Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и история естествознания

Поиск

ВВЕДЕНИЕ

Целью изучения курса «Концепции современного естествознания» является знакомство курсантов на уровне общих представлений с наиболее важными для понимания мира концепциями наук о природе в их развитии.

Основной особенностью курса является то, что он охватывает чрезвычайно широкую предметную область при скромном объеме времени, отводимом на его изучение. Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой курса «Концепции современного естествознания» с целью оказания методической помощи курсантам, обучающимся по специальности 030301- «Психология» при освоении материала по дисциплине.

Методические рекомендации содержат:

- перечень изучаемых вопросов по каждой теме, со ссылками на основные литературные источники, содержащие необходимую для освоения материала информацию;

- перечень дополнительной литературы по каждой теме;

- вопросы к зачету по курсу «Концепции современного естествознания»;

- перечень тем рефератов.

В результате изучения дисциплины курсанты, в соответствии с образовательным стандартом, должны иметь представление:

- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;

- концепциях пространства и времени;

- принципах симметрии и законах сохранения;

- корпускулярном и континуальном подходах к описанию природы;

- динамических статистических закономерностях в естествознании;

- соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченного состояния в неупорядоченное и наоборот;

- самоорганизации в живой и неживой природе;

- иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

- взаимодействии химических, физических и биологических процессов;

- внутреннем строении и истории развития Земли;

- специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем;

- биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы;

- физических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

- взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, принципах охраны природы и рационального природопользования;

- месте человека в эволюции Земли и парадигме единой культуры.

Ознакомление с возможностями использования физических, химических, биологических аналогий в развитии общественных взаимоотношений является важной прикладной задачей дисциплины «Концепции современного естествознания». Изучение дисциплины предполагает также развитие у курсантов рационального типа мышления и направлено на воспитание научного мировоззрения.

Материал дисциплины изучается в течение 40 аудиторных часов на лекциях, семинарах, а также в процессе самостоятельной работы студентов.

Завершается изучение дисциплины сдачей зачета.

 

 

ВОПРОСЫ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
МАТЕРИАЛА ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ КУРСА

Тема 1. Предмет и история естествознания

1. Естествознание как совокупность наук о природе. Специфика естественных наук. [4]: с. 24-25; [8]: c. 5-10; [14]: c. 7-8.

2. Классификация наук о природе. [5]: c. 24-26; [13]: c. 7-10.

3. Важнейшие этапы и закономерности развития естествознания. [13]: c. 2-7; [14]: c. 12 -15.

4. Научные парадигмы и развитие науки. Научные революции в современном естествознании. [5]: c. 109-143; [10]: c. 36-40; [11]: 42-86.

5. Особенности современного этапа развития естествознания. [4]: c. 27-33; [10]: c. 32-34; [11] c. 91-102.

Тема 2. Структура и динамика естественнонаучного познания

1. Методология современного естествознания. Понятие научного метода. [3]: c. 37-41; [5]: c. 41-43; [6]: c. 7-14; [11]: c. 7-9.

2. Эмпирические, теоретические и общелогические методы науки. Категориальный строй науки. [11]: c. 10-40. [4] с.47-50.

3. Роль внешних и внутренних противоречий в развитии естествознания. Проблемные ситуации в науке. [3]: c. 22-27.

4. Схема научного исследования: проблема – гипотеза – теория – новые факты – новая проблема. Феномен научного догматизма. [3]: c. 34; [5]: c. 27-30.

 

Тема 3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

1. Своеобразие гуманитарного и естественно – научного знания. Метод объяснения и метод понимания. [10]: c. 8-10; [14]: c. 7-8.

2. На путях к единой методологии, единой научной культуре. [1]: c.16-23; [12]: c. 20-26.

 

Тема 4. Фундаментальные законы природы и физическая картина мира

Физика – фундаментальная отрасль естествознания. Концепции атомизма и универсальность физических законов. Иерархия структур в микро-, макро- и мегамире

1. Физика – фундаментальная отрасль естествознания. Физическая картина мира. [5]: c. 146-166; [9]: c. 26-28; [10]: c. 42.

