ТОП 10:

Понятие дипломатии, происхождение дипломатии



Система Министерства иностранных дел РФ

Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

Руководство деятельностью МИДа России осуществляет Президент Российской Федерации.

Основными задачами МИДа России являются:

· разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

· реализация внешнеполитического курса РФ

· обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

· обеспечение защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности

· защита прав, свобод и интересов граждан РФ за рубежом;

· координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти

· содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

В систему министерства входят

· центральный аппарат

· загранучреждения

· территориальные органы (представительства МИДа России на территории РФ)

· организации, подведомственные МИД РФ, которые обеспечивают его деятельность на территории России.

Центральный аппарат МИД РФ

· Министр иностранных дел РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом по представлению Председателя Правительства.

· Заместители Министра, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации.

· Генеральный директор Министерства иностранных дел Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

· Структурными подразделениями центрального аппарата МИДа России являются департаменты по основным направлениям деятельности.

· коллегия из 25 человек в составе Министра, его заместителей, генерального директора, руководителя Россотрудничества, послов по особым поручениям, рук-лей департаментов.

Загранучреждения

Посольства, постоянные представительства при международных организациях, консульства

Территориальные органы(36)

Задачи:

- Обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения принципа единства внешней политики

- Содействие структурным подразделениям МИД России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям

- Содействие полномочному представителю Президента Российской Федерации в федеральном округе по вопросам, входящим в компетенцию Представительства;

- Содействие органам государственной власти субъекта/субъектов Федерации в развитии международных связей, подготовке и осуществлении мероприятий международного характера;

- Ведение информационно-аналитической и справочной работы по вопросам своей компетенции;

 


 

 

Реформы Петра 1 в дипломатической службе. Коллегия иностранных дел

С приходом к власти Петра I утверждается понимание дипломатии как системы взаимоотношений между суверенными госу­дарствами, основанной на взаимном обмене постоянными дипломати­ческими представителями, воплощающими суверенитет своего прави­теля.Петр I радикально реформирует государственную власть и государеву службу, осуществляет секуляризацию государственного устройства, подчиняет церковь государственному Синоду, перехо­дит на принципы господствующей в то время в Европе концепции дипломатической системы. Все это позволило включить страну в европейскую дипломатическую систему, превратить Россию в ак­тивный фактор европейского равновесия.

Вскоре после вступле­ния в Северную войну, Посольский приказ Петр I пре­образовал в особую дипломатическую канцелярию — Посольскую походную канцелярию. Новшество заключалось в том, что ведение всех внешнеполитических дел царь, находясь в походе, брал на себя.

Окончательное устройство Коллегии иностранных дел России последовало только в 1720 г. на основе «Определения Коллегии иностранных дел».

Первым президентом Коллегии иностранных дел России был назначен Гаврила Иванович Голов­кин. Члены коллегии назначались Сенатом. В центральном аппа­рате коллегии помимо обслуживающего персонала, работало 142 человека. За рубежом находилось 78 человек — послы, министры, агенты, консулы, секретари, копиисты, переводчики, ученики, а также священники. Чины служителям Коллегии иностранных дел присваивал Сенат. Все чиновники приносили присягу на верность царю и Отечеству.

Структура коллегии выглядела следующим образом:

Присутствие— орган, принимавший окончательные решения. Присутствие состояло из восьми членов Коллегии во главе с пре­зидентом и его заместителем, собиралось на свои заседания, по крайней мере, четыре раза в неделю;

Канцелярия— исполнительный орган, состоявший из двух от­делений: секретного, непосредственно занимавшегося вопросами внешней политики, и административно-финансового.

