Размещение железнодорожного транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Размещение железнодорожного транспорта



Ведущая роль железнодорожного транспорта в транспортной системе России обусловлена не только природными, экономическими и др. особенностями страны (протяженность и природно-климатические условия ее территории, география природных ресурсов, размещение хозяйства, городов и других населенных пунктов, направление и характер исторически сложившихся территориально-экономических связей и т. п.), но и рядом его технико-экономических преимуществ перед другими видами транспорта (отличается надежностью, ритмичностью движения вне зависимости от времени года, от природно-климатических условий местности, универсальностью, т. е. способностью перевозить практически все виды грузов, высокой провозной и пропускной способностью, сравнительно большой скоростью и относительно низкой себестоимостью перевозок и др.).

Современная железнодорожная сеть России (в равной мере автодорожные, трубопроводные сети, водные пути и пр.) складывалась на протяжении длительного времени в пределах территории одной страны (сначала России, потом СССР). После распада СССР на ряд самостоятельных государств железнодорожная сеть нашей страны остается тесно связанной с железными дорогами новых независимых государств, т. е. является частью единого территориального образования — единой транспортной системы СНГ. С этих позиций и необходимо рассматривать ее географию, т. е. направление, отправные и конечные пункты отдельных ее магистралей.

Сформировавшаяся ранее география российских железных дорог не претерпела существенных изменений за последний период времени. Наиболее густую и разветвленную сеть железных дорог имеет европейская часть страны. Сеть железных дорог складывалась здесь, прежде всего с учетом географического положения Москвы, портовых городов Балтийского и Черноморского бассейнов, потребностей угольных и металлургических баз Юга страны и Урала, хозяйства Центрального района России. От Москвы в разных направлениях отходят 11 радиально расположенных магистралей, связывающих Центр со всеми экономическими районами России и странами СНГ.

В южном направлении Центр связан с Украиной, Северным Кавказом и с государствами Закавказья главными тремя магистралями: Москва — Ряжск (ж-д узел в Рязанской области) — Воронеж Ростов-на-Дону — Владикавказ с продолжением на Махачкалу и Баку; Москва - Елец (ж-д узел в Липецкой области) - Валуйки (ж-д узел в Белгородской области) — Луганск; Москва — Курск — Харьков Никитовка (Донецкая область).

В этом направлении основные потоки грузов — нефть, уголь, черный металл, цемент, зерно и др.; перевозится значительное количество пассажиров в курортные районы Кавказа и Крыма.

В западном направлении транспортные связи Центра с Белоруссией, странами Балтии и Калининградской областью обеспечивают следующие магистрали: Москва — Смоленск — Минск — Брест; Москва — Бологое (ж-д узел в Тверской области) - Псков - Таллинн; Москва - Ржев -Великие Луки (ж-д узел в Псковской области) - Рига с ответвлением на Вентспилс, Лиепаю (Латвия), Калининград. Дороги имеют очень важное значение в перевозке грузов (преобладает уголь, нефть, прокат черных металлов, строительные материалы, зерно) и пассажиров.

Б северном направлении Центр связан с Северо-Западным и Северным районами по линиям: Москва - Санкт-Петербург (имеет очень важное значение в перевозке пассажиров); Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск (выделяется перевозками лесных грузов).

В восточном направлении Центр сообщается с Поволжьем, Уралом, Казахстаном и республиками Средней Азии посредством магистралей; Москва — Нижний Новгород — Котельнич (ж-д узел в Кировской области) — Киров - Пермь — Екатеринбург; Москва — Рузаевка (Мордовия) — Инза (ж-д узел в Ульяновской области) — Сызрань - Самара - Оренбург; Москва - Грязи (ж-д узел в Липецкой области) — Поворино (ж-д узел в Воронежской области) — Волгоград; Москва — Мичуринск — Саратов — Уральск (ж-д станция в Республике Казахстан); Москва — Саратов - Александров Гай - Макат - Кунград (ж-д станция в Каракалпакии Республики Узбекистан).

Кроме того, в этом же направлении через Поволжье, Урал проходит магистраль, связывающая Центр с Сибирью и Дальним Востоком: Москва - Рязань - Рузаевка - Сызрань (Самарская область) — Самара — Уфа — Челябинск — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Владивосток, восточная часть которой от Челябинска до Владивостока получила название «Транссибирская магистраль». В грузоперевозках преобладают потоки черных и цветных металлов, угля, нефти, лесных грузов, цемента и др. строительных материалов, машин и оборудования, зерна, хлопка и др. грузов. Весьма значителен пассажирский поток.

