Чем принципы конкретного действия отличаются от принципов общего действия? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем принципы конкретного действия отличаются от принципов общего действия?



Принципы формообразования-направления и приемы по которым трансформируется композиция, в различных циклах и фазах имеются свои особенности.

Основополагающим впринципе общего действия является развитие композиции. ускорение темпа развития композиции внутри стиля (цикла) обусловлено тем, что происходит смена первоначальной содержательности форм. Переосмысление содержания происходит в виде переносаакцента с эмоционального (ритуального) содержания на композицию, параллельно происходит увеличение абсолютных размеров. Принципы композиционного действия: - «собирание» тела памятника с вытягиванием вдоль вертикальной оси (вся европейская и ближневосточная культовая архитектура при переходе от раннего к позднемусредневековью как бы распрямляется, освобождаясь от тяжести, становится стройной… В целом создаются новые комплексы значений: устремленности к небу, стройности возвышенности…происходят мощные сдвиги семантических пластов, исторические изменения мировосприятия и художественного мышления, которые вызывают активные изменения формообразования); разный темп развития элементов композиции; «старые» и «новые» элементы композиции; использование архаичной формы для венчающей части; - вынос нижних элементов на верхний уровень; принципы развития башенных композиций; - приоритет освоения объема в горизонтальной плоскости (в планировке);взаимосвязь интерьера и внешних форм (фасадов); утрата элементом первоначального смысла и наполнение новым; конкуренция и компромисс форм; - смена доминирования структурообразующих осей; освоение многокамерных композиций; -композиционные границы архитектурного типа.

43. Вопрос на тему «конкуренция и компромисс форм»: на материале региональной архитектуры, увеличивая попеременно роль какого-либо элемента (например, портал) смоделировать «поведение» остальных.

Характер взаимодействия элементов композиции определяется степенью их взаимной тождественности - они могут быть либо взаимоисключающими, либо тождественными, имеющими различное пространственное положение.

Первый вид конкуренции - поначалу бескомпромиссный (внутривидовая конкуренция - самая жесткая).

Сущность второго вида конкуренции, конкуренции между соседствующими элементами - это поиск компромисса между ними. Доминирование одних элементов подавляет значение других (например, противостояние купол - портал).

 

44. Каков диапазон влияния внешних факторов на формообразование (ситуация непредсказуемости)?

Существенным является соотношение всех групп факторов, в любом хронологическом срезе. В современной архитектуре колебания, охватившие все группы внешних факторов сильно влияют на формообразование. В традиционном зодчестве соотношение факторов было гораздо стабильнее.

 

45. Каков характер влияния внутренних факторов на архитектурное формообразование (ситуация направленности)?

- чем стабильнее внешние условия (внешние факторы), тем в большей степени проявляется внутренняя логика формообразования в виде цепочки, «вытекающих» одна из другой форм;

- ВЛФ в большей степени проявляется в традиционных культурах Древнего Египта, Китая, Индии, античных

культур Средиземноморья, чем во 2-й пол. ХХ века, подверженной массе информационных влияний;

- одно из существенных проявлений саморазвития формы - направленность, что выразилось в цикличности.

***Г.Вельфлин: архаика - классика - барокко

М.Я.Гинзбург: монументальность - гармоничность - живописность

И.В.Жолтовский: «…стремительный взлет юного побега, великолепное равновесие цветения, усталость увядания, тяжесть созревшего плода». ВФ определяют функционально-типологические градации, а ВЛФ, исходя из этих условий, «работают» на композиционном уровне;

- ВФ играют «центробежную», а ВЛФ - «центростремительную» роль.

 

46. Какова область взаимодействия внешних и внутренних факторов архитектурного формообразования?

Смоделировать ситуацию, при которой в Среднюю Азию с исламом проник бы обобщенный образ не купольного мавзолея, а мемориальной ограды, башни и т.д. Каковы были бы первые мусульманские мемориалы в Казахстане?

Средневековое мемориальное зодчество, судя по уровню развития объемно-пространственной композиции, конструкций и декора - это наивысший расцвет архитектуры на территории Казахстана.

Рассматривая мавзолеи и мемориальные ограды можно отметить, что, несмотря на их принципиально отличную объемно-пространственную структуру (с куполом или без него) существует масса промежуточных композиционных разновидностей, объединяющих между собой эти две можно сказать полярные структуры.

Ко времени прихода ислама в Среднюю Азию, в том числе и в северной ее части, уже существовал мощный пласт, выразившийся в смешении различных древних культур и традиций. Таким образом, в «калейдоскопе» культурных напластований вряд ли могла сохраниться какая-либо «чистая линия» происхождения архитектурной формы – средневековые башни Восточного Приаралья являются тому примером.