2. Атомистическая программа Левкиппа и Демокрита [5]: с. 93-99.

3. Развитие физики от “классического этапа” до наших дней. [5]: c. 109-145; [10]: c. 43-46.

4. Революция в физике XVI-XVII веков [1]: 120-121; [12]: 208-214.

5. Революция в физике на рубеже ХIХ – ХХ веков. [5]: c. 135-139; [12]: c. 308-313.

6. Классическая концепция Ньютона. [6]: c. 22-23; [9]: c. 48-51; [10]: c. 47-52; [11]: c. 126-131; [14]: c. 17-19.

7. Иерархия структур в микро –, макро –, мегамире. [5]: c. 180-181; [6]: c. 16-17; [9]: c. 33-34.

8. Структурность и системность материи. [5]: c. 178-180; [13]: c. 44-48.

9. Представления о концепциях материи, движения, пространства и времени. [1]: c. 172-192; [9]: c. 38-43; [12]: c. 284-287.

10. Свойства пространства – времени и законы сохранения. Симметрия в физике. Теорема Нётер 1]: с. 185-187, [9]: c. 45-48, 60-62 [10]: c. 77-78; [11]: c. 222-225

11. Принципы современной физики: относительности, симметрии, соответствия, дополнительности, неопределенности, суперпозиции. [5]: c. 166-177; [9]: c. 77-80; [10]: c. 96-99; [12]: c. 328-339; [14]: c. 31-33.

12. Концепции атомизма и универсальность физических законов. [9]: c. 28-31; [14]: c. 28-30.

 

Представления о концепциях, движения, пространства и времени. Поле и вещество

1. Неэвклидовы геометрии Н.И. Лобачевского и Г.Ф. Римана. [5]: c. 224-226; [14]: c. 42-43.

2. Электромагнитная концепция. Сущность электромагнитной теории Максвелла. [5]: c. 151-155; [9]: c. 59-64; [14]: c. 19-20

3. Поле и вещество. [4]: c. 327-332; [5]: c. 181-188; [10]: c. 62-63.

4. Преобразования Лоренца [11]: 144-146

5. Постулаты специальной теории относительности [11]: с.146-149

6. Понятие пространственно-временного континуума [11]: с. 150-151

7. Понятие пространства и времени в специальной и общей теории относительности А. Эйнштейна. [4]: c. 298-305; [5]: c. 216-231; [6]: c. 16-21; [13]: c. 36-42.

8. Принцип соответствия [8]: с. 81-82 [12]: с. 330-333

9. Принцип относительности и инвариантность. [9]: c. 43-45; [10]: c. 53-55.

 

Детерминизм и причинность в современной физике. Вероятностный подход в современной физике

1. Эволюция представлений о строении атомов. [9]: c. 72-74; [12]: c. 330-331; [13]: c. 104-107

2. Строение атомов и их ядер. Концепция непрерывно – дискретных свойств. [9]: c. 72-80; [14]: c. 24-26.

3. Постулаты Бора. [9]: 74-76; [12]: c. 331-333; [13]: c. 107-109.

4. Развитие представлений о свете. Корпускулярно – волновые свойства света. [9]: c. 62-64; [10]: c. 91-92.

5. Корпускулярно – волновые свойства микрочастиц. [9]: c. 76-77; [10]: c. 94-95.

6. Вероятностный характер микропроцессов. Вероятностный подход в современной физике. [4]: c. 332-344; [6]: c. 47-51; [9]: c. 80-81. [11]: c. 214-219; [14]: c. 34-35.