Восточные районы имеют менее развитую сеть железных дорог. Ее основу здесь составляют магистрали, имеющие широтное направление: Транссибирская (проходит с запада на восток от Челябинска через Новосибирск — Красноярск — Иркутск до Владивостока), Южно-Сибирская (Уфа — Магнитогорск — Астана — Павлодар — Барнаул - Новокузнецк - Абакан - Тайшет) и Средне-Сибирская (ж-д станция Айдырня Челябинской области — Кустанай — Кокчетав — Карсук - Барнаул); Байкало-Амурская (Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань). Эти магистрали, отличающиеся очень высокой грузонапряженностью, обеспечивают связи и взаимодействие (в виде взаимных поставок различных грузов, перевозок пассажиров) главных географических частей страны — Запада и Востока. Однако в связи с распадом СССР осуществлять перевозки между Западом и Востоком стало намного труднее, так как значительные участки сибирских магистралей (в особенности Средне-Сибирской и Южно-Сибирской) оказались за пределами России (проходят по территории суверенного Казахстана). Сибирь и Дальний Восток связаны с Казахстаном и республиками Средней Азии двумя магистралями: Туркестано-Сибирской (Новосибирск — Барнаул — Семипалатинск — Луговая, ж-д станция около Алма-Аты) и Трансказахстанской (Петропавловск — Астана — Караганда — Моинты — Чу, ж-д станция в Джамбулъс-кой области Казахстана).

Важное хозяйственное значение имеют и другие дороги» построенные в европейской части т в Сибири и на Дальнем Востоке страны - Печорская магистраль (Коноша — Котлас - Воркута), способствовавшая освоению лесных ресурсов, угольных, нефтяных и газовых месторождений севера европейской части России; линия Пермь — Киров — Вологда - Санкт-Петербург, предназначенная для связи Урала и Северо-запада России; Кизляр - Астрахань, обеспечивающая связь Поволжья с Северным Кавказом и закавказскими республиками; линии Оренбург - Ташкент и Чарджоу - Гурьев - Астрахань, связывающие Урал и Поволжье с Средней Азией и Казахстаном; «Волжская рокада» (Свияжск, ж-д станция в Татарстане — Ульяновск - Сызрань, Саратов - Иловля, ж-д станция около Волгограда), пересекающая в меридиональном направлении (по правому берегу Волги) широтные линии железных дорог Поволжья; железная дорога Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск -Уренгой — Ямбург, способствовавшая освоению нефтегазовых месторождений Западной Сибири; Амуро-Якутская магистраль (БАМ - Тында — Нерюнгри — Веркакит, ж-д станция в Якутии - Томмот - Якутск), способствующая освоению природных ресурсов (углей Южно-Якутского бассейна и др.) Дальнего Востока; Арктическая магистраль (Уренгой — Ямбург — Лабытнанги — Баваненково), завершение строительства которой будет способствовать освоению газовых месторождений Ямала.

Наиболее грузонапряженные линии железных дорог находятся на важнейших направлениях связей: Центр -Юг, Центр - Поволжье, Центр - Урал - Поволжье, Север - Северо-запад, Сибирь- Урал - западные районы.

Угли Кузбасса потребляют на месте, вывозят на Урал, в Поволжье, Центр. Кузнецкий уголь также идет на экспорт. Зона печорского угля — европейский Север, Северо-Западный и Волго-Вятский районы. Центральный, Восточно-Сибирский и Дальневосточный районы подавляющую часть добываемого угля потребляют в своих районах (по причине невысокого качества добываемых углей и удаленности главных потребителей от месторождений), и внутрирайонные перевозки угля достаточно велики.

. Ведущее место по отправлению нефтегрузов занимает Западно-Сибирский и Волго-Уральский (Башкирия, Татарстан, Самарская и Пермская область) районы, откуда нефтепродукты отправляются в основном на запад — в центральные, северо-западные районы, а также за границу. Часть нефтепродуктов из Западной Сибири поступает в Восточно-Сибирский и Дальневосточный районы.

