Тема 8. Финансы транснациональных корпораций.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Финансы транснациональных корпораций.



Тема 8. Финансы транснациональных корпораций.

8.1 Финансы и финансовая политика ТНК.

8.2 Налогообложение международной деятельности ТНК.

8.3 Валютные риски в деятельности ТНК, управление ими.

8.4 Контроль и регулирование финансовых операций ТНК.

 

 

Налогообложение международной деятельности ТНК

 

Определению налоговых условий деятельности ТНК принадлежит особое место в финансовой политике корпорации. Это связано с тем, что ТНК действуют в разных налоговых системах. Налоговые системы стран расположения структурных подразделов ТНК и страны национальной принадлежности материнской компании отличаются по многим параметрам, в частности, по налогам на доходы и уровню налогов.

Налогообложение влияет на такие основные сферы политики ТНК, как:

- иностранное инвестирование;

- форма организации структурного подразделения за границей;

- форма финансирования и кредитования;

- стратегия переводов денежных средств;

- стратегия управления валютными рисками.

Названные сферы политики ТНК особенно реагируют на такие основные налоги, как налог на:

- прибыль;

- добавленную стоимость;

- капитал и дивиденды;

- доходы работников;

- социальные налоги.

В определении налоговых условий деятельности транснациональных компаний учитываются такие аспекты:

национальные или глобальные подходы применяются к налогообложению прибылей в отдельных странах;

система основных налогов и процедура их уплаты;

сравнительный уровень налогообложения основных операций и результатов деятельности;

отличия в режимах и условиях налогообложения в отдельных странах;

избежание двойного налогообложения при проведении трансграничных операций;

наличие или отсутствие налоговых льгот, кредитов и зачетов относительно операций ТНК и т.п.

В частности, рассмотрим подходы к налогообложению прибылей корпорации, классифицированные в зависимости от национальных налоговых систем:

Первый подход – территориальный или «освобождение от налогов по территориальному признаку». Облагаются налогами прибыли, полученные национальными и иностранными компаниями на территории определенной страны, т.е. полностью исключается из налоговой базы зарубежный доход компании. Страны, которые придерживаются этого принципа, разрешают не вычитать из прибыли, которая облагается налогами, расходов, осуществленных за границей. К таким странам принадлежат Венесуэла, Бразилия, Австралия, Южная Африка, Канада и некоторые другие.

Второй подход – национальный, резидентский, мировой. Облагаются налогами все прибыли корпорации, полученные в стране регистрации, и прибыли, полученные от деятельности филиалов корпорации во всех других странах мира. Это приводит к двойному налогообложению, т.е. налог берется в иностранной стране, где расположен филиал, и в стране регистрации ТНК.

Для избежания двойного налогообложения между странами заключаются двусторонние соглашения, где предполагается декларирование:

· прибыли, уплаченной ТНК в этой стране;

· прибылей, полученных филиалами зарубежных корпораций в другой стране, которые учитываются при определении обложенной налогом прибыли ТНК.

В названных соглашениях об избегании двойного налогообложения одновременно предполагаются сниженные ставки налогообложения при трансферте:

· прибыли;

· дивидендов;

· роялти;

· других видов дохода от филиалов до материнской корпорации.

Третий подход – «всемирная система льгот». Он предусматривает, что все доходы системы ТНК, т.е. доходы как зарубежных структурных подразделений, так и материнской компании, должны облагаться всеми видами налогов. Но, одновременно, предполагается, что на прибыли дочерней компании ТНК в стране, где она действует, должны распространяться налоговые льготы. Также предполагается налогообложение дохода от капиталовложений (дивиденды, проценты, рента и роялти) зарубежных корпораций, которые контролируются. Этот подход оказывает содействие накоплению прибыли в налоговом хранилище или в странах с низким уровнем налогообложения. Такое накопление выступает как беспроцентный кредит, который предоставляется страной, которой принадлежит этот доход в форме отсроченных налогов. Этого подхода придерживаются Япония, США и др.

Очень часто второй и третий подходы не выделяют отдельно, а объединяют под единым названием «всемирная система льгот».

С целью оптимизации налогообложения ТНК используют определенные методы, которые делятся на две группы:

1) организационные;

2) экономические.

