М.Л. Грунис, Г.И. Кирилова, П.В. Пшеничный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М.Л. Грунис, Г.И. Кирилова, П.В. Пшеничный



 

В статье рассматриваются вопросы информационно-средового подхода к модернизации в профессиональном образовании, определяются пути обеспече-ния безопасной разработки и внедрения электронных образовательных нового поколения, включающих культурно-познавательные сервисы, системы дистанци-онного обучения. Акцент сделан на факторах риска, непосредственно связанных со спецификой образования, информационных технологий и формированием ин-формационного сообщества. Вопросы обеспечение безопасного внедрения элект-ронных образовательных ресурсов рассматриваются во взаимосвязи с группами финансово-экономических рисков, коммерческих рисков, а также нормативно-правовых рисков.

Ключевые слова: модернизация,электронные образовательные ресурсы,профессиональное образование, информационные инновации, факторы риска.

 

To the effectiveness of information media aspect for modernization of vocational education. The work seeks to define the ways of providing safe developing and imple-menting of new generation educational Internet-resources including culture-cognitive services, systems of professional and distant education. Accent is made on risk factors directly connecting specific of education, information technologies and formation of information society. The tasks of sure-proof implementation of digital educational re-sources are considering in link with financial and economic risk, commercial risks and legislation risks.

 

Key words: modernization, educational Internet-resources, vocational education,information innovations, risk factors.


 

В процессе перехода от постин-дустриального к информационному этапу развития общества актуальным для модернизации профессионального образованиястановится информацион-но-средовый подход, раскрывающий вопросы ориентации образовательной системы на использование электрон-ных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе. Однако при реализа-ции информационно-средового подхо-да существуют факторы риска, сопутс-твующие их разработке и внедрению ЭОР, которые необходимо учитывать.

В этой статье описаны наиболее сущес-


 

 

твенные факторы риска и предложены пути преодоления рисков, относящиеся

к этапам разработки и внедрения ЭОР, а также пути регулирования взаимо-действий субъектов образовательного процесса, значимые для обеспечения эффективности информационно-средо-вого подхода к модернизации профес-сионального образования.

В данной статье акцент был сделан на риски, непосредственно связанные со спецификой образования, информа-ционных технологий и формированием информационного сообщества [1], в то же время за рамками данного иссле-

 



Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 


 

дования группы финансово-экономи-ческих рисков, коммерческих рисков, а также нормативно-правовых рисков.

 

В группу технологических рис-

 

ков включены риски,связанные с по-иском новых решений и наличием достаточного основания для решения запланированных задач по реализации образовательных ресурсов в услови-ях развивающихся технологий. К этой группе относятся, например риски, вы-званные разницей уровней развития платформ внедрения и надежности из-бранных технологий,нестабильностью

 

и быстрым изменением направления развития технологий, несоответствием их качества необходимому уровню, по-явлением новых технологий, появлени-ем на рынке альтернативного продукта, отсутствием стандартов как на разра-ботку ЭОР, отсутствием прототипов, а также мероприятий и средств, пред-назначенных для экспериментальной проверки их эффективности.

 

Возможные пути минимизации рисков данной группы включают вы-работку критериев продуктивности информационных инноваций в обра-зовательной сфере, организацию сети совместных координационно-исследо-вательских структур с привлечением ученых, специалистов, социальных партнеров и разработчиков к аналити-ческой экспертной работе по анализу достижения критериев и сопоставле-нию платформ и методологии отбора и внедрения инноваций.

 

Необходимы также мероприятия

 

и целенаправленная работа по стандар-тизации электронных образовательных ресурсов и совершенствованию нор-мативной базы в области распростра-


 

нения информационных инноваций в образовательной сфере.

 

В перечень индикаторов рабо-ты учреждений системы образования предлагается включить разработки и использования результативных образо-вательных ресурсов, а также внедрен-ных инноваций.

 

В следующую группу вклю-

 

чены риски, связанные с динамичным обновлением требований к подготовкеспециалистов в учреждениях профес-сионального образования. К этой груп-пе относятся, например, риски, вызван-ные несоответствием разрабатываемых ЭОР существующим учебным про-граммам, с их быстрым изменением и невозможностью за определенный срок проверить качество и эффективность созданного ЭОР, валидности ЭОР, а также с востребованностью произве-денного ЭОР целевой аудиторией.