По мере совершенствования центрального внешнеполитичес­кого ведомства учреждаются новые постоянные российские дипло­матические и консульские представительства:

- дипломатические миссиипоявляются в Австрии, Англии, Гол­ландии, Испании, Дании, Гамбурге, Польше, Пруссии, Меклен-бурге, Турции, Франции, Швеции;

- консульстварасполагаются в Бордо (Франция) и Кадисе (Испания);

- дипломатические агенты и аудиторынаправляются в Амстер­дам (Голландия), Данциг (ныне Гданьск), Брауншвейг (Германия);

- временные миссиинаправляются в Китай и Бухару;

- специальный представительназначается при калмыцких ха­нах.

Проведенные реформы способствовали включению России в европейскую дипломатическую систему, существенно повысили действенность дипломатической службы и авторитет России на международной арене.

При поступлении на работу в Коллегию иностранных дел не­обходимо было сдать, как сейчас говорят, специальный квалифи­кационный экзамен. Это правило соблюдалось достаточно строго: дипломатия стала рассматриваться не только как искусство, но и как наука,требующая особых знаний, умений и навыков. В результате Россия смогла сформировать достаточно эффективный админи­стративный аппарат системы дипломатической службы.

 

Верительные, отзывные и отпускные грамоты.

· Верительные грамоты - документ, которым снабжается глава дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения его представительного характера и аккредитования в иностранном государстве. В нём выражается просьба верить всему тому, что будет излагать посол от имени главы своего государства и правительства, отсюда и пошло название документа.

Содержание и функции современных верительных грамот

· Выражается желание назначением нового посла способствовать дальнейшему развитию и углублению отношений между двумя странами.

· фиксируется, кто направляется в качестве представителя и в каком ранге, причем, как правило, констатируется состояние отношений между странами.

Просьба верить действиям и словам дипломатического представителя — основное в верительных грамотах..В большинстве стран вручение верительных грамот является результатом признания и означает взаимное признание де-юре двух правительств. В некоторых государствах вручение грамот не требует обязательного признания де-юре.Верительные грамоты удостоверяют представительный характер деятельности дипломата.

Форма верительных грамот

Форма верительных грамот является своеобразным отражением дипломатического права стран. Их редакция различная.

Отпускные грамоты

Практически отмерла и практика направления так называемых отпускных грамот. По внешней форме они мало отличаются от отзывных. В отпускных грамотах содержится просьба «отпустить» дипломатического представителя. Отпускные грамоты пересылаются дипломатическим путем и не требуют ответа.

Дипломатический корпус

 

Под дипломатическим корпусом в узком смысле понимается сово­купность аккредитованных в данной стране глав дипломатических представительств. К ним относятся послы и посланники, а также постоянные и временные поверенные в делах. В России, поддер­живающей дипломатические отношения с другими странами толь­ко на уровне посольств, в дипломатический корпус в узком смыс­ле входят послы и главы представительств эквивалентного класса, а также временные поверенные в делах.

В широком смысле слова под дипломатическим корпусом по­нимаются не только главы дипломатических представительств, но и все члены подчиненного им дипломатического персонала. В со­ответствии со сложившейся практикой к нему относятся лица, за­нимающие должности советников-посланников, советников, пер­вые, вторые и третьи секретари и атташе.К дипломатическому корпусу в ши­роком смысле слова относятся также другие лица, пользующиеся дипломатическим статусом: военные, военно-воздушные и воен­но-морские атташе, их помощники, а также назначаемые на дип­ломатические должности различного рода специалисты по научно-техническому сотрудничеству, культуре, сельскому хозяйству и т.п.

К дипломатическому корпусу относятся также члены семей всех перечисленных выше лиц: жены и дети, причем сыновья — до достижения совершеннолетия, а незамужние дочери независи­мо от возраста.

Дипломатический корпус не имеет статуса какой-либо политичес­кой организации или юридического лица,но, возникший в результа­те общности рода деятельности позволяет оперативно решать мно­гие протокольные и церемониальные вопросы, способствует свое­временной информации о тех или иных аспектах политической жизни страны пребывания, а также поддержанию контактов с официальными кругами и между самими представительствами. Никаких международно-правовых норм, устанавливающих статус, регулирующих полномочия и функции дипломатического корпуса не существует.

