Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автор: Жапаров К.Ж.- к. э. н., профессор,

Поиск

Курмангалиева А.К.- к. э. н., ст.преподаватель

 

Рецензенты: Юльчиева Г.Н.- доктор экономических наук, профессор, КСТУ имени академика З.Алдамжара

Жиентаев С.М- доктор экономических наук, профессор, КГУ

имени А.Байтурсынова

Жаналинов Б.Н.-кандидат технических наук, доцент КГУ

имени А.Байтурсынова

 

 

 

Жапаров К.Ж., Курмангалиева А.К.

Ж 33 Анализ и оптимизация затрат. Учебное пособие.- Костанай: КГУ им. А.Байтурсынова,2012.- 74с.

 

 

В учебном пособие рассматривается методика изучения основных вопросов управленческого учёта. В учебное пособие включены: вопросы управления затратами, расчеты безубыточности производства, излагает методику, с помощью которой анализируется эффективность инвестирования средств в различные аспекты, содержит сведения о долгосрочном планировании и бюджетировании, предлагает порядок подготовки информации для обоснования управленческих решений.

Пособие предназначено для студентов специальности «Учет и аудит».

 

Утверждено Учебно-методическим советом Костанайского

государственного университета им. А.Байтурсынова, протокол

от ___ ________ 20____ г. №______

 

© Костанайский государственный

университет им. А.Байтурсынова

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………………………….4

Глава 1. Управление затратами ………..………………………….……………………………5

1.1 Оценка затрат……………………………………….…………………………………………5

1.2 Функциональная калькуляция себестоимости (АВС)……………………………………...7

1.3 Анализ цепочки ценности. Калькуляция целевых затрат. Системы «точно в срок». Затраты на качество………………………………………….………………………………….…9

1.4Определение экономически обоснованного размера заказа………………….….…………22

1.5 Сбалансированная учетная ведомость……………………………………………………….23

Глава 2. Планирование, контроль и измерение показателей функционировании ….......29

2.1 Задачи и цели планирования деятельности предприятий………………………………....29

2.2 Стадии процесса планирования…………………….…………………………......................30

2.3 Центры составления сметы предприятия……………….......................................................30

2.4 Этапы составления сметы предприятия…………………………..………………………... 31

2.5 Понятие и составление гибких смет…………………………………………………………43

2.6 Понятие и составление бюджета нулевой точки……………………………………………47

2.7 Трансфертное ценообразование…………………………………………………………….. 49

Глава 3. Анализ принятия решений ……………………………………………………….….53

3.1 Значение релевантности ……………………………….………………………..…………...53

3.2 Определение релевантных издержек будущего периода и доходов……………..………...53

3.3 Назначение цены реализуемой продукции и принятие решений об ассортименте выпускаемой продукции (товаров) …………………………………………………..……….....55

3.4 Назначение цены дополнительного контракта ……………………………….......................58

3.5 Временная приостановка деятельности предприятия ……………………………………....59

3.6 Решение о собственном производстве или закупке ………………………………………..60

Глава 4. Анализ инвестиционных решений ……………………………….………………….62

4.1 Обзор методов оценок капиталовложений……………………………………………..……62

4.2 Линейное программирование, его методы……………………………………………….…67

Введение

В современном этапе эффективность работы предприятий зависит от управленческой деятельности, обеспечивающей реальную экономическую самостоятельность предприятия, его конкурентоспособность и положение на рынке.

Это вызвало появление управленческого учета, цель которого состоит в обеспечении необходимой информацией руководства предприятия для принятия обоснованных управленческих решений как в текущей деятельности, так и на перспективу.

Управленческий учет имеет присущие ему отличительные признаки, методы, приемы, способы и принципы ведения. Он выступает как особая область экономических знаний, дающая возможность разрабатывать адекватные ситуациям управленческие решения. В связи с этим в цикл дисциплин, изучаемых студентами экономических вузов, введена дисциплина «Анализ и оптимизация затрат».

Анализ и оптимизация затрат включает в себя изучение таких важных проблем, как управления затратами, анализ капиталовложений (инвестиций); планирование на длительный период и на каждый год; использование данных анализа при оценке исполнения бюджета.

Основными целями дисциплины является:

- обеспечить необходимый уровень подготовки студентов по теоретическим и практическим вопросам этой науки.

- освоение основных концепций и принципов бухгалтерского учета;

- подготовка высококвалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета и аудита, отвечающим возросшим требованиям к профессиональным знаниям и умению:

- анализировать и принимать управленческие решения,

- организовать эффективную систему внутреннего контроля, формировать и представлять отчетность в соответствии со стандартами учета.