 

Возможные пути снижения рисков данной группы состоят во взаимном координированном совершенствовании разработок ЭОР и учебных программ,

 

в использовании логистических меха-низмов управления разработками.

 

В этой связи предлагается ввести стандартизованное параметрическое описание [2] (содержащее например, ти-пологию, адресную аудиторию, место в образовательном процессе, временные затраты на освоение ЭОР) в формиру-емых по уровням учреждений системы образования, а также по отраслевому и дисциплинарному признакам банках и базах данных объединяющих инфор-мационные и педагогические иннова-ции, созданные с использованием ЭОР.

 

Для минимизации риска недосто-верности результатов использования ЭОР предлагается ввести систему сбо-

 



Информационные технологии в профессиональной школе


 

ра статистики по результатам процесса обучения для формирования базы пре-цедентов нестандартных ситуаций и создание на ее основе единой методики оценки валидности заданий в системах дистанционного обучения, содержа-щих модули контроля знаний с раз-личными контрольными и тестовыми заданиями.

 

В группу организационных рисков включены риски, связанные с пробле-мами в организации и управлении со-зданием ЭОР. К этой группе относятся следующие риски: неверный выбор раз-работчиков и проблемы обратной связи

 

с ними, а также недостаточная экспери-ментальная и экспертная проверка, от-сутствие качественной документации по внедрению и квалифицированных специалистов для обслуживания сис-тем ЭОР.

 

Предлагаются пути по миними-зации данной группы рисков, которые заключаются в усилении внимания к экспериментальной проверке создан-ных ЭОР и в усилении персональной ответственности разработчиков за со-провождение и внедрение ЭОР. Также предлагается использовать логистичес-кие механизмы в управлении информа-ционными инновациями в образовании на всех этапах разработки и внедрения ЭОР и привлекать к проектам, напри-мер, осуществляемым Министерством образовании РФ, не только структуры самого Министерства, но и предпри-ятия, научные институты, учреждения Академий наук, творческие коллекти-вы и т.д.

 

Предлагается также оснастить банк информационных инноваций [2] механизмом авторизированной обще-ственной оценки и экспертизы входя-


 

 

щих в него ресурсов по параметрам полезности, удобства, эффективности

 

и обеспечить возможность свободно-го (доверительного) выбора мнений и рекомендаций субъективно-значимой группы общественных экспертов.

 

Механизм выделения субъектив-но-значимой группы общественных экспертов состоит в индивидуальном выборе участников, с мнением которых пользователь готов считаться. На базе оценок и рекомендаций, сделанных вы-деленной субъективно-значимой груп-пой общественных экспертов, каждый пользователь делает предварительное суждение о полезности и эффектив-ности использования определенного ресурса, рекомендуемого или отвергае-мого этой группой. При этом, реальная успешность работы с определенным ре-сурсом влияет как на оценку пользова-телем ресурса, так и на его отношение к рекомендовавшему данный ресурс эксперту или группе экспертов. Поль-зователь имеет возможность получать сводки о согласованности собственных суждений и мнений различных выде-ляемых групп участников.

 

Для борьбы с формализмом как источником следующей группы рис-ков предлагается использовать отсро-ченные, пролонгированные методики оценки эффективности и привлечение независимых экспертов, а также сме-щать акценты с критериев активности использования информационных тех-нологий и ресурсов к критериям их продуктивности [4]. Рекомендуется раз-работать и внедрить каталоги индексов востребованности информационных ресурсов по аналогии с каталогами и индексами цитирования в Научной электронной библиотеке.

 



Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 


 

В группу социальных рисков вклю-

 

чены риски, связанные с угрозой рас-пространения неправомерной и вре-доносной деятельности в среде. К этой группе относятся также «виртуальные» аддикции, угроза здоровью, вредонос-ное воздействие на обучаемого. Для минимизации рисков данной группы предлагается уделять особое внимание экспериментальной апробации и ана-лизу возможных отрицательных воз-действий ЭОР на определенные группы субъектов среды, и выявлению ограни-чений на условия их взаимодействия

 

с ЭОР. Данный анализ целесообразно проводить с учетом индивидуальных характеристик личности обучаемого (стилей учения, способов мышления и т.д.). Это требует разработки специ-альных экспериментальных методик и программных модулей в рамках апро-бации и внедрения ЭОР.

