Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм и гуманизм, космологические, социальные, политические и этические учения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм и гуманизм, космологические, социальные, политические и этические учения.



Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела,т.е развитием материального производства. Время гениальных творцов, выхода человека за границы традиционного общества, стихийного утверждения личной свободы, время резких контрастов и противоречий. Эпоха возрождения, ренессанс, получило свое название от итальянского художника и архитектора Джорджо Базари. Философия ренессансной эпохи противостоит стредневековой, которая противопоставляла материю – форме, природу – богу, тленный мир – нетленному. В Философии ренессанса человек помещен в центр космического бытия. Человек – не просто природное существо, он – господин над всей природой, творец. Культ красоты тела связывает его с антропоцентризмом.

Философия эпохи возрождения делится на 3 периода:

гуманистический (сер 14- сер 15 вв.) Цель – проблема человека.

неоплатоновский (сер 15- 1я пол 16 вв). цель – проблема онтологии.

натурфилософский (2пол 16 – нач 17 вв). цель – проблема природы.

Гуманизм (от лат. Хуманитас – человечность) – центральное для Возрождения культурное явление. Антицерковное и антисхоластическое направление, стремление уменьшить роль Бога и доказать самоценность человека. Гуманизм это свобода мысли и светский индивидуализм. Гуманизм зарождается на кафедрах университетов: его представляют дипломаты, педагоги, художники, поэты, публицисты, риторы. Гуманизм – утверждает радость земного существования, воспевает красоту человеческого тела, культ наслаждения и позы. Такой гуманизм способствовал появлению титанов Ренессанса.

В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истопкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. С этим связано и понимание достоинства человека, его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, индивидуальность.

Неоплатонизм - идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Предложение новой картины мира, в которой уменьшалась роль Бога, и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру) идей. Рассмотрение природы человека в качестве самостоятельного микрокосма.

Представители неоплатонизма: Николай Кузанский (1401-1464). Единство идеи и материи. Бесконечность Вселенной. Невозможность достижения абсолютного (полного) знания. Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). Возвышение человека, отделение его от окружающего мира. Признание за человеком полной свободы выбора. Объединение, согласование всех философских учений и попытка выработки «золотой середины». Кузанец разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Коперник (1473-1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.

 

11. Философия истории, философия политики, социальные утопии (Макиавелли, Мор, Кампанелла)

В мире Макиавелли нет места если не для божественного присутствия (бог отождествлен у него с Фортуной и Необходи­мостью), то для божественного вмешательства.

За постоянной изменчивостью, за непре­станными изменениями государственного устройства, за переходом владычества от одних держав к другим, за возвышением и крушением властителей просматривают­ся, согласно философии истории Макиавелли, постоян­ство и неизменность человеческой природы, а стало быть, и постоянство и неизменность тех закономерностей, кото­рые движут людьми и государствами и которые именно потому и могут - и должны - стать предметом трезвого анализа.

Макиавелли отделен от каких бы то ни было теологических или религиозных соображений. Политика рассматривается им автономно, как самостоятельная область человеческой деятельности, имеющая свои собственные цели и свои законы, независимо не только от религии, но и от морали. Томас Мор В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире. "Утопия" задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского "Государства" — как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, так, как его представляли себе гуманисты XVI столетия. Поэтому вполне понятно, что в "Утопии" можно найти определенный синтез религиозно-философских и социально-политических взглядов Платона, стоиков, эпикурейцев с учениями самих гуманистов и прежде всего с "философией Христа".

Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном обществе в одном — общество должно быть построено на принципе справедливости, который недостижим в реальном мире. Рафаэль Гитлодей обличал своих современников: "Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны". Утопийцам же удалось создать государство, построенное на принципах справедливости. И недаром Гитлодей с восхищением описывает "мудрейшие и святейшие установления утопийцев, которые весьма успешно управляют государством с помощью весьма малочисленных законов; и добродетель там в цене, и при равенстве всем всего хватает". Томмазо Кампанелла некое идеальное государство, где все равны, нет собственности, также отсутствует институт семьи, а дети находятся на воспитании и попечении государства. Все трудятся, однако в отличие от Мора, Кампанелла сокращает их рабочий день уже до четырех часов. При этом активно развивается наука, и достижения этой науки облегчают жизнь и труд людей. Правителями в этом государстве являются жрецы-ученые и царит культ Бога-Солнца.