Задачи:

- обеспечить умение представить анализ и оптимизацию затрат как механизм управления предпринимательской деятельностью организации ориентированный на получение прибыли и достижение целей на рынке товаров и услуг;

- дать обоснование сущности и необходимости анализа и оптимизации затрат;

- научить студентов использовать систему знаний обанализе и оптимизации затрат для разработки и обоснования учетной политики предприятия.

Глава 1. Управление затратами.

Изучив тему, студент должен знать:

· сильные и слабые стороны различных методов оценивания затрат;

· вычислять регрессивные уравнения, используя методы наибольшего и наименьшего значений или наименьших квадратов;

· описывать сущность анализа множественной регрессии

· пояснить основные характерные черты философии производства типа «точно в срок»

· описывать различные составляющие стратегического управленческого учета.

Оценка затрат

Прежде чем рассмотрим различные методики, применяемые для оценивания расходов, необ­ходимо разобраться с некоторыми терминами, которыми будем пользоваться в этой главе. Урав­нение регрессии показывает ожидаемую зависимость между зависимой переменной (в данном слу­чае расходами) и одной или большим числом независимых переменных (т. е. показателем актив­ности или фактором издержек), в основе которых лежат предыдущие наблюдения. Когда уравне­ние включает только одну независимую переменную, говорят о простой регрессии, и в этом случае можно нанести уравнение регрессии в виде графика как прямой линию регрессии. Когда уравне­ние включает две и более независимых переменных, речь идет о множественной регрессии. Если имеется только одна независимая переменная и зависимость линейна, линия регрессии может быть описана в виде уравнения прямой линии:

у = а +bх.

Предполагая, что мы хотим выразить связь между зависимой переменной(расходами) и незави­симой переменной(видом деятельности), то здесь:

у — общие затраты за отчетный период при уровне активности в х;

а — общие непеременные (постоянные) издержки за отчетный период;

Ъ — средние переменные издержки на единицу вида деятельности;

х — объем вида деятельности или фактора издержек за отчетный период.

Если, например, непеременные (постоянные) издержки за конкретный период равны £5000. средние переменные издержки на единицу составляют £1, а фактором издержек являются часы труда основных работников, то

Общие затраты = £5000 + [£1 х часы труда основных работников (х)], или

у =а+Ьх, поэтому у =£5000 +£1х

В отношении уравнения регрессии, которое описывает зависимость между зависимой пере­менной или одной или несколькими независимыми переменными, используется также термин целевая функция. Как правило, целевые функции вычисляются по предыдущим данным о расхо­дах и уровнях видов деятельности. Оценивание расходов начинается с измерения прошлых зави­симостей между общими расходами и потенциальными факторами, вызывающими эти расходы. В этом случае целью является использование предыдущих типов динамики затрат как вспомога­тельного средства для прогнозирования будущих расходов. Однако любые ожидаемые изменения обстоятельств, которые могут произойти в будущем, требуют корректирования предыдущих дан­ных с учетом этих возможных изменений.

При этом существует опасность, что функции затрат, выведенные на основе прошлых данных, могут быть определены на основе ложной корреляции, которая может неожиданно прекратиться. Сильная корреляция возможна только в том случае, если зависимость между переменными эконо­мически обоснованна. Поэтому функции затрат не следует получать только на основе прошлых на­блюдаемых статистических зависимостей. В любом случае природа наблюдаемой статистической зависимости должна быть рациональной и экономически обоснованной. Если такие условия не существуют, нельзя быть уверенным, что оцениваемая зависимость будет повторяться, когда функ­ция затрат используется для прогнозирования результатов на основе различных наборов данных.

Экономическая обоснованность имеет место в том случае, когда знание операций или логика позволяют делать вывод, что между анализируемыми переменными существует причинно-следственная зависимость. Например, потенциальным фактором издержек для расходов на обра­ботку материалов является число компонентов, поскольку чем больше число деталей, тем такие расходы выше. Логика позволяет предположить, что в данном случае между числом компонентов и расходами на обработку материалов имеет место причинно-следственная зависимость.

Методы оценивания расходов:

1) инженерные методы;

2) проверка бухгалтерских методов;

3) графический метод, или диаграмма рассеяния;

4) метод наибольшего и наименьшего значений;

5) метод наименьших квадратов.

Эти подходы различаются по степени точности оценивания функций затрат и по расходам на их проведение. Эти методы не являются взаимоисключающими, и для различных категорий за­трат могут применяться разные методы.

Метод наименьших квадратов

Этот метод математически определяет линию регрессии, которая наилучшим образом соответ­ствует всем полученным результатам. В его основу положен следующий принцип: сумма квадратов вертикальных отклонений всех отдельных значений от выбранной линии должна быть меньше, чем сумма квадратов вертикальных отклонений от любой другой линии, которая может быть проведена среди точек. Уравнение регрессии для прямой линии, которая удовлетворяет этому требованию, можно определить из следующих двух уравнений, разрешая их относительно а и Ъ.