К экономическим методам оптимизации налогообложения принадлежат:

· концентрация доходов корпоративных финансовых компаний, расположенных в странах с льготным налогообложением финансовых операций, льготным режимом избежания двойного налогообложения или в офшорных зонах;

· использование корпоративных (трансфертных) цен в расчетах между зарубежными структурными подразделами ТНК;

· инвестирование через собственную инвестиционную компанию в структуре ТНК;

· кредитование с использованием собственных финансовых структур или кредитование филиалов под гарантии ТНК;

· трансферт активов ТНК через лицензионные соглашения;

· транспортное обслуживание операций ТНК через собственные транспортные и судоходные компании, зарегистрированные в офшорных зонах.

К организационным методам оптимизации налогообложения относят:

· экспорт товаров и услуг специальными средствами, например, без фактического пересечения границы, на основе «толинга», что означает временный вывоз сырья и комплектующих на таможенную территорию и их переработка на готовую продукцию со следующим экспортом;

· операций за границей на основе агентских соглашений, партнерства или общей инвестиционной деятельности с местными компаниями без создания юридического лица;

· создание зарубежного представительства, а не филиала, который дает возможность декларировать прибыли в стране их происхождения, где действует представительство, а не в стране базирования материнской компании;

· создание специальных дочерних компаний в странах с благоприятным или льготным налогообложением или в офшорных зонах;

· передача части зарубежных филиалов и дочерних предприятий под контроль специальной холдинговой компании, зарегистрированной в стране с благоприятным налогообложением операций с капиталом и репатриации дивидендов.

Таким образом, организационные методы оптимизации налогообложения ТНК преимущественно связаны с выбором той или иной формы организации деятельности ТНК за границей. Каждое организационное структурное подразделение компании (представительство, филиал, дочерняя компания) имеет определенные особенности деятельности (независимо от того, является ли оно самостоятельной единицей, находится ли на балансе главной конторы), и от этого зависит ее налогообложение в стране, которая принимает, и в стране базирования. ТНК действуют в разных налоговых системах. Налоговые системы стран, в которых располагаются организационные структурные подразделы ТНК, и страны национальной принадлежности материнской компании различаются по нескольким параметрам, в том числе, по видам налогов, которыми облагаются прибыли ТНК, и уровнем налоговых ставок. Система налогообложения в стране базирования и в стране, которая принимает, влияет на экономическую эффективность операций ТНК.

 

 

Тема 9. Международные расчеты и платежный баланс.

 

9.1 Сущность международных расчетов.

9.2 Виды международных расчетов.

9.3 Платежный баланс страны.

 

 

Виды международных расчетов

 

Применяемые формы международных расчетов отличаются по доле участия банков в их проведении. Минимальная доля участия банков предполагается при осуществлении банковского перевода, т.е. выполнения платежного поручения клиента. Более значительна доля участия банков при проведении инкассовой операции – контроль за передачей, пересылкой товаросопроводительных документов и выдачей их плательщику в соответствии с условиями доверителя. Максимальная доля участия банков – при расчетах аккредитивами, что выражается в предоставлении получателю (бенефициару) платежного обязательства, реализуемого при соблюдении условий, содержащихся в аккредитиве.

АККРЕДИТИВ

Аккредитивная форма расчетов– соглашение, в силу которого банк обязуется по просьбе клиента произвести оплату документов третьему лицу (бенефециару) или произвести оплату, акцепт тратты или покупку документов.

Аккредитив– это поручение банка покупателя (банк-эмитент) банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов, подтверждающих поставку товара согласно контракту. Аккредитив используется в случае, если покупатель и продавец товара удалены друг от друга или нуждаются в надежном посреднике для совершения сделки, поскольку имеют небольшой опыт сотрудничества. В такой ситуации аккредитив обеспечивает контрагентам:

- гибкие условия платежа;

- правовую надежность;

- получение краткосрочного кредитования.

Расчеты по аккредитиву являются одной из наиболее часто используемых во внешнеэкономических контрактах форм оплаты товара (работ, услуг). При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель. Для расчетов по аккредитиву характерно, что снятие денег со счета плательщика происходит параллельно отправке товаров в его адрес. Это отличает аккредитивную форму от других форм расчетов, в частности, от расчетов по инкассо. Платежи производятся банком плательщика (получателя товара) в соответствии с его поручением и за счет его средств или полученного им кредита против названных в аккредитивном поручении документов и при соблюдении других условий поручения, которые банк доводит до сведения стороны, уполномоченной на получение платежа. При этом, деньги, числящиеся на аккредитиве, продолжают принадлежать получателю товаров и снимаются с аккредитива лишь после того, как продавец отправит указанные товары и представит в банк соответствующие документы.

