Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая и неорганическая химия↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Практикум
Омск – 2006
УДК 54+546(075) ББК 24 я 73 С 45
Рецензенты: Н.Н. Струнина, канд. физ.-мат.наук, доцент ОмГУ; Н.А. Воронкова, канд. с.-х.наук, СибНИИСХ
Скрипко Т.В. С 45 Общая и неорганическая химия: Практикум. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. 108 с.
Пособие содержит широкий набор задач, охватывающий разделы курса. Каждому разделу предпосланы краткое теоретическое введение и примеры с детальным разбором решения задач. Из текста задач исключен весь справочный материал, который помещен в приложении. Поиски необходимых данных создадут у студентов предпосылки к выработке полезной привычки обращения к справочной литературе. Пособие предназначено для студентов всех форм обучения.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ОмГТУ.
УДК 54+546(075) ББК 24 я 73 © Т.В. Скрипко, 2006 © Омский государственный технический университет, 2006 ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач методики обучения в высшей школе является разработка наиболее эффективных методов обучения и контроля знаний. Эффективность обучения определяется многими факторами и прежде всего активизацией самостоятельной работы студентов над изучаемым курсом. Основным видом самостоятельной работы является проработка лекционного материала по конспекту, учебнику и методическим разработкам. Для более четкого усвоения материала, активизации самостоятельной работы и систематического самоконтроля в межсессионный период студентам необходимо выполнить индивидуальные домашние задания на основе раздела общетеоретической части курса. Пособие содержит широкий набор задач, расположенных в логической последовательности изложения курса. Каждому разделу предпослано краткое теоретическое введение и примеры с детальным разбором хода решения типовых задач. Домашнее задание выполняется в отдельной тетради, причем каждая задача решается на отдельном листе с указанием темы задания, номера задачи и составленного полного условия задачи. Если задача не зачтена, ее нужно выполнить вторично с учетом замечаний на том же месте, где она выполнялась в первый раз. При решении расчетных задач необходимо приводить уравнения реакций, математическое выражение законов и правил (формулы), числовые значения констант. Необходимо указывать весь ход решения задач и все математические преобразования. Домашнее задание должно быть аккуратно оформлено. Представленный спектр задач – материал и для контрольных работ по темам дисциплины. Основная цель контрольных работ – закрепление знаний, анализ и контроль освоения студентом программного материала. Пособие предназначено для студентов всех форм обучения. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ Фундаментом для изучения химии является четкое представление о классах неорганических соединений и их свойствах. Внимательно изучив раздел о классах неорганических соединений, можно дать ответ, какие соединения называют оксидами, кислотами, основаниями, солями. Общие свойства этих соединений приведены ниже в виде схем. При выполнении заданий рекомендуется использовать методические указания [1, 2]. Для правильного составления химических уравнений необходимо использовать Прил. 1.2. Генетическую связь между классами неорганических веществ можно изобразить следующей схемой:
Эти схемы можно использовать при написании химических уравнений и при решении задач.
Примеры составления условий задач и их решения Задача 41 Определить, какие реакции будут протекать. Написать их уравнения и назвать все вещества по международной номенклатуре. Решение: SiO2 + PbO ® PbSiO3, оксид оксид силикат кремния (IV) свинца (II) свинца
кислотные оксиды взаимодействуют с основными с образованием соли.
SO2 + 2NH4OH ® (NH4)2SO3 + H2O, оксид гидроксид сульфит оксид серы (IV) аммония аммония водороа (I)
кислотные оксиды взаимодействуют с основными гидроксидами с образованием соли и воды. 2 KСN + H2SO4 = 2 HCN + K2SO4, цианид серная циано- сульфат калия кислота водород калия
при взаимодействии соли с кислотой образуется новая соль и новая кислота при условии, если взятая кислота сильнее образующейся или менее летуча. 2 KHCO3 + Na2O ® Na2CO3 + K2CO3 + H2O, гидрокарбонат оксид карбонат карбонат оксид калия натрия (I) натрия калия водорода(I)
кислые соли могут быть переведены в средние соли при реакции с металлами, основными и амфотерными оксидами, гидроксидами, солями, кислотами. CdOHBr + HBr ® CdBr2 + H2O, бромид гидрок- бромо- бромид оксид сокадмия водород кадмия водорода(I) образование основных солей нехарактерно для сильных оснований. Подобно малорастворимым основаниям основные соли способны реагировать с кислотами с образованием средних солей. NaOH tо ¹ не разлагается; гидроксид натрия все нерастворимые в воде основания, а при сильном нагревании и гидроксиды щелочноземельных металлов разлагаются с образованием оксидов. Гидроксиды щелочных металлов при нагревании не распадаются.