 

Приведенное описание наиболее существенных факторов риска, относя-щихся к этапам разработки и внедрения ЭОР, позволяет перейти к раскрытию путей регулирования взаимодействий субъектов образовательного процесса на этапе использования ЭОР.

 

Эффективное внедрение элект-ронных образовательных ресурсов обеспечивается стимулированиемцеле-сообразных и предупреждением неже-лательных взаимодействий субъектов образовательного процесса. Для опре-деления целесообразности или неже-лательности взаимодействий за основу была взята точка зрения экспертов-пре-подавателей, согласно которой взаимо-действие считается нежелательным, если не ведет к получению новых зна-ний или компетенций, вводит в заблуж-дение преподавателя относительно


 

знаний студента, а также, если мешает ходу учебного процесса (например, за-имствование чужой презентации с ЭОР

 

и выдача ее за свою). Соответственно, целесообразными будут считаться вза-имодействия, которые ведут к полу-чению новых знаний и приобретения общекультурных и профессиональных компетенций (например, составление рецензии на статью однокурсника, раз-мещенную на сетевом ресурсе).

 

С позиции обеспечения эффек-тивности информационно-средового подхода в статье раскрываются пути регулирования взаимодействий субъ-ектов образовательного процессачерез создание способствующих целесооб-разным и блокирующих нежелатель-ные взаимодействия организационно-педагогические условия обеспечения эффективности информационно-средо-вого подхода.

 

Блокирующие организационно-педагогические условия, при которых отсутствует возможность сетевых взаимодействий; в этом случае блоки-рование взаимодействий происходит

 

в рамках одного или нескольких пре-пятствующих взаимодействиям орга-низационно-педагогических условий обеспечения эффективности информа-ционно-средового подхода.

 

Одна из групп реализации блоки-рующих условий включает изменения

в организацию обучения, приводящее к невозможности сетевых взаимодейс-твий на физическом уровне, например: отключение локальной или глобальной компьютерной сети, изъятие мобиль-ных телефонов и других технических устройств на время занятий или тес-тирования, отключение флэш-накопи-телей или дисководов, создание помех для действий технических устройств.

 



Информационные технологии в профессиональной школе


 

Другая группа реализации орга-низационно-педагогических условий препятствующих взаимодействиям включает изменения, приводящее к не-возможности сетевых взаимодействий на логическом уровне.

 

Данная группа условий может быть, в свою очередь, разделена на ус-ловия субъектного плана, когда поль-зователь имеет доступ только к своим папкам и файлам, находящимся в сети, по имени и паролю, и условия объект-ного плана, когда доступ к информации предоставляется по имени компьютера в домене или его IP.

Ограничивающие (сужающие)ор-ганизационно-педагогические условия обеспечения эффективности информа-ционно-средового подхода, при кото-рых студенты получают доступ в сеть

 

в зависимости от выбора преподавателя или обучаются в специализированных средах, где ограничены определенные виды нежелательных взаимодействий средствами программного обеспече-ния (например, Moodle снимает необ-ходимость мониторинга определенных взаимодействий), либо уровнем подго-товки пользователя (например, исполь-зование незнакомой пользователю опе-рационной системы Linux, Unix требует дополнительной подготовки для реали-зации взаимодействий).

 

Способствующие организаци-

 

онно-педагогические условия обеспе-чения эффективности информацион-но-средового подхода, при которых стимулируются целесообразные взаи-модействия. В качестве примера реа-лизации условий данной группы явля-ется применение основе сетевых форм обучения, в числе которых совместная


 

 

работа над проектами, требующая раз-мещения результатов работы студентов на сетевых ресурсах (например, Wiki, Googledocs и др.).

 

Механизмы реализации обозна-ченных выше условий обеспечиваются на основе выделенных алгоритмов мо-ниторинга этих взаимодействий, кото-рые классифицированы по критерию непосредственного вмешательства пре-подавателя.

