Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные показатели оценки деятельности предприятия.

Поиск

зяйственной, коммерческой и других видов деятельности всегда имеется элемент риска. Он выражается в производстве изделия, которое может получить недостаточный спрос, в потере прибыли, банкротстве и т.д. Следовательно, стремление уменьшить степень риска требует проведения тщательных экономических расчетов результатов работы на всех участках производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия, их анализа и оценки. Их осуществление предполагает наличие соответствующих критериев оценки, экономических показателей и соответствующих методов расчета, учета и обобщения.

 

Многообразие свойств и признаков различных видов производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия обусловливает и многообразие показателей. При этом проблема их использования состоит в том, что ни один из них не выполняет роль универсального показателя, по которому однозначно можно было бы судить об успехах или неудаче в бизнесе. Поэтому на практике всегда используют систему показателей, которые связаны между собой и оценивают или показывают различные стороны деятельности предприятия. Выделяют показатели индивидуальные, групповые (частные) и общие. В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Каждый конкретный экономический показатель имеет качественную определенность (пространства, времени и количества). Число, лишенное хотя бы одной из двух определенностей, не является показателем. Согласно установившейся практике под критерием понимается признак, позволяющий производить сравнительную оценку вариантов деятельности, расчетов, характеризующихся многими признаками.

 

Показатель - это тоже признак, но характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, их количественную или качественную характеристику (сторону) или степень выполнения определенной задачи. В нашей стране наукой и практикой была сформирована система экономических, финансовых и статистических показателей, разработаны методы их расчета и учета, но они были рассчитаны на централизованно-плановую систему хозяйствования. С переходом к рыночным отношениям эта система показателей как в части их расчета и учета, так и роли в обосновании решений претерпела и претерпевает определенные изменения. Так, например, если в условиях плановой системы хозяйствования в оценке деятельности предприятия важную роль играли такие показатели, как выполнение плана, объем товарной продукции, объем валовой продукции, то в условиях рынка на первое место выдвигаются показатели: объем продаж, прибыль, рентабельность и целый ряд оптимизационных. Ориентировка производства на удовлетворение спроса резко усилила значение оценки различных вариантов удовлетворения спроса.

 

Все показатели, исходя из требований рынка, можно разделить на:

 

∙ оценочные, характеризующие достигнутый или возможный уровни развития или результатов той или иной деятельности;

 

∙ затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению различных видов деятельности.

 

Такое деление весьма условно. Оно зависит от цели проводимого анализа. К примеру, показатель "издержки производства" в одном случае может рассматриваться как оценочный, характеризующий достигнутый уровень затрат труда, а в другом случае (при планировании) определяться как затратный, позволяющий установить количество затрат при оказании услуг. То же можно сказать о значимости показателей. Это во многом зависит от характера (вида) деятельности. Например, показатель прибыли, несмотря на всю его важность, далеко не всех интересует в одинаковой степени: арендодателя (земли, зданий, оборудования и др.) больше интересует движение ликвидности в компании, а акционеров интересует не только размер дивидендов, но и курс акций, который зависит от темпов роста объема их продаж.

 

Из сложившейся практики следует, что наиболее важными оценочными показателями, которые получили широкое применение, являются:

 

∙ Общий объем продаж предприятия.

 

∙ Валовая прибыль.

 

∙ Условно чистая прибыль.

 

∙ Условно чистая продукция.

 

∙ Прибыль после уплаты процентов по займам и кредитам.

 

∙ Прибыль после уплаты налогов.

 

∙ Прибыль после выплаты всех дополнительных платежей.

 

∙ Ликвидность после осуществления новых капиталовложений в развитие производства.

 

∙ Ликвидность после уплаты дивидендов.

 

∙ Производительность системы (предприятия) в целом и ее отдельных элементов.

Содержание основной экономической проблемы и ее реализация.

Не все проблемы, встречающиеся в нашей жизни, экономического характера. Политические, биологические, социальные, культурные и философские задачи зачастую являются господствующими. Но в то же время они всегда будут иметь экономическое измерение, экономические последствия. Если говорить о 80-90-х гг. XX в., то это проблемы, связанные с экологией и прогрессом, урбанизацией, инфляцией, безработицей, с ролью правительства и другие. Общество должно решать их для того, чтобы нормально функционировать, и вместе с тем определяющим для общества, для каждого из нас является удовлетворение постоянно растущих и расширяющихся потребностей. Примеров этому предостаточно... Еще К.Маркс отмечал: "...человек отличается от остальных животных безграничностью своих потребностей и их свойством к расширению..."*. Достаточно сказать, что за первые три четверти нынешнего столетия потребление энергии увеличилось в 11 раз, нефти - более чем в 100 раз, стали - в 25 раз, алюминия - почти в 2000 раз и т.д.