7. Квантовая механика – теоретическая основа современной физики [12]: 339-343

8. Неопределенности Гейзенберга. [11]: с. 208-209, [12]: 333-334

9. Принцип дополнительности. [8]: 77-80, [11]: с. 209, [12]: 337-338

10. Термодинамика. Термодинамические параметры системы. [13]: с. 213-215

11. Понятие об изотермическом, изобарном, изохорном процессах [13]: с. 218-220

12. Первое начало термодинамики. [8]: 55-56, [12]: 281

13. Второе начало термодинамики. [8]: 57, [12]: 282

14. Третье начало термодинамики [13]: с. 223

15. Идеальный цикл Карно [11]: с. 180-184.

16. Гипотеза о “тепловой смерти” Вселенной. Стрела времени. [11]:с. 191-197

17. Энтропия и вероятность [11]:с. 187-191

18. Детерминизм и причинность в современной физике. Динамические и статистические законы. [5]: c. 158-165; [10]: c. 81-83.

 

Фундаментальные взаимодействия. Проблемы создания единой фундаментальной теории

1. Фундаментальные физические взаимодействия. Проблемы создания единой фундаментальной теории. [3]: c. 70-71; [9]: 31-33, 38-43; [10]: c. 107-109; [12]: c. 348-355.

2. Концепции дальнодействия и близкодействия [9]: с. 75-77, [11]: с. 131-134

3. Гравитация [12]: 350-351

4. Электромагнитное взаимодействие [12]: 351-353

5. Слабое взаимодействие [12]: 353-354

6. Сильное взаимодействие [12]: 354-355

7. Принципы дальнодействия и близкодействия [12]: 219-220

8. Строение атомного ядра. Распад и синтез ядер. [1]: c. 244-247; [9]: c. 86-93.

9. Радиоактивность: [9] с. 95-97

10. Элементарные частицы. [1]: c. 244-247; [5]: c. 188-196; [9]: 82-86.

11. Классификация элементарных частиц [12]: с. 357-359

12. Лептоны [12]: с. 359-361

13. Адроны [12]: с. 361

14. Частицы – переносчики взаимодействий [12]: с. 361-362

15. Перспективы развития физики микромира. [9]: c. 93-95; [12]: c. 364-379.

 

 

Тема 5. Космологические модели Вселенной. Эволюция Вселенной

1. Космология как наука. [1]: c. 247-248; [4]: c. 61-62; [5]: c. 238-247; [12]; c. 240-248.

2. Гипотезы о происхождении Вселенной. [3]: c. 87-89; [5]: c. 263-267; [9]: c. 103-107.

3. Теория “Большого Взрыва”. [5]: c. 263-264; [12]: c. 433-438; [14]: c. 46-48.

4. Структура и модели Вселенной. [1]: c. 248-249; [5]: c. 250-252; [14]: c. 44-46.

5. Развитие Вселенной. [5]: c. 264-270; [12]: c. 438-441.

6. Строение и происхождение Солнечной системы. [3]: c. 54-58; [4]: 24-26.

Тема 6. Внутреннее строение и история развития Земли

1. Форма и строение Земли. [1]: с. 299-302

2. Основные характеристики Земли. [1]: 302-305, [9]: с. 427.

3. Вещественный состав и строение земной коры [1]: с. 305-309, [9]: с. 431-435.

4. Гидросфера и атмосфера Земли. [1]: 312-318, [9]: c. 440-459

5. Геодинамические процессы. Взаимодействие эндогенных и экзогенных процессов. [1]: с. 325-337.

6. Возникновение и геологическая история Земли. [1]: с. 339-341.

7. Принципы периодизации геологической истории Земли. Основные этапы эволюции земной коры. [1]: с. 341-344, [9]: с. 427-431.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М.: Альфа-М, 2003.

2. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М., 2003.

3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М.: Центр, 1998.

4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М.: ВЛАДОС, 1998.

5. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

6. Дубнищева Т.Я., Пигаров А.Ю. Современное естествознание, Новосибирск, 1998.

7. Канке В.А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. М.: ЛОГОС, 2002.

8. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания: Уч. пос. для вузов, М.: ЮНИТИ, 1998, 208 с.

9. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Справочник. М.: Высш. Шк., 2004.

