ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности дивидендной политики в Российской Федерации (нормативно-правовое регулирование, налогообложение, практика отечественных компаний и т.д.)



ФЗ «Об АО» №208-ФЗ от 26.12.95:

• АО вправе по рез-там 1-го квартала полугодия, 9 месяцев фин. года и (или) по рез-там фин. года принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов.

• АО обязано выплачивать объявленные по акциям каждой категории дивиденды.

• Источником выплаты дивидендов является прибыль АО после налогообложения;

• Срок выплаты дивидендов не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о выплате дивидендов. Решение о выплате годовых дивидендов, их размере и форме выплаты принимается Общим собранием акционеров по рекомендации Совета директоров. Размер дивидендов не может быть больше рекомендованного Советом директоров.

• АО не вправе принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по акциям:

- до полной оплаты всего УК общества;

- если на день принятия такого решения общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством РФ или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов;

- если на день принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его УК, и резервного фонда;

- в иных случаях.

НК РФ:

Размер налоговой ставки налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов для физ. лиц = 9 % (резиденты) и 15% (нерезиденты).

В отношении дивидендов, распределяемых в пользу российских компаний, могут использоваться две ставки: 0 и 9 процентов. Нулевая ставка применяется по отношению к участникам, которые в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеют на праве собственности не менее чем 50-ти процентным вкладом (долями) в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Заметим, что раньше для применения нулевой ставки необходимо было соблюдение еще одного условия, а именно: стоимость вклада (доли) должна превышать 500 млн. руб. С этого года (а, точнее, по дивидендам, подлежащим выплате после 1 января 2011 года), такое условие отменено.

Соответственно, в отношении всех остальных фирм-участников действует ставка 9 процентов (подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ). Однако если это иностранная фирма, то ставка налога 15 процентов (международным соглашением может быть установлена пониженная ставка).

Дивидендная политика российских АО:

• Фиксированный % от прибыли устанавливается преимущественно для прив. акций (напр.: ОАО Ростелеком, ОАО ПК Балтика).

• Для об. акций размер дивиденда чаще всего устанавливается как гарантированный минимум с возможностью получения экстра-дивиденда при наличии нераспределенной ЧП в текущем отчетном периоде (ОАО Газпром, ОАО Лукойл, Банк ВТБ).

• Распространенный подход к дивидендной политике российских компаний – начисление дивидендов по остаточному принципу.

 

128. Финансовое планирование: понятие

Финансовое планирование - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.

129. Задачи финансового планирования:

• проверка согласованности поставленных целей и их осуществимости;

• обеспечение взаимодействия различных подразделений предприятия;

• анализ различных сценариев развития предприятия и, соответственно, объемов инвестиций и способов их финансирования;

• определение программы мероприятий и поведения в случае наступления неблагоприятных событий;

• контроль за финансовым состоянием предприятия.

 

130. Методы финансового планирования

В практике финансового планирования применяют следующие методы:

Экономического анализа,

Коэффициентный,

Нормативный,

Балансовый,

Дисконтированных денежных потоков,

6. многовариантности (сценариев),

Экономико-математическое моделирование.

 

(1) Экономический анализ:

• Анализ ресурсов предприятия в предшествующем периоде

• Расчет темпов роста доходов и расходов за предшествующий период. Выявление тенденций в движении фин. ресурсов.

• Расчет изменений финансовых и производственных показателей в плановом периоде.

• Контроль за выполнением основных статей плана для выявления отклонений и их причин.

• Выявление фактических материальных и финансовых ресурсов на начало планового периода для обоснования их исходного уровня для новых заданий

(2) Коэффициентный метод

Рассчитывают

• предполагаемые доходы и затраты,

• платежи в бюджет и внебюджетные фонды

(3) Нормативный метод

Федеральные нормативы, которые установлены законодательно и являются едиными для всей территории РФ, для всех хоз. субъектов (ставки фед. налогов, нормы амортизации по группам основных фондов, отчисления в резервный фонд АО и др.)

Нормативы субъектов РФ и местных органов власти, которые действуют в отдельных регионах РФ (ставки территориальных и местных налогов, сборов и др.)

Внутрихозяйственные нормативы предприятий, которые разрабатывает непосредственно хозяйствующий субъект для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов (нормы потребности в ОА, производственных запасах, нормативы по статьям расходов технологических процессов, видам продукции и т.д.)

(4) Балансовый метод

• традиционно применяют при распределении прибыли, планировании финансовых фондов - накопления, потребления и др.

• Балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:

(5) Метод дисконтированных денежных потоков

• используют при составлении финансовых планов для прогнозирования совокупности распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств.

