внесли: · Н.Бор; · В. Гейзенберг; · Э.Шрединберг; · П.Дирак; · Э.Резерфорд. 5.Равенство температур во всех точках системы есть условие: § готовности системы к совершению работы; § нулевого начала термодинамики; § невозможности совершить никакой работы. 6.Какой закон следует из изотропности пространства: · закон сохранения энергии; · закон сохранения импульса движения; · закон сохранения момента импульса. 7. В чем проявляются волновые свойства света? 8. В соответствии с квантовой теорией поле дискретно или непрерывно? 9. Что такое инвариантность? 10. В чем сущность туннельного эффекта? 11. Двойственность свойств микрочастиц называется: § дупликацией; § дуализмом; § комплиментарностью; § аннигилярностью. 12. В теории относительности Эйнштейна утверждается. что пространство и время: · существуют независимо друг от друга; · относительны; · абсолютны; · существуют как единая четырехмерная структура. 13.Следствием однородности времени является закон сохранения: · заряда; · массы; · энергии; · импульса. 14.Что такое динамический хаос? 15.В чем сущность природы калибровочных полей? Доклады к теме семинара 1. Мир элементарных частиц. 2. Структурные уровни организации материи. 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. 4. Динамические и статистические закономерности. 5. Принцип суперпозиции. 6. Законы термодинамики. 7. Квантовая физика и развитие современной цивилизации. 8. Энтропия и вероятность. Семинар № 4 СИНЕРГЕТИКА ПЛАН. 1. Системность как атрибут материального мира. Типы систем, их характеристики. 2. Хаос как фактор самоорганизации.Роль неопределенности, слу- чайности, диссипативности в локализации и структурировании новой нелинейной среды. 3. Особенности и конструктивные механизмы самоорганизации: аттракторы, флуктуация, бифуркация, петли положительной обратной связи, степени свободы. 4. Синергетика и синергетический стиль мышления. Ключевые понятия к теме: синергетика, открытые и закрытые системы, нелинейность, бифуркация, энтропия, флуктуация, необратимость. диссипативность, неопределенность. степени свободы, петли положительной обратной связи, сток времени, вероятность, случайность. вакуум Минковского. аттракторы. стрела времени. гипотезы рождения материи. Литература к семинару (дополнительно к рекомендованной в разделе №7) 1. Вайнберг. С. Первые три минуты./ С. Вайнбегр,;- М.1981. 2. Капица.. С.П.,Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего./ С.П.Капица и др.- М.; Эдиториал, УРСС,2011 3. Пригожин, И. От существующего к возникающему./И.Пригожин,- М,;1990 4. Ровинский, Р.Е. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов./ Р.Е.Ровинский,- М.; Прогресс- Традиции,2012. Тестовые задания к теме семинара 1.Что такое бифуркация: · момент выхода системы из состояния равновесия; · момент рождения новой системы из хаоса; · распад сложной системы. 2. Эмерджентные свойства – это: · свойства присущие системе и которых нет у ее подсистем; · наиболее общие свойства сложных систем; · свойства, возникающие в неравновесной области; 3.Синергетика – это: · взаимодействие сложных систем; · наука о поведении сложных систем; · наука об эволюции неживой природы; · наука о взаимодействиях в природе. 4. По И. Пригожину, мир родился в результате: · распада высоко организованной сущности; · из ничего; · случайно; · в результате спонтанной флуктуации. 5. Чем отличаются закрытые системы от открытых? 6. Что представляют собой нестабильные частицы? 7. Энтропия равновесной системы: · стремится к нулю; · возрастает; · постоянна; · уменьшается, затем возрастает. 8. Что по И. Пригожину возникает сначала из физического вакуума · спонтанная флуктуация; · частицы; · пространство- время; · точка бифуркации; · черные мини- дыры.
Доклады к теме семинара. 1. Термодинамическая вероятность. 2. Эры рождения Вселенной. 3. Функции состояния системы. 4. Теорем Майкельсона- Морли. 5. Современные метрические и топологические свойства пространства-времени. 6. Динамический хаос. 7. Теория калибровочных полей. 8. Системные идеи в физике. 9. Причинность и целесообразность. Семинар № 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.56 (0.014 с.) |