Однако руда перевозится и на дальние расстояния. Например, железные руды КМА — на Урал, месторождений Кольского полуострова — на Череповецкий комбинат, месторождений Красноярского края — на Кузнецкий и Западно-Сибирский заводы и др. Больше всего руды отправляет Центрально-Черноземный район. Более половины железной руды месторождений КМА перевозится в пределах Центрально-Чернеземного района. Остальное вывозится в Центр, на Север, Урал и идет на экспорт. Большой объем погрузки, и выгрузки железной руды имеет Урал. Почти вся добываемая на месте руда поступает на уральские заводы. Крупные потоки железной руды движутся сюда из Центрально-Черноземного района и Казахстана. На металлургические комбинаты Западной Сибири железорудные концентраты идут в основном из Восточной Сибири,

Из Центра металл следует в основном в южном и юго-восточном направлении (на Северный Кавказ и в Поволжье), с Череповецкого, уральских и сибирских заводов в западном направлении. Большое количество черных металлов перевозится во встречных направлениях (различные марки металла, разные профили проката).

Хлебные грузы также в основном перевозят по железным дорогам (более 85% всех перевозок). Потоки зерна формируются преимущественно в лесостепных и степных районах (на Северном Кавказе, в Поволжье, Южном Урале, на юге Западной Сибири) и идут в потребляющие районы, главным образом европейской части страны — Северо-Западный, Северный, Волго-Вятский, Центральный.

Железнодорожный транспорт играет существенную роль и в пассажирских перевозках, хотя перевозки пассажиров в приведенной продукции железнодорожного транспорта составляют небольшую долю (менее 10%). Пассажирские перевозки по железным дорогам делятся на дальние и пригородные (в пределах пригородных зон).

51. Размещение водного и других видов транспорта

Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в пассажирских перевозках, транспортировке грузов на короткие и средние расстояния. Он занимает ведущее положение в городских и пригородных перевозках пассажиров и грузов, а также на подвозе грузов к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и от них — к потребителям.

В районах Сибири и Дальнего Востока, где сеть железных дорог развита слабо (или их вовсе нет), а использование рек затруднительно (замерзают), автотранспорт является основным видом транспортировки грузов и на дальние расстояния. Дальние, межрайонные перевозки автомобильный транспорт осуществляет также при перевозке некоторых сельскохозяйственных, скоропортящихся грузов (фрукты, овощи и др.)- Однако перевозки по автомагистралям являются более дорогими, чем по водным или железнодорожным путям.

Общая протяженность автодорог России — 945 тыс. км, из которых большую часть (3/4) составляют дороги с твердым покрытием.

География автомобильных дорог страны очень схожа с географией железнодорожного транспорта — наибольшей густотой сети отличаются районы европейской части, между которыми на основных направлениях экономических связей автомобильные трассы проложены параллельно железнодорожным магистралям. Также характерен радиально-кольцевой рисунок сети автомобильных дорог (вокруг Москвы, других крупных городов и промышленных узлов).

От Московской кольцевой дороги лучами расходятся 12 крупных автомагистралей: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Рига, Москва - Минск - Брест, Москва - Харьков — Симферополь — Ялта, Москва - Воронеж -Ростов, Москва - Волгоград - Астрахань, Москва — Рязань - Пенза - Самара, Москва - Нижний Новгород -Казань, Москва — Ярославль и др.

Кроме Москвы очень крупными автомобильными узлами являются: Санкт-Петербург, от которого помимо Московского шоссе автомагистрали идут на север через Петрозаводск к Мурманску, на юг — через Псков, Витебск, Киев и Одессу, на запад — через Таллинн, Ригу в Калининград; Ростов-на-Дону с межрайонными автодорогами Ростов — Краснодар — Новороссийск, Ростов — Армавир - Грозный - Баку, Ростов - Волгоград и др. В восточных районах плотность сети автодорог резко снижается. Важное значение имеют Амуро-Якутский тракт (Невер в Амурской области — Алдан — Томмот — Якутск), соединяющий Якутию с другими районами страны; Ангаро-Ленский тракт (Заярск — Усть-Кут), связывающий верховья Лены с Сибирской магистралью; Чуйский (Бийск в Алтайском крае — Горноалтайск — Монголия) и Кяхтинский (Улан-Удэ - Кяхта в Бурятии) тракты, связывающие нашу страну с Монголией; Колымское шоссе (Магадан — Якутск); автомагистрали Хабаровск — Владивосток, Абакан Кызыл (Усинский тракт) и др.