Дипломатический корпус возглавляет старшина, или дуайен. Им становится глава дипломатического представительства, присту­пивший к исполнению обязанностей ранее своих коллег. Причем им может быть только дипломатический представитель высшего класса — посол или папский нунций. В некоторых католических странах в соответствии с установившимся обычаем дуайеном, не­зависимо от времени аккредитования, является папский нунций.

Хотя дуайен и не имеет каких-либо прав по отношению к дру­гим членам возглавляемого им дипломатического корпуса и не может давать им свои распоряжения, этот пост во все времена считался весьма почетным. Дуайен проводит периодически кон­сультативные совещания с главами дипломатических представи­тельств по тем или иным вопросам протокольного или церемони­ального характера. Эти совещания носят неофициальный характер и обычно происходят во время устраиваемого с этой целью завтра­ка или обеда для глав представительств. Такие завтраки и обеды, как и приемы в честь отъезжающего главы дипломатического представительства, устраиваются за счет взносов диппредставительств.

Дуайен нередко выступает от имени дипкорпуса по случаю торжественных событий в стране пребывания, выражает офици­альным лицам поздравления или приносит соболезнование. Он вправе предпринять шаги в защиту интересов дипломатического корпуса или отдельных его членов, если усмотрит в действиях местного протокола ущемление их иммунитетов и привилегий или нарушение этикета. Однако дуайен не имеет права от имени дип­корпуса или по его поручению делать какие-либо заявления и де­марши политического характера. Такого рода действия дуайена могут быть дезавуированы любым членом дипкорпуса как не отве­чающие позиции представляемой им страны.

Министерство иностранных дел страны пребывания периоди­чески издает списки дипкорпуса. Главы дипломатических предста­вительств и члены дипломатического персонала, а также их супру­ги заносятся в него в соответствии с последовательностью, пред­ставленной каждым дипломатическим представительством.

 


Дипломатия Востока

Дипломатия большинства восточных государств складывалась в своеобразной обстановке, в условиях изоляции (Китай, Япония) или в условиях зависимости от империалистических государств (Индия). Перед ними стояла двоякая задача – добиться полной независимости империалистических государств и в то же время вписаться в западную дипломатию, с которой им приходилось иметь дело. Они вынуждены были отражать дипломатию угроз, запугивания, вмешательства в их внутренние дела. На обман восточная дипломатия отвечала хитростью, лукавством, различными уловками. На Востоке хитрость считалась синонимом слова мудрост. И в Восточной дипломатии она нисколько не осуждалась, тк речь шла о об ответе на хитрость хитростью.

На дипломатию многих восточных стран отложил отпечаток «восточный базар», который не мыслился без торга. Это из-за того, что в течение длительного времени ей приходилось иметь дело с более сильными странами и действовать очень осторожно, продумывая каждое свое действие.

Восточные страны тщательно берегут свой суверенитет и независимость. Они так же очень умело используют противоречие между западными странами. (раньше СССР и капиталистическими странами).

Сила вновь созданных государств и их дипломатии в значительной степени зависела от их экономического развития, поэтому для их дипломатии на первом месте стояли вопросы развития экономических связей, экономической помощи, займов и кредитов.

Очень большое внимание уделяется подготовке проф. Дипломатических кадров. МИДы этих стран воздерживаются от назначения на работу в мин-ва за границей не мидовских сотрудников или не дипломатов. Именно поэтому дипломаты многих восточных стран отличаются высоким уровнем профессионализма. Заграничное образование высоко ценится в восточных странах. Многие арабские дипломаты выделяются владением ораторского искусства.

Считается, что восточным людям свойственно смягчать остроту высказываний, стремиться к компромиссу. Это качество они привносят в деятельность ООН. Подход к различным международным проблемам группы умеренных восточных стран часто способствуют смягчению напряженности, успешному достижению консенсуса, поискам компромиссов.

