Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объединения предпринимателей

Поиск

В практической предпринимательской деятельности сложились типы объединений, которые различаются в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, тресты, концерны, холдинги и финансово-промышленные группы.

 

Картель представляет собой объединение, как правило, предприятий одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т. е. регулирование сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации. Для картеля характерно наличие следующих признаков:

 

договорный характер объединения;

 

сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия, хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;

 

совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени, на ее производство.

 

Синдикат — разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.

 

Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия сливаются в производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий. Форма треста удобна для организации комбинированного производства.

 

Концерн — это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества.

 

Концерн обычно является объединением производственного характера, в которое входят предприятия разных отраслей, в зависимости от чего концерны носят характер «вертикальных.» или «горизонтальных» объединений. Вертикальное объединение охватывает предприятия разных отраслей, производственный процесс которых взаимосвязан (горнодобывающие, металлургические, машиностроительные). Горизонтальные объединения включают предприятия разных отраслей, не связанных между собой.

17. Влияние рыночной и централизованно-плановой систем хозяйствования на деятельность предприятия.

В мире сложились две системы хозяйствования: централизованно-плановая и рыночная. Каждая из них характеризуется определенными признаками, чертами (табл. 2).

 

Таблица 2

 

Основные черты функционирования экономической системы

Условия

 

регулируемая рыночная система

 

 

централизованно-плановая система

 

индивидуализм

 

частная собственность

 

прибыль в качестве побудительного мотива производства

 

власть потребителя

 

свобода и конкуренция

 

свобода контракта

 

ограниченная роль правительства

 

 

господство государственной собственности

 

всеобщий контроль государства

 

побудительный мотив - выполнение плана

 

уравнительный принцип распределения

 

 

Как видно, в основе рыночной системы хозяйствования лежит индивидуализм (личность), и суть ее состоит в том, что группа, общество и правительство необходимы, но менее важны, чем самоопределение индивидуальности. Эта идея идет от древних греков, которые во главу угла ставили достоинство и уникальность личности. Она закреплена в конституциях развитых стран, согласно которым положение каждого гражданина в обществе определяется и зависит от его собственных усилий и предпринимательства. Этот индивидуализм основывается на праве личности иметь частную собственность, являющуюся священной и незыблемой основой существования и развития рыночной системы хозяйствования. Это означает, что каждый гражданин имеет право приобретать, использовать, накапливать и распоряжаться вещами-ценностями (факторами производства), что в конечном итоге приводит к успеху, а следовательно, ведет к улучшению материального положения работающего.

 

Инициатива была бы сильно ограничена, если бы личность не могла владеть капиталом и накапливать его. Последнее является сердцевиной побуждения к такой деятельности, которая бы улучшала материальное положение личности. Люди используют свою частную собственность (факторы производства) для генерирования еще большей собственности. Они ее инвестируют, чтобы сделать прибыль. Побуждение к инвестированию своей собственности лежит в возможности получить процент на нее. Получение прибыли становится движущим мотивом производства. В связи с этим можно слышать, что это порождает якобы производство таких товаров, которые не нужны обществу. Это далеко не так: уже то, что власть на рынке (право выбора) принадлежит потребителю, обусловливает производство только таких товаров, которые пользуются спросом с его стороны. В противном случае нет общественного признания товара, следовательно, нет и прибыли, а есть убыток, который влечет за собой разорение. И в то же время при централизованно-плановой системе нет гарантий, что произведенные товары и услуги являются теми, которые нужны потребителям. Это подтверждают многочисленные случаи затоваривания.

 

Почему так происходит? Дело в том, что ключевая проблема плановой экономики - растущая сложность экономических процессов. Последняя проистекает из того, что, поскольку планирование осуществляется только из одного центра, его объектом является постоянно растущее многообразие общественного производства и потребления, то в условиях отсутствия инструментария, позволяющего учесть все это многообразие, оно не в состоянии правильно отразить реальную картину в централизованном плане.

 

В то же время в рыночной экономике фирмы и лица сами планируют свои действия, а следовательно, каждый индивидуум, отдельная фирма сталкиваются с уровнем сложности на много порядков ниже, чем центр при плановой экономике. Из этого следует, что они имеют большую реальную возможность осуществлять свои планы. Эту проблему можно охарактеризовать как закон, гласящий, что сложность процесса увеличивается на квадрат числа единиц, которые надлежит организовать.

 

Две рассматриваемые системы хозяйствования заинтересованы в решении основной экономической проблемы, но решают ее они по-разному (табл.3).