10. Концепции современного естествознания: 100 экзаменационных ответов/Под общей редакцией С.И. Самыгина. Ростов н/Д, 2002.

11. Концепции современного естествознания. Под. Ред. С.И. Самыгина, Ростов н/Д:, 2003.

12. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебник. М., 2005.

13. Основы естественнонаучных знаний для юристов. Учебник для вузов по курсу «Концепции современного естествознания»/ Под ред. Е.Р. Росинской. М., ИНФРА-М, 1999.

14. Остапенко В.С., Попов Е.В. Концепции современного естествознания: Уч. пос. Воронеж, 1999.

Дополнительная

По теме 1

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.,1994

2. Кедров Б.М. Классификация наук. /М., 1989. Т. 1,2.

3. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории./ М., 1974

4. Пуанкаре А. О науке. / М., Наука, 1983.

По теме 2

1. Баженов Л.Б. Строение и функции естественно-научной теориии. М., 1978.

2. Рузавин Г. И. Методология научного исследования./М., 1999

3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки./ М., 1980

По теме 3

1. Сноу Ч.П. Две культуры./ М., Прогресс, 1973

2. Файнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. / М., 1998.

3. Философия и методология науки./ Под ред. В.И. Купцова М., 1996.

По теме 4

1. Бухбиндер И.Л. Фундаментальные взаимодействия //Соросовский образовательный журнал. № 5. 1997.

2. Джемер М. Эволюция понятий квантовой механики / Пер. с англ. М., 1985.

3. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. Молекулы./ М.: Наука, 1982

4. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. Физические тела./ М.: Наука, 1982

5. Мостепаненко А.М. Пространство и время в микро -, мега – и макромире./ М.,1974

6. Оппенгеймер Р. Летающая трапеция: Три кризиса в физике./ М., 1967

7. Паули В. Физические очерки. / М.: Наука, 1975

8. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. / М., 1994

9. Пуанкаре А. О науке. / М., Наука, 1983.

10. Розенталь И.Л. Элементарные частицы и структура Вселенной. / М., 1984.

11. Фейнман Р. Характер физических законов./ М.: Наука, 1987

12. Энштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. / М., 2006

По теме 5

1. Васильев А.Н. Эволюция Вселенной // Соросовский образовательный журнал. №2. 1996.

2. Гнедин Ю.Н. Современная астрономия: новые направления и новые проблемы //Соросовский образовательный журнал,№7, 1996

3. Климашин И.А. Открытие Вселенной./ М., 1987

4. Кочаров Г.Е. Термоядерный котел в недрах Солнца и проблема солнечных нейтрино. // Соросовский образовательный журнал,№ 10, 1996.

5. Хойл Ф. Галактики, ядра и квазары./ М.,1968

6. Хойл Ф. Бесконечность и Вселенная./ М., 1969

7. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским. Воспоминания. / М.: Мысль, 1995

8. Чижевский А.Л. Эхо солнечных бурь./ Калуга, 1924

9. Шама Д. Современная космология / Пер. с англ. М.,1973

10.Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум./ М., 1987

По теме 6

1. Короновский Н.В., Якушова А.Ф. Основы геологии. М., 1991.

2. Рапацкая Л.А. Общая геология. М., 2005.

3. Якушова А.Ф. Общая геология. М., 1979.

По теме 7

1. Глинка Н.Л. Общая химия. /М., 2004

2. Гузей Л.С., Кузнецов В.Н., Гузей А.С. Общая химия. /М., 1999.

3. Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития. / М.: Высшая школа, 1989

4. Несмеянов А.А., Несмеянов Н.А. Органическая химия. Т. 1,2. М., 1969-1970.

5. Соловьев Ю.И. История химии. / М.: Просвещение, 1976

6. Соловьев Ю.И., Курашев В.И. Химия на перекрестке наук, исторический процесс развития взаимодействия естественнонаучных знаний. / М.,1989

7. Фримантл М. Химия в действии./ М., Мир, 1991. – Т.1 и Т.2

По теме 8

1. Винер Н. Кибернетика./ М., 1968.

