Е. В. Веденеева, Е. В. Забелина, Д. А. Циринг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е. В. Веденеева, Е. В. Забелина, Д. А. Циринг



 

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки

 

и образования Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013

годы (ГК № 16.740.11.0400)

В статье рассматриваются как проблема мотивации профессиональной де-ятельности молодых научно-педагогических работников, так и их мотивацион-но-ценностные особенности личности. Приводятся результаты эмпирического исследования особенностей мотивационно-ценностной сферы аспирантов.

Ключевые слова: мотивационно-ценностная сфера личности,научно-педа-гогическая деятельность, аспиранты, мотивация профессиональной деятельнос-ти.

 

Characteristics of motivational personality sphere and system of values in post-graduates. The problem of motivation in professional activity and personal motivationtraits are considered in the article. Findings of empirical investigation of motivational personality sphere and system of values in postgraduates as young research and educa-tional personnel are given.

 

Key words: young research and educational personnel, motivational personalitysphere and system of values, research and educational activity, postgraduates, profes-sional activity motivation

 

Закрепление молодежи в сфере отличает высокий профессионализм
науки и образования обусловлено мно- и деловая активностьдля страны,
гими факторами, при этом важную переходящей на инновационный путь
роль играет мотивация научно-педаго- развития. Обучение в аспирантуре
гической деятельности, и, далеко не в – важная ступень специализации
последнюю очередь, нематериальная ее научно-педагогических работников и
составляющая.       от того, насколько качественно будет
Актуальность исследования осо- происходить отбор, а также дальней-
бенностей мотивационно-ценност- шая мотивация молодых специалистов,
ной сферы аспирантов обусловле- зависит качество кадрового обеспече-
наважностью обеспечения научно- ния и, соответственно, развитие науки
педагогическими кадрами, которых и образования в целом.
             

 



Социальная психология и коррекционная педагогика

 

Анализ исследований проблем, деятельности, гораздо меньше внима-
касающихся научно-педагогических ния уделено научно-исследовательской
кадров и их мотивации, показал, что деятельности преподавателя вуза и еще
большинство исследований сосредото- меньше работ рассматривают обе эти
чено, как правило, на проблеме подго- составляющие в системе.
товки научно-педагогических кадров Вопросы мотивации научно-пе-
[1, 6]. В их числе выделяется ряд работ, дагогических работников вуза рас-
отражающих проблемы подготовки на- сматриваются в работах по экономике
учно-педагогических кадров в силовых и управлению. Основной акцент в них
структурах – в МВД (В. М. Булавин, делается на разработке систем стиму-
В. М. Капищенко, Л. И. Лурье и др.) лирования (через заработную плату)

и Вооружённых Силах (И. Н. Козуб- персонала вузов. Существуют лишь цов, Л. С. Козубцова, Г. И. Семенков и отдельные психологические исследо-

др.). Ряд работ (С. С. Балабанов, З.Х.- вания частного характера, направлен-
М. Саралиева и др.) посвящены «вос- ные на изучение конкретных аспектов
производству» научно-педагогических мотивации профессиональной деятель-
кадров. За последние годы появились ности научно-педагогических работни-
работы, в которых исследуются психо- ков вуза, опирающиеся, как правило, на
логические закономерности, условия, какую-то одну мотивационную концеп-
факторы профессионального станов- цию (например, Н. Н. Богдан, Е. А. Мо-
ления педагога и формирование лич- гилевкин, 2004). Попытки разработать
ностно-профессионального потенциа- модель мотивационной структуры лич-
ла на разных этапах его деятельности ности научно-педагогического работ-
(Л. Г. Чернышева, Г. С. Корытова и др.), ника (С. Ю. Трапицын, Е. Ю. Васильев,
а исследования факторов успешности 2004 и др.) не дают комплексного, сис-
педагогической деятельности препо- темного решения проблемы.
давателя вуза (В. А. Аверин, Э. Ф. Зе- На сегодняшний день недостаточ-
ер, А. К. Маркова, А. А. Лежени- но изучен вопрос мотивации научно-
на, К. С. Романов, Э. Э. Сыманюк, педагогических работников вуза, осо-
О. В. Юдин и др.) можно рассматривать бенностей структуры и содержания их
как актуализацию научного интереса в мотивационно-ценностной сферы, од-
области оценивания профессиональной нако практическая значимость вопроса
деятельности в высшей школе. Важно очевидна и связана с тем, что только на
отметить, что несмотря на множество основе его решения возможна разработ-
исследований, связанных с профес- ка научно обоснованных и конструк-
сиональной педагогической деятель- тивных процедур отбора в аспиранту-
ностью, работ по психологии научно- ру и дальнейшая мотивация молодых
го работника, учёного, исследователя научно-педагогических работников в
практически нет. Большинство иссле- соответствии с их психологическими
дований профессиональной деятель- особенностями и возможностями.
ности работников высшей школы пос- Все вышеперечисленное обус-
вящены в первую очередь проблемам ловило необходимость исследования
педагогической составляющей этой специфики мотивационно-ценностной
               

 



Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 


 

сферы молодых научно-педагогичес-ких работников (аспирантов, молодых ученых) для создания психологичес-ких оснований системы нематериаль-ной мотивации их профессиональной деятельности и закрепления молодых кадров в науке.

 

В данной статье представлен один из фрагментов исследования, который посвящен изучению особенностей мо-тивационно-ценностной сферы аспи-рантов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.005 с.)