(6) Метод многовариантности (сценариев)

• заключается в разработке нескольких вариантов финансовых планов (например, оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного).

• Каждому варианту приписывают его вероятностную оценку.

• Для каждого варианта рассчитывают вероятное значение критерия выбора, а также оценки его отклонений от среднего значения.

• Далее анализируют вероятностные распределения полученных результатов.

• Финансовый план с наименьшим стандартным отклонением (σ) критерия выбора и коэффициентом вариации (CV) считают менее рисковым.

(7) Метод экономико-математического моделирования

- позволяет количественно выразить взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами, их определяющими, через экономико-математическую модель.

 

131. Виды финансового планирования

Финансовое планирование классифицируют по срокам действия:

1. Стратегическое планирование

2. Перспективное планирование

3. Бизнес-планирование

4. Текущее планирование

5. Оперативное планирование

(1) Стратегическое планирование - это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей.

Стратегия - это всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

(2) Перспективный финансовый план

• составляется на три года и более

• определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, цели и задачи предприятия, а также поддерживает взаимоотношения с внешним окружением.

• Перспективный финансовый план содержит прогнозный баланс, план прибылей и убытков, план движения денежных средств.

• Чем продолжительнее плановый период, тем больше финансовый план носит индикативный (необязательный) характер.

(3) Бизнес-планирование

• объединяет перспективное и текущее планирование.

• Бизнес-план - это документ, представляющий собой результат исследования основных сторон деятельности предприятия и позволяющий его руководству определить целесообразность дальнейшего развития бизнеса.

Бизнес-план можно трактовать как:

• инструмент стратегического планирования (формирования концепции развития бизнеса);

• отдельный элемент инвестиционного проекта предприятия;

• инструмент оперативного управления бизнесом.

(4) Текущее планирование

• позволяет определить на предстоящий период все источники финансирования деятельности предприятия,

• сформировать систему его доходов и расходов,

• обеспечить постоянную платежеспособность предприятия,

• предопределить структуру его А и П на конец планируемого периода

В процессе текущего финансового планирования на предприятиях разрабатываются следующие виды финансовых планов:
•План доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности;

• План поступления и расходования денежных средств;

• Балансовый план;

• План формирования и использования финансовых ресурсов.

(5) Оперативное планирование финансовой деятельности

• заключается в разработке системы бюджетов.

• Бюджет- оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий расходы и поступление средств по отдельным аспектам финансовой деятельности, отдельным хозяйственным операциям или инвестиционным проектам.

Инфраструктура финансового планирования предприятия:

• аналитический блок (методологические и методические базы)

• информационный блок (экономическая информация, учетная информация, информация фондового рынка, политическая информация)

• организационный блок:

- количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ финансовых планов предприятия;

- совокупность структурных подразделений (центров финансовой ответственности), отвечающих за исполнение финансового плана (бюджета)

• программно-технический блок

132. Стратегическое планирование: сущность, особенности

Стратегическое планирование - это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей.

Стратегия - это всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Ключевые моменты стратегического планирования:

• стратегия разрабатывается высшим руководством;

• стратегический план должен быть подкреплен исследованиями и фактическими данными;

• стратегические планы должны быть гибкими для возможности их изменения;

• планирование должно приносить пользу и способствовать успеху компании. При этом затраты на реализацию мероприятий должны быть ниже величины выгод от их реализации.

133. Стратегический план предприятия: понятие, виды

Процесс стратегического планирования

• Миссия - общая основная цель организации, четко выраженная причина ее существования.

• Цели - вырабатываются на основе миссии и служат в качестве критериев для последующего процесса принятия управленческих решений.

Характеристики целей:

- должны быть конкретными и измеримыми;

- ориентированы во времени (сроки выполнения);

- должны быть достижимыми.

• Оценка и анализ внешней среды.

• Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации - SWOT-анализ (маркетинг, финансы, операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ корпорации).

• Изучение стратегических альтернатив.

Реализация стратегического плана:

а) Бюджет - план распределения ресурсов на будущие периоды.

Выделяют 4 этапа составления бюджета:

• определение объема продаж,

• оперативные сметы по отделам и подразделениям,

• проверка и корректировка оперативных смет на основе предложений высшего руководства,

• составление итогового бюджета по статьям поступления и использования ресурсов.

б) Управление по целям - MBO (Management by Objectives).

Четыре этапа MBO:

• Выработка четких, кратко сформулированных целей.

• Разработка реалистичных планов их достижения.

• Систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов.

• Корректирующие меры для достижения запланированных результатов.

134. Стратегии финансового планирования





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.013 с.)