2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики./ М., 2002.

3. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления./ М., 1994.

4. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. / М., 1994

5. Хакен Г. Синергетика./ М., 1989

По теме 9

1. Алтухов Ю.П. Вид и видообразование. //Соросовский образовательный журнал,№ 4,1997

2. Бухар М.И. Популярно о микробиологии./ М., 1989

3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1,2,3.

4. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. / М., 1986.

5. Лещинский И.. Генетическая инженерия. Механизмы регуляции активности генов в процессе транскрипции. //Соросовский образовательный журнал, №1,1996.

6. Мендель Г. История биологии с начала ХХ века до наших дней./ М., 1975

По теме 10

1. Баландин Р.К. Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М., 1988.

2. Вернадсий В.И. Биосфера и ноосфера./ М., Наука, 1989

3. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни./ М., Республика, 1989

4. Кузнецов Г.А. Экология и будущее./ М., 1988

5. Разумихин Н.В. природные ресурсы и их охрана./ Л., 1987

6. Сочава В.Б. Введение в учение о геосистемах./ Новосибирск, 1978.

7. Одум Ю. Экология./ М., 1994

По теме 11

По теме 12

1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.,1989.

2. Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс./ М.: Мир, 1982.

3. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским. Воспоминания. / М.: Мысль, 1995.

4. Чижевский А.Л. Эхо солнечных бурь./ Калуга, 1924.

По теме 13

1. Бирюков Б.В., Гутчин И.Б. Машина и творчество./ М., 1982

2. Венициан Г.Л. Мозг и поведение./ М.,1990

3. Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии./ Ростов – на – Дону, 1994

4. Дубров А.П., Пушкин В.П. Парапсихология и современное естествознание./ М., 1990

5. Крамаренко и др. Интеллект человека./ Воронеж, 1990

6. Пономарев Я.А. Психология творчества./М.,1976

7. Сергеев Б.Ф. Парадоксы мозга (Раскрывая тайны психики)./ М.,1985

8. Тейяр де Шарден. Феномен человека./ М., 1973

9. Фрейд З. Психология бессознательного./ М.,1989

По теме 14

1. Адлер А. Искусство жить./ М., 1992.

2. Биомедицинская этика./ Под ред. В.И. Покровского. М., 1997

3. Зикмунд В. Болезни – следствие цивилизации? / Братислава: Веда, 1987

4. Фаворова О.О. Лечение генами – фантастика или реальность? //Соросовский образовательный журнал,№ 2,1997

По теме 15

1. Белик А.П. Культурология. Антропологические теории культур. /М., 1998

2. Григорьев В.И. Наука в контексте культуры. /М., 1981

3. Философские проблемы естествознания. Под ред. С.Т. Мелюхина М., 1985

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

 

1. Естествознание как совокупность наук о природе. Важнейшие этапы и закономерности развития естествознания.

2. Методология современного естествознания. Понятие научного метода. Категориальный строй науки.

3. Физика – фундаментальная отрасль естествознания. Становление современной физической картины мира.

4. Фундаментальные взаимодействия в природе.

5. Иерархия структур в микро –, макро –, мегамире.

6. Принцип относительности и инвариантность.

7. Свойства пространства – времени и законы сохранения.

8. Классическая концепция Ньютона.

9. Понятие пространства и времени в специальной и общей теории относительности А.Энштейна. Понятие пространственно – временного континуума.

10.Современные представления о строении атома.

11.Квантовые числа, их физический смысл.

12.Корпускулярно – волновые свойства света.

13.Корпускулярно – волновые свойства микрочастиц. Принципы неопределенности и дополнительности.

14.Вероятностный подход в современной физике.

15.Принципы причинности и соответствия.

16.Эволюция химических знаний. Развитие учения о составе вещества.

17.Учение о периодическом изменении свойств элементов.

18.Проблемы структурной химии.

19.Синтез новых материалов. Химия экстремальных состояний.

