ТОП 10:

Наблюдение как метод сбора социологических данных, его виды, достоинства и недостатки.



Социологическое наблюдение – метод сбора первичной социальной информации путем направленного визуального и служебного восприятия и регистрации значимых с точки зрения целей исследования сведений касающихся изучаемого объекта.

Для социологического наблюдения характерна связь наблюдателя с изучаемым объектом. Наблюдатель воспринимает изучаемый социальный объект через призму своих интеллекта, эмоций, симпатий и антипатий и т.д. Все это накладывает определенный отпечаток как на сам процесс наблюдения, так и на его оценку и интерпретацию.

В зависимости от целей и задач осуществляемого социального наблюдения, положения и роли наблюдателя в изученной ситуации, по степени формализации, по условиям организации выделения нескольких видов наблюдения.

· нестандартизированное и стандартизировное наблюдение;

· невключаемое и включаемое наблюдение;

· полевое и лабораторное наблюдение;

· системное и случайное наблюдение;

· контролируемое и неконтролируемое наблюдение

Наблюдение применяется тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах, концертах рок-группы и т.д. Данный метод применяется также при изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся обстоятельствах, когда действия индивидов и групп приобретают «автоматизированный характер, а также в экстремальных случаях − для выявления типичных реакций людей на чрезвычайные ситуации. Наблюдение в социологическом исследовании может служить для достижения различных целей, Во-первых, оно может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом социальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюдение способно служить в качестве средства проверки данных, полученных иными способами.

 

 

Опрос как метод сбора социологических данных, его разновидности, достоинства и недостатки.

Опрос является наиболее часто используемым, наряду с наблюдением, способом сбора информа-ции в современных социологических исследованиях. Он представляет собой форму вербальной коммуникации между исследователем и испытуемыми. И именно потому, что речь идет о вер-бальной коммуникации, следует учитывать тот факт, что возможности данного способа в сборе объективной информации достаточно ограничены. Тем не менее метод опроса все чаще исполь-зуется для сбора данных при исследовании общественных явлений, особенно в политологических исследованиях.
В ходе опроса исследователь задает определенным лицам вопросы об известных им явлениях, на которые те дают ответы.
Опрос бывает:

1. устным или письменным;

2. в форме свободного собеседования или на основе вопросника;

3. свободным или с определенными ответами.
Недостаток опроса как метода сбора информации заключается в том, что с его помощью полу-чают не объективную картину исследуемого явления, а его субъективную картину, созданную опрашиваемым. Чтобы уменьшить возможность недостоверных ответов, исследователь должен уметь внушить опрашиваемому уверенность в том, что его ответы не принесут неприятностей ни ему самому, ни близким ему людям. Ибо от опрашиваемого, от искренности его ответов во многом зависит качество опроса. А потому и вопросы должны быть хорошо продуманными и не должны быть неприятны опрашиваемому.

 

 

Структура социологической анкеты, виды вопросов в анкете, техника анкетирования.

Анкета− упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов.

Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета вкл в себя три основные части :

· вводную

· содержательную (основную) часть

· заключительную часть (паспортичку)

Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.

Анкетирование – самый распространенный в социологии метод опроса. Анкета – размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Опрашиваемые рассматриваются в качестве объекта исследования. Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Анкетой, называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ней применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.Основные виды анкетного вопроса – открытые и закрытые вопросы. В открытых вопросах после текста вопроса социолог оставляет место и просит сформулировать свое мнение. Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов.

Одним из наиболее распространенных видов опроса является анкетирование. Анкетирование − метод опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником желательной информации, опосредуется анкетой. Анкета − упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов.

Качество анкеты определяется степенью соблюдения двух основных условий:

1) формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, то есть обеспечивать получение информации именно об изучаемом признаке;

2) формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации, то есть вопросы не должны предъявлять непосильных требований к респонденту, к его памяти, аналитическим возможностям, к его представлениям о чувстве собственного достоинства.

 

Выборочный метод в социологическом исследовании, типы выборки.

Выборочный метод – это такой метод исследования, который позволяет делать заключения о характере распределения изучаемых признаков всего объекта исследования на основании рассмотрения некоторой его части. Выборочный метод – это определенная разновидность системы сбора данных, которая предусматривает возможность обследовать не весь объект изучения, а только некоторую его часть.

Сущность выборочного метода видна в повседневной жизни: чтобы сделать заключение о качестве (вкусе) меда достаточно попробовать ложку. То есть, когда материал однороден, то для того, чтобы сделать заключение о целом достаточно взять лишь часть этого целого.

Содержание выборочного метода составляет строгая система правил, приемов, способов отбора обследуемой совокупности из всего объекта исследования. Эта обследуемая совокупность получила название – выборка.

Существует большое разнообразие способов, правил, методов отбора выборочной совокупности (некоторой части) из генеральной (объекта изучения). Все множество этих способов, методов принято называть типы выборки. То есть типы выборок основаны на различиях в способах отбора единиц наблюдения из объекта исследования. Принято подразделять все типы выборок на два больших класса: случайный (вероятностный) отбор и целенаправленный (неслучайный) отбор.

1. Случайная выборка основана на принципах теории вероятности, суть данного отбора заключается в том, что все единицам объекта исследования (каждому жителю города, каждому работнику организации) должны быть обеспечены равные шансы попадания в выборочную совокупность.

Механизм попадания каждого элемента генеральной совокупности в выборку обеспечивается за счет так называемой основы выборки.

При составлении основы выборки социолог должен руководствоваться следующими критериями: а) полнотой информации – то есть в список должны быть включены все единицы объекта изучения (жители города, работники предприятия и т.д.) с указанием фамилии, имени и отчества, а также их года рождения и адреса проживания; б) точностью – информация обо всех единицах должна соответствовать действительности; в) адекватностью – список не просто должен быть полным, а составлен в соответствии с целями и задачами данного исследования; г) удобством – то есть простотой работы с данным списком, он должен быть пронумерован и фамилии зарегистрированы по алфавиту.

Относятся: чисто случайная выборка, Гнездовая, Районированная, Типическая.

2). Целенаправленные или неслучайныевыборки характеризуются тем, что к ним не применимы правила теории вероятности, выбор основан на типичных элементах объекта изучения и производится по усмотрению исследователя.

К целенаправленным выборкам следует относить стихийную, квотную, маршрутную выборки и метод основного массива.

Стихийная выборка заключается в том, что исследователь готов иметь дело с максимально доступными единицами наблюдения. Используется подобный отбор из-за ограниченности ресурсов исследователя или в разведывательных целях.

Метод основного массиваиспользуется на небольших объектах исследования, когда стоит задача выявить (очертить) границы объекта, определить его основные характеристики.

Квотная выборка – наиболее применяемый метод отбора и строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде пропорций (квот) распределения признаков объекта изучения. Данный метод используют тогда, когда до начала исследования социолог имеет статистические данные (так называемые параметры) по тем признакам объекта (например, пол, возраст, образование), которые будут выступать в качестве квот.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.47.43 (0.006 с.)