Нельзя переоценить роль восточных государств в образовании региональных организаций. Создание Лиги арабских государств в 1945г. Начало саммитам глав государств на регулярной основе было положено совещанием глав арабских стран 1969г.

Так же нужно отметить, что для дипломатии восточных государств особенно важна борьба за престиж своих государств, в том числе строгое соблюдение протокола и этикета. Нарушение общепринятого этикета – оскорбление своего гос-ва, умышленное стремление принизить его роль.

Стиль многих восточных стран отличается высокопаратностью, обилием эпитетов, определенной долей преувеличения (грузинские тосты), обязательное проявление уважения к лицам старшего поколения, к гостям, собеседникам, родственникам гостей и собеседников. Это отражается в дипломатическом языке, в особенности устном. Хозяин приема проявляет уважение к гостю ( в ответ ждет такого же). Проток и этикет многих восточных стран отличается от западных и, находясь в восточных странах, надо обязательно знать его и следовать ему.

В природе такой дипломатии не существует, а есть дипломатия отдельных стран Востока, часто отличающихся друг от друга. Каждое восточное государство обладает своей спецификой, вносит свое, иногда новое и необычное, в копилку мировой дипломатии или окрашивает сложившиеся методы в свои собственные тона.

38. Изменение контекста международных отношений и новые задачи дипломатии во второй половине 20- начале 21 веков.

После распада СССР и процесса деколонизации, число членов ООН – 193. При этом в 1/3 всех государств проживает почти 90% населения земного шара. В настоящее время – изменение в мире имеют радикальный характер. Впервые повышается роль дипломатических ведомств, вопрос о реформе впервые встал в ходе Второй мировой войны. Дипломатия не смогла предотвратить войну. После 2-ой мировой войны было создано 2 военно-политических блока НАТО и ОВД. Появилась новая доктрина «баланс» страха.

Таким образом, крах прежнего мирового порядка порождал все новые и новые конфликты в 1976 году «холодная» война, между СССР и Англия, Франция, США.

Сеть международных отношений обретала все более разветвленный характер, страны стали подвергаться прессингу жестких экономических правил, которые были разработаны транснациональными корпорациями.

Причина:
Появилась возможность стремительно перемещаться из 1 страны в другую. Телевидение, туризм, средства коммуникации. В демократических странах: рассосредоточение центров власти и центров принятия решений.

Одной из главных тенденций стала тенденция дублирования МИДа различными институтами и ведомствами.
Возросла роль главы государства в выработке и реализации внешней политики.

Активизировалась деятельность парламента, который осуществлял контроль над внешней политикой. Парламент получил свое распоряжение, важный инструмент контроля над деятельностью МИДа. Парламентская комиссия по иностранным делам стала создавать собственную сеть международных контактов.

К концу 20века дипломатические институты очень болезненно переживают адаптацию к новым реалям – появились новые формы дипломатии.

Появились новые центры, силы международной деятельности, которые берут на себя дипломатическую функцию. Гос.ведомтсва, например обороны/энергетики выходят на международную арену вполне самостоятельно. В результате на мировой арене появились транснациональные клубы, возглавили которые, министры.

Например, департаменты и агентства открывают собственные представительства, добиваются привилегии и иммунитета. Это позволило считать дипломатию не атрибутом государственной политики. Дипломатия представляет собой комплекс взаимоотношений между государственными и негосударственными актарами – очень остро стоит вопрос о подготовке кадров.

Профессиональные дипломаты должны вести переговоры по широкому спектру проблем.
Многие исследователи считают, что демократия всегда будет нуждаться в послах и дипломатах.

Итог: Дипломатические ведомства перестали быть единственным проводником внешней политики. МИД должны осуществлять координацию между действиями своего правительства и других правительств.