Намечается строительство автодорог в Западной Сибири: Новый Уренгой — Советский — Ивдель (Свердловская область) на Ямале и Гыданском полуострове.

В грузообороте автомобильного транспорта выделяются строительные материалы (кирпич, цемент и др.), вскрышные породы и грунт, сельскохозяйственные (зерно, сахарная свекла, картофель и др.) и лесные грузы, черные металлы, товары народного потребления.

Подавляющая часть перевозок пассажиров (80%) приходится на внутригородские перевозки. Доля дальних, междугородных поездок пассажиров очень мала (2%).

Морской транспорт России, с ее огромной протяженностью морских границ (более 44 тыс. км, что втрое превышает размеры сухопутных), выходом к морям трех из четырех океанических бассейнов (Тихого, Северного Ледовитого, Атлантического), в транспортной системе страны — один из ведущих. Особенно велика его роль в перевозках экспортно-импортных грузов (на его долю приходится более 90% грузооборота в международном сообщении), в транспортном обслуживании районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и других районов, имеющих выход к морям.

В составе перевозок морским транспортом преобладают нефтяные грузы, руды, строительные материалы, лес, каменный уголь, хлебные грузы. Доля перевозок пассажиров морским транспортом (особенно дальних) невысока. Их основная часть приходится на пригородные перевозки.

Первое место в грузообороте морского транспорта России принадлежит портам Дальневосточного (Тихоокеанского) бассейна, на долю которых приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов.

Дальневосточный бассейн включает Берингово, Охотское и Японское моря, а также восточную часть Северного морского пути (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря). Моря и порты бассейна имеют важное значение для осуществления внешнеторговых связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, транспортно-экономических связей с прибрежными районами Дальнего Востока. Особая важность внутрирайонных и межрайонных перевозок обусловлена здесь тем, что других видов транспорта кроме морского в большинстве приморских районов Дальнего Востока нет. По этой причине доля каботажных перевозок в бассейне (составляет 85% всего объема перевозок) выше, чем внешнеторговых сообщений. Условия судоходства трудные. Крупнейшие морские порты расположены на берегу Японского моря: Владивосток (незамерзающий конечный пункт Северного морского пути и Транссибирской железнодорожной магистрали); Находка и Восточный; Ванино и Холмск на Сахалине, связанные морской железнодорожной переправой; Советская Гавань. Крупными портами также являются Нагаево (Магадан), Охотск, Курильск и Корсаков (все — на берегу Охотского моря), Петропавловск-Камчатский, Провидения, Анадырь (Берингово море), Певек (Восточно-Сибирское море), Тикси (море Лаптевых).

Черноморско-Азовский бассейн обеспечивает связи нашей страны с европейскими, азиатскими и африканскими странами, а также торговые связи со странами СНГ - Республиками Грузия и Украина. Судоходство на Черном и Азовском морях ведется в течение всего года. По объему отправляемых морским транспортом грузов (примерно 25%) занимает второе место, а по пассажироперевозкам — первое. Больше половины перевозок приходится на внешнюю торговлю, однако велика доля и каботажных перевозок между портами Северного Кавказа, Украины, Грузии. В структуре грузоперевозок главное место занимают нефть и нефтепродукты, а также руды, металлы, уголь, лес, строительные материалы (цемент и пр.), продовольственные товары. Бассейн Северного Ледовитого океана включает Белое, Баренцево и Карское моря. Основная задача флота и морских портов Северного бассейна — обеспечение внешнеторговых связей с государствами Европы и Америки, транспортно-экономическое обслуживание районов, прилегающих к западной части Северного морского пути (северные районы европейской России и Сибири). Условия плавания на морях бассейна затрудняются тем, что на большую часть года они замерзают. Исключение — юго-западная часть Баренцева моря, находящаяся под влиянием теплого течения Гольфстрим. Самый крупный порт Баренцева моря — Мурманск не замерзает и работает круглый год. На Белом море самый крупный порт - Архангельск, специализирующийся на лесоэкспорте из России. На эти два порта приходится более половины грузооборота всего бассейна и основная доля приема и отправления экспортно-импортных грузов. В экспорте преобладают древесина, руды цветных металлов, уголь, апатитовый концентрат, пушнина, рыба. Импортируют металлы, хлебные грузы, сахар и др. Перевозка пассажиров по каботажным линиям Севера не получила большого распространения.