Преимущества использования аккредитива для импортера (покупателя):

- снижение рисков, связанных с предоплатой;

- возможность точного определения даты поставки товара, а также его цены;

- гибкое планирование денежных потоков;

- возможность получения товара в кредит;

- возможность подтверждения своей платежеспособности, что особенно выгодно при установлении новых торговых связей;

- возможность достижения более выгодных условий поставки и оплаты товара;

- покупателю не придется платить продавцу до тех пор, пока последний не выполнит всех контрактных обязательств;

- возможность получения товарного кредита при использовании аккредитива с отсрочкой платежа.

Преимущества использования аккредитива для экспортера (продавца):

- снижение рисков, связанных с платежеспособностью покупателя;

- снижение рисков, связанных с поставкой товара;

- возможность снижения рисков, связанных с политической ситуацией в стране покупателя;

- гибкое планирование денежных потоков;

- надежность оплаты независимо от покупателя, при условии, что продавец поставит товар и предоставит отгрузочные документы согласно условиям аккредитива;

- даваемая документарным аккредитивом гарантия того, что действующие в стране импортера на момент открытия аккредитива правила не помешают получению платежа.

Итак, использование в расчетах аккредитива наиболее выгодно экспортеру, который получает безусловную гарантию платежа до начала отгрузки товара. При этом, получение платежа по аккредитиву (при условии выполнения экспортером условий аккредитива и предоставления в банк указанных в нем документов) не связано с согласием покупателя на оплату.

Однако, для экспортеров аккредитив является наиболее сложной формой расчетов: получение платежа с аккредитива связано с точным соблюдением его условий, правильным оформлением и своевременным предоставлением в банк документов, указанных в аккредитиве. Контролируя соблюдение условий аккредитива и представленные документы, банки защищают интересы покупателя, действуя на основе его инструкций.

Недостатком аккредитивной формы расчетов является сложный документооборот и задержки в движении документов, связанные с контролем документов в банках и их пересылкой между банками.

С практической точки зрения, все аккредитивы делятся на две большие группы:

- денежные аккредитивы;

- товарные аккредитивы.

Денежный аккредитив – это именной документ, выданный банком лицу, внесшему определенную сумму для получения ее в другом банке, городе или стране в течение определенного срока. Товарный аккредитив – это поручение банка, обслуживающего покупателя, банку поставщика произвести оплату счетов поставщика за отгруженные товарно-материальные ценности на условиях, предусмотренных покупателем и указанных в аккредитиве.

Кроме того, аккредитивы делятся на отзывные и безотзывные, а также на подтвержденные и неподтвержденные. Отзывной аккредитив – это такой аккредитив, который может быть аннулирован как открывшим его банком, так и покупателем в период действия аккредитива. Безотзывный аккредитив – это такой аккредитив, который не может быть аннулирован в период его действия без согласия поставщика. Подтвержденный аккредитив содержит подтверждение первоклассного банка, что равноценно дополнительной гарантии оплаты поставщику отгруженных товаров. Неподтвержденный аккредитив не содержит гарантий первоклассного банка.

Использование аккредитивной формы наиболее благоприятно для продавца товаров (получателя платежа). Расчеты по аккредитиву производятся по месту его нахождения, что приближает осуществление платежа по времени к моменту отгрузки товаров, способствуя ускорению оборачиваемости средств продавца. В свою очередь, несвоевременное открытие аккредитива плательщиком позволяет ему задержать поставку или даже отказаться от исполнения заключенного договора, ссылаясь на неплатежеспособность контрагента. Открытие же аккредитива придает ему уверенность в том, что поставленный товар будет оплачен. Расчеты аккредитивами осуществляются в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 9.1.

 
 

Рис. 9.1. Схема расчетов аккредитивами

 

Экспортер и импортер заключают между собой контракт (1), в котором указывают, что расчеты за поставленный товар будут производиться в форме документарного аккредитива. В контракте должен быть определен порядок платежа, т.е. четко и полно сформулированы условия будущего аккредитива. В контракте также указывается банк, в котором будет открыт аккредитив, вид аккредитива, наименование авизующего и исполняющего банка, условия исполнения платежа, перечень документов, против которых будет осуществлен платеж, сроки действия аккредитива, порядок уплаты банковской комиссии и др. Условия платежа, содержащиеся в контракте, должны содержаться в поручении импортера банку об открытии аккредитива.