20.Эволюционная химия как высший уровень развития химических знаний.

21.Модель расширяющейся Вселенной

22.Рождение и этапы развития Вселенной.

23.Образование Солнечной системы.

24.Рождение и эволюция звезд.

25.Синергетика – теория самоорганизации.

26.Самопроизвольные процессы. Второе начало термодинамики. Понятие энтропии.

27.Особенности биологического уровня организации материи.

28.Сущность живого, его основные признаки.

29.Принципы воспроизводства и развития живых систем. Наследственность, изменчивость, естественный отбор.

30.Клетка как первокирпичик жизни. Свойства клетки. Обмен веществ. Гомеостаз.

31.Принципы биологической эволюции. Работы К.Линнея, Ч.Дарвина, Г.Менделя.

32.Современные проблемы генетики.

33.Молекулярные основы генетики. Роль ДНК в передаче наследственной информации. Открытие Д.Уотсона и Ф.Крика.

34.Человек и биосфера. Биогеоценозы. Работы В.И.Вернадского.

35.Взаимосвязь космоса и живой природы. Работы А.Л.Чижевского.

36.Учение Вернадского о ноосфере.

37.Противоречия в системе: природа – биосфера – человек.

38.Теория этногенеза Л.Гумилева.

39.Современная наука о мозге и высшей нервной деятельности человека.

40.Понятие искусственного интеллекта. Компьютеры, информационные сети, банки знаний как усилители творческих способностей человека.

41.Проблема здоровья современного человека. Болезни современной цивилизации.

42.Современная естественнонаучная картина о структуре мира и общих законах его развития.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Роль естествознания в формировании профессиональных знаний.

2. Естествознание и окружающая среда.

3. Естествознание и математика.

4. Темпы развития науки.

5. Антинаучные тенденции в развитии науки.

6. Естествознание и нравственность.

7. Рациональная и реальная картина мира в формировании мировоззрения.

8. Искусство как способ познания мира: о единстве и противоположности науки и искусства

9. Истоки творческих озарений и проблема совместимости науки и религии

10.Достоинства и недостатки взглядов на устройство мира натурфилософов VI-III в. до н.э.

11.Значение учения Аристотеля для развития научных знаний. Гениальность и противоречивость его учения.

12.Концепции материи, движения, пространства и времени.

13.Фундаментальные принципы и законы физики.

14.Классическая концепция Ньютона.

15.Статистические и термодинамические свойства макросистем.

16.Принцип неисчерпаемости материи.

17.Нуклонный уровень организации материи.

18.Лазерные технологии – важнейшая отрасль современного естествознания

19.Гипотезы профессора Н.А. Козырева о новых свойствах времени

20.Первые модели атомов и современная точка зрения о строении атомного ядра

21.Проявления принципа соответствия в физике

22.Золотое сечение – одно из наиболее ярких проявлений гармонии в природе

23.Великие тайны современного естествознания. Происхождение и эволюция Вселенной. Концепция Большого взрыва.

24.История современного календаря

25.Проблемы происхождения и развития Земли

26.Развитие химических знаний.

27.Многообразие химических веществ.

28.Химические технологии и экономика.

29.Средства управления химическими процессами.

30.Определение сложных молекулярных структур.

31.Превращение органических и неорганических соединений.

32.Современный катализ.

33.Симметрия кристаллов

34.Запасы и потребление сырья.

35.Металлы.

36.Неметаллическое сырье.

37.Химические процессы и энергетика.

38.Природные энергоресурсы.

39.Источники электрической и тепловой энергии.

40.Развитие периодической системы элементов Менделеева.

41.Радиоактивные изотопы и их применение.

42.Полимерные материалы.

43.Сверхпрочные и термостойкие материалы.

44.Оптические материалы.

45.Материалы с электрическими свойствами.

46.Высокотемпературные сверхпроводники.

47.Материалы диссоциации металлоорганических соединений.

48.Тонкопленочные материалы для накопителей информации.

49.Экология и современный мир.