 


 

39. Сравнительный анализ современного состояния дипломатических служб( на примере США, Великобритании, Франции, России)

С современное время во внешнеполитических ведомствах происходят глобальные изменения. Центр принятия решений, по многим внешнеполитическим проблемам смещается из МИДа в администрацию президента.

Мощные соперники:

Конгресс, администрация белого дома, министерство обороны, национальный совет безопасности, ЦРУ, ФБР, НАСО. Все они являются активными игроками в выработке внешней политики. Т.О госдепартамент должен заручиться поддержкой всех этих акторов, по вопросам внешней политики.

Во многих странах, н-р Англии, где в форин-офис часто возникают межведомственные трения. Маргарет Тэтчер пыталась создать форин-аффэйр-юнит (?!), но форин-офис воспротивился и проект не был осуществлен.

Тем не менее, очень многие ведомства учредили своим международные отделы, но координатором всех решения является форин-офис.

Во Франции большие полномочия приобрел международный министерский комитет по координации внешней политики, который возглавляет премьер-министр в 1994г.

Этот комитет может принимать важные внешнеполитические решения по проблемам нехватки бюджетных финансовых средств.

После 2-ой мировой войны колоссальный рост дипломатического аппарата произошел из-за логики Холодной войны.

Необходимо было повысить средства на эти ведомства, в результате возникли внешнеполитические проблемы. Посольства в последние десятилетия 20-го века были комплектованы не только карьерными дипломатами. В американском посольстве насчитывалось не более 20% работников, которые принадлежали к дипломатическому ведомству.

В настоящий момент численность сотрудников госдепартамента США приближается к 22тыс. человек.

Рост дипломатического аппарата: У Великобритании было всего 9 посольств, а в начале 21 века только в США насчитывалось около 300человек.

В 2000 году у форин-офис было 7841 зарубежное представительств. Во Франции в 2000г – 9475.

Очень серьезной для всех дипломатических служб стала финансовая проблема. Очень резко возросли расходы на оборону и безопасность.

К началу 21века бюджетные расходы сократились на 50% (по сравнению с 80г).

Функционирование посольств осуществлялось за счет технических нововведений. Еще одной проблемой является то, что госдепартамент в конгрессе уступает влиянию ЦРУ либо ФБР.

В последнее время к посольствам и консульствам США добавились посты присутствия, в таких постах работает 1 дипломат.

Многосторонняя дипломатия – посольства выходят за рамки двухсторонних отношений и активно подключаются к многосторонней деятельности.

Одной из важных совершенствований МО стали саммиты. Причина: Профессиональные дипломаты, не уверены, одобрят ли их действия в их родной стране главы государств.

Реальное решение проблем могут обеспечить люди, которые имеют непосредственное влияние. Саммиты стали постоянным институтом мировой политики. Между тем теоретики считают саммиты не лучшим средством дипломатии ( из-за симпатий, антипатий)

-Субъективные ситуации.

В связи с этим дип.ведомство играет роль стража гос.интересов и удерживает под контролем всю совокупность международных связей.

В последнее 10-тилетие создаются совместные дипломатические представительства. Например: в Норвегии, страны северной Европы уже несколько лет поддерживают совместные дипломатические представительства. Во многих странах задумываются над этой моделью.

Осуществляется так же дистанционное обслуживание граждан.

40. Новые формы представительских институтов в новое время.

 

В современном мире ни одно государство не заинтересовано в полной потере контактов с тои или иной страной. В случае разрыва или отсутствия дипломатических контактов, используется третье лицо (Швеция, Швейцария, Австрия).

В ходе 1-ой мировой войны Швейцария представляла интересы 25 стран, в 1965г Швейцария представляла интересы Индонезии.

После войны в Персидском заливе интересы США в Ираке представляла Польша. Некоторые страны пользуются другими странами, в целях экономии ( Голландия – Люксембург). Стали практиковаться нетрадиционные формы – миссии. Например: во время Суэтского кризиса в 1956г, Лондон разорвал отношения с Египтом, была учреждена миссия по проблемам соб-ти. (девочки у кого что тут написано? Я не понимаю этого слова в своем конспекте).