 

 

12. Философия XVII-XVIII вв.: проблемы методов, познания, субстанции, детерминизма. Рационализм философии XVII в

Основными представителями рационализма в философии Нового времени были Рене Декарт, Блез Паскаль, Барух Спиноза и Готфрид Лейбниц. Рационализм более тесно связан со средневековой традицией, чем эмпиризм, так как его философские системы по форме представляют умозрительные абстракции. Основателем рационализма в философии Нового времени по праву считается французский философ Рене Декарт (1596-1650). Знакомство с его сочинениями «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Размышление о новой философии» свидетельствует, что вопрос о постижении истины и получения знания о мире Декарт решал на принципиально иных позициях, чем представители философии эмпиризма. Рационалистический метод Декарта не исключает значение опытного фактора, а сводит его роль к практическому индикатору, выявляющему эффективность рационального метода. Интуиция может привести к заблуждению, поэтому Декарт ввёл принцип сомнения. В качестве исходного пункта познания он принимал индивидуальный акт мышления. «Я сомневаюсь во всём, кроме того, что я существую». «Я мыслю, следовательно, я существую». С точки зрения Декарта, истинность исходного пункта познания гарантирована Богом. Важно рассмотрение вещей не самих по себе, а в отношении к интеллекту, воссоздание вещей мысленно с помощью дедукции. Рационалистический метод Декарта получил развитие в философии Блеза Паскаля (1623-1662), хотя он и был оппонентом Декарта по ряду вопросов. В сочинении «Мысли» Паскаль разделил науки по предмету и способу его познания. «Исторические» науки: история, география, юриспруденция, языкознание, теология, - имеют дело с фактами преемственности поколений, в них доминирует авторитет, а научных приёмы, системы разумных доказательств неприменимы. Другие науки: геометрия, арифметика, физика, химия, архитектура, медицина, музыка, - опираются на опыт и умозаключение, значение авторитета в них минимально. В этих науках торжествует аксиоматико-дедуктивный метод познания, с помощью которого можно получить истины, которые невозможно обрести в опыте.Суть его составляет доказательность. Она предполагает наличие «первичных терминов-аксиом», имеющих наивысшую очевидность. Эти понятия и есть продукт декартовской интуиции. Паскаль уточнил Декарта: «Мы познаем истину не только разумом, но и сердцем. В нас заложено понятие истины». Интуиция Декарта подверглась сенсуализации и даже иррационализации. Достоверное знание распространяется лишь на сферу повседневной деятельности. За её пределами любое решение проблемы познания невозможно вне соотношения бесконечного и конечного. Бесконечность Паскаль мыслит, в духе Кузанского, как Бога. Она непознаваема. Срединное положение человека между конечным и бесконечным делает его истины относительными, ибо «он улавливает лишь видимость явлений, не будучи способным познать ни их начало, ни их конец».

 

 

13. Философия Нового Времени: проблема метода (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Лейбниц, Юм, Беркли).

Философия Нового времени зарождается в XVII веке в двух наиболее развитых странах Западной Европы в Англии и Франции. Основными направлениями философии Нового времени являются эмпиризм и рационализм. Змпиризм - направление в теории познания, которое отдает приоритет чувственному познанию, полагая, что истинное знание о мире можно получить только с помощью опыта. Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) является родоначальником эмпиризма. Он провозгласил новые принципы взаимоотношения науки и общества: знание должно приносить свом плоды в практике, наука должна служить промышленности, а люди должны объединиться с целью изменить условия своей жизни к лучшему. Власть человека над природой – не дело одиночки. Причины, приводящие современную Бэкону науку, к отставанию от жизни и опыта, он видит в идолах или заблуждениях разума, которые искажают сознание: «призраки рода», обусловленные человеческой природой. Они являются следствием несовершенства органов чувств; «призраки пещеры» как результат субъективности человека, преодолеть их можно через коллективный опыт; «призраки рынка», вызванные привычкой пользоваться в суждениях о мире мнениями, расхожими в обществе;«призраки театра», вызываемые к жизни слепой верой в авторитеты.

Рене Декарт (1596 – 1650), французский математик и философ является основополдожником рационализма – направления, представители которого основным источнском знания считали разум.

Любое утверждение, полагает Декарт, может вызвать сомнение человека, несомненно только одно: «Мыслю, следовательно, существую», так как акт сомнения в этом положении означает одновременно и акт мышления, и акт существования. Этот методологический принцип лежит в основе философии Декарта. Он убежден, что из мыслящего субъекта рационально-дедуктивным путем выводятся философские утверждения. Основные работы: «Рассуждение о методе», «Начала философии».

Джордж Беркли (1685 – 1753) – английский философ, субъективный идеалист. С 1734 года епископ в Клойне (Ирландия). По Беркли, существование вещей состоит в их воспринимаемости. Идеи потенциально существуют в божественном уме, но актуальное существование они получают в человеческом разуме. Беркли считал задачей ученого «научиться понимать язык творца, а не притязать на объяснение всего только одними телесными причинами». Беркли признавал активность лишь духовной субстанции. Написал «Трактат о началах человеческого знания» и др.