Балтийский бассейн так же, как и Северный, имеет важное значение в осуществлении морских связей России со странами Европы и Америки. Внешнеторговые перевозки доминирующие (более 90% грузооборота). Основные экспортные грузы — нефть и нефтепродукты, лес, металлы, апатиты. В импорте преобладают машины и оборудование, продовольственные товары. Малый каботаж между русскими портами бассейна невелик.

Каспийское море в основном используется для связей России со странами СНГ (Республики Азербайджан, Казахстан, Туркменистан) и Ираном. Зимой северная часть моря, прилегающая к районам России, замерзает и навигация прекращается. В общем, грузообороте морского транспорта страны доля этого бассейна незначительна (менее 0,5% отправленных грузов). В структуре перевозок преобладают нефтяные грузы, лес, рыба, строительные материалы, хлопок. Основные российские порты — Махачкала и Астрахань.

Речной транспорт в транспортной системе страны — один из старейших. Реки в России до строительства железных дорог были главными путями сообщения. Однако в результате интенсивности строительства железных и шоссейных дорог, трубопроводных и воздушных магистралей значение внутренних водных систем в экономике страны существенно снизилось. Преимущества речного транспорта (наличие естественных путей, не требующих значительных капитальных затрат на их эксплуатационное обустройство, низкая себестоимость перевозимых грузов и др.) оказались недостаточными для того, чтобы сделать его конкурентоспособным в отношении других видов транспорта и прежде всего железнодорожного, выполняющего в основном те же функции, что и внутренний водный (доставка массовых грузов на средние и дальние расстояния). В итоге доля речного транспорта в перевозке грузов и пассажиров относительно невелика (в целом по стране составляет соответственно 2,5 и 0,25%) и обнаруживает устойчивую тенденцию к дальнейшему сокращению. Решающую роль он играет лишь в отдельных районах (в отдаленных Северных и Восточных, не располагающих другими видами транспорта, и некоторых других) и для перевозки небольшого числа грузов, доставка которых по рекам обходится значительно дешевле, чем по железным дорогам или автомобильным путям (минерально-строительные материалы — гравий, песок, щебень и др., круглый лес). В структуре перевозок грузов по рекам велика также доля нефти и нефтепродуктов, каменного угля, зерна и руды. Пассажирские перевозки речным транспортом осуществляются в основном в виде пригородных и внутригородских сообщений по туристическим и эксплуатационным линиям. Маршруты большой протяженности есть на самых крупных (по протяженности и водности) реках - на Волге (Москва - Астрахань, Санкт-Петербург - Москва - Ростов-на-Дону, Пермь - Астрахань, Москва - Пермь, Москва - Уфа), на Енисее (Красноярск - Дудинка и др.), на Лене (Осетрово - Якутск, Якутск - Тикси и др.).

Россия располагает большей сетью судоходных внутренних водных путей), общая протяженность составляет 75 тыс. км), относящихся к разным речным бассейнам.

Более половины перевозок грузов и пассажиров речного транспорта страны приходится на реки Волго-Камского бассейна. Основные составляющие этого транспортного пути - Волга (самая крупная в европейской части река протяженностью 3531 км, из которых около 3 200 км от Ржева до Астрахани судоходны), Кама (протяженность ее судоходной части 1 614 км), Ока (длина ее судоходной части 1 170 км) и канал им. Москвы, обеспечивающий связь р. Москвы с ВолгойСледующее место по объему выполняемой работы на внутренних водных путях страны занимает Западно-Сибирский бассейн, основная магистраль которого — Обь с Иртышом - связывает южные и центральные районы Западной Сибири с районами Крайнего Севера. Крупнейшие порты на Оби - Новосибирск, Барнаул, Томск, Сургут, Салехард, Уренгой, Лабытанги, на Иртыше — Омск, Тобольск, Тюмень, Ханты-Мансийск. Характер и направление перевозок грузов во многом связаны с освоением нефтяных и газовых месторождений, лесных ресурсов района (с юга района на север поступают трубы и буровое оборудование, строительные материалы, уголь и др., в обратном направлении идут, в основном, лес и нефтяные грузы). Реки Северного и Северо-Западного районов (Северная Двина с притоками Вычегдой и Сухоной, Мезень, Печора, Свирь, Нева, Беломоро-Балтийский канал) играют очень важную роль в хозяйстве страны. По ним идет мощный поток леса, железной руды, апатитового концентрата (с Кольского полуострова, из Карелии, Архангельской области, Республики Коми). Из других грузов больше всего перевозят строительные материалы, уголь, нефть и нефтепродукты, соль и зерно.Большое значение имеет речной транспорт для Восточной Сибири и Дальнего Востока. В Восточной Сибири главные водные магистрали — Енисей с Ангарой, Лена и оз. Байкал. На Дальнем Востоке водную транспортную систему образуют Амур и его притоки — Зея и Бурея. Крупнейшие порты — Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре. Преобладающее направление перевозок главных грузов (лес, уголь, нефтепродукты, зерно) — вниз по реке.

