Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Есть ли прогресс в истории и каковы его критерии. Свобода как ценность и критерий общественного прогресса.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Большое значение для определения закономерностей и перспектив общественного развития играет рассмотрение и изучение философских проблем общественного прогресса. Так, у мыслителей древности и раннего буржуазного общества общественный прогресс рассматривался как совершенствование разума. Его движущей силой объявлялись наука, просвещение, знания. На этой позиции стоял французский просветитель Ж.А. Кондорсе. Об утверждении гуманных форм общественного сознания и более справедливых форм человеческого общежития говорил представитель немецкого Просвещения И.Г. Гердер. Но впервые идею поступательного движения истории, хотя и объективно – идеалистически, развил Гегель. По его словам, абсолютная идея осуществляет движение к более совершенным формам противоречиво, с элементами регресса.Представители позитивизма XIX в. О. Конт и Г. Спенсер представляли уже прогресс в законченном виде как эволюционное совершенствование капитализма. Современные теоретики сохранили и углубили эти позиции. Они отождествляют прогресс с развитием капиталистического общества на основе использования результатов научно – технической революции. Ж. Фурастье (Франция), Д. Белл, О. Тоффлер (США) считают, что социальные изменения осуществляются в рамках «технологической цивилизации», которая утрачивает классово – антагонистический характер. Такой подход на наш взгляд не дает целостной научной картины общественного прогресса, хотя и содержит ряд истин по данному сложному вопросу. Марксисты сформировали свой подход концепции прогресса человечества. В их теории изначально тенденция восходящего, поступательного движения человеческого общества рассматривалась как общесоциологическая закономерность исторического развития. Была вскрыта целая система причинно – следственных и структурных связей, которая в своей совокупности выражала сущность общественного прогресса в его самом общем виде.Источников развития общественного прогресса выступают, прежде всего, потребности материального производства, экономические интересы классов и других социальных групп. Ядром человеческой практики выступает развитие производительных сил.
49. Выявите историческое развитие в современных теориях индустриального, постиндустриального и информационного общества. В концепции постиндустриального общества получила свое воплощение и развитие научная традиция, восходящая к социальным идеям эпохи Просвещения, которые связывали общественный прогресс с последовательным улучшением условий материальной жизни человека. Ее важнейшие методологические принципы почерпнуты из позитивистской философии и экономических исследований XIX века, обозначивших признаки индустриальной цивилизации и положивших в основу периодизации социального развития особенности технологической организации производства, обмена и распределения общественного продукта. Одно из наиболее развернутых определений постиндустриального общества дано Д. Беллом:"Постиндустриальное общество, - пишет он, - это общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений... во все большей степени зависит от достижений теоретического знания... Постиндустриальное общество... предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов"7.Теория информационного общества существенно обогатила представления о современном этапе общественного прогресса, однако большая часть предложенных в ее рамках тезисов носила весьма частный характер. Наибольшим значением, на наш взгляд, обладает проведенный ее сторонниками анализ роли информации в хозяйственном развитии западных стран. Результатом его стала трактовка информации как специфического ресурса, не обладающего большинством характеристик, свойственных традиционным факторам производстваЭта формула получила впоследствии широкое признание и нашла свое подтверждение в хозяйственной практике 80-х и 90-х годов.Таким образом, сторонники теории информационного общества в отличие от постиндустриалистов вполне осознанно обратились к исследованию более частных проблем, и поэтому данная концепция вряд ли может претендовать на статус целостной социологической доктрины. Акцентируя внимание на весьма поверхностных чертах современного общества, они полностью отказываются от анализа предшествующих стадий социальной эволюции, фактически противопоставляя информационное общество всем известным формам хозяйственной организации.
50. Что такое культура в философском понимании? (Сравните концепции Шпенглера. Тойнби, Ясперса, Швейцера и т.д.) В русле теории "культурно-исторических типов" и "философии жизни" развивались взгляды немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936). Шпенглер отрицал представление о единой мировой культуре, которая развивается по единой стержневой логике и находит свое завершение в некоей высшей точке. Он считал, что есть лишь различные культуры, имеющие собственную судьбу. "Культура, - писал Шпенглер, - как совокупность чувственно-ставшего выражения души в жестах и трудах, как тело ее, смертное, переходящее (...); культура как совокупность великих символов жизни, чувствования и понимания: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет"*36.Под влиянием идей О. Шпенглера создал свою теорию известный историк и социолог Арнольд Тойнби (1889-1975). Его многочисленные труды посвящены не только описанию различных культур, но и созданию общей концепции развития культуры. А. Тойнби переосмыслил все историческое развитие человечества в соответствии с теорией круговорота локальных цивилизаций. Как и Шпенглер, он исходил из факта существования многих различных культур, каждая из которых обладает своей собственной историей. Но, в отличие от Шпенглера, Тойнби не рассматривает каждую) культуру как обособленный и замкнутый в себе организм. Он считает, что различные локальные культуры - это ступени на пути реализации человеком своего божественного предназначения. Карл Ясперс (1883-1969) - немецкий философ-экзистенциалист - выдвинул идею "коммуникации", которая обозначает личностное общение в истине. Она необходима людям как гарантия их человеческого существования. Отсутствие "коммуникации", считает Ясперс, является источником морального, социального зла в мире.А. Швейцер критерием уровня культуры считал не технический прогресс, а степень развития гуманизма как уважения к свободной творческой индивидуальности, к ее призванию. Свою задачу он видел в создании концепции философски обоснованного оптимистического мировоззрения, его практического применения с целью утверждения человеческой личности в условиях дегуманизирующей цивилизации. 51. Что характеризует, на Ваш взгляд, цивилизационный подход к периодизации исторического процесса? Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности. С помощью цивилизационного подхода можно выделить ряд социально-культурных различий современных восточной и западной цивилизаций: 1. по характеру связи личности и общества 2. по социально-психологическим установкам человека 3. по характеру развития социокультурной жизни В истории бывают такие периоды когда роль одного человека в решении каких-то исторических проблем может быть более значимой, чем роль других факторов, даже взятых вместе. Цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен некоторых недостатков. В нем не учитывается связь между различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости. Этапы в развитии общества и соответственно типы обществ:1) традиционное общество (докапиталистическое), 2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму индустриального общества, зародившуюся в XVII - XVIII веках в Западной Европе, а также индустриальное об- щество, начиная с середины XIX века), 3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века). Таким образом, человечество проходит как бы три "волны" цивилизации. В традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном - промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую роль играет информация.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.130 (0.012 с.) |