 

К первой группе отнесены актив-ные алгоритмы мониторинга,которыесвязаны с непосредственным наблю-дением преподавателя за работой сту-дентов и регулированием их учебной деятельности. Преподаватель вмеши-вается в работу студентов: отвечает на вопросы, создает пары и группы. К этой же группе относятся указания повто-рить выполнение задания студентом при преподавателе, для подтверждения самостоятельного получения результа-та.

 

Ко второй группе относятся пас-сивные алгоритмы мониторинга взаи-модействий – наблюдение за работой студентов в аудитории без видимого вмешательства. К этой группе относят-ся сравнение результатов выполненных заданий с размещенными в сети, от-слеживание адресов просмотренных сайтов и скаченных файлов в сводках интернет-браузера. В качестве при-мера, демонстрирующего пассивный мониторинг выполнения задания по поиску информации, можно отметить просмотр «Списка недавно просмот-ренных документов», в системе «Кон-сультант Плюс» и т.д. К пассивным алгоритмам мониторинга относятся также алгоритмы, на основе которых мониторинг взаимодействий осущест-

 



Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 


 

вляется по схожести заданий, выпол-ненных разными студентами, – одина-ковые ошибки, расстановка запятых, пробелов, одинаковое имя автора фай-ла и т.д.

 

Выбор алгоритмов мониторинга взаимодействий [3, 5] и условий обеспе-чения эффективности информационно-средового подхода [4] в конечном счете будет зависеть от преподавателя, орга-низующего процесс обучения с исполь-зованием локальных или глобальных сетей. При этом, создавая и используя

 

в процессе обучения собственные или заимствованные электронные обра-зовательные ресурсы, следует учиты-вать, что их разработка, применение и поддержка являются сложным много-ступенчатым процессом [6], поэтому необходимо всесторонне подходить к оценке рисков, связанных с ЭОР.

 

На основании приведенного выше описания факторов риска и опытной апробации [7] эффективности инфор-мационно-средового подхода в обра-зовательном процессе [8, 9] проверены значимые для обеспечения модерниза-ции профессионального образования организационно-педагогические ус-ловия алгоритмы мониторинга взаи-модействий в информационной среде профессиональной школы.

 

Эффективность проявляется в раз-витии электронных образовательных ресурсов нового поколения и их про-дуктивного использования в образова-тельном процессе.

 

Литература:

 

1. Теория и технология информаци-онно-средового подхода к модернизации профессионального образования. Кол-


 

 

лективная монография/ Г.И.Кирилова, О.Н.Волик, В.К.Власова [и др.]; под ред. Г.И.Кириловой. Казань: Изд. «Данис» ИПППО. 2011 156 с.

 

2. Создание и использование банка данных информационных инноваций: ме-тодические рекомендации / Г.И.Кирилова, О.Н.Волик, В.К.Власова [и др.]; под ред. Г.И.Кириловой. Казань: Изд. «Данис» ИПППО. 2011 56 с.

 

3. Ибрагимов Г.И. Инновационныетехнологии обучения в условиях реализа-ции компетентностного подхода// Иннова-ции в образовании. 2011. № 4. С. 4-14.

 

4. Кирилова Г.И. Вопросы моделиро-вания информационной среды профессио-нального образования // Казанский педаго-

гический журнал. 2011. № 2. С. 114-119.

 

5. Волик О.Н. Алгоритмы информа-ционно-средового взаимодействия субъек-тов в системе образования Образователь-ные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2011. Т. 14. № 4. С. 448-456.

 

6. Мухаметзянов И.Ш. Здоровьес-

 

берегающая информационно-коммуника-ционная образовательная среда. // Ученые записки ИИО РАО. 2010. № 32. С. 145-156.

7. Власова В.К. Специфика проек-тирования современной информационной образовательной среды // Образователь-ные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2010. Т. 13. № 2. С. 269-273.

 

8. Кирилова Г.И., Шорина Т.В. Опытприменения средств визуализации в курсе «Информационная безопасность и защита»

 

// Вестник НЦБЖД 2010. №3 С. 22-26.

 

9. Ибрагимов Г.И. Педагогическийэксперимент: проблемы и основные на-правления совершенствования // Педагоги-

ка. 2010. № 3. С. 20-26.

 



Информационные технологии в профессиональной школе

 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВИДЕОРЕСУРСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Т.В. Шорина

 

В данной статье проводится исследование информационной образователь-ной среды в профессиональном образовании и осуществляется поиск эффектив-ных механизмов применения видеоресурсов.