Азово-Донской бассейн включает судоходные пути рек Дона (приходится 80% общей протяженности бассейна) и Кубани, Волго-Донского канала. В перевозках по Дону преобладают уголь, лес, зерно, нефть, минеральные строительные материалы, по Кубани -почти исключительно строительные материалы. Крупные речные порты — Ростов-на-Дону, Калач-на-Дону, Волгодонск, Усть-Донецк.

Воздушный транспорт выполняет роль одного из главных перевозчиков пассажиров на большие расстояния. По удельному весу в пассажирообороте страны (примерно 16%) он уступает только железнодорожному и автомобильному, но значительно превосходит все остальные. Объем грузов, перевозимых авиационным транспортом, относительно невелик, в их составе преобладают особо ценные, скоропортящиеся и срочные грузы. В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты -1/5. Преимущественное использование воздушного транспорта как средства для перевозки пассажиров обусловлено его особенностями — высокими скоростью и себестоимостью перевозок.

Воздушный транспорт России имеет разветвленную сеть международных, внутренних - транзитных (на большие расстояния) и местных авиалиний. Крупнейшим узлом международных и внутренних авиалиний является Москва, на долю которой приходится более 30% всех отправлений пассажиров воздушным транспортом страны. Москва соединена более чем с 80 государствами мира, со столицами всех стран СНГ, административными центрами и крупными городами республик, краев и областей Российской Федерации. На внутренних авиалиниях (многие из них проходят параллельно основным направлениям железных дорог) особенно крупномасштабны перевозки пассажиров из Москвы в Санкт-Петербург, в восточном направлении - в Сибирь и на Дальний Восток (Москва -Иркутск — Хабаровск - Владивосток) и на курорты юга (Москва - Адлер, Москва - Минеральные Воды).

Кроме Москвы крупными авиатранспортными узлами являются Санкт-Петербург, Уфа, Самара, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Сочи, Тюмень, Нижневартовск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток. Они имеют воздушные сообщения со многими районами и центрами страны.

Большое число пассажиров перевозится на местных воздушных линиях, особенно в районах со слабым развитием других видов транспорта — в Сибирь и на Дальний Восток.

Трубопроводный транспорт среди других видов транспорта страны самый молодой, но по объему выполняемой работы (по грузообороту) - ведущий. Он предназначен для транспортировки жидких (нефть и нефтепродукты) и газообразных продуктов. Доля трубопроводного транспорта в грузообороте страны с каждым годом растет, что обусловлено рядом его эксплуатационных преимуществ (надежность в эксплуатации, высокая пропускная способность, низкая себестоимость перевозок и др.), освоением месторождений нефтяных и газовых ресурсов и своеобразием их размещения относительно основных потребителей нефти и газа на внутреннем и внешнем рынке. Протяженность магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов составляет 65 тыс. км, газопроводов — 149 тыс. км. Сеть нефтепроводов и газопроводов в России образует единые системы. Их отдельные части и линии, входившие в Единую систему нефте- и газоснабжения СССР, находятся вне пределов России — на территории Украины, Белоруссии, Казахстана, республик Средней Азии и Закавказья. Из основных нефтедобывающих и газодобывающих районов (Западная Сибирь, Урало-Поволжский и Северный районы) нефтепроводы и газопроводы проложены в Европу.

52. Общая характеристика Центрального федерального округа

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ (ЦФО)объединил два экономических района: Центральный и Центрально-Черноземный. Его площадь - 650,7 тыс. кв. км, численность постоянного населения на 1 января 2000 г. - 36,9 млн чел. В состав ЦФО входят 18 субъектов Российской Федерации (17 областей и город федерального значения - Москва).