После заключения контракта экспортер подготавливает товар к отгрузке, о чем извещает импортера (2). Получив извещение экспортера, покупатель направляет своему банку заявление на открытие аккредитива, в котором указываются условия платежа, содержащиеся в контракте (3). После оформления открытия аккредитива банк-эмитент направляет аккредитив иностранному банку, как правило, банку, обслуживающему экспортера (4), – авизующему банку. Авизующий банк, проверив подлинность поступившего аккредитива, извещает экспортера об открытии и условиях аккредитива (5).

Экспортер проверяет соответствие условий аккредитива платежным условиям заключенного контракта. В случае несоответствия экспортер извещает авизующий банк о непринятии условий аккредитива и требовании их изменения. Если экспортер принимает условия открытого в его пользу аккредитива, он отгружает товар в установленные контрактом сроки (6). Получив от транспортной организации транспортные документы (7), экспортер представляет их вместе с другими документами, предусмотренными условиями аккредитива, в свой банк (8).

Банк проверяет, соответствуют ли представленные документы условиям аккредитива, полноту документов, правильность их составления и оформления, непротиворечивость содержащихся в них реквизитов. Проверив документы, банк экспортера отсылает их банку-экспортеру (9) для оплаты или акцепта. В сопроводительном письме указывается порядок зачисления выручки экспортеру.

Получив документы, банк-эмитент тщательно проверяет их, а затем переводит сумму платежа банку, обслуживающему экспортера (10). На сумму платежа дебетуется счет импортера (11). Банк экспортера зачисляет выручку на счет экспортера (12). Импортер, получив от банка-эмитента коммерческие документы (13), вступает во владение товаром.

Разновидности аккредитивов.

В международной практике используются самые разнообразные виды аккредитивов: переводные (трансферабельные), резервные, возобновляемые (револьверные), досрочно открываемые, аккредитивы с «красной оговоркой», компенсационные аккредитивы и аккредитивы преимущественного действия, и т.д.

Все более широкое применение в международной практике находит трансферабельный (переводной) аккредитив. Он позволяет осуществлять с него платежи не только в пользу бенефициара, но и третьих лиц – вторых бенефициаров. Перевод аккредитива в пользу третьих лиц производится по просьбе бенефициара полностью или частично. Трансферабельный аккредитив, как правило, используется в том случае, если бенефициар не является поставщиком товара или поставка осуществляется через посредника.

Если условиями аккредитива не предусмотрена возможность его перевода, а бенефициар по аккредитиву не является поставщиком товара, в расчетах может быть использован компенсационный аккредитив. Он открывается бенефициаром по основному, базисному аккредитиву как встречный аккредитив в пользу производителя товара или субпоставщика. Базисный и компенсационный аккредитивы самостоятельны и в правовом отношении не связаны между собой.

При открытии компенсационного аккредитива необходимо соответствие условий компенсационного аккредитива условиям, предусмотренным базисным аккредитивом. Это касается, прежде всего, условий поставки товара и требований, предъявляемых к представляемым документам. Если условия базисного и компенсационного аккредитивов совпадают и для получения платежа по аккредитиву необходимо предоставить одни и те же документы, то документы, предоставленные поставщиком по компенсационному аккредитиву, могут быть использованы для платежа по базисному аккредитиву. При несовпадении условий базисного и компенсационного аккредитивов продавцу необходимо дополнить комплект документов, полученных от поставщика при реализации компенсационного аккредитива.

Для обеспечения платежа по компенсационному аккредитиву срок его действия должен выходить за пределы срока действия базисного аккредитива.

При поставках товаров равными партиями в расчетах может использоваться револьверный (возобновляемый) аккредитив. Револьверный аккредитив предусматривает пополнение аккредитива на определенную сумму (квоту) или до первоначальной величины по мере использования. При открытии револьверного аккредитива, как правило, указывается общая сумма аккредитива, размер одной квоты и количество квот, а также срок использования квоты.