Представительские бюро – в 1949 году США поддерживали отношения только с Тайванем.

Постоянные миссии – в период холодной войны с помощью них осуществлялись отношения. На эти миссии распространялись дипломатические привилегии, но дипломаты не считались членами дипломатического корпуса.

Секция интересов ФРГ была учреждена в 1965 году СССР учредили секцию интересов при посольстве Дании. В Августе 2008. Грузинское правительство разорвало отношения с Россией.

Дипломаты имеют право вести переговоры, заниматься ограниченным сбором информации.
Все расходы несет страна, чьи интересы эта секция представляет.

Кроме того есть виртуальные посольства.

Т.О появление новых форм свидетельствует о стремлении совершенствовать дипломатию в ответ на возникающие действия.

Внешнеполитические ведомства переживают одни и те же трудности и ведут поиск методов для их преодоления. Внушительное сокращение финансирования привело к увольнениям и оптимизации численности персонала. Это повлияло на дипломатов.

К концу 1-го десятилетия кризисные явления в мире политике, экономики, а так же угрозы терроризма поставили под сомнение теорию об окончательном устранении государства всех проблем.

Модифицируется содержание отношений между правительством и бизнесом.

МИД и дипломатические представительства вынуждены все активнее заниматься деятельностью, направленной на повышение конкурентных способностей на мировом рынке. О гибкости дипломатии свидетельствуют новые средства поддержания дипломатических отношений.

 

 

41. Основные направления российской дипломатии в конце 20го- начале 21 веков

 

Политическое письмо.

дип представительство или посол лично подготавливают политическое письмо, в котором должно быть изложено основное содержание проблемы, ставшей информационным поводом, проанализировано ее состояние, намечены варианты вероятного развития событий. Характерной чертой как информационного документа является обязательное присутствие в нем рекомендаций о тех шагах, которые должны быть предприняты российской стороной дня зашиты иди укрепления своих интересов.

Информационное письмо.

Его задачей является проинформировать соответствующее управление или департамент МИД о каком - то новом явлении,отмеченном в политике страны пребывания, о новых лицах, появившихся на политической арене, возникших политических партиях или организациях. ИП касается более мелких и частных событий, нежели политические письма. ИП может содержать краткий анализ затронутой проблемы и даже элементы прогноза, но ранг документа не требует формулирования рекомендаций и советов.

Справка.

Справкипо различным областям внешней и внутренней политики, экономики, науки страны пребывания предназначены для изучения положения в той или иной стране, ее отношения к РФ. Они делятся на тематические (аналитические и информационные) и справки по схеме. Тематические справки имеют объем 6-8 листов текста в четкой лаконичной форме и содержат фактический материал со ссылкой на источники, анализ этого материала, оценки и выводы, возможно, предложения.

Информации.

Это короткие документы. Они не содержат элементов анализа и прогноза. Это конкретная, фактологическая информация по частным вопросам, предназначенная для использования в отделах, управлениях, департаментах.

Записи бесед.

Записи бесед имеют многоцелевое назначение: во - первых, хорошо подготовленная и правильно проведенная беседа, как уже говорилось, может содержать очень интересные информационные сведения. Количество записей бесед определяет степень активности работы дипломата, а содержание их - профессиональную зрелость работника.

Шифртелеграммы.

выполняется тогда, когда возникает необходимость доставить важную информацию в Центр в самые короткие сроки. Первые требования к шифрованной информации аналогичны политическому письму: обоснованность выбора темы, безотлагательная надобность. Несмотря на необходимость зашифровки и последующей расшифровки текста, сокращения и малоизвестные аббревиатуры в нем не допускаются. Авторами шифротелеграмм выступают обычно посол, или временный поверенный в делах, а первым адресатом – министр иностранных дел или его заместитель.


