О некоем баране, истерзанном собаками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О некоем баране, истерзанном собаками.



Высокомощный Господь, соделавший тварей вселенной,

Тех, коих кормят моря, воздух небес и земля,

С честью премногой тогда приумножить изволил баранов[153]

И среди блеющих стад им воеводство вручил.

Тут же их добрый Творец одел шерстоносным покровом,

В жирный мясистый пеплон крепко укутал их он.

Вооружил он им лбы искривленным загнутым рогом,

Чтобы сражаться могли и с рогоносным врагом.

В обе ноздри вложил им Бог горделивую силу.

Даром сопенья большим облагодетельствовал.

Эти святые рога простоты преисполнены кроткой:

Благочестивы они, яд смертоносный им чужд.

Думаю я, оттого и любовь во всех зародилась

К мясу обильному их, к тучному чреву любовь.

Я поклянусь пятерней (и в том не солгу я нимало):

Сам я их очень люблю, и обожаю, и чту.

Этой священной любви не потопят летейские волны:

Всею душой я твержу то, что уста говорят.

Эти мои стишки приветствуют, славят баранов,

А что не лживы они, знаешь ты, Отче благий.

Сам от своих ты щедрот нам, черным, пожаловал черных[154]

Ныне баранов, а то часто и белых дарил.

Слушай же: тот, кто из них красивейшим был и жирнейшим,

Вот каковою, увы, смертью жестокой погиб.

Высокодоблестных стад гораздо славнейший блюститель,

Не был он равен ни с кем, даже ни с кем не сравним.

Твердостью крепких рогов и их добродушною мощью

Он превзошел без труда всех рогоносных стада.

Он белоснежным руном и белым прославился зраком,

Неустрашимым в бою он победителем слыл.

Любит небесный Овен его любовью безгрешной,

И соправителем взять в царство свое возмечтал.

Любит Луцина[155] его многомощная, думая сделать

В небе горящей звездой светлого ради руна.

Рада она, говорят, любоваться белою шерстью –

Пан, Аркадии бог, шерстью ее обольстил[156].

Люб он, конечно, и мне, ибо сердце моё не из рога –

Кто не полюбит его, кто, кроме разве глупца?

Вы ж по своей доброте, никому не дающей отказа,

Благоволили отдать это сокровище мне.

Но Фортуна, всегда враждебная нашим утехам,

С Титиром[157] скоро меня, бедная, вновь развела.

Вор объявился у нас, из негодных сынов Голиафа,

На эфиопа похож, Каку подобный злодей.

Страшен с виду он был и черен зловредным обличьем,

Груб в поступках своих, столько же груб и в речах.

Взял тебя, добрый баран, и повлек нечестивою дланью:

Через терновник, увы, бедного он протащил.

Кроток был ты вельми и очень спокоен душою,

Быстро несясь по полям, о злополучный баран.

Хищная стая собак рассмотрела, что вором бегущим

Великодушный сей был вождь рогоносный влеком;

Тотчас отважный отряд несется большими прыжками,

Шум превеликий возник, и суматоха, и гам.

Жадные пасти раскрыв, бегут за покражей и вором:

Лаем наполнился лес, в роще зеленой – содом.

Что же тянуть мне рассказ? Изловлен баран мой тишайший,

Вор же, спасаясь во тьме, мчится быстрее, чем Нот.

Брошен один средь собак, баран неустанно сражался,

Грозным рогом своим множество ран нанося.

Псы в изумленье стоят, побежденные зверем двурогим,

Думая, что пред собой видят свирепого льва.

Все они против него собачьими глотками лают;

Он же, великий, вещал благочестивейшим ртом:

«Что это ныне за гнев обуял ваше сердце?» – сказал он.

Знайте: Хартгария я преосвященного раб.

Не злонамеренный тать и не оный лукавый воришка.

Нет, я – смиренный баран, стада державнейший вождь.

Если – задумали вы поразить врага и тирана –

Вор недалеко ушел: вместе захватим его.

Если же хриплый ваш лай и эта свирепая ярость

Думает мне угрожать, кроткому, грозной войной –

То головою своей, прегордыми сими рогами

И челом я клянусь: «дам я достойный отпор».

Речью подобною вмиг смягчил он звериные души:

Мир водворился средь псов, отступили они.

Но среди них был один, как лаятель оный Анубис[158],

Коему Тартара пес, Цербер прадедушкой был.

Глоткой тройной привык он пугать медведей неуклюжих,

Робких оленей гонять, деду подобен во всем.

Сей, увидавши, что мир снизошел на свирепое племя,

Челюстью заскрежетал и ощетинился весь.

«Как, – возгласил он, – овца под личиною лживого мира

Вас провела, как лиса, сыпя хитро словеса?

Это и есть тот вор или вора сподвижник зловредный, –

Вот почему под листвой оба укрыться хотят.

