Трансфертные цены на основе рыночных иен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансфертные цены на основе рыночных иен



В большинстве случаев, когда для промежуточного продук­та существует совершенный конкурентный рынок, оптималь­но как для целей принятия решений, так и для оценивания деятельности организации устанавливать трансфертные цены по ценам конкурентного рынка. Совершенный конкурентный рынок существует в том случае, если продукт является одно­родным и если ни один из покупателей или продавцов на ры­ночные цены влиять не может.

Когда трансферты учитываются по рыночным ценам, пока­затели деятельности подразделений с большей вероятностью отражают реальный экономический вклад подразделения в об­щие прибыли компании. Если поставляющего подразделения не существует, промежуточный продукт необходимо закупать на внешнем рынке по текущей рыночной цене. И наоборот, если не существует получающего подразделения, промежу­точный продукт приходится реализовывать на внешнем рын­ке по текущей рыночной цене. Следовательно, в этом случае прибыли подразделений скорее всего похожи на прибыли, ко­торые были бы, если бы подразделения выступали вкачестве отдельных компаний. Вследствие этого рентабельность под­разделений может быть сопоставлена непосредственно с рен­табельностью аналогичных компаний, действующих в этой же отрасли бизнеса.

На совершенном конкурентном рынке поставляющее под­разделение должно поставлять столько промежуточной про­дукции, сколько требуется получающему подразделений, по текущей рыночной цене до тех пор, пока его приростное из­держки будут ниже рыночной цены. Если этого количества недостаточно для удовлетворения спроса получающего под­разделения, оно должно получить остальную часть, купив промежуточный продукт у внешнего поставщика по текущей рыночной цене. И наоборот, если поставляющее подразделе­ние производит больше промежуточного продукта, требуется для получающего, излишек продукции может быть реализован на внешнем рынке по текущей рыночной цене.

Когда реализационные расходы для внутренних трансфер­тов промежуточного продукта идентичны расходам, появля­ющимся на внешнем рынке, поставляющему подразделению становится безразлично, где реализовать свою продукцию: внутри организации или вне ее. Чтобы показать это, рассмо­трим два альтернативных варианта. В первом случае Сначала предположим, что выход продукции поставляющего подразде­ления продается вне организации и получающее подразделе­ние закупает необходимые ему компоненты также вне органи­зации. Во второй ситуации выход промежуточной продукции передается внутри организации по рыночной цене и не реа­лизуется на внешнем рынке.

Трансфертные иены на основе маржинальных затрат

Когда рынок для промежуточного продукта является не­совершенным или его вообще не существует, трансфертные цены на основе маржинальных затрат могут побуждать ме­неджеров как поставляющего, так и получающего подраз­делений действовать на том уровне выпуска продукции, при котором прибыль компании в целом является максималь­ной. Экономическая теория свидетельствует, что теорети­чески правильной трансфертной ценой, стимулирующей общий оптимальный уровень в отсутствие ограничений на мощность, является цена на основе маржинальных затрат на производство промежуточного продукта при оптималь­ном уровне производства компании в целом. Обоснование этого подхода довольно сложное и не нужно для всех чита­телей этой книги.

Большинство бухгалтеров при определении маржиналь­ных затрат исходят из краткосрочной перспективы и пред­полагают, что маржинальные затраты являются постоянны­ми на единицу продукции во всем диапазоне выпуска про­дукции и эквивалентны в краткосрочном плане переменным

издержкам. В этом случае теоретически правильная транс­фертная цена может интерпретироваться как эквивалентная переменным издержкам поставляющего подразделения при предоставлении им промежуточного продукта или услуги. Однако использование краткосрочных переменных издер­жек оптимально только в границах небольшого временного горизонта.

Трансфертные иены на основе переговоров

Трудные ситуации, связанные с установлением обоснован­ных трансфертных цен, привели к появлению утверждений, что для их определения лучше всего воспользоваться пере­говорами. Трансфертные цены на основе переговоров наи­более подходят для ситуаций, в которых проявляются рыноч­ные несовершенства в отношении промежуточного продукта, в частности, когда есть разные реализационные расходы для внутреннего и для внешнего рынков или когда существует не­сколько рыночных цен. Когда на рынке имеются подобные не­совершенства, менеджеры подразделений должны получить свободу покупать и продавать продукцию вне своей компа­нии, что облегчит им участие в переговорах. Утверждается, что в этом случае напряженная обстановка в подразделениях, объясняемая централизованным управлением трансфертными ценами, исчезнет, так как неправильного (с точки зрения под­разделений) распределения ресурсов не будет.

Есть убедительные аргументы в пользу того, что в некото­рых ситуациях, если подразделениям разрешить свободно вести взаимные переговоры о ценах, они, как правило, будут прини­мать решения, в результате которых общие прибыли компании в целом станут максимальными. Это, конечно, будет в том слу­чае, если исходить из допущения, что менеджеры компетентные и знают, как пользоваться бухгалтерской информацией. Чтобы переговоры были эффективными, важно, чтобы менеджеры обеих сторон обладали равными возможностями. Если получа­ющее подразделение имеет множество источников получения промежуточного продукта или услуги, а у поставляющего под­разделения число выходов на заказчиков ограничено, то воз­можности по ведению переговоров у менеджеров этих подраз­делений будут неравными. То же самое наблюдается и в случае, если трансферты составляют относительно небольшую долю бизнеса одного из подразделений и относительно большую долю бизнеса другого. Менеджер подразделения, в котором на трансферты приходится небольшая часть операций, имеет го­раздо больше возможностей при ведении переговоров, посколь­ку, если стороны не договорятся об условиях трансфертов, это подразделение пострадает значительно меньше, чем другое.

Трансфертные цены на основе переговоров не подходят в тех случаях, когда существует совершенный рынок промежу­точного продукта, поскольку на таком рынке трансфертные цены приравниваются к рыночным ценам, т.е. здесь у менед­жеров нет необходимости вести переговоры. В другом пре­дельном варианте, когда рынка для промежуточного продукта вообще не существует, маловероятно, что в ходе переговоров менеджеры могут прийти к какому-то значимому решению. Следовательно, трансфертные цены на основе переговоров лучше всего подходят для ситуаций, в которых на промежуточ­ный продукт или услугу существует несовершенный внешний рынок. В любом случае трансфертные цены, устанавливаемые в ходе переговоров, имеют ряд ограничений:

- поскольку согласованные трансфертные цены зависят от умения сторон вести переговоры и от профессионализма ме­неджеров, занятых в этих переговорах, окончательный резуль­тат может быть далек от оптимального;

эти цены могут привести к возникновению конфликта между подразделениями, для разрешения которого, как ска­зано выше, может потребоваться вмешательство менеджеров центрального уровня;

измерение рентабельности подразделения может зависеть от неодинаковых возможностей сторон, участвующих в переговорном процессе;

установление таких цен требует больших затрат времени ме­неджеров, особенно, если обсуждается большое число операций.

Однако даже если цены на основе переговоров не приводят к оптимальному выходу продукции, мотивационные преиму­щества, связанные с тем, что менеджеры получают полную независимость при принятии решений по исходным матери­алам и объему выхода продукции, могут привести к увеличе­нию прибыли, что превысит потерю прибыли из-за неопти­мальной цены.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.005 с.)