 

Из табл. 3 видно, что развитие предприятия в условиях централизованно-плановой системы хозяйствования следует за распределением ресурсов, в то время как при рыночной системе предприятия следуют за распределениями, которые происходят на рынке на основе спроса потребителей.

 

Опыт работы советской экономической системы в условиях централизованно-планового хозяйствования показал ее несостоятельность по многим вопросам хозяйственной жизни. Установление признаков, присущих развитию той или иной системы хозяйствования, является важным, но недостаточным для выбора направления действий предприятия. Необходимо знание закономерностей и особенностей развития систем, в которых работает предприятие.

 

Таблица 3

 

Методы решения основной экономической проблемы

Условия

 

централизованно-плановая система

 

 

Регулируемая рыночная система

 

1. Правительство осуществляет централизованное планирование производства

 

 

1. Индивидуальные потребители на основе права выбора определяют, что и сколько производить

 

2. Централизованное планирование определяет перечень и объем ресурсов, которые будут использоваться

 

 

2. Производитель определяет, какие ресурсы и сколько их будет задействовано в производстве на основе спроса на товары и услуги

 

3. Ресурсы используются для того,

 

чтобы достичь целей, поставленных планом

3. Ресурсы применяются в соответствии с решениями, сделанными индивидуальными потребителями на рынке, и для получения прибыли

 

4. Государственный план определяет:

 

что и сколько будет произведено

 

как будет произведено

 

как будет распределяться

 

 

4. Рынок определяет:

 

что и сколько будет произведено

 

как будет произведено

 

как будет распределяться

 

18 Роль инноваций в развитии предприятия

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.

Инновации на сегодняшний день — наиболее эффективное средство технологического развития предприятий, обеспечения прочных рыночных позиций, основанных на значительных конкурентных преимуществах.

Такие понятия, как «инновация», «инновационная деятельность», «инновационные процессы» прочно закрепились в лексиконе специалистов различного уровня.

Однако необходимо уточнить, что до сих пор не выработано единого, общепринятого содержания используемых основных понятий.

В экономической литературе плодотворно и глубоко исследуются проблемы научно-технического прогресса, формирования и использования научного потенциала, определения экономической эффективности нововведений, совершенствования организации и управления инновационными процессами.

Вопросы, связанные с инновационной деятельностью и управлением нововведениями, рассматривались в работах таких отечественных и зарубежных ученых как: И. Ансофф, А. Бретт, Л. Водачек, О. Водачкова, М. Портер, Б. Санто, Ш. Тацуно, Б. Твисс, Ю. П. Анискин, А.С. Бляхман, С. Ю. Глазьев, А. И. Пригожий, Ю. В. Яковец и других.

Проблема ускорения инновационного развития постоянно находится в центре внимания ученых и практиков. Многогранность самого вопроса вызвала к жизни различные концепции, исследующие ту или иную его сторону.

Можно сказать, что впервые наиболее полное описание инновационных процессов ввел в экономическую науку Й. Шумпетер[1]. В то время еще не говорилось об инновациях, а шла речь о «новых комбинациях» изменений в развитии.

Принципиально новыми комбинациями факторов производства названы были следующие:

· внедрение продукции с новыми свойствами;

· использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

· изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;

· открытие новых источников сырья;

· открытие новых рынков сбыта.

Новые комбинации факторов производства получили название нововведений. В терминологии Й. Шумпетера «нововведение» не является синонимом слова «изобретение», поскольку предпринимательская деятельность связана с применением уже имеющихся средств, а не с созданием новых.

Нововведения, реализуемые в разные сроки, приводят к различным изменениям, проявления которых усложняются на фоне крупного экономического подъема.

Обращая внимание на труды Й. Шумпетера, многие ученые высказывали схожее с ним суждение. Так, например, в определении чехословацкого экономиста Ф. Валенты[2] инновация понимается как преобразование в существующей структуре производственной системы, то есть переход этой структуры к новому состоянию. В рамках данного определения к инновации могут быть отнесены изменения в продукте, технологии, оборудовании, управлении и организации производственной деятельности, в то же время можно говорить о качественных и количественных преобразованиях, приводящих как к положительным, так и отрицательным социально-экономическим последствиям.

Близкое к изложенному определение дают Л. Водачек и О. Водачкова[3]. По их мнению инновация - это «целевое изменение в функционировании предприятия как системы, которое может выражаться в количественном и качественном преобразовании в какой-либо области деятельности предприятия».