Задача 54 Составить уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: Na ® NaOH ® NaHCO3 ® Na2CO3 ® Na2SO4 ® NaCl ® Na. Решение: Натрий взаимодействует с водой, образуя гидроксид натрия: 2 Na + 2 H2O = 2 NaOH + H2 . При пропускании избытка оксида углерода (IV) через раствор гидроксида натрия можно получить гидрокарбонат натрия: NaOH + CO2 = NaHCO3. Карбонат натрия получается при нагревании гидрокарбоната натрия: . Сульфат натрия можно получить, действуя серной кислотой на карбонат натрия: Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + CO2 + H2O. Приливая раствор хлорида бария к раствору сульфата натрия, можно получить раствор хлорида натрия: Na2SO4 + BaCl2 = 2 NaCl + BaSO4 ¯. Чтобы получить металлический натрий, надо выделить хлорид натрия из раствора и провести электролиз расплава NaCl. На катоде будет выделяться металл: катод (-) Na+ + = Na. Задача 131 Составьте уравнения реакций. При взаимодействии каких веществ можно получить дигидрофосфат кальция? Решение: Са(OH)2 + 2 H3PO4 = Ca(H2PO4)2 + 2 H2O (1) Ca3(PO4)2 + 4 H3PO4 = 3 Ca(H2PO4)2, (2) кислые соли могут быть получены либо неполной нейтрализацией кислот (1), либо действием избытка кислот (2) на средние соли. В задачах (1–46) определить, какие реакции будут протекать. Написать их уравнения и назвать все вещества по международной номенклатуре:
В задачах (47–96) составить уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: 47. Cu ® CuO ® CuSO4 ® Cu(OH)2 ® Cu(OH)NO3 ® Cu(NO3)2. 48. Ca ® CaO ® CaSO4 ® Ca(OH)2 ® Ca(OH)Cl ® CaCl2. 49. S ® SO2 ® CaSO4 ® Ca(HSO4)2 CaSO4. 50. CuSO4 ® Cu(OH)2 ® CuO ® Cu. 51. Al ® Al2(SO4)3 ® Al(OH)3 ® AlOHCl2 ® AlCl3. 52. BaO ® BaCl2 ® Ba(OH)2 ® Ba(NO3)2 ® BaSO4. 53. Mg ® MgO ® MgCl2 ® Mg(OH)2 ® MgO. 54. Na ® NaOH ® NaHCO3 ® Na2CO3 ® Na2SO4 ® NaCl → Na. 55. Ca ® CaH2 ® Ca(OH)2 ® Ca(HCO3)2 ® CaCO3 ® CaCl2 ® Ca3(PO4)2. 56. Sn ® SnCl2 ® SnOHCl ® Sn(OH)2 ® Sn(NO3)2. 57. Na ® NaOH ® Na2SO4 ® NaNO3 NaNO2. 58. Al ® Al2O3 ® Al2(SO4)3 ® Al(OH)3 ® AlCl3 Al. 59. Mg ® MgSO4 ® Mg(OH)2 ® MgO ® MgCl2. 60. Ba ® BaO ® BaCl2 ® Ba(NO3)2 ® BaCO3. 61. Ba ® Ba(OH)2 ® BaCO3 ® Ba(HCO3)2. 62. SeO2 ® H2SeO3 ® Mg(HSeO3)2 ® MgSeO3. 63. CuO ® Cu(NO3)2 ® Cu(OH)2 ® CuOHCl. 64. Bi2O3 ® Bi(NO3)3 ® Bi(OH)3 ® Bi(OH)2NO3. 65. K ® KOH ® KHSO4 ® K2SO4. 66. Na2SiO3 ® H2SiO3 ® NaHSiO3 ® Na2SiO3. 67. CdO ® Cd(NO3)2 ® Cd(OH)2 ® (CdOH)2SO4. 68. TeO2 ® H2TeO3 ® Ba(HTeO3)2 ® BaTeO3. 69. Sb(OH)2Cl ® SbOCl ® SbCl3 ® Sb(OH)3. 70. Cs ® CsOH ® CsHSO4 ® Cs2SO4. 71. ZnO ® Zn(NO3)2 ® Zn(OH)2 ® (ZnOH)2SO4. 72. Sn ® Sn(NO3)2 ® Sn(OH)2 ®K2[Sn(OH)4]. 73. Ca ® CaSO4 ® (CaOH)2SO4 ® CaSO4. 74. Na ® NaOH ® NaHSO4 ® Na2SO4. 75. Na2SO3 ® SO2 ® H2SO3 ® S. 76. Mg ® Mg3N2 ® Mg(OH)2 ® MgO ® MgOHCl. 77. As2O3 ® As(OH)3 ® AsCl3 ® As2S3 ® Na3AsS3. 78. As ® As2O3 ® As(OH)3 ® K3AsO3 ® K3AsO4. 79. Bi ® Bi(NO3)3 ® BiONO3 ® Bi(NO3)3 ® Bi(OH)3. 80. NH3 ® NH4HCO3 ® NaHCO3 Na2CO3. 81. Mg2Si ® SiH4 ® SiO2 ® SiCl4 ® H2SiO3. 82. Sn ® SnCl2 ® SnCl4 ® H2SnO3 ® Na[Sn(OH)6]. 83. PbS ® PbO ® PbSO4 ® Pb(HSO4)2 ® PbCl2. 84. AgO ® Ag ® AgNO3 ® Ag2O ® Ag. 85. ZnS ® ZnO ® ZnCl2 ® Zn(OH)2 ® (ZnOH)2SO4. 86. CdSO4 ® Cd ® CdO ® CdCl2 ® CdS.. 87. HgSO4 ® HgCl2 ® Hg2Cl2 ® Hg2O. 88. H3BO3 B2O3 ® B ® H3BO3 ® Na2B4O7. 89. UO3 ® UO2Cl2 ® Na2UO4 ® Na(HUO4). 90. Fe ® FeSO4 ® Fe(OH)2 ® Fe(OH)3. 91. Fe ® Fe2(SO4)3 ® Fe(OH)3 ® FeCl3 ® Fe(OH)Cl. 92. Cr(OH)3 Cr2O3+…; K2Cr2O7 Cr2O3+…; (NH4)2Cr2O7 Cr2O3 +…. 93. K2Cr2O7 ® Cr2(SO4)3 ® Cr(OH)3 ® Na[Cr(OH)4]. 94. Al ® Al(NO3)3 ® Al(OH)3 Al2O3 ® NaAlO2. 95. K2MnO4 ® KMnO4 ® Mn2O7 ® HMnO4 ® NaMnO4. 96. CoCl2 ® Co(OH)2 ® Co(OH)3 ® CoCl2.