Было выявлено множество мавзолеев с раскрытым в верхней части куполом. При этом раскрытие осуществлялось от небольшого зенитного отверстия до нескольких рядов кладки основания купола, в таком виде сооружения больше напоминали цилиндрическую ограду, чем купол. В Центральном Казахстане были выявлены также квадратные в плане памятники, но со скругленными углами и небольшим напуском кладки. Скорее всего, это результат контаминации этих двух типов сооружений, то есть, возник интересный прецедент – формы мемориалов, имевшие разные истоки и объемно-пространственную структуру, воспроизводясь в рамках единой субкультуры, породили промежуточные формы.

 

48. Нарисовать схему формогенеза архитектуры Казахстана с учетом циклов, фаз формообразования и культурно-исторических этапов.

 

49. Каковы особенности формообразования древнего периода на территории Казахстана?

-в древних усыпальницах наблюдается приоритет плана по сравнению с фасадом, в этом периоде значительно больше типов планировочных сочетаний, чем в средневековом и позднесредневековом.

-однокамерные мавзолеи разрабатываются в центрическом, фасадном или портальном (последние два периода) вариантах;
-два основных пути создания многокамерных композиций: 1) внутренними членениями объема, 2) комбинированием однокамерных объемов;
.

50. Каковы особенности формообразования средневекового периода на территории Казахстана?

-в средневековом периоде богаче представлена объемно-пространственная структура чем в древнем периоде;
- однокамерные мавзолеи разрабатываются в центрическом, фасадном или портальном (последние два периода) вариантах;
- два основных пути создания многокамерных композиций: 1) внутренними членениями объема, 2) комбинированием однокамерных объемов;

 

 

51. Каковы особенности формообразования позднесредневекового периода на территории Казахстана?

-в позднесредневековом периоде богаче представлена объемно-пространственная структура чем в древнем периоде;
- однокамерные мавзолеи разрабатываются в центрическом, фасадном или портальном (последние два периода) вариантах;
- два основных пути создания многокамерных композиций: 1) внутренними членениями объема, 2) комбинированием однокамерных объемов;

 

52. Проанализировать значимость внешних влияний в зависимости от времени их «вплетения» в формообразовательные циклы и фазы.

Можно выделить два основных направления преемственности: линейное (непрерывное) и циклическое, подражательное (стадиальное).
Безусловно, эти два основных вида преемственности существовали и на ранних этапах, но наиболее выпукло оказалось возможным проследить их именно в позднесредневековом периоде. Очень важно, что формообразование не ограничилось поддержанием тридиции, подражанием или даже использованием принципов – при соответствующих условиях сформировались самобытные образно-стилистические темы.
3 цикла: 1-древний перио,2-средневековой период,3- позднесредневековой период
Попробуем, отвлекаясь насколько это возможно от конкретного описать характерные принципы модели формообразования, пока только для традиционной архитектуры, используя применявшийся в работе терминологический аппарат:
1) линия архитектуры складывается из последовательности циклов, содержание которых «преломляется» в зависимости от культурно-исторического этапа (в духе С.С.Аверинцева), в атмосфере которого эти циклы (или цикл) существуют.
2) каждый последующий цикл не является прямым продолжением предыдущего, так как каждый из них – это внутренне увязанное целое в виде последовательности фаз. Другое дело, что памятники четвертой фазы (вырождение) могут существовать долго сами по себе (если не войдут в виде компонента в другой цикл), но это уже не будет циклом. Таким образом, внутренние связи в цикле сильнее, чем внешние (благодаря этому, собственно, и образуются циклы);
3) несмотря на то, что последовательность циклов не является единым преемственно связанным целым, но поступательность в структурировании архитектурных форм все-таки наблюдается;
4) стадиальное использование элементов предыдущего цикла происходит не всегда (средневековый цикл оказался не восприимчивым к сакскому, но казахский цикл многое воспринял из средневекового, например, порталы). Поэтому в графическом выражении модели, стрелка, обозначающая эту связь, пунктирная;
5) привнесенные влияния, чаще всего, встраиваются в первую или третью фазы, то есть, во время сложения исходного типа или на закате цикла, чем раньше происходит это воздействие, тем значительнее последующие изменения;
6) по мере развития архитектуры первая фаза каждого последующего цикла («исходный тип») становится все более многокомпонентной, начало же первого цикла, если таковой удается выявить, может быть автохтонным;
7) принципы и приемы формообразования обычно четче выражены в поздних циклах, в рамках же одного цикла они более рельефны начиная со второй фазы.

Сравнительный анализ трех циклов мемориального зодчества Казахстана

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.016 с.)