Ключевые слова: профессиональное образование,эффективность,видеоре-сурс, информационная образовательная среда.

 

This paper studies the information educational environment and searches for the design of effective mechanisms for video resources of professional education.

 

Key words: professional education, effectiveness, video resource, the informationeducational environment.


 

Образовательный процесс в сов-ременном обществе осуществляется в среде качественного обеспечения ин-формационными и электронными об-разовательными ресурсами [2]. Совре-менные информационные технологии, ориентированные на систему професси-онального образования, предполагают целостное проектирование и исполь-зование электронных образовательных ресурсов. Эффективные информаци-онная, образовательная и профессио-нально-ориентированная деятельность достигается за счет качественной оп-ределенности информационно-образо-вательной среды, гармонизированной

 

с позиции необходимых и достаточных условий деятельности субъектов сис-темы профессионального образования

[4].

 

Инновационный стимул возника-ет в результате развития научных до-стижений, способных поднять педаго-гическую деятельность на качественно новую ступень. Таким достижением является использование в учебном про-цессе инновационных образовательных


 

 

технологий, которые позволяют изме-нить качество образования. В данной статье рассматривается использование возможностей современных информа-ционных технологий в образовании,

 

в том числе эффективность использо-вания электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе профессиональной школы.

 

Под информационными ресурса-ми понимается информация, зафикси-рованная на материальном носителе и хранящаяся в информационных сис-темах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.) [5]. Образователь-ным электронным ресурсом считается ресурс, содержащий систематизиро-ванный материал по соответствующей научно–практической области знаний, обеспечивающий творческое и актив-ное овладение знаниями, умениями, навыками и опытом в определенной об-разовательной области.

 

Под видеоресурсом в общем слу-чае понимается информационный (или электронный) ресурс, предоставляю-щий возможности хранения и доступа к ресурсам, представленным в формате

 



Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   


 

видеоизображения. Под образователь-ным видеоресурсом в нашей статье понимается электронные издания и ре-сурсы, а также мультимедиа объекты учебного назначения, в которых пре-обладает визуальная информация (сим-вольная, графическая, видеоинформа-ция).

 

Видеоресурсом в образовательном процессе профессиональной школы бу-дем считать ресурс, который формиру-ет навыки получения и представления визуальной информации знаковыми системами выбранной профессиональ-ной деятельности.

 

В представленной статье описы-ваются исследование информационной образовательной среды, поиск эффек-тивных механизмов проектирования инновационных образовательных ви-деоресурсов, а так же определяются ближайшие перспективы практичес-кого использования видеоресурсов в образовательном процессе профессио-нальной школы.

 

Анализ образовательной среды носил информационно-справочный ха-рактер и был направлен на выявление видеоресурсов, применяемых на прак-тике в образовательном пространстве предпрофессионального и професси-онального образования. В числе на-иболее распространенных в образова-тельном процессе профессиональной школы были выявлены следующие понятия, связанные с применением видеоресурсов (в порядке убывания частоты использования): видеолекции, видеообучение, видеоресурс, видео-конференция, учебное видео, вебинар

 

и т.д..

 

В анкетном исследовании приня-ли участие студенты высшей школы,

а также школьники старших классов


 

 

общеобразовательных школ г. Казани. По результатам проведенного анкети-рования были выделены следующие данные:

 

в образовательном пространстве существенное место занимает исполь-зование простейшего видеоряда (до 83% от общего использования видеоре-сурсов);

 

необходимость использования «качественных» видеоресурсов отме-тили 37% респондентов;

приобретение дополнительных профессиональных навыков 57% рес-пондентов связывают с on-line обуче-нием средствами видеоконференцсвязи (дистанционное обучение – 20%, обу-чающие программы – 23%).

 

С целью выявления информации

 

о наличии у студентов достаточного практического опыта сетевого on-line общения, в том числе с использованием средств видеоконференцсвязи, прове-дено анкетирование студентов началь-ных курсов высшего профессионально-го образования.