Для обеспечения платежа по аккредитиву может открываться аккредитив с валютным покрытием. При открытии покрытых аккредитивов банк-эмитент предоставляет в распоряжение иностранного банка, исполняющего аккредитив, валютные средства в сумме открываемого аккредитива на срок его действия с условием использования этих средств для выплат по аккредитиву. Валютные средства могут передаваться путем:

- кредитования счета исполняющего банка в банке-эмитенте или в третьем банке;

- предоставления исполняющему банку права дебетовать счет банка-эмитента, открытый в этом банке, на сумму аккредитива;

- открытия банком-эмитентом депозита в исполняющем банке.

Предоставление валютного покрытия при открытии аккредитива ведет к замораживанию средств банка-эмитента на срок его действия. Поэтому в международной практике, в основном, используются непокрытые аккредитивы, не требующие отвлечения средств банка-эмитента в момент открытия аккредитива.

В международной практике иногда применяется аккредитив «с красной оговоркой»,предусматривающий выдачу исполняющим банком экспортеру авансов до определенной суммы. Аванс обычно используется бенефициаром для закупки товара, предназначенного на экспорт. Фактически часть суммы аккредитива идет на оплату неотгруженного товара. Банки выдают авансы против представления экспортером «обязательства совершить отгрузку» или иного аналогичного документа. Открывая аккредитив «с красной оговоркой», банк-эмитент обязуется возместить исполняющему банку суммы выплаченных авансов даже в том случае, если отгрузка товара по этому аккредитиву не была совершена.

В качестве способа исполнения обязательств по контракту в международной практике используется резервный (гарантийный) аккредитив, по которому у продавца нет необходимости предоставлять банку-открывателю аккредитива документы на товар в случае, если покупатель оплачивает товар в течение оговоренного срока. Подобный аккредитив выплачивается банком-открывателем только в случае, если покупатель не произвел платеж в срок. По существу, этот тип аккредитива является гарантийным обязательством. Преимущество гарантийного аккредитива заключается в его «многоразовости», т.е. его можно использовать при покупке нескольких партий товара.

Следует отметить, что роль банков в осуществлении расчетов между контрагентами с использованием аккредитивных расчетов заключается в посредничестве, они контролируют только соответствие предоставленных документов перечню документов, указанному в аккредитиве. Банки не несут ответственности за сохранность и транспортировку товара, за точность оформления, за законность или надежность предоставленных им документов. Банк-эмитент аккредитива не может отказать в произведении платежа, если предоставленные документы соответствуют условиям аккредитива. Таким образом, банки несут ответственность только за финансовый аспект сделки, не принимая никаких обязательств относительно товаров, перечисленных в договоре о купле-продаже.

ИНКАССО

Инкассовая форма расчетов – банк по поручению клиента получает платеж от импортера за отгруженные в его адрес товары, зачисляя эти средства на счет экспортера в банке.

При инкассовых операциях банки и их клиенты руководствуются Унифицированными правилами по инкассо. Унифицированные правила по инкассо – основной международный нормативный документ, регулирующий эту форму расчетов.

Унифицированные правила определяют виды инкассо, порядок предоставления документов к платежу и совершения платежа, акцепта, порядок извещения о совершении платежа, акцепта или о неплатеже (неакцепте), определяют обязанности и ответственность сторон, дают единообразное толкование различных терминов и решают другие вопросы.

Согласно Унифицированным правилам, инкассо – это операция, осуществляемая банками на основе полученных инструкций с документами в целях:

- получения акцепта и/или платежа;

- выдачи коммерческих документов против акцепта и/или платежа;

- выдачи документов на других условиях.

В зависимости от видов документов, с которыми производится инкассовая операция, различают два вида инкассо:

- чистое инкассо, т.е. инкассо финансовых документов, к которым относятся чеки, векселя, платежные расписки и другие документы, используемые для получения платежа деньгами;

- документарное инкассо, т.е. инкассо коммерческих документов, которые могут сопровождаться или не сопровождаться финансовыми документами.

Участниками инкассовой операции являются:

- доверитель-клиент, который доверяет операцию по инкассированию своему банку;

- банк-ремитент – банк, которому доверитель поручает операцию по инкассированию;

- инкассирующий банк – любой банк, не являющийся банком-ремитентом, участвующий в операции по выполнению инкассового поручения;

- представляющий банк – банк, непосредственно получающий платеж или акцепт, делающий представление документов плательщику;

-
 
 

плательщик – лицо, которому должны быть предоставлены документы в соответствии с инкассовым поручением.