Давид Юм (1711 – 1776) – английский философ, психолог, историк. Задачу знания Юм видел не в постижении бытия, а в способности быть руководством для практической жизни. По Юму, действительность лишь поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы. Некоторые объекты представляются нам яркими, живыми, устойчивыми, и этого, согласно Юму, вполне достаточно для практической жизни. Источником практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера. Юм отрицал объективный характер причинности. Основной труд – «Исследование о человеческом разуме».

Если Декарт практически декларировал рационализм, то Лейбниц его анализировал и обосновывал. Первичные истины он проверял с позиции логических законов тождества и противоречия. Полученные истины не выражают все существующее, но позволяют выяснить возможное и непротиворечивое. Рационализм Лейбница не игнорировал опыт. Истины опыта философ определял как истины факта. Они подлежат научному осмыслению на основании закона достаточного основания, служащего базой принципа причинности (каузальности).

 

14. Европейское Просвещение ХУШ в. Философия истории, философия культуры, философская антропология (Вольтер, Руссо, Монтескье, и др.).

Философия Просвещения XVIII в. представлена двумя направлениями:

— деистским материализмом Вольтера, Монтескье, Руссо, Вольфа и др.;

— теоретическими основами деизма на базе материалистического естествознания Ньютона, Галилея, Декарта, представленными критикой в работах Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и др. Ярким представителем французского Просвещения является Франсуа Мари Вольтер(1694–1778), который вошел в историю философии как:

— блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений;

— защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции.

На формирование революционной идеологии Европы большое влияние оказал Жан Жак Руссо (1712–1778), автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое стало теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755):

— один из родоначальников географического детерминизма, считавший, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества;

— развивал идею функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

 

15. Система абсолютного идеализма и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.
Гегель (1770-1831) остался глубоко неудовлетворенным попыткой Шеллинга реализовать принцип тождества реального и идеального, ориентируясь на искусство как модель творчества Абсолютного. В этом качестве он предпочитает вдеть науку, а само творчество истолковать как логический процесс. Подобная постановка позволила Гегелю построить всеобъемлющую систему философии, охватившую собой все области человеческого знания. Разделяя классическую веру в определении предмета философии как Абсолютного, Гегель аргументирование усматривает в мысли адекватную ему "стихию". А это означает, что сущее в основе своей есть мысль, что все действительное разумно, а все разумное действительно. Идея есть истина, и все истинное есть идея. Систематическое развитие идеи, производящее мир, должно быть доказано, необходимо развернуто. Не религия и не искусство есть высшее откровение Божественной идеи, а ее познание и самопознание в элементе чистого мышления, т.е. философия. "До этого пункта дошел мировой дух; каждая ступень имеет свою особую форму в истиной системе философии: ничто не потеряно, все принципы сохранены, так: последняя философия есть совокупность всех форм. Эта конкретная идея как результат усилий духа сделаться объектом для самого себя, познать самого я путем самого серьезного труда, продолжавшегося почти две с половиной тысячи лет: столько труда было разуму познать самого себя". В этой гегелевской характеристике собственной философии отчетливо проступают как сущего метода ее построения, так и общие контуры системы в целом. Тождество мысли и бытия изначально взято Гегелем в процессе развития. Разумное развитие мира - основная тема гегелевской философии. Понимание любого объекта нашего внимания дается исключительно в аспекте его происхождения и развития. Это относится и к самой мысли. Процесс мышления есть необходимое движение мысли, подчиненное законам собственной логики. Гегель обосновал грандиозный проект особой, диалектической логики, воплотив в себе квинтэссенцию его философии, его диалектический метод.
Итак, все мировое развитие в основе своей обусловлено развитием абсолютной идеи. Первая фаза этого развития - чисто логический процесс становления абсолютной идеи - есть систематически представленная картина всех категорий (имения в их генетической связи, в их движении от самых простых и бедных содержанием к наиболее конкретным и богатым смыслом (тема и задача "Логики" Гегеля). Это движение, по замыслу автора, лишено всякого субъективного произвола и является торжеством безличной логики диалектического процесса? Философ принимает на себя роль наблюдателя, но не организатора этого движения В чем же существо этого загадочного диалектического процесса?
Каждое понятие (категория), обладая вполне определенным содержанием, имеет (всем своим содержательным существом предполагает) наличие собственной противоположности. Уже поэтому, вникая в данный ей смысл, мы неизбежно вступаем в ситуацию живого противоречия. В отличие от Канта отношение к противоречию у Гегеля совсем другое. Оно свидетельствует не о поражении наго мышления, но о подлинной его почве и стихии. Мышление способно выявляемые противоречия разрешить, и это разрешение есть не что иное как переход к новому понятию (категории).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.017 с.)