 

Данное анкетирование направлен-но на выявление активность использо-вания технологии сетевого общения во внеучебной деятельности и дало следу-ющие результаты:

 

сетевое общение on-line у 46% рес-пондентов занимает 40 и более % сво-бодного времени, у 50% респондентов on-line общение занимает не менее 10%, но не более 40% свободного времени;

 

на общение в режиме видеоконфе-ренцсвязи 62% респондентов тратят не менее 10% от сетевого общения on-line, 23% респондентов от 10 до 20% от сете-вого общения on-line.

 

Можно сделать вывод, что на об-щение в сети студенты затрачивают значительное время. Данная информа-

 



Информационные технологии в профессиональной школе

 

ция свидетельствует также о наличии различных сферах профессиональной
у респондентов достаточного опыта се- деятельности (рис.1).  
тевого общения on-line.   Видеоконференцсвязь понима-
С on-line обучением средствами ется как использование в различных
видеоконференцсвязи большинство областях человеческой деятельнос-
респондентов связывают приобретение ти телекоммуникационной техноло-
дополнительных профессиональных гии, обеспечивающей передачу звука
навыков. Покажем масштаб использо- и изображения между абонентами по
вания средств видеоконференцсвязи в сети передачи данных [1].  
         

 

Рис.1. Использование средств видеоконференцсвязи в различных сферах профессиональной деятельности

 

Приведенное статистическое ис- дет начальное, среднее и высшее про-

 

следование (рис.1), позволяет говорить фессиональное образование, а так же
о восстребованности в применении переподготовка специалистов). Про-
средства видеоконференцсвязи в раз- фессиональное образование по приме-
личных областях профессиональной нению средств видеоконференцсвязи
деятельности, в тех направлениях, где занимает третье место (19%), опережая
необходим оперативный обмен виде- по данному показателю лишь дошколь-
оинформацией. Образование в целом ное образование (рис.2).  
попадает в лидирующую четверку по Лидером по использованию
применению данного средства. средств видеоконференцсвязи в под-
Определим соотношение исполь- группе профессионального образо-
зования средств видеоконференцсвязи вания выступает высшее профессио-
по уровням образования. нальное образование (75%), примерно
Для каждого из уровней образо- равные показатели имеют начальное и
вания определено процентное соотно- среднее профессиональное образова-
шение его компонентов (в подгруппу ние (9 и 11%), переподготовка специа-
профессиональное образование попа- листов (менее 5%).    

 


 


Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 

Рис.2. Использование средств видеоконференцсвязи по уровням образования


 

Обобщая полученные выше ре-зультаты, наметим проблемы приме-нения видеоресурсов в современном образовательном процессе профессио-нального образования:

 

дидактический принцип нагляд-ности в образовательном процессе про-фессиональной школы весьма значим, однако на практике в большинстве слу-чаев подача учебного материала огра-ничивается простейшим видеорядом;

 

налицо готовность студентов вос-принимать разные формы подачи ма-териала, и в первую очередь учебные видеоресурсы в том числе средства ви-деоконференцсвязи, однако эффектив-ность применения данных ресурсов в образовательном процессе остается не до конца исследована;

 

в профессиональной деятельности специалистов требуется освоение ком-петенций, позволяющих эффективно обмениваться визуальной информацией по сети, однако профессиональное об-разование в данном контексте уступает сферам профессиональной деятельнос-ти и общему среднему образованию.

 

Информационная среда професси-онального образования должна стро-иться с учетом визуальной составляю-


 

 

щей, так как ведущей опознавательной системой для человека является визу-альная система. Эффективному проек-тированию видеоресурсов в условиях модернизации профессионального об-разования должно уделяется сущес-твенное место [6]. В первую очередь эффективными представляется исполь-зование возможностей современных телекоммуникационных технологий

 

в образовании, которые формируют навыки получения и переработки про-фессионально-значимой информации по сети передачи данных в процессе трансляции видеоинформации. Та-кой путь способствует формированию дополнительных профессиональных компетенций, которые служат допол-нительным фактором конкурентоспо-собности специалиста информацион-ного общества.

 

Литература:

 

1. Кирилова Г.И., Волик О.Н., Шори-

 

на Т.В. Интернет-форум и телемост,посвя-щенные Году учителя: «Информационная среда модернизации профессионального образования в России»// Казанский педаго-

 

гический журнал. 2010. № 4. С.125-129.