Аналогичен взгляд М. Хучека, который трактует инновации как: «... изменения в технике, организации, экономике, а также в социальной жизни предприятия»[4].

Под инновацией (нововведением) отдельные авторы подразумевают объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услугами по сравнению с предыдущим продуктом[5].

19 Инвестиционная деятельность предприятия

Все инвестиции подразделяют на две основные группы: реальные (капиталообразующие) и финансовые. Реальные инвестиции — это в основном долгосрочные вложения средств (капитала) непосредственно в средства производства. Они представляют собой финансовые вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связаны с приобретением реальных активов. При этом может быть использован как собственный так и заемный капитал, в том числе и банковский кредит. В таком случае банк также становится инвестором, осуществляющим реальное инвестирование.

Финансовые или портфельные инвестиции — это вложение капитала в проекты, связанные с формированием портфеля ценных бумаг и других активов. В этом случае основной задачей инвестора является формирование и управление оптимальным инвестиционным портфелем, осуществляемое, как правило, посредством операции покупки и продажи ценных бумаг на фондовом рынке. Инвестиционный портфель — это совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей.

В практике планирования и учета долгосрочные реальные инвестиции могут группироваться по следующим признакам:

§ по уровню централизации источников финансирования: централизованные (средства государственного бюджета), нецентрализованные (собственные средства предприятия, заемные и привлеченные финансовые ресурсы и др.);

§ по технологической структуре (составу работ и затрат): на строительные и монтажные работы, приобретение всех видов оборудования, инструмента и инвентаря, прочие капитальные работы и затраты;

§ по характеру воспроизводства основных фондов: новое строительство, расширение,

§ реконструкция, техническое перевооружение;

§ по способу выполнения работ: подрядным и хозяйственным способом;

§ по назначению: производственного и непроизводственного назначения.

 

20 Государственное регулирование рыночной экономики

Государство является формой политической самоорганизации людей на определённой чётко очерченной территории. Особенность государства в отличии от других социальных организаций состоит в том, что оно воплощает всеобщую волю всех своих граждан и с этой точки зрения призвано выражать, защищать и реализовывать интересы всего общества. Более того, как показывает опыт стран с либерально-демократическими режимами, именно государство сыграло решающую роль в обуздании стихийных рыночных сил, корректировке их негативных последствий, беспрецедентном повышении жизненных стандартов, противодействии произволу корпораций и т.д.

Государственное регулирование экономических и социальных процессов преследует несколько основополагающих целей. К ним прежде всего относятся обеспечение условий для нормального функционирования рыночной экономики: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно (удовлетворение индивидуального спроса), и везде, где необходимо регулирующее воздействие государства, где это не приводит к снижению производства (регулирование денежного обращения, национальная оборона, система коммуникаций и т.д.); защита самой общественнополитической системы от социальных потрясений. Государственное вмешательство рассматривается в качестве неизбежного и необходимого инструмента исправления негативных последствий рынка. Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Рынок выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике, однако он не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. Малоимущие группы населения, такие, как престарелые, многодетные, одинокие матери, инвалиды нуждаются в поддержке, которую рынок не может им обеспечить. Государство, в лице прави-тельства занимается организацией благотворительных фон-дов в помощь нуждающихся, инвистирует производство товаров для малоимущих слоев населения. Рынок не может обеспечить и право на труд, для тех, кто может и хочет работать. Он не несёт ответственности за побочные эффекты деятельности организаций (утилизация ресурсов, загрязнения и т.д.). Государство призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на из экологическую безопасность; запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей; обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушеной природной среды. Государство принимает меры, запрещающие монополию, по активной поддержке малого и среднего бизнеса. С помощью только рыночного производства невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, оборона, охрана общественного порядка, энергертическая система, решение межнациональных и межгосударственных проблем и т.д. Эти, и многие другие функции берёт на себя государство, доказывая этим необходимость своего вмешательства в рыночную экономику.

 

21 Экономические ресурсы предприятия

Для осуществления своей деятельности предприятие должно располагать определенным набором экономических ресурсов (или факторов производства) – элементов, используемых для производства экономических благ. Обычно в экономической литературе все, что предприятие имеет и использует в производственной деятельности, называется имуществом предприятия.

Состав применяемых предприятием экономических ресурсов различен. Особое значение для успеха производственной деятельности имеет наличие определенного запаса ресурсов длительного пользования, или капитала.