 

Рис. 9.2. Схема расчетов по инкассо

 

Расчеты в форме инкассо строятся следующим образом: после заключения контракта (1), в котором стороны оговаривают, через какие банки, в соответствии с условиями заключенного контракта, будут производиться расчеты, экспортер отгружает товар (2). Получив от транспортной организации транспортные документы (3), экспортер подготавливает комплект документов, который включает коммерческие, а также, возможно, и финансовые документы, и представляет его своему банку (банку-ремитенту) при инкассовом поручении (4). Получив от доверителя документы, банк-ремитент осуществляет их проверку по внешним признакам, которые указаны в инкассовом поручении, и далее действует в соответствии с инструкциями доверителя, содержащимися в этом поручении, и Унифицированными правилами.

Банк-ремитент представляет документы инкассирующему банку (5), которым является, как правило, банк страны-импортера (5), который представляет их своему клиенту. В случае акцепта (7) банк импортера перечисляет деньги (8), отсылает документы. Банк-ремитент делает соответствующую выписку своему клиенту.

Стоит отметить, что расчеты по инкассо, осуществляемые согласно Унифицированным правилам, выгодны как для банков, так и для сторон по сделке. У банков при выполнении распоряжений клиентов не возникает необходимости открывать дополнительный счет или аккумулировать денежные средства иным путем (например, аккредитив). Покупатель может быть уверен, что после оплаты расчетных документов он получит право на товар, а также отгрузочные и товарораспорядительные документы. Поставщик будет уверен, что до момента получения денег его товар будет находиться в его распоряжении.

Однако, наряду с преимуществами, расчеты по инкассо обладают и рядом недостатков. В частности:

1) между отгрузкой товара, передачей документов в банк и получением платежа имеет место большой разрыв во времени, что замедляет оборачиваемость средств экспортера;

2) ко времени поступления документов в банк импортера он может отказаться от их оплаты или оказаться неплатежеспособным;

3) доставка товара может опередить поступление документов в банк и получение товаросопроводительных документов импортером, что увеличивает риск экспортера от неоплаты товаров импортером.

Избежать подобных ситуаций можно путем применения телеграфного инкассо, когда:

- либо импортер уведомляется телеграфным извещением о высылке документов, содержащих основные реквизиты инкассового поручения;

- либо банк экспортера высылает документы иностранному банку лишь по получении от него извещения о зачислении средств, обеспечивающих платеж.

Следует отметить, что инкассо редко применяется на территории нашей страны, не говоря уже о применении в расчетах с иностранными партнерами. Игнорирование явных преимуществ расчетов по инкассо происходит, в основном, вследствие запутанности и несовершенства отечественного законодательства, регулирующего данные отношения, а также низкой правовой культурой российских предпринимателей в сфере как международного, так и российского законодательства. Зачастую проблемы в выборе форм расчетов между российскими предпринимателями и их зарубежными партнерами возникают из-за элементарного незнания нормативной базы.

 

БАНКОВСКИЙ ПЕРЕВОД

Банковский переводпредставляет собой простое поручение банка своему банку-корреспонденту, выплатить определенную сумму денег по просьбе и за счет перевододателя иностранному получателю (бенефициару), с указанием способа возмещения банку-плательщику выплаченной суммы. Банковский перевод осуществляется посредством платежных поручений, адресуемых одним банком другому, а также (при наличии особой межбанковской договоренности) посредством банковских чеков или иных платежных документов. Коммерческие или товаросопроводительные документы направляются при данной форме расчетов от экспортера импортеру непосредственно, т.е. минуя банк.

При расчетах банковскими переводами банки исполняют платежные поручения иностранных банков или оплачивают в соответствии с условиями корреспондентских соглашений выставленные на них банковские чеки по денежным обязательствам иностранных импортеров, а также выставляют платежные поручения и банковские чеки на иностранные банки по денежным обязательствам российских импортеров.

При выполнении переводной операции банк переводополучателя руководствуется конкретными указаниями, содержащимися в платежном поручении. Например, в платежном поручении может содержаться условие о выплате бенефициару соответствующей суммы против предоставления им указанных в платежном поручении коммерческих или финансовых документов или против предоставления им расписки.