Я присягаю, что он – причина всему злодеянью,

Он, что речами нам – мир, рогом – угрозу несет».

Тут лжеречивого в пасть, потрясши во гневе рогами,

Мощный баран поразил, двое зубов поломал.

Равным же образом лбом чело сокрушил он собачье;

Быть же победе за ним, если б не вздумал бежать...

Мчится, главу очертя, покинув врага, победитель,

Он опрометью бежал, улепетнув в простоте.

В тернии он на бегу попадает, в колючий кустарник;

В этих шершавых кустах благочестивый застрял

С тыла немедля насел на несчастного Цербер проклятый,

И окровавленным ртом страшную рану нанес.

Весь бездыханный баран упадает (о вид небывалый!),

Вкруг орошая шипы кровью багряной своей.

Слышно рыдание нимф, и воплем леса огласились:

Стонами блеющих стад встречена весть о беде.

О белоснежном, и ты, Люцина двурогая, плачешь,

И справедливо скорбишь; в небе ж рыдает Овен.

Чем он конец заслужил, бесхитростный, праведный, скромный?

Вакха даров не вкушал, не пил сикера вовек;

Не совратили его с пути ни безмерное пьянство,

Ни пиры королей, ни возлиянья вельмож.

Пищей служила ему обычно трава луговая;

Мозель водою своей жажду его утолял.

Также пурпурных одежд не желал он душой ненасытной:

Был он доволен вполне платьем своим шерстяным.

Он на лихом бегуне не скакал по отрадным дубравам:

Силою собственных ног скромно он путь совершал.

Не был он лживым в речах, никогда не грешил суесловьем:

Знал лишь «ба-а» и «бе-э», пару мистических слов,

Древле за грешных вины высокопрестольнейший Агнец,

Бога единого сын, злую кончину вкусил:

Так же, о добрый баран, растерзан безбожными псами,

Вместо грабителя ты смертный свой путь совершил.

За Исаака Овен священный убит был когда-то:

Так за несчастного ты жертвой годною пал.

О, прещедрая власть и кроткая благость Господня!

Он не хочет людей смертью позорной губить.

Божья десница с небес защитила негодного татя

Так же, как некогда Бог вору помог на кресте,

Благодари же Его, вор злобный, противный, коварный,

И псалмопевцем тверди, жалкий, святые слова[159]:

«Днесь вознесла на Олимп меня десница Господня,

Но не умру, буду жить, Божьи дела возвещать.

Строго меня покарал, наказуя, Господь благосклонный,

Смерти ж не предал меня и от убийцы упас».

Эпитафия.

Добрый баран мой, прости, славный вождь белоснежного стада:

Нынче лежишь ты, увы, мертвый в саду у меня.

Может быть, друже, тебя ожидает горячая баня:

Гостеприимство само нас побуждает к тому.

Преданный сердцем, я сам приготовлю тебе омовенье

Для рогоносной главы, да и для ножек твоих[160].

Был ты мне дорог, поверь, и мать, вдова твоя, тоже;

Также и братьев твоих буду я вечно любить.

П р о с т и.

 

Список рекомендованной литературы

Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Бычков В. В. Эстетика поздней античности. М., 1981.

Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М. 1984.

Добиаш-Рожденственская О. А. Западная Европа в средние века. М., 1920.

Мифы народов мира. В 2-х т.т. М., 1980.

Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков/Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек, М. Л. Гаспаров. М., 1970.

Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего Средневековья. М., 1989.

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ К МОДУЛЯМ

Проектные задания к МОДУЛЮ I

Студент в конце изучения данного модуля должен подготовить на выбор следующие рефераты:

1. Происхождение христианства.

2. Западная и Восточная Римские империи: к истории формирования православия.

3. Евангельские сюжеты в русской литературе 19 века.

4. Христианские идеи и образы в литературе европейского романтизма.

 

Проектные задания к МОДУЛЮ II

Студент в конце изучения модуля должен подготовить следующие рефераты (по выбору):

1. Философия истории Аврелия Августина.

2. Учение Аврелия Августина о благодати.

3. Педагогические идеи Аврелия Августина.

4. Понятие греха в памятниках латинской патристики.

 

Проектные задания к МОДУЛЮ III

Студент в конце изучения модуля должен подготовить следующие рефераты (по выбору):

 

1. Трансформация христианских идей в латинской литературе раннего Средневековья.

2. Филологические идеи Кассиодора.

3. Нравственные учения Боэция.

4. Языческие и христианские мотивы в трудах историков раннего Средневековья.

Проектные задания к МОДУЛЮ IV

Студент в конце изучения модуля должен подготовить следующие рефераты (по выбору):

1. Образование и крах империи Карла Великого.

2. Педагогические идеи Алкуина.

3. Просветительский аспект Каролингского Возрождения.

