Тема: Основы эпидемиологии. Эпидемический процесс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Основы эпидемиологии. Эпидемический процесс.



 

Эпидемический процесс – это возникновение и распространение среди населения специфических инфекционных состояний, от бессимптомных носителей до манифестных заболеваний, вызванных циркуляцией возбудителя в коллективе.

Манифестная форма заболевания – клиническая форма заболевания с полным набором характерных для него симптомов.

Бессимтомная форма – скрытая инапарантная.

 

По длительности взаимодействия микроорганизмов и организмов инфекции делят на 2типа:

1. Непродолжительное пребывание микробов в организме до 6 месяцев.

Так проявляется острая продуктивная и скрытая инфекция.

2. Длительное сохранение микробов в организме без выделения в окружающую среду.

Персистенция – форма носительства латентной инфекции, хронической инфекции с периодами рецидивов и ремиссий.

Суперинфекция – повторное заражение с усилением клиники.

Реинфекция – заражениепри выздоровлении.

 

Условия и механизмы формирования эпидемического процесса, методы его изучения, а также совокупность противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение инфекционных болезней, является предметом изучения специальной науки – эпидемиологии.

Эпидемический процесс обусловливает непрерывное взаимодействие трёх элементов:

1. источник инфекции;

2. восприимчивый коллектив;

3. механизм передачи.

Выключение любого из звеньев приводит к прерыванию эпидемического процесса.

1. Источник инфекции – живой или абиотический объект, являющийся местом естественной жизнедеятельности патогенных микробов, благодаря которому происходит заражение людей и животных.

Источником инфекции может быть организм человека и животного, абиотические объекты окружающей среды (вода, пища).

 

2. Механизм передачи – способ перемещения возбудителей инфекции и инвазивных заболеваний из заражённого организма в восприимчивый.

Включает 3 фазы:

а) выведение возбудителя из организма хозяина в окружающую среду;

б) пребывание возбудителя в объектах окружающей среды (биотических и абиотических);

в) внедрение возбудителя в восприимчивый организм.

Механизмы передачи различают: фекально-оральный, аэрогенный, трансмиссивный, контактный

Факторы передачи элементы внешней среды, обеспечивающие перенос микробов из одного организма в другой.

Пути передачи элемент внешней среды, обеспечивающий попадание возбудителя из одного организма в другой, в определённых внешних условиях.

Для фекально-орального механизма существуют пути: алиментарный (пищевой), водный и контактно-бытовой. Для аэрогенного механизма существуют пути: воздушно- капельный и воздушно-пылевой.

4. Восприимчивый коллектив, если иммунная прослойка в популяции составляет 95% и выше, то в данном коллективе достигается состояние эпидемического благополучия.

Поэтому задачей по предупреждению эпидемий является создание в коллективах иммунной прослойки путём вакцинации.

Русский учёный – эпидемиолог Л.В. Громашевский сформулировал закон соответствия механизма передачи с локализацией возбудителя в организме.

По этому закону все инфекционные заболевания по механизмам и путям передачи можно представить следующим образом:

1. кишечные инфекции

2. инфекции дыхательных путей

3. трансмиссивные инфекции

4. инфекции кожных покровов.

Для каждой из групп присущи пути передачи: кишечной-алиментарный путь, респираторной - воздушно-капельный путь, инфекции наружных покровов - раневой путь.

Противоэпидемические мероприятия:

1. Изоляция источника инфекции –

а) выявление больных, их изоляция и лечение;

б) выявление носителей, санация и постановка на учёт;

в) уничтожение больных животных;

г) карантинные мероприятия.

2. Разрыв механизмов и путей передачи, включающий в себя комплекс санитарно-гигиенических мероприятий:

а) благоустройство населённых мест (создание центрального освещения, отопления, канализации)

б) разукрупнение организованных коллективов;

в) санитарный эпидемиологический надзор над объектами пищевой промышленности и общественного питания;

г) соблюдение правил асептики, антисептики, санитарно-эпидемического режима в больничных учреждениях;

д) уничтожение кровососущих эктопаразитов.

Мероприятия, направленные на второе звено эпидемического процесса наиболее эффективны при ВБИ.

3. Мероприятия, направленные на третье звено эпидемического процесса включают в себя повышение невосприимчивости населения. Интенсивность эпидемического процесса выражается в показателях заболеваемости и смертности (10 на 100 тысяч населения).