 
 

При выполнении переводной операции банки принимают участие в расчетах путем перевода только после предоставления плательщиком в банк платежного поручения на оплату контракта. При этом, банки не несут ответственности за платеж. Банки не контролируют факт поставки товаров или передачи документов импортеру, а также исполнение платежа по контракту. При данной форме расчетов в обязанности банка входит лишь перевод платежа со счета перевододателя на счет переводополучателя в момент предоставления платежного поручения.

 

Рис. 9.3. Схема расчетов банковскими переводами

 

После заключения контракта (1) между импортером и экспортером импортер направляет в банк заявление на перевод (2). Поставка товара может предшествовать платежу или последовать за ним, что определяется условиями контракта и валютным законодательством стран. Банк импортера, приняв платежное поручение от импортера, направляет от своего имени платежное поручение (3) в соответствующий банк экспортера. Получив платежное поручение, банк проверяет его подлинность и совершает операцию по зачислению денег (4) на счет экспортера.

В международной банковской практике банковские переводы могут использоваться для оплаты аванса по контракту, если в его условиях содержится положение о переводе части стоимости контракта (15-30%) авансом, т.е. до начала отгрузки товара. Остальная часть оплачивается за фактически поставленный товар. Авансовый платеж фактически означает скрытое кредитование экспортера и невыгоден импортеру. Кроме того, перевод аванса создает для импортера риск потери денег в случае неисполнения экспортером условий контракта и непоставки товара.

С целью защиты импортера от риска невозврата аванса в случае непоставки экспортером товара, в международной банковской практике существует несколько способов защиты:

- получение банковской гарантии на возврат аванса – в этом случае до перевода авансового платежа оформляется гарантия первоклассного банка;

- использование документарного или условного перевода – в этом случае банк экспортера производит фактическую выплату аванса при условии предоставления экспортером транспортных документов в течение определенного срока.

Основным инструментом спот-рынка является электронный перевод по каналам системы СВИФТ. СВИФТ (от англ. SWIFT – Society for World-Wide Interbank Financial Telecommunications) – Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекомму­никаций – обеспечивает всем его участникам доступ к круглосу­точной высокоскоростной сети передачи банковской информа­ции в стандартной форме при высокой степени контроля и защиты от несанкционированного доступа.

3 мая 1973 года в Брюсселе представители 239 крупнейших банков Европы и Северной Америки основали и зарегистрировали консорциум SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication) – Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций, предназначенное для проектирования, внедрения и регулирования международной телеграфной сети, передающей и распределяющей потоки международных финансовых переводов между членами этой организации. В настоящее время в системе SWIFT участвуют свыше 4000 банков из 70 стран.

Для этих целей была проведена работа по созданию и согласованию стандартного языка общения между банками-членами сообщества, что позволило производить автоматическую обработку поступающих сообщений. Переводы некоторых из этих стандартов, имеющих статус международного стандарта, опубликованы в настоящем издании.

Основу системы SWIFT составляют три распределительных центра: в Брюсселе, Амстердаме и штате Вирджиния (США), которые оборудованы двойными процессорами. Каждый из процессоров в отдельности может регулировать поток поступающей информацию. Каждая страна-член SWIFT имеет свой национальный узловой пункт (концентратор сообщений), который связан телефонными линиями с одним из распределительных центров и вместе с линиями является собственностью SWIFT. Банки-члены сообщества подключаются к концентраторам по местным линиям связи своей страны.

Правила SWIFT требуют, чтобы входящая в нее организация «занималась тем же самым видом бизнеса, что и остальные, и принимала участие в международных передачах телеграфных финансовых сообщений».

Организация SWIFT формально является бельгийским кооперативным обществом, зарегистрированным в Брюсселе. Она полностью принадлежит банкам-членам SWIFT, а ее акции распределены пропорционально числу телеграфных сообщений, поданных банком через телеграфную сеть SWIFT. Каждый банк-член платит разовый взнос в размере 1,5 млн. бельгийских франков при вступлении в организацию SWIFT. За подключение к региональному процессору (Брюссель, Амстердам, Нью-Йорк, Вена, Копенгаген, Лондон, Люксембург, Милан, Монреаль, Осло, Париж, Стокгольм, Франкфурт, Хельсинки, Цюрих) установлена разовая плата в размере 190 тыс. бельгийских франков. За оборудование средств связи и обучение пользованию ими (в зависимости от конкретных форм подключения каждого банка) взимается около 700 тыс. бельгийских франков.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.033 с.)