4. Философия природы в поэме Валафрида Страбона «Садик».

 

ВОПРОСЫ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

МОДУЛЬ I

1. От античности к средневековью: культурно-исторические факторы формирования средневековой литературы. Проблема двуязычия (5 баллов)

2. Роль христианства в формировании средневековой литературы (5 баллов)

3. Нравственное учение христианства в Нагорной проповеди Христа (5 баллов)

4. Притча о Сеятеле и её смысл в Евангелии от Матфея (4 балла)

Норма оценки: Вопросы предполагают достаточно краткие ответы. Правильный ответ оценивается количеством баллов, данных в скобках.

0-5 - «неудовлетворительно», 6-10 – «удовлетворительно», 11- 14 – «хорошо», 15-19 – «отлично».

МОДУЛЬ II

1.перечислите основные жанры клерикальной литературы раннего средневековья (5 баллов)

2. В каких произведениях и жанрах средневековой литературы проявилось влияние «Исповеди» Августина Аврелия? (5 баллов)

3. Августин Аврелий о роли детства в формировании личности (4 балла)

4. Черты поэтики жанра жития в творчестве Григория Великого (5 баллов)

Норма оценки: Вопросы предполагают достаточно краткие ответы. Правильный ответ оценивается количеством баллов, данных в скобках.

0-5 - «неудовлетворительно», 6-10 – «удовлетворительно», 11- 14 – «хорошо», 15-19 – «отлично».

МОДУЛЬ III

1. Философско-этические идеи Боэция в книге «Утешение философией» (5

баллов)

2. Аллегорические образы в книге Боэция «Утешение философией» (5 баллов)

3. Основные мотивы латинской лирики раннего Средневековья (5 баллов)

4. История распространения христианства в землях франков по книге Григория Турского «История франков» (4 балла)

Норма оценки: Вопросы предполагают достаточно краткие ответы. Правильный ответ оценивается количеством баллов, данных в скобках.

0-5 - «неудовлетворительно», 6-10 – «удовлетворительно», 11- 14 – «хорошо», 15-19 – «отлично».

 

МОДУЛЬ IV

1. Каролингское Возрождение как культурно-исторический феномен (5 баллов)

2. Деятельность и творчество Алкуина (5 баллов)

3. Ученая поэзия VIII-X вв. (5 баллов)

4. Биография Карла Великого в сочинениях каролингских хронистов (4 балла)

Норма оценки: Вопросы предполагают достаточно развернутые ответы. Правильный ответ оценивается количеством баллов, данных в скобках.

0-5 - «неудовлетворительно», 6-10 – «удовлетворительно», 11- 14 – «хорошо», 15-19 – «отлично».

 

Содержание

Введение.

МОДУЛЬ I. Христианские канонические книги.

Евангелие от Матфея.

Откровение Святого Иоанна Богослова (Апокалипсис)

МОДУЛЬ II. Латинская патристика.

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН..

Исповедь (фрагменты)

ИЕРОНИМ...

Письмо к Евстохии.

Письмо к Паммахию о лучшем способе перевода.

ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ..

Из «Диалогов о житии и чудесах италийских отцов и о вечной жизни души».

МОДУЛЬ III. Латинская литература V-VIII веков.

ПРУДЕНЦИЙ..

Предисловие.

Гимн на пение петуха.

Гимн Троице.

Надписи к историческим картинам..

СИДОНИЙ АПОЛЛИНАРИЙ..

Книге.

Купанье в Авитаке.

Экдицию..

Письма.

КАССИОДОР.

Об изучении наук божественных и человеческих (фрагменты)

БОЭЦИЙ..

Утешение философией (фрагменты)

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ..

Этимологии (фрагменты)

Синонимы [или] О стенании грешной души.

АЛЬДХЕЛЬМ...

Загадки.

ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ..

История Франков. (фрагменты)

БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ..

Церковная история народа Англов. (фрагменты)

Житие св. Катберта.

МОДУЛЬ IV. Каролингское возрождение.

ПАВЕЛ ДИАКОН..

История Лангобардов (фрагменты)

АЛКУИН..

Послание к Коридону.

Надпись на книге «Песнь Песней».

Стих о кукушке.

Надпись на помещении для переписывания книг.

К своей келье.

Словопрение Весны с Зимой.

Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком

ЭЙНХАРД..

Жизнь Карла Великого.

ЭРМОЛЬД НИГЕЛЛ..

Прославление Людовика (фрагменты)

НОТКЕР ЗАИКА..

Секвенция на Рождество Господне.

Деяния Карла Великого.

ХЕЙТОН..

Видение Веттина.

ВАЛАФРИД СТРАБОН..

Садик (фрагменты)

К другу.

Анакреонтический метр.

Загадка о мыши.

Сопоставление невозможностей.

Заключение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.22.250 (0.074 с.)