Методология исследования рыночных структур



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология исследования рыночных структур



Методология исследования рыночных структур

Микроэкономика:

-Простота и строгость

-Теоретическая модель

-Задание предпосылок

-Учет внешних факторов

ЭОР:

-Детализация

-Реальное взаимодействие

-Институциональные факторы

-Учет внутренних факторов

Современная методология:

-Развитие теории олигополии;

-Применение более реалистичных предпосылок;

-Развитие методов анализа;

-Теория игр

Подходы к анализу структуры отраслевых рынков

Существуют два основных подхода к анализу организации отраслевых рынков: гарвардская школа и чикагская школа

Гарвардская школа. (парадигма «Структура-поведение-результативность») Была разработана профессорами Гарвардской школы Э.Мейсоном и Д.Бейном в 40-х и 50-х. Парадигма рассматривает отраслевой рынок как совокупность нескольких блоков, взаимодействующих между собой и оказывающих влияние друг на друга. Упрощенный вариант парадигмы выглядит так:

Базовые условия:издержки, спрос, технология à

Структура рынка: Рыночная концентрация, Дифференциация продуктов, Барьеры входа, Вертикальная интеграция, Диверсификация à

Поведение фирм на рынке:Цели фирм, Стратегии поведения фирм, Практика конкурентной борьбы à

Результативность функционирования рынка: Эффективность, Прибыльность, Технический прогресс, Уровень экономического развития.

Основная идея парадигмы СПР заключается в том, что результативность функционирования отрасли определяется поведением продавцов и покупателей, которое зависит от структуры рынка. Структура рынка, в свою очередь, зависит от базовых условий – фундаментальных факторов, воздействующих на отраслевой рынок как со стороны спроса, так и со стороны предложения, а так же внешние факторы-доступность сырья, технологические особенности и др.

Чикагская школа. Принадлежит преимущественно к теоретическому направлению в экономике отраслевых рынков и основана на применении методов микроэкономического анализа и теории игр для исследования поведения фирм и организации рынков. Одним из основателей этого направления является Дж. Стиглер.

Основным направлением исследований в чикагской школе является анализ проблем экономического выбора на основе теории цен, что предопределяет предмет исследования - закономерности принятия решений.

Одним из основных вопросов, рассматриваемых представителями данной школы, является исследование воздействия отраслевой политики на структуру рынка и поведение рыночных субъектов

Большое развитие в рамках чикагского получило исследование особенностей функционирования квазимонопольных рынков, под которыми понимаются рынки, характеризующиеся наличием монопольной власти при низком уровне концентрации продавцов (как правило, такие рынки возникают в результате доминирования одного из продавцов или вступления продавцов в сговор).

 

 

Типы отраслевых рыночных структур

 

  Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Количество фирм в отрасли Велико, стремится к бесконечности Множество фирм Небольшое, есть крупные Одна фирма
Тип продукта Однородный Дифференцированный Смешанный Уникальный
Эластичность индивидуального спроса на продукцию Совершенная эластичность Высокая Меньшая Совершенная неэластиченость
Соотношение цены и предельных издержек P=MC P>MC
Рыночная власть Отсутствует Небольшая Высокая Максимальная
Самостоятельность политики Фирма действует относительно самостоятельно, т.к. предсказать полностью реакцию конкурента невозможно Всеобщая взаимозависимость Фирма действует самостоятельно, т.к. ей не с кем считаться
Барьеры входа-выхода Отсутствуют Невысокие Высокие Непреодолимые
Контроль над ценой Отсутствует, действуют цены спроса и предложения Некоторый, в узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный
Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу, брэндинг, PR и т.п. Типична, особенно при дифференциации продукта Преимущественно реклама, PR, политическая поддержка
Доступность информации Равный доступ ко всем источникам информации В целом - равный доступ Некоторые ограничения Существенные ограничения
Численность продавцов на рынке Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка Несколько продавцов, объем продаж каждого из которых достаточно велико по отношению к размеру рынка Единственный продавец на рынке
Примеры Селькое хозяйство, мелкий сервис Розничная торговля, обувная, легкая промышленность, компьютерный, венчурный бизнес и др. Металлургия, машиностроение, бытовая электроника и др. Общественное потание, ЖКХ, связь, кабельное TV и др.

4. Факторы определяющие структуру отраслевых рынков:

- Уровень концентрации

- Вертикальная интеграция

- Барьеры проникновения

- Дифференциация продукции

- Случайные факторы

- Политика правительства

 

Слияние и поглощение

Слияние - реорганизация юридических лиц, при которой их права и обязанности каждого из них в соответствии с передаточным актом переходят ко вновь возникшему юридическому лицу.

Горизонтальные слияния – объединение компаний, действующих на одном и том же рынке, т.е. одной и той же отрасли, производящих одно и то же или близкие изделия или осуществляющих одни и те же технологические стадии производства;

Вертикальные слияния – объединение компаний разичных отраслей, связанных единым технологическим процессом производства продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья (отстающая интеграция), либо на последующие – до конечного потребителя (опережающая интеграция).

Конгломератные слияния – объединение компаний различных отраслей без

наличия горизонтальной или вертикальной интеграции.

Поглощение - объединение двух (или нескольких) юридических лиц, при котором одно лицо (поглощающее) сохраняется как юридическое, к нему переходят как активы, так и обязательства поглощаемых юридических лиц.