Различают 3 степени интенсивности эпидемического процесса:

I - Спорадическая заболеваемость – уровень заболеваемости данной нозологической формы на данной территории в определённый исторический отрезок времени;

II - Эпидемия – уровень заболеваемости данной нозологической формы на определённой территории в конкретный отрезок времени, резко превышающий уровень спорадической заболеваемости;

III - Пандемия – уровень, резко превышающий эпидемический. Пандемия очень быстро распространяется, захватывает страну, континент, весь мир. Эпидемия менее масштабная, чем пандемия, охватывает город, регион, страну.

 

Эндемия – характеризует не интенсивность эпидемического процесса, а частоту заболеваемости данной нозологической формы на конкретной географической территории.

Различают эндемию природно - очаговую, связанную с природными условиями, распространения и резервуарами инфекции.

Социально – экономическая эндемия связана с социальными факторами и уровнем экономики.

 

По распространению инфекционные заболевания различают:

1. Кризисные - заболеваемость более 100 случаев на 100 тысяч населения;

2. Массовые - 100 случаев на 100 тысяч населения;

3. Распространённые управляемые - от 20 случаев на 100 тысяч населения;

4. Неуправляемые - менее 20 случаев на 100 тысяч населения;

5. Спорадические – первичные случаи 100 тысяч населения.

Эколого – эпидемическая классификация инфекционных заболеваний.

Существуют 3 главные специфические среды обитания или резервуары для микроорганизмов:

1. организм человека (антропонозы);

2. организм животного (зоонозы);

3. внешняя среда (сапронозы).

При антропонозах – человек единственный резервуар и источник заражения.

В основу данной классификации положен характер взаимоотношений возбудителя с организмом человека, т.е. локализация либо связь с механизмом передачи инфекции.

Классификация сапронозов по механизму передачи невозможна. Сапронозы чаще подразделяются по природным резервуарам (почвенный и водный).

Конвенционные (карантинные) и особо опасные инфекции – это заболевания, система информации и меры профилактики которых обусловлены международным соглашением.

Это все заболевания, попадающие под действие международных медико-санитарных правил и подлежащие МСЭ контролю.

С 1 октября 1952 года в действие вступили международные медико-санитарные правила, которые касались чумы, холеры, жёлтой лихорадки и натуральной оспы, как особо опасных инфекций.

В настоящее время к конвекционным заболеваниям относятся чума, жёлтая лихорадка, холера.

Особо опасные заболевания – этогруппа заразных заболеванийчеловека, которые способны к внезапному появлению, быстрому распространению, широкому охвату населения и характеризуются тяжёлым течением и высокой летальностью.

 

Таблица. Механизмы, пути и факторы передачи инфекции для различных групп инфекционных заболеваний.

Локализация возбудителя в организме. Механизм передачи. Пути передачи. Факторы передачи.
Желудочно-кишечный тракт. Фекально- оральный. Алиментарный (пищевой), Водный, Контактно-бытовой. Пища, вода, грязные руки, посуда и т.п.
Респираторный тракт Аэрогенный (Респираторный). Воздушно-капельный, Воздушно- пылевой. Воздух, пыль.
Кровь Трансмиссивный. Трансмиссивный Эктопаразиты, через укусы кровососущих, кровь
Наружные покровы Контактный Парентеральный, Раневой Половой, Вертикальный   Вертикальный. Инфузионные растворы, шприцы, инструменты, пули, режущие предметы и т.п.; Кровь, плацента.
  Зародышевые клетки

Тема: Учение об иммунитете.

Иммунитет – это способ защиты организма от генетически чужеродных веществ (АГ) эндо- и экзогенного происхождения с целью сохранения и поддержания гомеостаза. Изучением проблем иммунитета занимается наука иммунология. Она изучает способы и механизмы защиты.

Виды иммунитета:

1. Неспецифический (видовой) направлен против чужеродного агента. Проявляется в виде гуморального иммунитета за счёт продукции бактерицидных веществ, и клеточного – за счёт фагоцитоза и цитотоксического эффекта. Является врождённым, осуществляется с участием нейтрофилов, макрофагов, эозинофилов, базофилов, моноцитов.

2. Специфический – направлен против чужеродного вещества, проявляется в виде гуморального (продукция АТ В-лимфоцитами), что реализуется с участием Т - лимфоцитов. Различают врождённый и приобретённый специфический иммунитет. Приобретённый подразделяется на пассивную и активную формы.

Формы приобретённого иммунитета:

1. Естественный активный (после перенесенного заболевания);

2. Естественный пассивный (трансплацентарный);

3. Искусственный активный (приобретённый в результате вакцинации);

4. Искусственный пассивный (приобретённый в результате введения сывороток и g – глобулинов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.087 с.)