Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные подходы к определению статуса сравнительного правоведенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В истории сравнительного правоведения в силу целого ряда причин существовали различные подходы к определению его статуса. На сегодняшний день сложилось несколько точек зрения по данному вопросу, но они колеблются между двумя противоположными позициями: 1) позиция, отводящая сравнительному правоведению роль просто метода, 2) позиция, признающая сравнительное правоведение наукой. При этом, во-первых, из сторонников второй подними почт никто но отрицает существования сравнительно-правового метода в качестве особого способа познания, во- вторых, асе - как сторонники первой позиции, так и второй - единогласно считают сравнительное правоведение самостоятельной учебной (академической - в англо-американской традиции) дисциплиной. Рассмотрим каждую из упомянутых позиции. Примерами первой из них могут служить мнения таких известных компаративистов, как Э. Паттерсон, Ф. Поллок, X. Гаттеридж, С. Попеску, 3. Петери, С. Зивс, В. Казимирчук, К. Осакве и др. Эти ученые (их зачастую называют «методистами»), отводя сравнительному правоведению роль простого метода, применяемого различными отраслями правовой науки, отрицают самостоятельность сравнительного правоведения как науки. Мотивы при этом самые разные. На основе анализа соответствующей литературы можно прийти к выводу, что научный статус сравнительного правоведения подвергается сомнению главным образом на основе следующих доводов. Во-первых, в качестве основного аргумента выдвигается положение о том, что якобы нет обособленного предмета изучения; в качестве такового могло бы выступать сравнительное право, но оно не является обособленной совокупностью правовых норм, т.е. отраслью права; с применением сравнительно-правового метода исследуются правовые явления, составляющие предмет других правовых дисциплин. Во-вторых, самостоятельный научный статус сравнительного правоведения опровергается применимостью сравнительно-правового метода для исследований в абсолютном большинстве отраслей правовой науки; утверждается, что сравнительный метод, применяемый во всех отраслях правового знания, не является специфичным для сравнительного правоведения1, поэтому сравнительное правоведение есть не что иное, как все правовые науки, в которых используется сравнительно-правовой метод. Среди представителей такого подхода существует также опасение от излишнего дублирования в правовых науках. В-третьих, некоторые ученые-компаративисты считают, что сравнительное правоведение опирается лишь на один метод познания - сравнительный, а один метод неспособен охватить все изучаемое явление и поэтому не может конструировать науку. «Попытки построить юридические дисциплины на основе одного применяемого метода исследования привели бы к тяжелым и неудовлетворительным последствиям»3. В-четвертых, научный характер сравнительного правоведения подвергается сомнению еще и на том основании, что якобы сравнительный метод не дает нового знания. Считается, что в правоведении, как и в других общественных науках, «сравнение может применяться лишь в отношении известных признаков известных явлений/ а основанные на нем дальнейшие выводы служат лишь классификации, систематизации и обобщению уже приобретенных знаний.... Применение сравнительного метода служит только пополнению знаний, приобретенных другими средствами; оно способно лишь дополнить, осветить под новым углом зрения наши знания о сущности изучаемых явлений»4. Согласно другому мнению, нельзя «рассматривать сравнение как метод познания сущностных, глубинных сторон исследуемого». Тем самым утверждается вторичная, производная природа знаний получаемых при помощи сравнительно-правового метода. В истории сравнительного правоведения существовали и другие мотивы отрицания сравнительного правоведения как самостоятельной науки. В частности, некоторых испугала претензия создать при помощи сравнительного метода путем сравнения правовых систем единого мирового права. Однако в настоящее время мнение об использовании сравнительно-правового метода для создания мирового права перестало быть актуальным. Что касается остальных аргументов, к сожалению, они до сих пор не стали предметом специального критического анализа и остаются не опровергнутыми. Теперь обратимся ко второй позиции. Внутри второй позиции мнения разделились, и на сегодняшний день сложилось несколько взглядов. Широкое распространение получило мнение, согласно которому сравнительное правоведение рассматривается как самостоятельная («чистая») наука, автономная отрасль правовой науки. Эта точка зрения разделяется едва ли не большинством юристов-компаративистов постсоветского пространства и некоторыми зарубежными учеными прошлого и современности (Р. Салейль, Э. Ламбер, Э. Рабель, М. Ансель, Л. Консгантинеску, К Цвайгерт, X. Кётц, М. Богдан и др.). Согласно другому взгляду, сравнительное правоведение по своему содержанию является методологической наукой. В частности, по мнению А. Тилле, сравнительное правоведение должно рассматриваться одновременно и как метод, и как наука: как метод, используемый «всеми юридическими науками, историко-теоретическими и отраслевыми»8; как наука, составляющая часть правовой методологии9 и общей теории государства и права10. Как методологическая наука «сравнительное правоведение представляет собой теорию применения сравнительного метода к феноменам государства и права. Своим предметом она имеет установление объектов сравнения, соотношение с другими методами, социологическими в частности, и т.д.». Третьи совершенно узко трактуя сравнительное правоведение, считают его вспомогательной научной дисциплиной, но при этом видят его в составе общей теории права зачастую как раздел под названием «Основные правовые системы современности». Такая позиция характерна для некоторых ученых постсоветского пространства. На мой взгляд, при этом автономный статус сравнительного правоведения, поддерживаемый на словах, фактически отрицается. Подытоживая все вышеизложенное, следует подчеркнуть, что участники дискуссий по обсуждаемой проблеме зачастую довольствуются лишь общими рассуждениями. Не отличается особой обоснованностью также позиция тех ученых, которые рассматривают сравнительное правоведение как относительно самостоятельную науку: и для них характерны расплывчатость и сомнительность. Они не могли выдвинуть серьезных аргументов в обоснование статуса сравнительного правоведения как самостоятельной науки и контраргументов в опровержение доводов противоположной позиции. В этой связи симптоматичной является позиция английского компаративиста М. Богдана, который хотя и признает научный характер исследований, проводимых в области сравнительного правоведения, но в то же время задается вопросом о том, что может ли сравнительное правоведение только на этой основе рассматриваться как самостоятельная наука. Между тем справедливым представляется замечание автора о том, что до сих пор «нет общепринятого критерия, который именно конституирует самостоятельную область научного исследования. Как и нет четкого размежевания сложившихся традиционных правовых дисциплин; границы, вместо того, обычно устанавливают, руководствуясь практическими соображениями которые, кроме того, часто еще большей мерой зависят от дидактических, чем научных или теоретических начал»12. В силу сказанного и возникают вопросы, ожидающие своего ответа: действительно, имеются ли достаточные основания для создания особой науки - сравнительного правоведения? Что должно лежать в основе разграничения различных правовых дисциплин: практические потребности, академические (педагогические), научные (теоретические) или какие-то иные соображения? Существуют ли критерии, благодаря которым мы сможем определить статус сравнительного правоведения как самостоятельной науки? Итак, дальнейшей задачей является поиск ответов на эти вопросы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.122.214 (0.011 с.) |