 

Динамика рынка

 

8. Экономические теории олигополистического ценообразования

Равновесие Курно- Достигается на рынке когда в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает такой объем производства, который ожидает от нее другая фирма. Равновесие возникает как точка пересечения кривых реагирования двух фирм

Равновесие Бертрана - Описывает ситуацию, при которой в условиях дуополии фирмы конкурируют, понижая цену товара и увеличивая объем выпуска. Стабильность равновесия достигается когда цена оказывается равной предельным издержкам (достигается конкурентное равновесие).

Равновесие Штакельберга - Описывает дуополию с неравным распределением рыночной власти между фирмами так, что одна из них ведет себя как лидер (по цене и/или объему), в то время как другая реализует стратегию приспособления, корректируя свое поведение в зависимости от выбора первой фирмы

Модель Форхаймера - основана на анализе рыночной структуры, в которой имеется одна достаточно крупная (доминирующая) фирма, обладающая стратегическими преимуществами над конкурентами. Цены, устанавливаемые доминирующей фирмой, являются ориентирами для всех остальных (конкурентных) фирм при выборе объемов производства, по этой причине данную модель также называют моделью ценового лидерства. Фирмы-конкуренты действуют как фирмы на совершенно конкурентном рынке и производят такой объем продукции, при котором их предельные издержки равняются цене, установленной доминирующей фирмой: Р= МС.

Применение моделей:

Модель Штакельберга/Модель Курно – Когда существуют трудности корректировки выпуска(товары производственного назначения)

Модель Бертрана/Модель Форхаймера – когда существуют трудности корректировки цен(товары потребительского назначения)

 

9. Условия, ограничивающие олигопольную координацию:

- большое число продавцов;

- неоднородность продукции и каналов распределения;

- сочетание высоких накладных расходов с неблагоприятными условиями деятельности;

- большие объемы и нерегулярность заказов;

- благоприятные возможности тайного снижения цен;

- влияние неформальной отраслевой структуры.

10. Динамика ценообразования в условиях монополии и олигополии

-Открытые и тайные соглашения

-Ценовое лидерство

-Эвристическое ценообразование

-Использование фокальных точек

-Противостояние шоком спроса посредством управления товарно-материальными запасами

-Тайный сговор - негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом

-Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами

 

11. Ценовая дискриминация(от латинского «discriminatio» - различие) -практика установления разных цен на различные виды одного и того же товара для одного или разных покупателей.

Когда продавец устанавливает разные цены на одинаковую продукцию, он занимается ценовой дискриминацией.

Цель ценовой дискриминации- максимизация совокупных доходов фирмы при неизменном уровне общих затрат

Условия ценовой дискриминации

1. Наиболее очевидно, что продавец должен быть монополистом или, по крайней мере, обладать некоторой степенью монопольной власти, то есть некоторой способностью контролировать производство и ценообразование. Главное, чтобы конкуренты не могли продавать товар дешевле там, где фирма намерена продать его дороже.

2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт. Это выделение покупателей обычно основывается на различной эластичности спроса.

3. Способность фирмы-монополиста исключить перепродажу продукту на отраслевом рынке. В противном случае излишек потребителя перейдет не фирме-производителю, а посреднику. Это означает, что отрасли услуг, например отрасль перевозок или юридические и медицинские услуги, особенно восприимчивы к ценовой дискриминации.

 

Рынок с монопольной властью

Монопольная власть - это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке. Обладание монопольной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией. В качестве предпосылки монопольной власти выступает то, чтобы кривая спроса на продукцию данной фирмы имела наклон вниз. В этом случае фирма имеет возможность изменять цену (повышать, понижать) на свой товар посредством изменения объема товара, предлагаемого ею. Обладание монопольной властью - это свобода устанавливать цену на свой товар.

Показатели рыночной власти

 

Естественные монополии

Естественная монополия – отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем, если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.

Условие возникновения естественной монополии: крупная фирма, опираясь на низкий уровень своих издержек, может посчитать выгодным для себя выжить из отрасли другие фирмы, пойдя для этого на временное снижение цены, а затем останется монополистом и может поднять цену до уровня монопольной, сократив выпуск. После установления в такой отрасли монополии вхождение в нее становится практически невозможным, поскольку претендующая на вхождение фирма должна будет производить сравнительно небольшой объем выпуска, сопряженный, в силу этого, со сравнительно высокими средними издержками.

 

Образование финансово-промышленных групп как форма проявления вертикальной интеграции

Современные финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочения технологических и кооперационных связей, роста экономического потенциала их участников. Развитие финансово-промышленных групп становится перспективным путем формирования современного крупного производства.Создание ФПГ подразумевает объединение «под одной крышей» трех структур: финансовой–банк., инвестиционная компания, пенсионный фонд, консалтинговая фирма, брокерские конторы, внешнеэкономические, информационно-рекламные подразделения; производственной – производственные предприятия; коммерческой– внешнеторговые компании, товарно-сырьевая биржа, страховая, транспортная и сервисные фирмы.

 

Методология исследования рыночных структур

Микроэкономика:

-Простота и строгость

-Теоретическая модель

-Задание предпосылок

-Учет внешних факторов

ЭОР:

-Детализация

-Реальное взаимодействие

-Институциональные факторы

-Учет внутренних факторов

Современная методология:

-Развитие теории олигополии;

-Применение более реалистичных предпосылок;

-Развитие методов анализа;

-Теория игр



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.58.220 (0.012 с.)