В современной экономической литературе нередко различаются две основные формы капитала: физический (материально-вещественный) капитал (машины, здания, сооружения, сырье и т.п.) и человеческий капитал (общие и специальные знания, трудовые навыки, производственный опыт), что отражает все возрастающую роль человеческого фактора в развитии современного производства, особое значение инвестиций (капитальных вложений) в образование, профессиональную подготовку и т.п. В более строгом смысле человеческий капитал является особой разновидностью трудовых ресурсов, которыми располагает предприятие.

 

22 Сущность и виды планирования

План — это система показателей или последовательность действий характерной жизнедеятельности предприятия на определенный период, которая обеспечивает выполнение целей деятельности предприятия.

Процесс планирования осуществляется во времени и в просторные, поэтому планы ограничены временами и колом исполнителей.
Плановый период — период, на который составляется план. Он зависит от вида планов, целей планирования. Период подвергается влиянию внешних и внутренних условий, которые обеспечивают роботу предприятия.

Долгосрочные периоды — периоды действия планов, которые основаны на построении прогнозных плановых показателей и действий, которые выполняются от 2 до 10 лет.

Среднесрочные плановые периоды — это периоды действия текущих плановых показателей и мер, которые выполняются от 1 до 2 лет.

Краткосрочные плановые периоды — это периоды действия оперативных планов, которые зависят от характера планового задачи и состава исполнителей планов. Поэтому краткосрочные плановые периоды варьируют от 1 часа к полгода.
Основные цели и задачи процесса планирования.

Цель планирования — это создание максимально приближенных к условиям деятельности предприятия планов в минимальные сроки и с минимальными допустимыми потерями материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Задача планирования — это решения текущих проблем планирования, которые возникают на этапах плановых расчетов и обеспечения выполнения основной цели планирования.

Типы и виды планирования.
Типы планирования:
Планирование на предприятии может относиться к тому или другому типу в зависимости от признаки, по которому происходит классификация. Признаками, которые определяют тип планирования, есть:
степень определенности в планировании;
временная ориентация идей планирования;
горизонт планирования (время планирования).

В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности системы планирования можно распределить на два типа.
Первый тип — это детерминированное планирование. К его признакам принадлежит использование исходных данных, которые действуют в целиком предвиденной среде и могут быть достоверно определенными. В условиях рынка этот тип планирования используется на уровне общего планирования предприятий, объединений, организаций и прочее. На уровне подразделов предприятия детерминированное планирование имеет наиболее высокую определенность и точность плановых показателей (например, план производства, работы и зарплаты и др.).
Второй тип — это стохастические системы. Использование такого типа планирования предполагает определенную неопределенность во внешней рыночной среде и частичное отсутствие достоверной информации об исходных дани для планирования. Такой тип планирования не дает полной предсказуемости результата. Степень неопределенности может варьировать в зависимости от экономического развития, исторического периода и другое.
Вариантами стохастичного планирования есть следующие:

планирование на основе твердых обязательств, при уверенности событий;
планирование под личную ответственность (в ситуации полной неопределенности исходных данных);
планирование, приспособленное к случайным обстоятельствам (на пример, при росте цен на 25%, вместо 10%).

 

Виды планирования
После определения типов планирования, ознакомимся с видами планирования и их сокращенной характеристикой.
Практика планирования отмечает три основных вида планирования

Стратегическое планирование.
Тактическое (текущее) планирование.
Оперативное планирование.

 

23 Бизнес-план – основа создания предприятия

Бизнес-план — это документ, в котором описываются все ос­новные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.

Не стоит думать, что бизнес-план необходим только крупным предприятиям, организующим свое дело с размахом. Как показы­вает мировая практика, он нужен для всех форм и видов пред­принимательства, и прежде всего для того, чтобы тщательно про­анализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи. Кроме того, бизнес-план необходим для предоставления тем, у кого предприниматель соби­рается занять деньги или иное имущество на реализацию проекта, для подтверждения реалистичности задуманного дела и способнос­ти возвратить кредит, арендованное имущество.

В зависимости от конкретного характера и условий предстоя­щей деятельности — объема производства, вида продукции (услу­ги), ее новизны и т.п. — состав и структура бизнес-плана могут

существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же. Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов: описание продукта (услуги), оценка конкурентов, стра­тегия маркетинга, план производства, организационный, финан­совый план.

Первый раздел любого бизнес-плана — это описание того про­дукта (услуги), который предприниматель собирается производить или предоставлять. В этом разделе необходимо ответить на сле­дующие вопросы:

1. Какие потребности призван удовлетворять ваш продукт (ус­луга)?