В Центральном федеральном округе недра играют наименьшую роль в экономике. Хотя по некоторым полезным ископаемым этот округ занимает лидирующее положение в России. Здесь сосредоточено 66% всех промышленных запасов железных руд (добыча составляет более половины от общероссийской), 25% запасов фосфоритов, 25% цементного сырья (добыча - более 40%) и 15% запасов бокситов. Наиболее используемыми из всех природных ресурсов являются стройматериалы (глина, песок, гравий, щебень) и подземные воды. Добывали в этом округе и уголь (Подмосковный бассейн). Однако сейчас развитие этого производства нерентабельно, оно составляет всего 1% от общероссийского.

В зависимости от уровня развития производительных сил выделяют Старопромышленные и Приокские регионы, а также регионы Черноземья.

Экономика Старопромышленных регионов

К старопромышленным регионам относятся: Московская (с Москвой), Владимирская, Костромская, Ивановская, Тверская и Ярославская область.

МОСКВА - как столица, как крупнейший центр науки, культуры, управления, образования, медицины, промышленности - занимает среди субъектов Федерации особое положение.

53. Общая характеристика Северо-Западного федерального округа

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ (СЗФО) создан, как и Центральный, на базе двух экономических районов: Северо-Западного и Северного. Его площадь 1677,9 тыс. кв. км, численность постоянного населения-14,5 млн человек. В состав СЗФО входят две республики (Карелия и Коми), 7 областей город федерального значения Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ.

Экономика Северо-Западного федерального округа имеет большую сырьевую направленность. Здесь сосредоточено почти 72% запасов и почти 100% добычи апатитов, около 77% запасов титана, 45% запасов бокситов, 19% запасов минеральных вод, около 18% запасов алмазов и никеля. Важнейшим звеном для экономики округа является добыча нефти и угля.

Регион наряду с Киевом и Великим Новгородом является третьим историческим центром формирования восточнославянской культуры.

В Севоро-Запалном федеральном округе можно выделить Западные регионы и регионы Европейского Севера.

Западным регионам относятся город федерального значения Санкт-Петербург, Ленинградскую, Калининградскую, Новгородскую и Псковскую области.

54. Общая характеристика Южного федерального округа

основу ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (ЮФО) положен Северо-Кавказский экономический район с включением трех субъектов Прикаспия Российской Федерации. Его площадь - 592,2 тыс. кв. км, численность постоянного населения - 21,6 млн. человек.

Недра Южного федерального округа изучены достаточно хорошо. Здесь сосредоточено около 73% общероссийских запасов термальных вод (носителей глубинного, "природного" тепла), почти 41% запасов вольфрама и около 30% запасов минеральных вод. Имеются запасы серы, цементного сырья, угля, газа, нефти, меди, цинка, золота, серебра и свинца.

Сегодня регион занимает первое место в России по производству минеральных вод, второе и третье - по производству вольфрамового и цементного сырья. По добыче угля (Донбасс) округ находится на третьем месте после Сибирского и Дальневосточного регионов. Но главные перспективы экономического развития региона связаны именно с добычей и производством "черного золота".

Запасы нефти, залегающие на глубинах от 5 до 6 километров, оцениваются в 5 миллиардов тонн условного топлива. Бурение первой поисковой скважины на шельфе Каспия сразу же подтвердило серьезный "топливный" потенциал этого участка. Однако все проекты требуют очень больших денег - порядка 15-20 миллиардов долларов.

Многонациональность, или полиэтничность, - черта юга России, во многом определяющая его социально-политическую обстановку. Причина главным образом геополитическая. В течение последних трех тысячелетий через этот своеобразный перешеек между Азией и Европой прошли орды кочевников и многочисленные завоеватели - римляне, персы, арабы, монголы, турки и др. Славяне появились здесь в Х в. (Тмутараканское княжество), а проникновение русских началось в ХVI в. Ныне, кроме коренных и восточнославянских народов (русские, украинцы и белорусы, включая казачество, составляют 75% населения региона), здесь проживают представители ряда народов Федерации (татары, мордва, чуваши, удмурды), соседнего Закавказья (азербайджанцы, грузины, армяне) и дальнего зарубежья (греки, болгары, корейцы; а также немцы - выходцы из бывшей Республики немцев Поволжья).