50.Естественнонаучные знания и окружающая среда.

51.Вредные вещества и реальная опасность.

52.Сохранение озонового слоя.

53.Кислотные осадки.

54.Парниковый эффект.

55.Сохранение водных ресурсов.

56.Захоронение радиоактивных отходов.

57.Естественные и антропогенные экосистемы

58.Структура и функции белков.

59.Носитель генетической информации.

60.Функции белков.

61.Строение и разновидности клеток.

62.Современное представление о происхождении жизни.

63.В.И. Вернадский о биосфере и живом веществе

64.Ноосфера – будущее человечества

65.Роль Циолковского и Чижевского в установлении связи Человек-Космос

66.Валеология – наука и здоровье души и тела

67.Рост населения и обеспечение продовольствием.

68.Повышение плодородия почвы и продукты животноводства.

69.Современные биотехнологии.

70.Генная инженерия.

71.Биотехнологии и медицина.

72.Проблемы клонирования.

73.Геном человека.

74.Реальная польза от генных технологий и потенциальный риск.

75.Синергизм – новая концепция культуры

76.Русский космизм

77.Русский циклизм

78.Искусственный интеллект и эволюционное моделирование

ВВЕДЕНИЕ

Целью изучения курса «Концепции современного естествознания» является знакомство курсантов на уровне общих представлений с наиболее важными для понимания мира концепциями наук о природе в их развитии.

Основной особенностью курса является то, что он охватывает чрезвычайно широкую предметную область при скромном объеме времени, отводимом на его изучение. Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой курса «Концепции современного естествознания» с целью оказания методической помощи курсантам, обучающимся по специальности 030301- «Психология» при освоении материала по дисциплине.

Методические рекомендации содержат:

- перечень изучаемых вопросов по каждой теме, со ссылками на основные литературные источники, содержащие необходимую для освоения материала информацию;

- перечень дополнительной литературы по каждой теме;

- вопросы к зачету по курсу «Концепции современного естествознания»;

- перечень тем рефератов.

В результате изучения дисциплины курсанты, в соответствии с образовательным стандартом, должны иметь представление:

- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;

- концепциях пространства и времени;

- принципах симметрии и законах сохранения;

- корпускулярном и континуальном подходах к описанию природы;

- динамических статистических закономерностях в естествознании;

- соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченного состояния в неупорядоченное и наоборот;

- самоорганизации в живой и неживой природе;

- иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

- взаимодействии химических, физических и биологических процессов;

- внутреннем строении и истории развития Земли;

- специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем;

- биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы;

- физических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

- взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, принципах охраны природы и рационального природопользования;

- месте человека в эволюции Земли и парадигме единой культуры.

Ознакомление с возможностями использования физических, химических, биологических аналогий в развитии общественных взаимоотношений является важной прикладной задачей дисциплины «Концепции современного естествознания». Изучение дисциплины предполагает также развитие у курсантов рационального типа мышления и направлено на воспитание научного мировоззрения.

Материал дисциплины изучается в течение 40 аудиторных часов на лекциях, семинарах, а также в процессе самостоятельной работы студентов.

Завершается изучение дисциплины сдачей зачета.

 

 

ВОПРОСЫ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
МАТЕРИАЛА ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ КУРСА

Тема 1. Предмет и история естествознания

1. Естествознание как совокупность наук о природе. Специфика естественных наук. [4]: с. 24-25; [8]: c. 5-10; [14]: c. 7-8.

2. Классификация наук о природе. [5]: c. 24-26; [13]: c. 7-10.

3. Важнейшие этапы и закономерности развития естествознания. [13]: c. 2-7; [14]: c. 12 -15.

4. Научные парадигмы и развитие науки. Научные революции в современном естествознании. [5]: c. 109-143; [10]: c. 36-40; [11]: 42-86.

5. Особенности современного этапа развития естествознания. [4]: c. 27-33; [10]: c. 32-34; [11] c. 91-102.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.152 (0.011 с.)