В задачах (97–137) составить уравнения реакций: 97. Из хлорида дигидроксосурьмы (III) получите хлорид гидроксосурьмы (III). 98. Из гидросульфита магния получите сульфит магния. 99. При взаимодействии каких веществ можно получить сульфат дигидроксоалюминия? 100. При взаимодействии каких веществ можно получить дигидрофосфат калия? 101. Какое взаимодействие приведет к получению нормальной соли из хлорида гидроксомагния? 102. Из карбонатгидроксомеди получите карбонат меди. 103. Из гидросульфата натрия при взаимодействии с металлом получите нормальные соли. 104. Из нитрата гидроксожелеза (II) получите нитрат железа (II). 105. Из гидроселената калия получите селенат калия. 106. Из гидросульфата калия при взаимодействии с оксидом получите нормальные соли. 107. Напишите формулу основных висмутовых солей азотной кислоты. Как превратить эти соли в нормальные? 108. При взаимодействии каких веществ можно получить гидроксохлорид кальция? 109. Получите карбонат гидроксомеди при действии соли слабой кислоты на среднюю соль. 110. Из сульфата свинца (II) получите гидросульфат свинца (II). 111. Из сульфата меди (II) получите сульфат гидроксомеди (II). 112. Из дигидрофосфата калия получите гидрофосфат калия. 113. Из нитрата дигидровисмута (III) получите нитрат оксовисмута. 114. При взаимодействии каких веществ можно получить гидросульфид кальция? 115. Из сульфата железа (II) получите гидросульфат железа (II). 116. При взаимодействии каких веществ можно получить сульфат гидроксоникеля? 117. При взаимодействии каких веществ можно получить гидросульфид магния? 118. На какие продукты при нагревании разлагается карбонат гидроксомеди (I)? 119. Из карбонатгидроксоцинка получите сульфат цинка 120. Из гидрокарбоната натрия действием кислоты получите хлорид натрия. 121. На какие продукты при нагревании разлагается гидрокарбонат кальция? 122. Из гидросульфида калия получите сульфид калия. 123. Из хлорида гидроксомеди получите хлорид меди. 124. На какие продукты при нагревании разлагается гидрокарбонат натрия? 125. При взаимодействии каких веществ можно получить гидроселенид кальция? 126. На какие продукты при нагревании разлагается карбонат серебра? 127. Какое взаимодействие приведет к получению сульфат гидроксоцинка? 128. Из сульфата кадмия получите гидросульфат кадмия. 129. На какие продукты при нагревании разлагается нитрат меди (II)? 130. Из бромида гидроксокадмия получите бромид кадмия. 131. При взаимодействии каких веществ можно получить дигидрофосфат кальция? 132. На какие продукты при нагревании разлагается сульфат железа (II)? 133. Какими способами можно получить гидрофосфат лития и дигидрофосфат лития? 134. Какими способами можно получить хлорид дигидроксоалюминия? 135. На какие продукты при нагревании разлагается дихромат аммония? 136. При взаимодействии каких веществ можно получить нитритдигидроксо железа (III)? 137. Из сульфата кальция получите сульфат гидроксокальция.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.49 (0.007 с.) |