Англия

Английская дипломатия является классической, своего рода эталоном, она оказала влияние на развитие дипломатии 19-20 вв. Прежде всего, у Англии огромный опыт дип деятельности. История англ дипломатии началась с установлении страной зарубеж торговых отношений, и превым дип документом была купеческая хартия(1303)

Самой сильной стороной дипломатии явл-ся прекрасное знание предмета, проблем, которые подлежат решению, знание страны, в которой предстоит действовать.

Англ дипломатия очень умело защищает интересы своей страны и ее граждан. Черчилль так сформулировал ее задачи: «у англии нет постоянных врагов и пост друзей, у англии есть постоянные интересы».

Устанавливая с англ дипломатами контакты и ведя беседы, следует иметь в виду, что они не любят разговоры о глобальных проблемах, а предпочитают иметь дело с конкретными вопросами сегодняшнего и завтрашнего дня.

Англ дипломатия настороженно следит за изменениями международной обстановки и реагирует на все перемены в ней. Англия еще в годы 1МВ объявила вслед за В.Вильсоном политику открытых договоров открыто обсуждаемых, но это был жест, пропагандистский прием. Англия всегда выступала только за тайную дипломатию. Англ дипломатия называла публичную дипломатию мегафонной и пропагандистской. Англичане твердо считают, что если каждую стадию переговоров делать открытой, то это приведет к потере времени и невозможности достижения компромисса.

Англичане обладают всеми качествами, подходящими для дипломатии. Они склонны к недосказанности и намекам, стремятся избежать категоричности. Они исключительно вежливы и требуют этого от других. Для англичан молчание не означает согласие с вами, оно означает именно молчание и нежелание отвечать. Некоторые отмечают излишнюю самоуверенность и снобизм дипломатов, иногда это мешает налаживанию действительно дружеских отношений.

Америка

Амер дипломатия относительно молода и насчитывает немногим больше полутора столетий. На ней лежит отпечаток английской, а собственное лицо она начала приобретать накануне 1МВ, сложившись окончательно в ходе 2МВ и после нее.

Высокомерие амер дипломатии часто исходит из идеи: что хорошо для США, то хорошо для всего мира, что хорошо для американца, то хорошо для иностранного гражданина.

Амер дипломаты по сравнению с представителями др стран относительно самостоятельны при принятии решений, они любят торговаться, большое внимание уделяют увязке различных вопросов.

На 1е место американцы ставят доверительные контакты и конфиденциальные встречи и работу с правящей элитой страны пребывания, с теми, кто действительно знает положение в стране, ее внешнюю политику, кому доверяют лидеры страны. Как правило, контакты американцы заводят легче, чем англичане, без особых соблюдений правил этикета.

При подготовке дипломатов обращают внимание на умение кандидатов анализировать

Кадры дипломатов-профессионалов высоко квалифицированны. Этого нельзя сказать о некоторых послах-назначенцах из числа главным образом богатых людей бизнесменов, вложивших солидные деньги в избир программу президента. В стране пребывания и дип корпусе такие послы не пользуются большим уважением. Некоторые назначенцы, не карьерные дипломаты, не понимаю, что они представляют правительство, а не сами себя. Они допускают вольные выражения, даже критику своего правительства по важным, принципиальным вопросам.

В США правила этикета и протокола проще, чем в Англии. Смокинг употребляется реже, чем в других стран, фраки еще реже.