Пример двухэтапного процесса для традиционной системы калькуляции затрат

Чтобы наглядно показать, как применяется двухэтапный про­цесс распределения издержек при использовании традиционной системы калькуляции затрат, предполагается, что в компании имеются только пять центров издержек, соз­данных на основе производственных цехов X и Y, сборочного цеха, подразделения материально-технического снабжения и общезаводского вспомогательного цеха. В примере основное внимание уделяется производственным издержкам, однако ниже в этой главе рассмотрим затраты и непро­изводственного характера. Чтобы воспользоваться процессом двухэтапного распределения, требу­ется осуществить следующих четыре шага:

1) распределить все производственные накладные расходы по производственным и обслужи­вающим центрам издержек;

2) перераспределить издержки, приходящиеся на обслуживающие центры, издержек, по про­изводственным центрам издержек;

3) вычислить отдельные ставки накладных расходов для каждого производственного центра издержек;

4) распределить накладные расходы, приходящиеся на каждый производственный центр из­держек, по видам продукции или другим выбранным целевым затратам.

Шаги 1 и 2 составляют первый этап, а шаги 3 и 4 — второй этап двухэтапного процесса рас­пределения издержек. Рассмотрим каждый из этих шагов более подробно.

Шаг 1. Распределение всех производственных накладных расходов по производственным и обслуживающим центрам издержек

Первой целью является распределение всех производственных накладных расходов по производственным и обслуживающим центрам издержек. Чтобы это сделать, необходимо подготовить лист анализа накладных расходов. Во многих организациях в настоящее время он ведется только в компьютерной форме.

Шаг 2. Перераспределение издержек, приходящихся на обслуживающие центры издержек, по производственным центрам издержек

Следующий шаг, который необходимо сделать, — перераспределить издержки, приходящиеся на обслуживающие центры издержек, по производственным центрам издержек. Подразделения об­служивания(обслуживающие центры издержек) — это подразделения компании, предназначен­ные для предоставления различных услуг другим подразделениям этой организации. Иногда они называются вспомогательными подразделениями. В компании таких обслуживающих центров два. Это подразделение материально-технического снабжения и общезаводской вспомо­гательный цех, который занимается такими видами деятельности, как планирование выпуска продукции и текущее обслуживание оборудования. Эти обслуживающие центры оказывают ос­новные услуги, необходимые для производственного процесса, однако непосредственно к выпус­каемой продукции отношения не имеют. Следовательно, невозможно распределить издержки, связанные с этими центрами, точно по выпускаемой продукции. Чтобы это сделать, традицион­ные системы калькуляции затрат перераспределяют издержки, приходящиеся на обслуживающие центры, по тем производственным центрам, которые занимаются непосредственно выпуском продукции. Способ, выбираемый для этого, должен учитывать, какие выгоды получают производ­ственные центры от предоставляемых им обслуживающими центрами услуг.

Предположим, что объем полученных материалов каждым центром обработки в первом при­ближении пропорционален тем выгодам, которые каждый центр получает от подразделения ма­териально-технического снабжения. Поэтому 50% затрат, связанных с этим подразделением, перераспределены на центр обработки X. Шаг 3. Вычисление отдельных ставок накладных расходов для каждого производственного центра издержек

Второй этап двухэтапного процесса связан с распределением накладных расходов каждого производственного центра издержек по отдельным категориям накладных расходов, имеющих отношение к каждому такому центру. Наиболее часто используемыми для этого базами распре­деления, применяемыми в традиционных системах калькуляции затрат, являются те, которые учитывают время (или другие показатели, вычисляемые на его основе), в течение которого вы­пускаемые виды продукции находятся в каждом производственном центре, например, часы тру­да основных работников, часы работы оборудования или заработная плата основных работни­ков. Если говорить о центрах, где нет оборудования, то здесь такой базой чаще всего являются часы труда основных работников. Из этого следует, что накладные расходы, понесенные произ­водственным центром, обычно тесно связаны с продолжительностью (в часах) труда основных работников по выпуску продукции. Для случая обрабатывающих центров более предпочтитель­ной является ставка накладных расходов по часам работы оборудования, так как большая часть всех накладных расходов (например, амортизационные отчисления) скорее всего будет напря­мую зависеть от часов работы оборудования. Предположим, что компания использует ставку накладных расходов на час работы оборудования для обрабатывающих производственных центров и ставку накладных расходов на час труда основных работников — для сборочного центра.

Шаг 4. Распределение накладных расходов, приходящихся на каждый производственный центр издержек, по видам продукции или другим выбранным целевым затратам

Последний шаг — распределение накладных расходов по видам продукции, проходящим через центр обработки

Процедура распределения накладных расходов оказывается более сложной, если обслужи­вающие центры затрат предоставляют услуги и друг другу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.145.37 (0.012 с.)