55. Общая характеристика Северо-Кавказского федерального округа

Список субъектов Северо-Кавказского округа:
В состав Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) входят 7 субъектов Российской Федерации, в том числе:
- 6 республик (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Чечня)
- 1 край (Ставропольский край)
Центром округа является город Пятигорск

Значение округа во многом определяется его географическим положением. Через территорию СКФО исторически проходят основные транспортные направления «север — юг» и «запад — восток». Незамерзающие порты стали стратегическими пунктами перевалки значительных объёмов грузов. Ресурсно-сырьевая база СКФО — одна из самых богатых в стране. Топливно-энергетические ресурсы представлены нефтью, природным газом, каменным углём. По мнению международных экспертов, по запасам углеводородного сырья район Каспийского бассейна в скором времени может выйти на третье место в мире по добыче энергоресурсов после Ближнего Востока и Сибири. Важную роль играют такие месторождения, как Северо-Ставропольское, Дагестанские Огни.

Запасы нефти сосредоточены в Республике Ингушетия и Чеченской Республике. Месторождения цветных, редких металлов, вольфрамомолибденовых руд сосредоточены в Кабардино-Балкарии (Тырныаузское месторождение), Карачаево-Черкесии (Ктитебердинское месторождение), свинцово-цинковых руд — в Северной Осетии (Садонское месторождение), меди — в Карачаево-Черкесии и Дагестане (месторождение Кизил-Дере), ртути — в Северной Осетии. Нерудные полезные ископаемые региона — барит, сера и каменная соль, залегающая в крупнейшем в России месторождении в озёрах Эльтон и Баскунчак.

Основу экономики округа составляет базовые отрасли промышленности, которые основывается на использовании местных сырьевых и энергетических ресурсов. Важнейшими отраслью является продуктивное сельское хозяйство, которое специализируется на культивировании зерновых и технических культур, овцеводстве и мясо-молочном животноводстве.

Ведущее место в комплексе по производству непродовольственных товаров народного потребления занимают отрасли, ориентированные на переработку животноводческого сырья: кожевенно-обувная промышленность (Нальчик, Владикавказ), производство мытой шерсти и шерстяных тканей, ковроделие (Махачкала).

 

56. Общая характеристика Приволжского федерального округа

состав ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (ПФО) входят 6 республик и 8 областей и один автономный округ. Площадь ПФО - 1 038 тыс. кв. км, численность населения на - 32 млн человек.

Главный интеграционный фактор, объединяющий все регионы Приволжья - река Волга, самая большая в Европе. Заселение района, его освоение, развитие хозяйства напрямую было связано с использованием этого водного пути (который уже в советское время, на ряду с прежним выходом к Каспийскому морю, получил выходы к Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому морям). До недавнего времени в летнюю навигацию Волга брала на себя 40% всех грузоперевозок европейской части СССР.

С конца XIX в. водная преграда стала пересекаться железными и автомобильными дорогами. Водная "вертикаль" (которая дублируется путями вдоль берега реки) дополнились "горизонталями", связывающими центральные районы России, Кавказ, Украину с Уралом и Сибирью.

Волга является главной оросительной системой для земель Заволжья (в регионе собирается 35% российского зерна). В водах реки обитают 40 видов промысловых рыб.

Другим интеграционным фактором являются богатые ресурсы углеводородного сырья. Район входит в Волжско-Уральскую нефтегазоносную провинцию (и первый газ москвичи в 1947 г. получили из Саратова). Приволжский федеральный округ называют "вторым Баку" - этот регион имеет четко выраженную нефтяную специализацию. Кроме огромных запасов нефти и газа, здесь сосредоточены уникальные запасы калийных солей (около 96% от всех разведанных ресурсов России), большие ресурсы фосфоритов (60%), цинка, меди, цементного сырья, серебра, золота, минеральных вод.

Сегодня регион является монополистом по производству и переработке калийных солей. Эта продукция пользуется огромным спросом на международном рынке. Сегодня около 80% российских удобрений идут на экспорт.

В Поволжье сосредоточен крупнейший комплекс машиностроительных производств, связанных частично с ВПК. Здесь находятся известные мощные производственные объединения в сфере автомобилестроения, авиационно-космической техники. На базе местных источников сырья развилась химия и нефтехимия.

В Приволжском федеральном округе можно выделить три группы регионов: Волго-Вятские, Среднего Поволжья и Западного Урала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.057 с.)