 



Информационные технологии в профессиональной школе

 

2. Мухаметзянова Г.В. Приоритет- 5. Федеральный Закон № 24-Ф3 «Об  
ные задачи профессионального образова- информации, информатизации и защите  
ния в современной теории и практике // информации», от 20 февраля 1995 г.  
Среднее профессиональное образование. 6. Шорина Т.В. Специфика методов  
2010. № 10. С. 2-7. проектирования и реализации визуаль-  
3. Роберт И.В. Автоматизация ин- ной составляющей информационной про-  
формационно-методического обеспечения фессионального образования как основы  
построения дисциплинарной инфраструк-  
учебно-воспитательного процесса и орга-  
туры // Теория и технология информаци-  
низационного управления образователь-  
онно-средового подхода к модернизации  
ным учреждением: современное состояние;  
профессионального образования. Коллек-  
перспективы развития// Информатизация  
тивная монография / Г.И.Кирилова, О.Н.  
образования и науки. 2009. № 2. С. 51-62.  
Власова, В.К.Власова [и др.]; под редакцией  
4. Кирилова Г.И., Волик О.Н. Инфор-  
Г.И.Кириловой. Казань: Издательство «Да-  
мационно-средовый подход к модерниза-  
нис» ИПП ПО. 2011. С. 89-98.  
ции профессионального образования. Кон-  
   
цепция// Казань.ИПППОРАО. 2010. С. 4-10.    

 


 

 


Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

 

КАК КРЕТЕРИЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

С.С. Корнеенков

 

Обосновывается положение о том, что образование является качествен-ным, если развивает истинные человеческие ценности, которые присущи каж-дому человеку с рождения. Задача личности и образования – вывести их «нару-жу», в общество, включить в практическую деятельность. Духовное развитие личности определяется растворением, трансформацией человеческого «эго» под воздействием божественной энергии духа. Единство образования, духовности общества и личности позволяет обеспечить функцию воспроизводства системы общечеловеческих ценностей.

 

Ключевые слова: качество образования,духовность,духовное развитие,ду-ховная личность, душа, дух, эго, общечеловеческие ценности.

 

The quality of education, human values and spiritual development of an individual. The article proves that education is qualitive if it develops true human valuesthat inherent to all human beings. The task of an individual and education is to bring them “out” into society and include them in practical activity. Spiritual development is determined by dissolving the individual, the transformation of the human “ego” under the influence of the spirit of divine energy. The unity of education, spirituality of the society and the individual enables to perform a function of reproduction of human values.

 

Key words: quality of education, spirituality, spiritual development, spiritualpersonality, soul, spirit, ego, universal values.


 

В настоящее время повышению качества образования уделяется самое пристальное внимание. Система обра-зования является мощным фактором, посредством которого формируется психика, сознание и характер молодого поколения. За развитие человеческой личности ответственно все общество, но особая роль в этом процессе отво-дится образованию. Личность – сущес-тво дуальное, она содержит в потенции


 

 

весь набор человеческих качеств, как положительных, так и отрицательных и какие из них будут проявлены, зависит

 

и от личности, и от качества всей сис-темы образования. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориента-ционную структуру, которую индивид усваивает при социализации, поэто-му исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой. Сис-

 


 


Теория воспитания


 

тема ценностных ориентаций состав-ляет психологическое ядро личности и направляет, мотивирует всю деятель-ность человека в обществе.

 

Цель статьи – обосновать положе-ние о том, что качество современного образования определяться развитием истинных общечеловеческих ценнос-тей и духовным развитием личности.

 

Истинные ценности находятся в потенциальной готовности в душе каж-дого человека. С развитием сознания душевные качества «выходят наружу»

и трансформируют «эго», что способс-твует эволюции индивида и всего чело-вечества. Признание наукой душевно-духовного начала позволяет по-новому взглянуть и на природу человека, и на качество всей системы образования. Образование должно развивать обще-человеческие качества как высшую ценность и подтягивать сознание ин-дивида к его же духовному уровню. В жизни часто наблюдается прямо про-тивоположное: личность и образование стремятся развить силу интеллекта и эго, чтобы иметь власть над природой, быть успешным в социуме и управлять другими людьми.

 

Как отмечает Шри Ауробиндо, че-ловек порабощен, привязан к дв



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.214 с.)