2. Какой полезный эффект можно получить от вашего товара (услуги)?

3. Чем отличается ваш продукт (услуга) от товара конкурента? Полезный эффект — это то, ради чего приобретается товар.

Отличительные особенности товара — это то, что делает возмож­ным получить полезный эффект. Однако не стоит уповать на исключительные достоинства товара. Лучше сделать упор на макси­мальное удовлетворение запросов рынка. Покупателю совершенно безразличны такие важные с точки зрения производителя свойства товара, как трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость их из­готовления, технологичность изделий в производстве, многие важ­ные особенности их конструкции. Два элемента — потребительные свойства товара и цена — являются определяющими для покупате­ля при совершении покупки и главными составляющими конкурен­тоспособности товара, отражающей его отличие от товара-конку­рента.

24 Ограниченность и взаимозаменяемость ресурсов

Особенности рынков ресурсов обобщенно выражаются прежде всего в том, что в силу их ограниченности неизбежно ограничены и сам объем производства, и предложения ресурсов. Общество не в состоянии произвести, а значит, и потребить такой объем товаров и услуг, которым бы хотело располагать. В связи с этим спрос на них весьма устойчив, более того, для рынка ресурсов характерна его концентрация, которая делает типичным явление монопсонии (единственный покупатель) или олигополии (небольшое число покупателей). Яркий пример - рынок труда в небольшом городе, где вполне реальна ситуация, когда единственным покупателем рабочей силы в данной отрасли выступает одна фирма.

Цена на экономические ресурсы складывается, как и на всяком другом рынке, под воздействием спроса и предложения. Предложение ресурсов отражает прямую связь между ценой на них и реально имеющимся объемом: в интересах владельцев ресурсов поставлять их по более высокой цене. Спрос же на ресурсы отражает обратную связь между ценой и объемом спроса: если цена повышается, фирма либо будет покупать меньше ресурсов, либо заменит их более дешевыми.

Рассмотрим особенности спроса на ресурсы.

1. Он является производным (зависимым) от спроса на готовую продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов. Следовательно, изменение первого прежде всего зависит от изменения второго.

2. Спрос на ресурсы зависит от производительности труда: ее рост вызывает увеличение спроса на экономические ресурсы.

3. Спрос на данные ресурсы связан с динамикой спроса на другие ресурсы, т.е. с изменением цены на замещающие ресурсы и на дополнительные ресурсы.

При введении в производство замещающих ресурсов фирма получает эффект двух видов. Первый - эффект замещения: замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличению на капитал).

Второй - эффект объема производства: увеличение издержек на капитал вызывает падение объема производства и соответственно сокращение спроса на ресурсы (капитал). Эти эффекты действуют в противоположных направлениях.

Общий вывод - производный спрос на ресурсы возрастает, если: увеличивается спрос на продукт, повышается производительность труда в выпуске готовой продукции, падает или поднимается цена на замещающие ресурсы, снижается цена на дополнительные ресурсы. Отсюда следует, что эластичность спроса на ресурсы, т.е. реакция на изменение цен ресурсов, зависит от следующих факторов:

• эластичности спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем эластичнее спрос на ресурсы (когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах также снижается);

• заменяемости ресурсов: эластичность спроса на них высока, если в случае повышения цены существует возможность их замещения другими ресурсами или внедрения более совершенной технологии;

• доли ресурсов в общих издержках: если удельный вес ресурсов в общих издержках велик, а цена на ресурсы растет, то это приводит к падению спроса на них. Следовательно, чем выше доля ресурсов в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса.

Особенности предложения ресурсов. Несмотря на ограниченность, они могут меняться под воздействием усилий людей, например, предложение земли можно увеличить путем проведения мелиоративных работ. В целом же предложение ресурсов зависит от закона редкости, ограниченности ресурсов (при этом следует помнить об относительном характере этой ограниченности: ресурсы ограничены по сравнению с потребностями производства в них для получения необходимых в данный момент экономических благ). Наименее эластично предложение земли - ее размеры довольно жестко фиксированы, а альтернативного, заменяющего ресурса не существует. Это уникальное невоспроизводимое благо. Практически неэластично предложение полезных ископаемых, хотя их можно заменить другими ресурсами или открыть новые месторождения. Предложение других видов ресурсов более эластично и в большей степени зависит от экономической ситуации и экономической политики.