 

 

═*Маркс К└ Энгельс Ф. Соч.- Т. 11.- 4.2.- С. 133.═

 

 

Но, стремясь к удовлетворению своих потребностей, общество все больше и больше сталкивается с нехваткой ресурсов, необходимых для производства материальных благ и услуг. Совокупные потребности общества всегда обгоняют возможности их удовлетворения, действует закон, как его назвал В.И. Ленин, "возвышения потребности" *. Это объясняется рядом обстоятельств: с одной стороны, невосполнимостью многих используемых ресурсов (нефть, уголь, руда), а с другой стороны, ограниченностью запасов или производства. К концу XX в., согласно прогнозам, мировое промышленное производство может возрасти в 1,5-2 раза, а это требует новых ресурсов. Это ограничение, или, как иногда называют, дефицит ресурсов и рост потребностей, ставит перед человечеством вечно неизменную экономическую проблему: "как удовлетворить эти неограниченные потребности в условиях ограниченных ресурсов".

 

 

*Ленин В.И. Полн. собр. соч.-Т. 1.-С. 101.

 

 

О каких ресурсах мы говорим? Прежде всего о факторах производства, таких, как земля, рабочая сила, средства производства и предпринимательство. Остановимся на них более подробно.

 

1. Земля - это природные ресурсы и сама земля, которая очень ограничена как по своим размерам, так и возможностям ее использования. В экономической науке это понятие имеет более широкое значение, чем в повседневном использовании. Под ним чаще всего понимается щедрость природы, т.е. все ресурсы: от минералов, леса и до воздуха. Во многих случаях эти ресурсы не находятся в свободном состоянии и могут быть получены в форме экстрактов.

 

Природные ресурсы подразделяются на восполнимые и невосполнимые. Для них характерны неравномерное размещение по территории и не всегда имеющаяся доступность их использования.

 

2. Рабочая сила включает в себя умственный и физический труд, который в результате прогресса человечества развивается в направлении замены физического труда умственным. Этот фактор, несмотря на безработицу, ограничен по своему профессиональному и интеллектуальному составу.

 

3. Орудия труда - это все то, с помощью чего производятся товары и услуги: производственные возможности, созданные людьми в форме оборудования, инструмента, зданий и т.д. Их особенность состоит в том, что они должны воспроизводиться в расширенном объеме, с тем, чтобы иметь возможность постоянно увеличивать производство товаров и услуг. Но это расширение нельзя понимать как просто количественное увеличение, скорее речь идет об увеличении производительности, степень которого зависит от богатства нации.

 

4. Предпринимательство - это особое внутреннее свойство, которым наделены не все люди. Оно связано с риском, умением вести хозяйство на основе постоянного поиска нового.

 

5. Капитал - это вложенный в дело, функционирующий источник в виде средств производства.

 

Дефицитность факторов производства трансформирует эту основную экономическую проблему в проблему осуществления серии выборов: что и сколько товаров и услуг производить? Как их распределять?

 

В данном случае цель выбора состоит в том, чтобы установить оптимальное соотношение между максимально возможным ассортиментом продукции и услуг, с одной стороны, и максимально возможным количеством, обеспечивающим требуемый стандарт жизни, с другой стороны.

 

В какой манере производить? Необходимость такого подхода обусловливается тем, что максимально возможное получение продукции и услуг зависит при прочих равных условиях (количество ресурсов, уровень их развития) от выбранной манеры и прогрессивности технологии, уровня организации производства (специализация, кооперация и комбинирование). Например, одни и те же потребности в одежде, обуви можно удовлетворять за счет естественных и искусственных материалов, электроэнергию получать, используя уголь, нефть и газ и т.д.

 

Как распределять произведенные товары и услуги? В данном случае выбор направлен на отыскание оптимальных пропорций между производственным накоплением и потреблением, которые вели бы к расширению производства и на их основе происходило бы дальнейшее повышение уровня жизни.

 

Из изложенного следует, что проблема выбора одинаково относится как к тому, "что будет произведено?", так и "как это будет сделано и распределено?" Причем цена этого выбора есть то, что должно быть пожертвовано для его осуществления. Величина этой жертвы -не что иное, как стоимость возможности его осуществления.

 

Иными словами, перед нами всегда стоит проблема выбора: чему отдать предпочтение, а от чего отказаться. Процесс выбора - решение производить, приобрести или отказаться от того или иного продукта -есть то, что в конечном итоге управляет экономической системой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.223.82 (0.012 с.)