Понятие дипломатии, происхождение дипломатии

Дипломатия – наука о взаимоотношениях государей и гос-в (словарь Даля); деятельность права по осуществлению внешней международной политики государства (словарь Ожегова); искусство обмана, царство условностей, роскошной жизни, безделья (для широкой публики)

Дипломат (от греч. diploma- официальные документы)- буквальное значение «удваиваю»; дощечки, сложенные вместе, их называли «диплома»

1645 г- 1ое употребление слова «дипломатия» в Англии

1693- немецкий философ Лейбниц употребил слово "дипломатический", оно стало означать "касающийся международных отношений"

1616- французский дипломат, посол Людовика 14 Ф.Кальер опубликовал книгу "Способы ведения переговоров с государями". Слово "дипломат" он не употреблял, предпочитая говорить о "переговорщиках". Но слово "дипломатия" уже встречалось, в том смысле, в котором употребляется сейчас. Книга Кальера не утратила своего значения до настоящего времени. С появлением ее дип-тия стала рассматриваться как наука и искусство, основанные на теоретическом подходе и высоких моральных принципах.

В греческий и римский периоды дипломатия была профессией, для которой хитрость и обман считались нормой, во времена Византии и Средневековья методы лжи и обмана были доведены до уровня искусства. Кальер впервые отверг ложь как средство переговоров. "Обман - это показатель ограниченности ума того, кто ведет переговоры. Успешно проведенные честные и основанные на высоком интеллекте переговоры создадут дипломату огромные преимущества в последующем диалоге, который он будет вести".

Дипломатия- наука о внешних сношениях, в основе которых лежит изучение документов, исходящих от государей; искусство взаимно согласовывать интересы народов; искусство переговоров (дипломатия=дипломатическая практика)

Англ. дипломат Никольсон: «Дипломатия - это ведение международных отношений посредством переговоров, метод, при помощи которого эти отношения регулируются и ведутся послами и посланниками, работа или искусство дипломата"

Дипломатия - наука международ. отношений и искусство ведения переговоров руководителями гос-в и правительств и спец. органами внешних сношений: МИД, дип. представительствами, участие дипломатов в определении курса внешней политики страны и ее проведении в жизнь мирными средствами. Главная ее цель - защита интересов гос-ва и его граждан (определение В.И. Попова)

Происхождение дипломатии

Дипломатия появилась еще в первобытном обществе, когда возникло родовое общество, племена =˃ возникли конфликты между ними, они сначала решались силой, но люди решили, что выгоднее решать конфликты договорами (примитивная дипломатия), избежание войн, смертей.

12 в до н.э.- Египет заключал международ. договоры по праивлам дипломатического искусства

4 тысячелетие до н.э.- в Индии в законах Ману говорится о проф. качествах дипломата, превентивной (предотвращающей дипломатии)

Высоким уровнем отличалась д-тия Древ Китая, которая взяла на вооружение подписание договоров о разрешении спорных вопросов и заключение соглашений о ненападении друг на друга. Это 1ый в истории дипломатии случай подписания такого рода договора.

Происхождение д-тии связывалось с дея-тью богов (Древ Греция, Рим). В Древ. Риме испся принцип «Разделяй и властвуй», разработан постулат международ. права «Договоры должны соблюдаться»

Сред. века- 1ые дипломаты- ангелы (вели переговоры между небом и землей). Опыт греч. дипломатии перешел к Венеции и др. итальянским городам. Н. Макиавелли не брезговал никакими приемами; глав. качества дипломата- качества льва и лисы

В Новое время французская дипломатия, начиная с Ф.Кальера, стала приобретать моральные формы.

 

 

2. Методы, средства, принципы дипломатии.

Принципы дипломатии делятся на общие, специальные, правовые. К общим относятся: признание суверенитета, отказ от угрозы применения силы, равноправие, невмешательство во внутренние дела гос-ва. Специальные (проф-ые) принципы дипломатии: равенство всех партнеров по дип. сношениям и их взаимное уважение, твердое отстаивание своих интересов, учет интересов партнеров, оперативность дип. работы, которое заключается в своевременности и предупредительно-упреждающем характере, безусловное соблюдение принятых на себя обязательств, целеустремленность, определяющая роль целей и интересов ВП, соблюдение общепринятых норм международного права и международных обычаев.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.032 с.)