25 Капитал предприятия

Часть финансовых ресурсов, задействованных фирмой в оборот и приносящих доходы от этого оборота, называется капиталом, который выступает как превращенная форма финансовых ресурсов. Другими словами, капитал — это значительная часть финансовых ресурсов, авансируемая и инвестируемая в производство с целью получения прибыли.
В такой трактовке принципиальное различие между финансо­выми ресурсами и капиталом фирмы состоит в том, что в любой момент финансовые ресурсы больше или равны капиталу фирмы. При этом равенство означает, что у фирмы нет никаких финан­совых обязательств и все имеющиеся финансовые ресурсы пуще­ны в оборот. Однако это не означает, что чем ближе размер ка­питала к размеру финансовых ресурсов, тем эффективнее работа фирмы.
Капитал является главной экономической базой создания и развития предпринимательской фирмы, так как он характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематери­альной формах, инвестированных в формирование его активов. В процессе своего функционирования капитал обеспечивает инте­ресы собственников и персонала фирмы, а также государства. Имен­но это определяет его как основной объект финансового управле­ния фирмой, а обеспечение эффективного его использования относится к числу наиболее ответственных задач финансового ме­неджмента.

Добавочный капитал включает в себя:

· сумму дооценки основных средств, объектов капитального стро­ительства и других материальных объектов имущества фирмы со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, проводимой в установленном порядке;

· безвозмездно полученные фирмой ценности;

· сумму, полученную сверх номинальной стоимости размещен­ных акций (эмиссионных доход акционерного общества);

· другие аналогичные суммы.

Добавочный капитал аккумулирует денежные средства, посту­пающие предприятию в течение года по указанным выше каналам. Основным каналом здесь являются результаты переоценки основ­ных фондов.
Резервный капитал образуется за счет отчислений от прибыли в размере, определенном уставом, но не менее 15% его уставного капитала. Ежегодно в резервный фонд должно отчисляться не менее 5% чистой прибыли до тех пор, пока резервный капитал не до­стигнет установленного уставом размера. Резервный капитал со­здается для покрытия возможных убытков фирмы, а также для погашения облигаций, эмитированных фирмой, и выкупа соб­ственных акций (порядок формирования резервного капитала бу­дет рассмотрен далее).
В целях равномерного включения предстоящих расходов в из­держки производства или обращения отчетного периода фирма может создавать следующие резервы:

· сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами;

· на предстоящую оплату отпусков работникам;

· на выплату, ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

· на выплату вознаграждений по итогам работы за год;

· на ремонт основных средств;

· на предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначен­ных для сдачи в аренду по договору проката;

· на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

· на покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, преду­смотренные законодательством.

26 Сметы комплексных затрат

Разработка смет комплексных затрат начинается с разработки смет затрат вспомогательных подразделений предприятия и калькулирования себестоимости их продукции и услуг.

На промышленном предприятии разрабатываются сметы: инструментального, энергетического, ремонтного, механического и транспортного цехов по калькуляционным статьям и экономическим элементам.

Сумма затрат вспомогательных цехов распределяется по основным направлениям, по которым эти затраты включаются в себестоимость продукции предприятия, через следующие статьи:

затраты по обслуживанию производства и управления;

транспортно-заготовительные расходы;

изготовление инструмента.

После этого приступают к составлению (разработке) собственно самих смет комплексных затрат: сметы затрат на содержание и эксплуатацию оборудования; сметы цеховых расходов; сметы общезаводских расходов.

А. Смета затрат на содержание и эксплуатацию оборудования.

Расчет затрат по отдельным статьям этой сметы производят на основе определения:

численности вспомогательных рабочих;

норм амортизационных отчислений;

норм расхода вспомогательных материалов, топлива, энергии.

Затраты считаются на принятую в данном подразделении планово-учетную единицу.

Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования складываются из следующих статей и элементов:

1. Амортизация производственного оборудования и транспортных средств (на основе норм амортизационных отчислений в процентах от среднегодовой стоимости основных производственных фондов).

2. Эксплуатация оборудования (включаются расходы на основную и дополнительную заработную плату для всех вспомогательных рабочих, отчисления в социальные фонды в процентах от основной и дополнительной заработной платы, затраты на вспомогательные материалы производственного назначения и на энергию всех видов по соответствующим нормам расхода).

3. Текущий ремонт оборудования и транспортных средств (на основе специальной сметы в которую включают: расходы п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.67.90 (0.013 с.)